Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Речевая газета, как средство преодоления речевых нарушений у детей с ТНР
9 минут 2758 653

Речевая газета, как средство преодоления речевых нарушений у детей с ТНР

Shpakovich foto copyДорогие друзья, мы рады познакомить вас с педагогами МБУ детский сад № 196 «Маячок» г. Тольятти Самарской области. Сегодня воспитатель Шпакович Елена Леонидовна и учитель-логопед Бурханова Лариса Владимировна предлагают вашему вниманию статью «Речевая газета, как средство преодоления речевых нарушений у детей с ТНР». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от авторов:

«Сенсорные речевые газеты и методическое сопровождение к ним мы создали своими руками».

Творческого чтения…


Речевая газета, как средство преодоления речевых нарушений у детей с ТНР

Посмотреть статью в полной версии, с фотографиями.

Детский сад сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально – экономической и образовательной ситуации. Меняются и его нормативные правовые основы. Это не может не повлиять на развитие его предметно – развивающей среды как части образовательного пространства и компонента образовательного процесса. Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка.

Предметное и игровое окружение, воздействует, на детей побуждая их к действию, выполняя по отношению к ним информационную функцию каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становиться средством передачи социального опыта

Оборудование дошкольного учреждения должно быть:

  • безопасным:
  • здоровьесберегающим,
  • эстетически привлекательным
  • развивающим.

Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в коррекции не только речевых функций, но и коррекции интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, одной из причин этих нарушений является недоразвитие сенсорных процессов. Сенсорное развитие ребенка и усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию.

Усвоить сенсорный эталон – это не значит научиться правильно, называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях.

При нормальном развитии становление сенсорных функций, моторики, речи, интеллекта и эмоционально-волевой сферы тесно связано. Их формирование осуществляется как единый неразрывный процесс. У детей с отклонениями в развитии идет отставание в развитии процессов ощущения и восприятия. Процессы восприятия у них замедлены, недостаточно избирательны. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса. Создание нами оборудования речевой направленности это центр развития речи или речевая газета включает в себя, многофункциональный полисенсорный характер, разнообразен материалом, соответствует возрасту, доступен, эстетически оформлен и имеет ведущую игрушку уголка, отвечает индивидуальным и возрастным особенностям.

Данное оборудование соответствует принципу интеграции образовательных областей, это означает, что всестороннее развитие ребенка организуется через несколько предметно - развивающих «сред»: речевого, математического, эстетического, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.

 

Дидактическое оснащение удовлетворяет потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении. Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает нам положительный эффект в коррекционной работе. Игра создает условия для неформального общения ребенка со сверстниками и взрослыми, предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому игровой материал должен быть доступным для него.

 

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в игре, собеседником. Поэтому ключевым персонажем, хозяйкой уголка решено сделать именно игрушку. Ведущей в коррекционном уголке может быть мягкая игрушка, игрушка-трансформер, кукла "Пуговка"

 

Такая игрушка многофункциональна. Кукла "Пуговка" одушевленный персонаж. Ее способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка), задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности.

 

В наше оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал.

 

С их помощью мы педагоги создаем условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. При подборе дидактического материала учитывается:

 

  • наполняемость уголка
  • разнообразие материала
  • соответствие возрасту
  • доступность
  • системность
  • эстетика оформления
  • ведущая игрушка

 

В основу наполняемости положено тематическое планирование по лексическим темам.

 

Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда.

 

Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем ее недоразвитии.

 

Дидактическое оснащение соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.

 

Материал в коррекционном уголке имеет многофункциональный характер, представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке и небольшими группами.

 

Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи и внеречевых процессов и функций, составляющих психологическую базу речи.

 

         Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.

 

Необходимо разнообразить деятельность детей в коррекционном уголке.

 

Критерии оценки состояния коррекционных уголков в группе.

 

Наполняемость:

 

  • мелкая моторика
  • дыхание
  • высшие психические функции
  • фонематический слух
  • звукопроизношение
  • слоговая структура слова
  • лексика
  • грамматический строй речи
  • связная речь
  • звуковой анализ речи синтез (грамота)

Таким образом, сенсорное оборудование в работе с детьми с ТНР предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности, в сюжетных играх, подгрупповых заданиях, индивидуальных, и умение работать в парах. Предметно – развивающая среда группы представляется, как поле социальной и культурной деятельности, сфера передачи и закрепления социального опыта, развития личности ребенка с ТНР.

 

Список литературы.

  1. Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». М., «Просвещение» 1988г.
  2. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией Л.А. Венгера. М., «Просвещение» 1988г.
  3. А.М. Фонарев, С.Л. Новоселова, Л.И. Каплан. «Воспитание и обучение детей раннего возраста». Под ред. Л. Н. Павловой. М. Просвещение 1986г.
  4. Каралашвили Е.А., Антоненкова О.В., Малахова Н.Е. «Организация сенсомоторного уголка в группах детского сада» Справочник старшего воспитателя №5 – 2008г
  5. Н.В.Микляева. «Предметно – развивающая среда детского сада в контексте Ф Г Т». «Просвещение» 2012г.
  6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», М.; Академия, 2005.

 

 

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2950 671

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2931 609