Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Макарову Елену Васильевну, учителя начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 Яшкинского муниципального района» п. Яшкино Кемеровской области. Сегодня Елена Васильевна с удовольствием делится с нами полезным материалом о роли ИКТ в формировании навыков правильного и выразительного чтения. Статья будет полезна учителям начальных классов и родителям.
Краткий комментарий к статье от Елены Васильевны:
«Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. Настоящими помощниками в этом становятся средства ИКТ. Работа эта очень сложная, но очень важная и её нужно проводить систематически. От этого зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми».
Полезного чтения…
Роль ИКТ в формировании навыков правильного и выразительного чтения.
Введение
Люди перестают мыслить, когда перестают читать
Д. Дидро
На протяжении многих лет я работаю над темой «Формирование навыков правильного и осознанного чтения». Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Обществом все более осознается необходимость защиты и поддержки детского чтения на государственном уровне. От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации.
В нашу жизнь прочно входят информационные технологии. Внедрение информа-ционно-коммуникационных технологий влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании, методах обучения. Применение новых методов помогает активно воздействовать на формирование и развитие навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование устной речи, воспитание творческой, социально-активной личности.
I Развитие навыка быстрого чтения у младших школьников как педагогическая проблема
В начальной школе большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения.
Интерес к книге, чтению, книжной культуре с каждым годом снижается. Специалисты констатируют, что детское чтение сегодня – область, где уже существует и продолжает накапливаться множество проблем. Осознание обществом того, что в этой области назревает острое неблагополучие, отражается и в средствах массовой информации.
Развитие навыков чтения у учащихся становится устойчивой потребностью с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки, которые требуют умелого педагогического подхода с учетом степени начитанности учащихся, их читательских пристрастий и литературных наклонностей. Известно, что читательские навыки во многом определяют личность человека, поэтому процесс развития навыка чтения у младших школьников нами рассматривается как психолого-педагогическая проблема. Всё вышесказанное обуславливает социальную значимость развития навыка чтения у младших школьников.
Решение проблемы развития навыка чтения у младших школьников является весьма актуальной и находит свое отражение в трудах исследователей по начальному образованию.
В настоящее время в школьной практике повсеместно наблюдается спад интереса учащихся к чтению, который проявляется в нежелании читать книги во внеурочное время, в равнодушии, а порой и в отрицательном отношении к урокам чтения.
Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.
Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. «Завтра» наших детей – это информационное общество. Поэтому развитие ИКТ-компетенций школьников, одно из требований в условиях внедрения ФГОС. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо.
В мире уже накоплен достаточный опыт использования компьютерных технологий в образовательной деятельности. Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.
Развитие навыков чтения будет более эффективным, если применять наиболее целесообразные методы и приёмы, подбирать текст и понимать прочитанное, проводить упражнения на выразительность чтения в системе, начиная с самых простых и постепенно усложняя их, использовать игры, которые будут повышать интерес к этому сложному виду деятельности.
Использование компьютера позволит также индивидуализировать процесс обучения. Каждому ребенку можно выдавать индивидуальное задание, которое будет, выполняется в удобном для него темпе с соответствующим уровнем сложности. Компьютер – это универсальная игрушка, имеющая возможность настраиваться на конкретного ребенка, терпеливо реагировать на любые его действия, общаться с ним, обеспечивая деятельность в зоне его ближайшего развития.
Если обучение чтению насчитывает тысячелетия, то уроки чтения как самостоятельное, т.е. включенное в расписание время, которое целенаправленно используется учителем именно для обучения младших школьников основам читательской деятельности, а затем их совершенствованию в ней, возникли, с исторической точки зрения, совсем недавно, в 60-е годы XIX века, выделившись из уроков родного языка. Заслуга этого нововведения принадлежит Константину Дмитриевичу Ушинскому. «Приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить к такой беседе – есть, по нашему мнению, - писал К.Д. Ушинский, - одна из важнейших задач школы»
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно. Считается, что одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения, беглости, осознанности, выразительности и правильности от класса к классу.
1. Понятия «навык чтения», «беглость», «осознанность», «выразительность», «правильность».
Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.
С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности младшего школьника, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).
Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность.
Первоначально ученик младших классов осваивает технику чтения, а затем понимает прочитанное. Если мы не сформируем технику чтения, процесс понимания уходит, возникает так называемое механическое чтение.
«Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению, и какую ответственность он несет перед учеником, его родителями, учителями средней школы. Зачастую средняя школа упрекает начальную в том, что учащиеся, пришедшие в пятый класс, читают медленно, не умеют пересказывать, рассуждать и оценивать прочитанное.
Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.
Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков. Одним из таких общеучебных умений и является навык чтения. Каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.
Навык чтения – это и то, чему учат, и одновременно то, посредством чего ученик сам учится (основной принцип ФГОСов). Народ давно подметил важность владения чтением, этим, как говорят о нем, общеучебным навыком, отразив свое отношение к чтению в пословицах и поговорках. Вот одна из них, древнейшая: «На азбуке осекся – и цифирь не удалась».
Чтение, книга – это мощное средство образования, воспитания и развития умственного, языкового, речевого, нравственного, культурного, эстетического, информационного, говоря шире – интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей.
Принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
Сознательность чтения трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
Наряду с термином навык чтения употребляется термин техника чтения. Еще до недавнего времени этот термин называл только техническую сторону процесса чтения.
Известный психолог Тихон Георгиевич Егоров в работе «Очерки психологии обучения детей чтению» (1952г) – очень популярен в современной педагогике, рассматривает чтение как деятельность, состоящую из трех взаимосвязанных действий: восприятия буквенных знаков, озвучивания (произношения) того, что ими обозначено, и осмысления прочитанного. У младшего школьника, который только учится читать, эти действия протекают последовательно. Однако по мере накопления опыта чтения текста эти компоненты синтезируются. Т.Г. Егоров пишет: «Чем гибче синтез между процессами осмысливания и тем, что называется навыком в чтении, тем совершеннее протекает чтение, тем оно точнее и выразительнее». Как следует из приведенного высказывания, исследователь технику чтения (то, что в чтении называют навыком, т.е. механизмом восприятия и озвучивания) не противопоставляет осмыслению читаемого. Чтобы чтение состоялось, все три действия должны быть совершенны одновременно. С. П. Редозубов писал, что всякий урок чтения должен быть уроком сознательного чтения, а деление уроков на «уроки техники чтения» и «уроки сознательного и выразительного чтения» - неграмотность педагога.
2. Значение внимания и зрительной памяти для развития навыка чтения у младших школьников
Внимание – это тот процесс, который поддерживает контроль за чётким и организованным протеканием психической деятельности, развивая способности ребёнка к организации познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти). Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным предметам. Так при овладении математикой ведущая роль принадлежит объёму внимания, при обучении чтению ведущая роль принадлежит устойчивости внимания. Из этого напрашивается вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
В силу особенностей своей работы учитель может изо дня в день, на каждом уроке и в разнообразных естественных ситуациях наблюдать за поведением детей, характером их учебной и вне учебной деятельности. В результате он имеет возможность получить достаточно полное, целостное представлении о внимании школьников.
У младших школьников больше развита образная память, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, события. Кроме того, обучение в начальных классах строится так, что школьникам дается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память. Результат – снижение успеваемости при переходе учащихся в основную школу. Одна из причин этого снижения – у младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи и словесно-логической памяти. Поскольку объем запоминаемого материала в начальной школе невелик, то ученику посильно запомнить его дословно. В основной школе объем запоминаемого существенно возрастает, а у ребенка не сформирована способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Учащиеся не умеют ставить цели для запоминания, а ведь именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Вторая причина в том, что запоминание ограничивается бездумным повторением, формальным заучиванием материала путем его многократного механического повторения. В результате ученик может воспроизвести текст лишь в том порядке и в тех словесных формулировках, в которых он был им заучен. Если какое-то звено в закрепившейся цепочке выпало, забылось, вся цепь слов рассыпается.
