Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с педагогами МБУ детский сад № 196 «Маячок» г. Тольятти Самарской области. Сегодня воспитатель Шпакович Елена Леонидовна и учитель-логопед Бурханова Лариса Владимировна предлагают вашему вниманию статью «Речевая газета, как средство преодоления речевых нарушений у детей с ТНР». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от авторов:
«Сенсорные речевые газеты и методическое сопровождение к ним мы создали своими руками».
Творческого чтения…
Речевая газета, как средство преодоления речевых нарушений у детей с ТНР
Посмотреть статью в полной версии, с фотографиями.
Детский сад сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально – экономической и образовательной ситуации. Меняются и его нормативные правовые основы. Это не может не повлиять на развитие его предметно – развивающей среды как части образовательного пространства и компонента образовательного процесса. Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка.
Предметное и игровое окружение, воздействует, на детей побуждая их к действию, выполняя по отношению к ним информационную функцию каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становиться средством передачи социального опыта
Оборудование дошкольного учреждения должно быть:
- безопасным:
- здоровьесберегающим,
- эстетически привлекательным
- развивающим.
Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в коррекции не только речевых функций, но и коррекции интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, одной из причин этих нарушений является недоразвитие сенсорных процессов. Сенсорное развитие ребенка и усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию.
Усвоить сенсорный эталон – это не значит научиться правильно, называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях.
При нормальном развитии становление сенсорных функций, моторики, речи, интеллекта и эмоционально-волевой сферы тесно связано. Их формирование осуществляется как единый неразрывный процесс. У детей с отклонениями в развитии идет отставание в развитии процессов ощущения и восприятия. Процессы восприятия у них замедлены, недостаточно избирательны. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса. Создание нами оборудования речевой направленности это центр развития речи или речевая газета включает в себя, многофункциональный полисенсорный характер, разнообразен материалом, соответствует возрасту, доступен, эстетически оформлен и имеет ведущую игрушку уголка, отвечает индивидуальным и возрастным особенностям.
Данное оборудование соответствует принципу интеграции образовательных областей, это означает, что всестороннее развитие ребенка организуется через несколько предметно - развивающих «сред»: речевого, математического, эстетического, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.
Дидактическое оснащение удовлетворяет потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении. Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает нам положительный эффект в коррекционной работе. Игра создает условия для неформального общения ребенка со сверстниками и взрослыми, предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому игровой материал должен быть доступным для него.
Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в игре, собеседником. Поэтому ключевым персонажем, хозяйкой уголка решено сделать именно игрушку. Ведущей в коррекционном уголке может быть мягкая игрушка, игрушка-трансформер, кукла "Пуговка"
Такая игрушка многофункциональна. Кукла "Пуговка" одушевленный персонаж. Ее способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка), задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности.
В наше оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал.
С их помощью мы педагоги создаем условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. При подборе дидактического материала учитывается:
- наполняемость уголка
- разнообразие материала
- соответствие возрасту
- доступность
- системность
- эстетика оформления
- ведущая игрушка
В основу наполняемости положено тематическое планирование по лексическим темам.
Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда.
Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем ее недоразвитии.
Дидактическое оснащение соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
Материал в коррекционном уголке имеет многофункциональный характер, представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке и небольшими группами.
Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи и внеречевых процессов и функций, составляющих психологическую базу речи.
Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.
Необходимо разнообразить деятельность детей в коррекционном уголке.
Критерии оценки состояния коррекционных уголков в группе.
Наполняемость:
- мелкая моторика
- дыхание
- высшие психические функции
- фонематический слух
- звукопроизношение
- слоговая структура слова
- лексика
- грамматический строй речи
- связная речь
- звуковой анализ речи синтез (грамота)
Таким образом, сенсорное оборудование в работе с детьми с ТНР предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности, в сюжетных играх, подгрупповых заданиях, индивидуальных, и умение работать в парах. Предметно – развивающая среда группы представляется, как поле социальной и культурной деятельности, сфера передачи и закрепления социального опыта, развития личности ребенка с ТНР.
Список литературы.
- Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». М., «Просвещение» 1988г.
- «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией Л.А. Венгера. М., «Просвещение» 1988г.
- А.М. Фонарев, С.Л. Новоселова, Л.И. Каплан. «Воспитание и обучение детей раннего возраста». Под ред. Л. Н. Павловой. М. Просвещение 1986г.
- Каралашвили Е.А., Антоненкова О.В., Малахова Н.Е. «Организация сенсомоторного уголка в группах детского сада» Справочник старшего воспитателя №5 – 2008г
- Н.В.Микляева. «Предметно – развивающая среда детского сада в контексте Ф Г Т». «Просвещение» 2012г.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», М.; Академия, 2005.