Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста на традициях русского фольклора и народного инструментального творчества
24 минуты 3761 844

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста на традициях русского фольклора и народного инструментального творчества

Primakova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Примакову Ольгу Михайловну, музыкального руководителя МАДОУ «Детский сад № 34» г. Стерлитамак Республики Башкортостан. Сегодня Ольга Михайловна предлагает нам в своей статье обратиться к традициям русского фольклора и народного инструментального творчества для музыкального воспитания детей. Статья будет полезна педагогам ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Ольги Михайловны:

«Думаю, что предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов в качестве теоретической консультации и методических рекомендаций по музыкальному развитию детей».

Интересного чтения…


Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста на традициях русского фольклора и народного инструментального творчества.

Важное место в жизни человека занимает музыка и музыкальная деятельность. В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей,­ познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

В последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь упрощения. Ребенок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чье «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Ребенка уже в раннем детстве программируют на одностороннее, упрощенное, стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации. Между тем доступность музыки не обусловливает ее высокую художественную ценность.

Затруднения, возникающие у детей дошкольного возраста при восприятии серьезной музыки, во многом объясняются отсутствием у них первоначального музыкального опыта, несформированностью эмоционально-слуховых представлений и мотивации к познанию, тем самым происходит обеднение, а то и атрофия художественного восприятия, что сказывается на духовном развитии личности и народа в целом.

Можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах.

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.

Знакомство с народными традициями, изучение народных инструментов способствует формированию у маленького человека национального самосознания, приносят детям радость, создавая предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.

Народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию традиций и культуры своего народа, а впоследствии и других народов мира.

Знакомство с традициями и историей развития русской культуры, музицирование на народных инструментах, создание детьми аранжировок и оригинальных произведений для игры на инструментах, поиск новых красок и сочетаний в их звучании — все эти виды деятельности определяют творческий, познавательный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей, обусловливают его результативность.

Исходя из актуальности данного направления в работе с детьми, была определена тема статьи «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста на традициях русского фольклора и народного инструментального творчества».

Цель статьи заключается в изучении проблемы использования народного инструментального творчества как средства развития музыкальных способностей дошкольников.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования возможностей народного инструментального творчества для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
  • изучить особенности развития музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста.
  • определить эффективность системы работы по использованию народного инструментального творчества в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования – предположительно, в ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы произойдут качественные изменения в развитии музыкальных способностей (музыкально-сенсорных) у детей дошкольного возраста посредством использования возможностей народного инструментального творчества, а также при использовании всех средств педагогического воздействия и при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ обучения, предполагающих изучение каждого ребенка.

Данная статья будет интересна воспитателям, музыкальным руководителям и родителям, в которой они смогут найти методические рекомендации по использованию процесса обучения дошкольников на традициях русского фольклора и народного инструментального творчества в своей практике.

Традиции народной культуры в музыкальном воспитании и обучении детей.

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, к его истокам, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Пожалуй, ни одни другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский.

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее

В народных праздниках фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Таким образом, систематическое использование в практике работы всех разновидностей народного творчества позволит развивать у детей музыкальную культуру и музыкально-творческие способности через:

  • знакомство и исполнение произведений фольклора, способного привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней;
  • попевки и музицирование простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий и произведений;
  • интонирование прибауток и скороговорок способно подготовить детей к исполнению более сложных произведений песенного репертуара взрослого фольклора: игровых, шуточных, лирических песен и уже как вершина творческих достижений — участие детей в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, которые в совокупности включают различные жанры народного песенного и поэтического творчества – именно там, где дети смогут применить всё свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения и музицирования на музыкальных инструментах (в том чи­сле и народных), исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.

Игра на музыкальных инструментах как вид музыкальной деятельности дошкольников.

В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. Дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.

Музицирование для детей является интересной и увлекательной деятельностью, но стоит отметить, что наибольший интерес у детей вызывает игра на народных музыкальных инструментах. Их яркое оформление, колоритный звук – всё это привлекает детей в народном музыкальном инструменте.

Исполнительство на народных музыкальных инструментах следует рассматривать как модель проявления и становления музыкальных задатков детей, вовлечения их в активную музыкальную деятельность.

Современные дошкольные учреждения опираются на вековой опыт применения в воспитании детей озвученных игрушек, распространенных в народе. Самые древние игрушки появились еще в I—II вв. Об этом, в частности, свидетельствуют экспонаты Музея игрушек в Сергиевом Посаде. Они представляют собой погремушки и трещотки из дерева, просверленных костей, позже появились игрушки из металла. При раскопках в древнерусских городах найдены глиняные свистульки разнообразных форм (в виде козы, петуха, собаки, утки и т. д.).