Забывание материала понятого, осмысленного идет значительно медленнее, чем бессмысленного. При бездумном восприятии материала забываются как существенные, так и второстепенные части заученного. В итоге ученик воспроизводит какие-то случайные фрагменты воспринятого. Так как ребенку с каждым годом приходится запоминать все больше и больше, необходимо формировать его логическую память.
Развитию памяти способствуют следующие виды работ и упражнения:
- диктанты, включая выборочный, свободный;
- игра «Живые слова»;
- веселые запоминалки;
- индивидуальные карточки с картинками;
- таблицы;
- алгоритмы;
- тренировочные «зарядки» с работой над предложением;
- русские народные скороговорки и чистоговорки;
- дидактические кроссворды;
- дидактические ребусы;
- задания «Послушаем звуки»;
- веселые стихи на уроках обучения грамоте;
- игровые упражнения на развитие эмоциональной памяти ;
- дидактические сказки;
- памятки для обучающихся, учителей, родителей.
Кроме того, развитию памяти способствуют диктанты с предварительной подготовкой по учебнику. Обучающиеся объясняют, осознают содержание текста, орфографически проговаривают слова, объясняют написания.
Проводятся они следующим образом:
1. Зрительный диктант. Текст, предназначенный для записи, прочитывается самими учащимися. Учитель записывает его на доске. Ребенок внимательно вчитывается в текст, всматривается в орфограммы, распознаёт слова на изучаемое правило. Можно эти правила повторить при зрительной подготовке к записи текста. Текст закрывается. Затем учитель диктует. После записи ученик сам проверяет написанное.
2. Письмо по памяти проводят с целью закрепления слов с орфограммами, запоминание которых основано на зрительном восприятии. Оно требует тщательной подготовки. Дети заучивают наизусть текст в несколько строк (можно стихотворный или прозаический), объясняют все орфограммы, знаки препинания, запоминают слова на еще не изученные правила (если есть в тексте). Заранее подготовленный текст самостоятельно записывается ребенком. После записи проводится проверка, дети сличают текст с написанным на доске.
3. Предупредительный диктант. Методика его проведения состоит в том, что учитель читает текст по предложениям. Ученик проговаривает слова и объясняет, как их написать. Слова и части слов, которые объяснялись, подчеркиваются. Можно одновременно записывать текст на доске и в тетради. При этом виде работы учащиеся воспринимают текст на слух, выделяют трудные слова в орфографическом отношении, решают, как их надо писать. Ошибки предупреждаются до записи текста.
4. Восстановительный диктант. Дети выписывают из продиктованного текста определенные грамматические категории (глаголы, имена существительные и др.), а затем заново конструируют текст по выписанным из диктанта словам. Этот вид диктанта увеличивает степень активности и самостоятельности детей, так как хотя выписанные «опорные» слова и помогают запомнить прослушанное, но не дают возможности запомнить текст дословно и учащимся приходится самостоятельно создавать текст.
5. Диктант-игра «Кто больше запомнит». Его впервые предложила Федоренко. Цель – совершенствование памяти, без чего невозможно развитие орфографических навыков школьников. Учитель читает предложение один раз, а во время паузы между предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Здесь важно точное воспроизведение, а не количество записанных слов.
Если ребенок учится переживать услышанное, воссоздавать в воображении картины художников слова, превращать образы в слова, то и речь его становится более ясной и более яркой. В этом заключается неумолимая заслуга сочетания трех важных видов памяти: зрительной, слуховой и двигательной. Достичь этого можно на основе использования комплексных методов, соединяющих разные виды деятельности – рисование, речь, игру. Игра дает простор детской фантазии, поощряет самостоятельность, в рисовании проявляется образное мышление ребенка, мир его чувств и фантазии. Особенно это важно на первых этапах обучения.
Для комплексного сочетания разных видов памяти с учетом индивидуальных различий эффективным является использование при чтении звукового ориентира: живой голос учителя, аудиозапись, при котором младшие школьники водят пальчиком за указкой учителя, а позднее – по строкам книг, при этом понимая смысл и рисуя зрительные образы.
