Дорогие друзья, мы рады представить вам Сидорову Оксану Анатольевну, воспитателя МАДОУ ДС № 52 «Самолетик» г. Нижневартовска Тюменской области. Сегодня Оксана Анатольевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по формированию у старших дошкольников представлений о сезонных явлениях природы ХМАО. Статья будет полезна педагогам ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Оксаны Анатольевны:
«Проблема ознакомления детей с сезонными явлениями природы сегодня в дошкольной педагогике рассматривается в сфере решения задач экологического образования. С возникновением различных воспитательно-образовательных программ появился широкий выбор перед педагогами, но и возникло много проблем по их реализации».
Познавательного чтения…
Формирование у старших дошкольников представлений о сезонных явлениях природы ХМАО
Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, собственном творчестве, в красоте.
В.А. Сухомлинский.
Проблема ознакомления детей с сезонными явлениями природы сегодня в дошкольной педагогике рассматривается в сфере решения задач экологического образования. С возникновением различных воспитательно-образовательных программ появился широкий выбор перед педагогами, но и возникло много проблем по их реализации. Не секрет, что многие программы не раскрывают с достаточной конкретностью содержание знаний о сезонных явлениях природы (в определении фактического материала и тех связей между явлениями, которые должны освоить дети). Это приводит к тому, что работая по современным программам, недостаточно целенаправленно отбираются явления, характеризующие тот или иной сезон, не учитываются сезонные явления того региона, где они проживают; опыт детей формируется стихийно, без должного руководства со стороны взрослых; в ходе систематизации знаний чаще ведется с детьми сравнение сезонов не по основным видам явлений, а лишь выделяя наиболее характерные явления каждого сезона. Изложенное выше, показывает актуальность данного исследования.
Несмотря на наличие богатейшего материала, касающегося вопросов ознакомления дошкольников с природой и экологического их образования, перечисленные исследования придерживаются в основном позиции необходимости формирования у дошкольников элементов экоцентрического отношения к миру природы и не затрагивают вопросов воспитания у подрастающего поколения современного - коэволюционного взгляда на систему взаимоотношений «человек - природа».
Анализ работы в дошкольных образовательных учреждениях, показал, что, несмотря на разнообразие программ по экологическому образованию, до сих пор преобладает традиционная работа по ознакомлению детей с природой. Ознакомление детей с сезонными явлениями в природе носит эпизодический характер и не имеет определенной системы на протяжении всего дошкольного возраста.
Времена года... Они привычно сменяют друг друга, и мы, взрослые, с годами перестаем удивляться и радоваться тому, как пестрое великолепие осени сменяется строгостью черно-белой графики зимы, как едва проступающие акварельные пятна весны затмеваются щедрой многокрасочной палитрой лета. И лишь, иногда запах прелой листвы или причудливая форма облака вдруг пробуждает в нас воспоминания о детстве — о том удивительном времени, когда наступление каждого нового сезона становилось едва ли не главным событием нашей жизни.
Характерной чертой климата нашего округа, является разнообразие и быстрая смена погоды во все сезоны года, особенно в переходные периоды - от осени к зиме и от весны к лету. Климат округа характеризуется продолжительной суровой зимой и коротким летом, его отличает большое разнообразие микроклиматических особенностей. В регионе суровость климата усиливается сильными ветрами. Другой характеристикой климата округа является суточное колебание температуры воздуха. Таким образом, рассматривая сущность понятия «сезонные явления» и раскрывая характеристику каждого из сезонов года нашего региона, следует отметить, что сезонные явления природы ХМАО сильно отличаются от сезонных явлений природы центральной и средней полосы России.
Целью такой работы является формирование у детей первых представлений о причинно-следственных связях в природе на основе эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и наблюдения за его цветовой гаммой.
В основе моей системы работы лежит учебно-дидактический комплекс, направленный на общее развитие ребенка: эстетическое, интеллектуальное, сенсорное, речевое для детей старшего возраста, на основе которого я три года работаю с детьми. Система включает девять учебно-воспитательных циклов («Времена года, Почему листья осенью разноцветные, Животные осенью, Зима-покой в природе, Обитатели зимнего леса, Открываем календарь, Весеннее равноденствие, Весна пробуждение природы, Двенадцать месяцев»). Каждый цикл раз в месяц в течение недели рассматривается на занятиях. Цикл состоит из четырёх связанных одной темой занятий, три из которых проводятся в специально-организованной деятельности. В течение всего месяца тематика цикла планируется в совместной деятельности.