С помощью народного инструмента ребенок не только может проявлять свои эмоции, но и управлять ими. Он подсознательно чувствует, какие звуки, тембры, созвучия ему нравятся, и никогда не возьмет в руки тот музыкальный инструмент, который будет его раздражать.

В быту народа, в различных культовых обрядах музыкальные инструменты часто применялись как эмоционально воздействующие. Например, трещотки, свистки использовались для привлечения или отпугивания птиц, зверей, ими отгоняли («злые силы» и стремились призвать «добрые»).

Эмоциональное воздействие музыкального инструмента усиливается, когда ребенок, взяв его в руки, как бы ощущает дыхание времени, истории развития культуры своего народа. Играя на народном музыкальном инструменте, он входит в особый мир эмоциональных переживаний, в котором рождаются образы, навеянные звучанием, историей бытования данного инструмента. Проводниками в этот мир образов могут быть сказки, былины, произведения песенного и поэтического народного творчества, сам музыкальный инструмент как образец декоративно-прикладного искусства.

Реализация художественных потребностей детей в процессе музицирования на народных инструментах, развитие их эмоционального восприятия, музыкального слуха и чувства ритма, приобретение музыкального опыта — все это создает предпосылки к активной творческой деятельности детей и сочинительству.

Народные музыкальные инструменты как произведения народного прикладного искусства помогают создавать необходимый эстетический настрой, активизирующий детское восприятие, стимулирующий формирование обратной связи между педагогом и детьми.

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка.

История возникновения оркестра восходит к тем далеким временам, когда на Руси ходили бродячие музыканты: гусляры, гудошники, ложечники, трещоточники и др. На сельских ярмарках и праздниках они веселили народ и, сами того не сознавая, приобщали его к музыкальному искусству. В первые оркестры входили: гусли, гудки, рожки, трещотки, свистульки, ложки, жужжалки и т. д.

В 30-х гг. ХХ века возник первый детский оркестр. Он состоял из простейших ударных инструментов: звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана и т. д. Этот оркестр позволил детям осуществить одно из самых заветных их желаний — «играть музыку».

Существует несколько разновидностей детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда), ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов), смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).

Наиболее простой, доступный из них — шумовой оркестр. Его можно организовать уже с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать метр музыки. В зависимости от характера произведения можно использовать такие инструменты и игрушки, как колокольчик, погремушка, барабан, бубен, коробочка. Большого разнообразия инструментов такой оркестр не требует. Важно подбирать тембры, которые выразительно подчеркивали бы характер музыки, элементы изобразительности.

Одна из разновидностей шумового оркестра — ансамбль ложкарей. В него иногда включают несколько других ударных инструментов (бубен, треугольник, рубель и т. д.).

Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Детей побуждают прислушиваться к своей игре и игре партнеров, слушать фортепианную партию и не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.

Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребенком и игра небольшими группами (по 2—3 человека). Детей объединяют в подгруппы лишь тогда, когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии.

Звучание оркестра более разнообразно и интересно, если инструменты играют не только все вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки: чередование различных тембровых окрасок в каждой части музыкального произведения, которые наиболее соответствуют настроению музыки.

Для гармоничного звучания смешанного оркестра требуется большая предварительная работа с детьми — сначала индивидуальная, затем небольшими группами, ансамблем и, наконец, всем составом оркестра.

Зная некоторые правила инструментовки, музыкальные руководители могут сами (с участием детей), исходя из характера музыки, определять состав оркестра, выбирать группы солирующих инструментов, распределять, каким инструментам поручить различные элементы фактуры (мелодию, аккомпанемент, ритмический рисунок мелодии, сильные доли тактов, акценты, метрическую пульсацию).

Таким образом, игра на музыкальных инструментах является увлекательным, интересным видом музыкальной деятельности детей. Музицирование на народных инструментах позволяет решать как задачи музыкального воспитания и обучения, так и задачи всестороннего развития детей дошкольного возраста. В произведениях народного творчества заложен большой воспитательный и развивающий потенциал, который раскрывается лишь в ходе систематического и последовательного обучения детей.

Внедрение в практику ДОУ воспитательного процесса обучения дошкольников на традициях русского фольклора и народного инструментального творчества.

Процесс обучения дошкольников на традициях народной музыкальной культуры я широко использую в своей практике.