Можно использовать пение, которое очень любят младшие школьники. Так как во время пения глаза опережают на 2-3 слова звучащий текст. Во время исполнения припева обучающиеся могут выполнять упражнения учебной гимнастики: рисовать в воздухе большие восьмерки правой, левой, двумя руками. Такое упражнение устраняет путанее букв при чтении и письме, улучшает координацию и центровку тела.
Для сочетания наиболее важных видов памяти эффективным является прием «рассказывание руками». При таком приеме обучающим показывают иллюстрацию и спрашивают, о чем будет текст, потом проверяют, как оправдались предположения. После этого учитель снова читает текст, вместе с детьми, рассказывая руками.
Следует помнить, что рациональным приемом осмысленного заучивания, упражнениям, ориентированным на повышение продуктивности запоминания, надо учить младших школьников систематически.
Учебная деятельность требует хорошего развития произвольного внимания.
Возрастная особенность младших школьников – сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Слабость произвольного внимания – одна из основных причин школьных трудностей: неуспеваемости и плохой дисциплины.
При развитии внимания у младших школьников следует учесть следующие особенности:
1. Многие проблемы неуспеваемости учащихся начальной школы связаны с физиолого-психологическими особенностями развития детей данного возраста. В частности внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером. Первоклассники и отчасти второклассники ещё не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она не интересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Значительно лучше у детей данного возраста развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает учеников, без всяких усилий с их стороны. Но строить обучение только на непроизвольном внимании невозможно.
2. Хотя жалобы учителей и родителей на невнимание младших школьников особенно распространены, внимание необходимо рассматривать лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде, т. к. оно не имеет своего отдельного специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Именно поэтому в первую очередь работу по развитию необходимо вести в этом направлении. Да и сами развивающие упражнения зачастую обеспечивают развитие и других психических процессов.
3. Внимание – многомерное психическое явление, и его уровень во многом зависит от слаженности работы всех его составляющих: концентрированности, объёма, устойчивости, распределяемости и переключаемости. И если хотя бы одно из перечисленных свойств внимания ослаблено, это неминуемо скажется на работоспособности учащегося.
Сложность, однако, заключается в том, что разные свойства поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объём внимания, он индивидуален, в то же время остальные свойства можно и нужно тренировать.
Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают общий смысл и, довольствуясь им, «пренебрегают частностями». Надо научить детей преодолеть глобальное восприятие и попытаться научить воспринимать содержание с учётом элементов на фоне смысла целого.
II Роль технических средств обучения в развитии навыка быстрого чтения у младших школьников
На протяжении всей истории человеческого общества человек изобретал и создавал машины, технику, которая давала бы возможность добиваться лучших результатов с меньшей затратой сил и энергии. Развитие техники внесло свои изменения во все аспекты жизни человека, в том числе и в процессе обучения.
В области преподавания, использование ИКТ относится к числу наиболее актуальных. Появление обучающей техники, возможность использования ее, изменили процесс обучения и коренным образом повлияли на методику преподавания. Еще несколько лет тому назад понятие «технические средства» связывались с занятиями и исследованиями в области технических и точных наук. К традиционным, хорошо известным средствам обучения все шире привлекаются новые средства зрительной и слуховой наглядности, такие как магнитофон, видеомагнитофон, учебное кино и телевидение. Сейчас в распоряжении преподавателей находится целый арсенал ИКТ – сложная техническая система, управление которой требует специальной подготовки.
Технические средства обучения – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ИКТ объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.
Передача информации теперь, при широком использовании средств массовой информации – радио, телевидения и кино, – осуществляется, главным образом, не в письменной форме, как это было раньше, а в устной.
Основное назначение ИКТ – интенсификация процесса обучения, особенно процесса ускорение ритма, скорости, динамики речи в целом, - как раз тех качеств, которые не может в должной степени подготовить практика обучения без ТСО.
Перспектива использования технических средств, специально предназначенных для обучения, открыла большие возможности для создания новых комплексов учебных пособий, лабораторных работ и т.д. Высокая эффективность применения технических средств в обучении неоспоримо доказана практикой преподавания
Наиболее надежным звуковым средством, хорошо зарекомендовавшим себя на протяжении многих десятков лет, служил магнитофон или магнитофонная запись учебного материала. Магнитофонные записи предназначаются обычно для начального этапа обучения. Они выпускались к школьным учебникам, грамматическим и разговорным курсам. Есть записи стихотворений, сказок, пьес и песен на иностранном языке. Теперь их заменили CD- проигрыватели и дисковые носители.
