Дорогие друзья, сегодня воспитатели МБУ «Детский сад № 196 «Маячок» г. Тольятти Самарской области Скачкова Наталья Викторовна и Юсупова Альфия Фагимовна с удовольствием делятся с нами своим профессиональным опытом по развитию детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста посредством песочной терапии. Данный материал будет полезен педагогам ДОУ.
Краткий комментарий к статье от авторов:
«Внедрение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования ставит перед дошкольными образовательными учреждениями задачу поиска эффективных, инновационных методов, форм, средств, технологий обучения. К одной из таких образовательных технологий относится песочная терапия. Песочная терапия – это игры с песком, которые позволяют развивать и обучать ребенка в нетрадиционной игровой обстановке, помогают в органичной для ребенка форме получить знания и жизненный опыт, познать события и законы окружающего мира».
Познавательного чтения…
Песочная терапия как средство развития детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста
Посмотреть статью в полной версии
Внедрение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования ставит перед дошкольными образовательными учреждениями задачу поиска эффективных, инновационных методов, форм, средств, технологий обучения. К одной из таких образовательных технологий относится песочная терапия.Песочная терапия – это игры с песком, которые позволяют развивать и обучать ребенка в нетрадиционной игровой обстановке, помогают в органичной для ребенка форме получить знания и жизненный опыт, познать события и законы окружающего мира. Нетрадиционные методы воздействия в работе педагога становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Преимущества песочной терапии сводятся к следующему:
- перенос традиционных форм организации образовательной деятельности с детьми в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям, что дает больший коррекционно-развивающий и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения;
- применение песочной терапии на занятиях с детьми способствует созданию благоприятного психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии);
- возможность создавать объёкты картины мира в живом трёхмерном пространстве позволяют более интенсивно и гармонично развивать когнитивные функции(память, внимание, речь, мышление и т.д.);
- игры с песком создают дополнительный акцент на тактильную чувствительность, являющуюся основой сенсорного развития у детей дошкольного возраста;
- песок – прекрасный тренажёр, пропедевтическое средство для подготовки руки к письму, овладения специальными движениями; манипуляции с песком, предметами позволяют развивать мелкую моторику - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук;
- в процессе совместных игр с песком в группе сверстников совершенствуются формы общения, что способствует развитию коммуникативных навыков ребёнка.
Для занятия песочной терапией с детьми требуется влажный и сухой песок (цветной и бесцветный), а также различные предметы, фигурки животных и людей, предметные и сюжетные картинки, схемы заданий. В теплый период года дети играют на улице в песочнице, в холодный период в группе оборудуется игровой центр для игр и экспериментов с песком.
Действия детей с песком можно условно разделить на три типа:
1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки и т.д.);
2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением
3) организация сюжетов, создание композиции
Игры с песком разнообразны. Все игры, с использованием песочной терапии, можно разделить на три вида. Первый вид – это обучающие игры, такие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте, развивают фонематический слух, а также позволяют проводить коррекционную работу по звукопроизношению, развитию связной речи, формированию лексико-грамматических категорий. В этих играх дети выполняют действия по образцу, заданию или инструкции взрослого. Применяются игры по типу: «Дорисуй недостающее», «Нарисуй по образцу», «Укрась узором», «Продолжи узор (ряд чисел, букв и т.д.)», «Составь схему рассказа», «Предложи свой вариант», «Вставь пропущенную букву (цифру)», «Чего не хватает?», «Найди (добавь, убери) только геометрические формы (животных, посуду и пр.)», «Чудесный мешочек» и т.д.
В играх второго вида, познавательно-экспериментальных, песок выступает как основное оборудование для исследовательской деятельности. Эти игры позволяют детям в практической деятельности познать закономерности окружающего мира, проводить опыты и эксперименты с песком. Такие игры формируют у ребёнка представления об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от емкости, в которую он насыпается или накладывается; знакомят с понятиями: «объём», «вес», «мера», «величина»; обучают предметному конструированию. Дети строят природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений, создают макеты улиц, города по замыслу и схеме. Все песочные картины сопровождаются рассказами педагога и ребёнка. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании, развивается пространственная ориентация.
Творческие игры, моделирование игр с сюжетом и режиссёрские игры относятся к играм на песке третьего вида. Сюжет и содержание игр дети выбирают сами. Это могут быть сюжеты любимых мультфильмов, сказок и просто придуманные истории. Педагог выступает в роли организатора, и непосредственного участника игры в образе какого-либо персонажа. Однако активность взрослого не должна тормозить конструктивную активность ребенка. Результатом коррекционной работы с использованием режиссерских игр и игр-сюжетов на песке становится постепенное развитие творческой активности, фантазии, воображения и креативного мышления. У детей развивается способность вступать в конструктивные речевые диалоги, налаживать отношения со сверстниками в игре и вне игры, мирно разрешать возникающие конфликты, формируются коммуникативные навыки.
Предлагаемый опыт работы по применению песочной терапии может быть успешно использован в других образовательных учреждениях при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и воспитанниками учреждений общеразвивающего вида.
Список использованной литературы:
- Грабенко, Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т. М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2007. – 340 с.
- Игры-занятия с водой и песком: учебное пособие/ Л.Б. Баряева [и др.]; под редакцией Л.Б. Баряевой. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. - 235 с.
- Мешавкина, Т.Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками / Т.Ф. Мешавкина. – Екатеринбург: Литур, 2003. – 78 с.
- Новиковская, О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников / О.А. Новиковская. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 64 с.