Музыкальные занятия проходят в интересной, увлекательной форме, каждый ребенок принимает непосредственное участие во всех видах деятельности, предложенных на занятии. Содержание и форма проведения каждого занятия тщательно продумываю, стремлюсь, чтобы занятие максимально решало поставленные задачи: образовательные, воспитательные и развивающие. Так, работа по обучению игре на народных музыкальных инструментах занимает значительное место в системе всей работы.

При обучении детей игре на народных инструментах (как сольной, ансамблевая, оркестровая игра) развиваю их музыкально-творческие и исполнительские способности, расширяя при этом представления детей о разнообразии жанров устного народного творчества, воспитываю интерес и любовь к музицированию, развиваю у детей творческую активность и художественный вкус; приобщаю к инструментальной народной музыке.

Система работы направлена на развитие у детей восприятия звуковысотных, динамических, выразительных тембровых свойств музыкальных звуков, исполнительских и творческих способностей детей.

Разработанная мною система работы по обучению детей игре на музыкальных (в том числе народных) инструментах строится с учетом общедидактических принципов обучения и воспитания детей (последовательность, учет ведущего вида деятельности, учет индивидуальных способностей конкретного ребенка и др.); методики обучения игре на музыкальном инструменте; методики работы с оркестром (ансамблем).

Обучение детей игре на музыкальном инструменте осуществляю последовательно:

  • знакомство с инструментом - история его создания, особенность его использования, отмечаю при этом красоту и напевность, индивидуальность инструмента – тем самым характеризую исполнительские возможности инструмента; знакомлю с его конструктивными особенностями;
  • постановка исполнительского аппарата – корпуса, рук, амбушюра и др.
  • освоение основных приемов звукоизвлечения (разбираем с детьми как извлекается звук из того или иного музыкального инструмента - от удара пальцев рук, ладоней, палочек, молоточков, колотушек или частей инструментов друг о друга; в результате встряхивания; трения – скольжения и др.);
  • развитие исполнительского мастерства – проводится работа над художественно-выразительным, эмоциональным, музыкально грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения;
  • работа над музыкальным произведением (анализ музыкального произведения).

В практической работе по обучению игре на музыкальном инструменте (в том числе народном) использую игровые приемы и упражнения, игровые и проблемные ситуации, дидактические игры - на различение тембров музыкальных инструментов, звуков (по высоте, длительности), прием ритмической импровизации; наглядное моделирование при обучении игре на мелодичных музыкальных инструментах (нотная грамота) и т.п.

Мною собрана целая коллекция народных музыкальных инструментов (трещотка, трещотка круговая, ложки, шаркунок, рубель, треугольник, колокольчики, бубны, бубенцы, всевозможные погремушки, коробочка, копытца, бич (хлопушка), которые активно использую на музыкальных занятиях и в кружковой работе. Дети с большим удовольствием, неподдельным интересом и радостью учатся играть на них, с любовью и трепетностью берегут и ухаживают за ними, с вдохновением рассказывают взрослым и друзьям о своих практических умениях игры на народных инструментах, с гордостью участвуют в детских концертах перед малышами, на развлечениях и фольклорных праздниках.

Предлагаю детям творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий. При этом считаю, эффективными парные задания на импровизацию музыкальных образов, контрастных между собой. Так, в младших возрастных группах предлагаю детям импровизировать на ударных инструментах контрастные по характеру звукоподражания (шум приближающегося и удаляющегося поезда). В средней группе детям прелагаю сыграть на металлофоне свою колыбельную и плясовую мелодию. В старших группах задания усложняю, применяя при этом различные виды контрастных сопоставлений: контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, например, боевого и шутливого), контраст в пределах одного названия (птичка поет грустно и весело), контраст в пределах одного настроения, передача возможных его оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть жалоба и т.д.).

Творческие задания детям предлагаю выполнить и коллективно – шумовой оркестр. Вместе с детьми обсуждаем, какими инструментами, в каком темпе, с какими динамическими оттенками лучше передать тот или иной образ. Творческие задания для шумового оркестра предлагаю уже детям младших групп: передача в музыке цокота копыт, волшебных падающих снежинок. Снежинки дети изображают с помощью звенящих колокольчиков, треугольников, металлофонов, а цокот копыт – с помощью деревянных ложек, кубиков. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, совместно с детьми выбираем определенные выразительные средства.

Такое коллективное музицирование помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, прививает любовь к исполнительскому музицированию, стимулирует творческую инициативу.