Ни один из видов учебного оборудования, взятый в отдельности, не может полностью обеспечить успех обучения, и только правильное сочетание их, отвечающее особенностям изучаемого вопроса и познавательной деятельности учащихся, дает возможность достигнуть оптимальных результатов.
Применение технических средств для обучения и воспитания подрастающего поколения – одна из характерных черт современного развития школы и педагогики. Технические средства необходимы для повышения качества обучения и уменьшения утомляемости учащихся. Технические средства дают возможность изложить материал наглядно, в образной, а потому легко воспринимаемой и хорошо запоминающейся форме.
Современные технические средства могут оказать учителю исключительно большую помощь, а также необходимы для повышения качества обучения. Они помогают решать следующие задачи:
- дать учащимся более полную и точную информацию об изучаемом явлении или объекте и тем самым способствовать повышению качества обучения;
- повысить наглядность обучения и, как следствие этого, сделать доступными для учащихся такой материал, который при обычных способах изложения недоступен или малодоступен (пятиминутный фильм может сделать доступным для учащихся объективно сложенный учебный материал);
- повысить темп изложения материала;
- удовлетворить наиболее полно запросы и любознательность учащихся;
- облегчить труд учителя и учащихся.
Применение на уроке тех или иных средств зависит от учителя, от принятой им методики изложения. Однако, появившись на уроке, технические средства ведут себя весьма активно и оказывают сильное воздействие и на методику изложения учебного материала, на весь ход учебного процесса, на всю деятельность учителя. Большое значение для эффективности использования технических средств имеет обстановка, в которой они применяются. Например, готовясь к проведению урока с использованием видеоматериалов, учитель должен внимательно просмотреть видеофрагмент, имея перед собой предлагаемые дикторские тексты. В ходе просмотра фильма следует отметить кадры, к которым учитель должен привлечь внимание учащихся и объяснить новую лексику. Некоторые новые слова могут предварительно не объясняться, если обозначаемые ими предметы, явления или понятия хорошо известны учащимся и об их значении легко догадаться по контексту.
Урок с применением технических средств - это качественно новый тип урока, на котором учитель вынужден согласовывать методику своего объяснения учебного материала с той методикой, которая принята в телевизионной передаче, кинофильме, аудиозаписи и т. д.
Однако этим не исчерпываются особенности урока с применением технических средств обучения. Технические средства меняют структуру урока и его форму. Многочисленные наблюдения за деятельностью учителей на уроках с применением технических средств показывают, что чем выше профессиональная подготовка учителя, тем выше эффективность использования им технических средств обучения.
Высококвалифицированный учитель, планируя применение технических средств на том или ином уроке, точнее определяет не только дидактические цели, которые он будет решать с их помощью, но и последствия применения этих средств, дополнительную работу с учащимися. Важное требование заключается в том, чтобы технические средства применялись только тогда, когда это необходимо для достижения конкретной дидактической цели.
Планируя урок с применением технических средств, я выделяю учебный материал, для изучения которого необходимо применение технических средств; отбираю из фонда пособий то, которое, по моему мнению, пригодно для решения поставленной задачи; определяю место отобранного пособия на уроке; продумываю методику работы с пособием на уроке.
Практически в каждой школе уже есть компьютеры, однако они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя. Поэтому педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ.
1. Личный опыт работы по формированию навыков чтения и использованию ИКТ на уроках.
Работая в начальной школе более 20 лет, я пришла к выводу, что научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой.
Все чаще и чаще дети подменяют чтение авторского текста на просмотр одноименного мультфильма. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и быстрее, и проще, и интереснее. Дети не знают писателей, названия произведения и его истинного содержания, они не понимают разницы между авторским текстом и экранной постановкой по данному произведению.
В учебниках по чтению практически нет информации о писателях, материальная база школ устарела, не всегда можно найти портрет нужного писателя или поэта, в школьных библиотеках нет книг детских писателей.