Каждый цикл состоит из четырёх связанных одной темой занятий - «Цветовая экология», «Мир чувств», «Развитие речи» и «Народный календарь». К ним подобран материал, необходимый для проведения этих занятий. Это стихи, рассказы, сказки, загадки, пословицы и поговорки, справочный материал, описания игр и наглядных пособий описание упражнений звуковой и артикуляционной разминки, упражнений пальчиковой гимнастики, образцы карточек и т.д. Такой подход является залогом эффективного усвоения материала и устойчивого интереса детей к процессу обучения.
Первый цикл «Цветовая экология»
Структура занятий состоит из четырёх шести частей, которые подбираются в зависимости от темы. Но три части неизменно присутствуют в каждом занятии. Это раздел «Круг рукопожатий» где дети берутся за руки, один из детей пожимает руку соседу справа, тот передаёт пожатие следующему, и так пока не закончится круг. Затем дети поднимают руки вверх, машут ими, приветствуя окружающий мир. Ещё одна неизменная часть это «Дневник» где дети фиксируют погоду в день проведения занятия, а затем по необходимости в зависимости от алгоритма работы в совместной деятельности. Итоговая часть занятия «Сегодня мы узнали о том что…». Так же в занятия включаются такие части как (Вращение Земли, Калейдоскоп природы, Зеленое и желтое, Месяц белых троп и т.д.)
Второй цикл «Мир чувств»
Каждое занятие начинается с чтения стихотворения и заканчивается практической работой. В основной части занятия использую игровые упражнения «Краски природы, Ощущения от прикосновения, Как чувствуют животные, Форма и размер, Графика природы, Звуки природы и т.д.»
Тренинг цветового восприятия происходит с помощью таких пособий, как цветовые квадратики и «Разноцветный хвостик». Для развития тактильной чувствительности используются в первую очередь различные природные предметы и планшеты «Разные поверхности», но совершенствование мелкой моторики происходит и в процессе работы с «Разноцветным хвостиком» Знакомство детей с богатством зрительных, звуковых, вкусовых, обонятельных и тактильных ощущений, которые дарит им окружающий мир, способствует решению еще одной задачи (общей для всех циклов и, по сути, главной в целом) - формированию не просто эмоционально-положительного, а (в идеале!) восторженного отношения к природе. В этом нам помогают музыка, поэзия и тщательно подобранный видеоряд (слайды и художественные фотографии).
Следующий цикл «Развитие речи»
Каждое занятие цикла начинается с разминки. Это могут быть упражнения на развитие артикуляции и мимики, пальчиковая гимнастика, звуковая разминка и т.д.
Данная часть занятия занимает совсем немного времени, даже если я включаю в него такое, казалось бы, организационно сложное действие, как теневой театр.
Четвертый цикл «Народный календарь».
В структуру этого цикла входят такие разделы как «Зачин, Праздники и обряды, Игры и забавы, Ремесло и рукоделие, Наблюдения и приметы».
В ходе педагогических мероприятий знакомлю детей со старинными праздниками и обрядами, дети получают представление о народных ремеслах, играют в народные игры. Разучивая поговорки, загадки, частушки, заклички, присказки и другие малые формы фольклора, позволяю существенно обогатить словарный запас детей, а знакомство с народными приметами позволяет продолжить развитие наблюдательности. У детей формируются знания о народном календаре, народных обрядах и традициях, связанных со сменой времён года, о народных ремёслах.
Создание развивающей предметно – пространственной развивающей среды является неотъемлемой частью моего проекта: оформить помещение для занятий, заготовить природные материалы, подобрать иллюстративный материал, изготовить наглядные пособия, организовать несколько экологических тропинок.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.
Данная система работы с детьми старшего дошкольного возраста не только даёт детям элементарные экологические знания, а направлена на общее развитие ребёнка – эстетическое, интеллектуальное, сенсорное, речевое.