В работе с ансамблем ложкарей выделяю три этапа:

1. первый этап - знакомство детей с приемами игры на ложках.

2. второй этап – практическое освоение техники игры на ложках, ритмическая тренировка.

На этом этапе осуществляю разбор музыкального произведения по партиям: выделяем с детьми трудные места отрабатываем их отдельно (индивидуальная работа) затем соединяем эти партии. Объясняю детям, что в ансамбле ложкарей необходимо всем играть в одном темпе, каждая партия должна одновременно на ложках постукивать ритм, одновременно начинать и заканчивать музыкальное воспроизведение. Обучаю основным приемам игры на ложках:

ТРЕЩЕТКА ПРОСТАЯ. Ложки в правой руке, левая ладонь повернута вниз. Вначале удар по ноге, отскок в ладонь и обратно по ноге.
СКОЛЬЖЕНИЕ КОРОТКОЕ. Левая рука согнута в локте, кисть повернута вверх. Удар ложками по ладони, скольжение вниз и удар по ноге.
СКОЛЬЖЕИЕ ДЛИНОЕ. Удар ложками по левой ладони, скольжение вниз на левую ногу и продолжение скольжения на правую ногу.
ЛИНЕЕЧКА1. Удар по левой ладони, удар по лев. колено ,удар по левой ноге внизу (ногу слегка приподнять во внутреннюю сторону),вернуться на колено.
ЛИНЕЕЧКА 2. Левая нога быстро выпадает вперед на каблук, короткое скольжение по колену, голень 2 раза,колено. Затем правая нога быстро выпадает вперед на каблук и все повторить.
ДВОЙКА. Два раза удар по левой ладони, два раза удар по колено соседа справа.
ТРЕМОЛО. Левая рака согнута в локте, кисть прижата к корпусу. Ложки быстро двигаются между ладонью и левой ногой, затем правой ногой. Кисть от корпуса не отпускать, поворачиваться руке вместе с туловищем.
СОЛНЫШКО. Хлопая ложку об ложку, описываем большой круг.
КРУГ. По ладони левой руки, левому плечу, правому плечу, правому колену.
«Музыкальное эхо»: простукивание ритма - дети повторяют, далее один ребенок простукивает ритм - остальные повторяют.

Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Детей побуждаю прислушиваться к своей игре и игре партнеров, и не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.

Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребенком и игра небольшими группами (по 2—3 человека). Обычно занятия по обучению индивидуальной игре и в ансамбле состоят из 2 частей: 1-я часть - разучивание мелодии произведения под руководством педагога; 2-я часть - работа на старом, знакомом материале над темпом, динамикой, выразительностью исполнения.

Детей объединяю в подгруппы лишь тогда, когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии.

Третьим этапом является выступление на праздниках, в концертах, развлечениях.

Воспитывая подрастающее поколение на традициях народного творчества, провожу фольклорные праздники: «Осенняя ярмарка», «Капустник», «Посиделки», Пасха, Масленица, Рождество, Святки.

Заключение

Изучение мной проблемы по использованию русского фольклора и народного инструментального творчества в музыкальном воспитании дошкольников дало положительные результаты: у детей произошли существенные изменения в сформированности как музыкально-сенсорных способностей так и исполнительских умений игры на музыкальных инструментах (в том числе и народных); сформировались навыки звукового анализа палитры музыкальных инструментов, навыки в создании несложных аранжировок музыкальных произведений, что являлось целью обучения игре на музыкальных инструментах. Дети научились самостоятельно подбирать для конкретной мелодии наиболее подходящий инструментарий и тип инструментального сопровождения, расширились представления детей о разнообразии жанров устного народного творчества.

Музицирование позволило развить у детей чувство взаимопомощи и внимания к действиям товарищей; способствовало развитию координации музыкального мышления и двигательных функций организма, фантазии и творческих способностей, музыкального вкуса, научило понимать и любить музыку.

У детей повысился интерес к музыкальным занятиям, они с большим удовольствием и радостью принимали участие в музыкальных концертах, праздниках, проводимых в детском саду, но и стали участниками городских фестивалей и конкурсов.

Считаю, что эффективность внедрения воспитательного процесса обучения дошкольников на традициях русского фольклора и народного инструментального творчества подтверждена.

Список используемой литературы

  1. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М., 2004
  2. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. М., 1990
  3. Морева Н.А. Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении. М., 2004
  4. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. М., 2001
  5. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000
  6. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование с дошкольниками // Дошкольное воспитание, 2000, № 9 с. 101.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 5452 673

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 5780 610