В таких условиях учителю приходится очень трудно. С каждым годом все труднее и труднее заинтересовать ребёнка чтением. А ведь младшему школьнику необходима наглядность при изучении новых явлений. Сколько бы мы ни рассказывали о книгах, сколько их названий ни произнесли бы на уроке, это не вызовет у младшего школьника такого интереса, как книга, которую можно рассмотреть, подержать в руках, прочитать в ней хотя бы несколько предложений. А рассказ об интересных фактах биографии писателя служит стимулом к чтению его книг.
На уроках литературного и внеклассного чтения я решила начать работу по решению этих трудностей. Сначала, готовясь к уроку, я искала информацию о писателе в Интернете: факты биографии, портреты, фотографии. Составляла презентации к урокам, иногда вставляя в них документальные фильмы или аудиозапись с голосом писателя. И учащимся стало интереснее, они стали сами в начале урока знакомства с новым писателем спрашивать, а что это за человек, а чем он интересовался, а он ещё жив. Сначала я предлагаю им по фотографии или по портрету предположить, а какой это человек, определит его характер. И только после высказанных детьми предположений, предлагаю посмотреть, прослушать найденный мной материал.
Исчезли трудности с организацией выставки книг. Для того чтобы показать детям разнообразие произведений писателя, разные оформления одного и того же произведения, достаточно скачать фото книг того или иного писателя, поэта.
Кроме того, на уроках закрепления или на внеклассном чтении часто использую работу с кроссвордами, это может быть индивидуально задание для ученика или коллективная работа, составляю их и включаю в презентации к урокам. Такая работа стимулирует учащихся внимательно прочитывать текст и вызывает эмоциональный подъем.
Работу по созданию презентаций я начала, когда мои ученики были во втором классе. В третьем классе возникает необходимость новую встречу с известным писателем выстраивать иначе. Можно спросить детей о том, что они знают, помнят из прошлых уроков, заострять внимание на книгах, а не на личности автора, используя материалы прошлых презентаций. Стараюсь работу со слайдами сделать разнообразной: по фрагментам текста и иллюстрациям ученики определяют имя писателя, название произведения. Можно проверить знают ли дети книги писателя, для этого на слайде надо поместить книги разных авторов, предварительно закрыв их фамилии: по названиям дети должны выбрать те, которые написаны одним и тем же писателем, и назвать его имя. Предлагаю учащимся познакомиться с различными интерпретациями литературного произведения: фотоальбом «Литературное произведение в иллюстрациях художников», литературные экранизации, звукозаписи музыкальных произведений (как интерпретирующих литературное произведение, так и тех, о которых идет речь в художественных текстах). Сравнить их с оригиналом.
Так, например на уроке внеклассного чтения «Э.Успенский. «Дядя Фёдор, пёс и кот»» предлагаю просмотреть фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино» и сравнить с главами «Телёнок» и «Посылка» из книги. Дети замечают несоответствие между экранизацией и литературным произведением:
- в мультфильме нет фрагмента, как дядя Фёдор, Шарик и Матроскин придумывали кличку телёнку;
- фраза, которую произносит кот Матроскин: «Я с моей Муркой теперь ни за что не расстанусь. Я и так счастливый был, а теперь в два раза счастливей стану» - это находка сценариста, а в книге так: «Я с моей Муркой теперь ни за что не расстанусь, - говорит кот. – Я её обязательно насовсем куплю. Это я просто так спорил. Потому что дядя Федор неправ».
- в мультфильме Шарик занимается дрессировкой телёнка, а по книге это делает кот Матроскин. «Шарик по лесам с фотоаппаратом бегал. Дядя Фёдор кормушки для птиц и лесных зверей мастерил. А Матроскин Гаврюшу обучал. Учил его всему. Палку в воду бросит, а телёнок принесёт. Скажет ему: «Лежать!» - и Гаврюша лежит. Прикажет ему Матроскин: «Взять! Куси!» - тот сразу бежит и бодаться начинает.»
Такой подход к урокам литературного и внеклассного чтения с использованием ИКТ, дает положительные результаты: каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём, отгадывание кроссвордов стимулирует учащихся внимательно прочитывать художественный текст, расширяется круг детского чтения, учащиеся самостоятельно ищут и читают другие произведения писателей, готовят презентации вместе с родителями к урокам чтения о жизни и творчестве писателей, делают подборку отрывков из мультфильмов и др.
Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. Настоящими помощниками в этом становятся средства ИКТ. Работа эта очень сложная, но очень важная и её нужно проводить систематически. От этого зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова А. Н Толстого:
Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно, быть интересно.
Выводы
Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.
Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения. Развитие качественного навыка чтения у младших школьников является одним из основных задач начальной школы.
Таким образом, процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон – смысловой и технической, охватывающих зрительный и звуко-слухо-речедвигательные механизмы. И хотя этот процесс единый, становление и формирование составляющих его сторон протекает по-разному, проходит ряд ступеней, от начальных до высших. Исследование проблемы формирования навыков чтения имеет давнюю историю. Основные методики чтения были разработаны К.Д. Ушинским. В 80-е годы методы и программы были усовершенствованы. Авторами новых методик, программ и книг для чтения стали В.Г. Горецкий, Л.Ф Климанова, Л.К. Пискунова, Л.С. Геллерштейн.
Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента: а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой), б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
Существует несколько подходов к выбору методов обучения чтению. В современной педагогической и новаторской практике можно встретить примеры каждого из них. Однако наиболее распространенным является фонетический подход, когда ребенок сначала изучает произношение букв, потом переходит к слогам, а потом к словам. Сегодня очень важным качеством в подготовке учащихся становятся не столько объемы быстро изменяющихся знаний, во многом выведенных за пределы мозга в различные библиотеки, базы данных, компьютерные сети, сколько сами способы получения этих знаний и возможности оперативной их обработки. И здесь большое значение приобретает сама деятельность учащегося, в процессе которой и формируется его личность и индивидуальность.
Традиционная педагогика, ориентированная преимущественно на накопление знаний, даёт очень мало простора самому учащемуся для проведения деятельности по их использованию, поэтому применение компьютерных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только организовать необходимую практическую деятельность по освоению этих знаний и развитию индивидуальных психофизиологических качеств младших школьников, но и придать самому учебному процессу больше разнообразия и привлекательности как для учителей, так и для самих учащихся.
Рассмотрев во второй главе различные технические средства обучения, я пришла к выводу, что использование их на уроке повышает качество обучения, служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, следовательно, выполняет все дидактические функции. Технические средства на уроке пробуждают познавательный интерес у учащихся.
Эффективность использования ИКТ зависит от профессиональной подготовки учителя. Готовясь к проведению урока с применением технических средств, учитель должен тщательно подготовиться к уроку.
Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. «Завтра» наших детей — это информационное общество. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо. Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.
Список литературы
1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах ; под ре-дакцией М.С. Васильевой, М.И. Омороковой. М. : Просвещение, 1977. 206 с.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990.
3. Баннова А.Ф. Обучение младших школьников оптимальному чтению. Армавир, 2000.
4. Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей. Российская государственная библиотека. http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm
5. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыков чтения у младших школьников. // Вопросы психологии. – 1995. - №5 – с. 44-54.
6. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М.: «Просвещение», 1991. – 32с.
7. Карпов Г.В. Романин В.А.Технические средства обучения. - М.: Просвещение, 1979. - 271 с.
8. Кравцова М. Популярная психология для родителей «Если ребенок не любит читать». М.: «Эксмо», 2003.
9. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1975.
10. Мани и Эрик де Лиу. Как научиться быстро читать. М.: Рипол – Классик, 1997. – 233 с.
11. Сентюрина Н.И. Живое слово ребенка в выразительном чтении и устной речи: Харьков: ИМП «Рубикон», 1992. – 283с.
12. Шевякова А.В. По материалам сайта Образование.ру
http://www.danilova.ru/publikation/read_metod_05.htm
13. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М., Знание, 1976. 64 с.
14. Юшкова Л.М. Совершенствование техники чтения. //Начальная школа. – 1989 - №5 – с. 15-17.