Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Твои политические права
8 минут 2577 633

Твои политические права

Rusakova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Русакову Инну Владимировну, учителя истории и обществознания МОУ СОШ № 1 г. Кувшиново Тверской области. Сегодня Инна Владимировна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью на тему «Твои политические права». Данный материал будет интересен педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Инны Владимировны:

«Программа элективного курса по избирательному праву для учащихся 9-11 классов».

Полезного чтения...


Твои политические права

Псмотреть статью в полной версии

Пояснительная записка

Значительным прогрессом в развитии мирового сообщества явилось понимание ценности человеческой личности, ее достоинства, и необходимости обеспечения прав и свобод для существования, реализации и свободного развития человека.

В тоже время, анализируя состояние современного общества, нельзя не заметить существование некой аполитичности, правовой беспомощности граждан, а порой и правового нигилизма, что, несомненно, является проблемой. То, что мы называем правовой культурой, что помогает нам строить демократическое общество и правовое государство, создается постепенно, передаваясь из поколения в поколение в качестве политического опыта, и очень важно, чтобы современная молодёжь воспринимала данные ценности, положительно оценивала их.

Недаром в последние годы государство уделяет огромное внимание молодёжи, развивая волонтёрское и добровольческое движения, проводя её политический всеобуч, слёты, поддерживая разные инициативы, создание молодёжных организаций. Молодёжь является наиболее активной социальной группой, способной осваивать существующие политические традиции, создавать новые, она энергична и менее консервативна. К тому же от её состояния, взглядов, принципов зависит политическое будущее государства. Поэтому политическое просвещение молодёжи, вовлечение её в политические процессы крайне важны. И актуальность курса заключается в том, что он соответствует этим направлениям.

Данный курс создаёт основы гражданско-правового образования, даёт понимание политических прав граждан, позволяет закрепить основные понятия, научить пользоваться правами, применяя их на практике. Он развивает самостоятельность и инициативу, учит отстаивать свои взгляды, формирует политическую культуру, что является необходимым в современной политической жизни. Изучение данных вопросов включено в школьную программу по обществознанию, но при минимальном количестве часов, возможно только знакомство с теорией, курс существенно расширяет теоретические знания учащихся, позволяет закрепить теорию практическими заданиями, работой с источниками.

Цели курса:

  • Способствовать приобщению старшеклассников к ценностям демократии, правового государства и гражданского общества;
  • Продолжить воспитание правовой культуры и политической компетентности подрастающего поколения;
  • Содействовать формированию гражданской позиции и ответственности за судьбу страны;

Задачи курса:

  • Систематизация теоретических знаний о политических правах граждан.
  • Развитие навыков работы с важнейшими правовыми документами.
  • Закрепление умений применять политические права, отстаивать принципы, вести дискуссию, решать проблему.
  • Формирование интереса к политическим процессам страны, взглядам политических лидеров и их судьбе, к деятельности политических партий.
  • Содействовать практическому овладению способами деятельности, отражающими роль избирателей;

Методика

Методика преподавания курса определяется целями, особенностями содержания, предполагаемыми результатами. Преобладают активные формы деятельности: подготовка сообщений, презентаций по вопросам, работа с документами, тестирование, дискуссии по проблеме, деловые игры, встречи с руководителями района, представителями политических партий. При этом используются индивидуальная и групповая работа обучающихся с применением компьютерных технологий. Критериями оценивания деятельности учащихся могут быть: глубина теоретических знаний, активность участия в работе, умения выявить, проанализировать проблему и документ, умение выступать публично и отстаивать позицию, делать выводы.

Данный курс возможно использовать в качестве предпрофильной подготовки для обучающихся 9-х классов и для обучающихся 11 класса в работе по социально-экономическому профилю в течение 17 часов. Подробнее методические указания даются по темам.

Предполагаемые результаты изучения курса

Теоретические знания– понимание сущности политики и демократического устройства государства, знание основных политических прав и обязанностей граждан, владение терминологией, осознание значимости политических процессов в жизни общества.

Практические умения– умение формулировать проблему, работать с документами, находя ответы на вопросы, критически оценивая программы; умение составить обращение в инстанцию, заполнить бюллетень, написать заявление.

Коммуникативные умения– умение понимать программы кандидатов, партий, излагать собственные позиции по проблеме, задавать вопросы, участвовать в дискуссии.

Социальные навыки– умение взаимодействовать в группе при выполнении творческих заданий, распределять обязанности, согласовывать действия.

Ценностные представления – осознание ценности политических прав граждан и важности активной гражданской позиции, личного участия в них.

Содержание курса

Введение.

История становления прав человека. Международные правовые документы. История становления прав граждан в России. Конституции России.(2 часа)

Тема 1. Права и обязанности граждан и условия их реализации. Понятия политика, права, обязанности. Виды прав граждан. Демократия, правовое государство и их признаки. Формы и институты демократии. (2 часа)

Тема 2.Права человека на гражданство, свободу совести, право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе, право на участие в отправлении правосудия. (2 часа)

Тема 3.Право на объединение, свободу союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия). (2 часа)

Тема 4.Право на информацию, свободу слова, мнений, в том числе свобода печати, радио и телевидения; право обращений или петиций в государственные органы и органы местного самоуправления. (2 часа)

Тема 5.Избирательные права граждан, участие в избирательном процессе. Органы местного самоуправления.(3 часа)

Тема 6.Значение политических прав в жизни гражданина и общества (1 час)

Тема 7.Подведение итогов работы по курсу. (2 часа)

Литература

  1. Глазунов С.Н. «Избирательное право в демократическом государстве». Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008, № 9.
  2. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Под. ред. А. В. Иванченко. – М., 1999.
  3. История России. Часть 4. XXвек. Платформа: 1C: Образование 4. Дом. – ООО «1С-Паблишинг», 2009.
  4. Клименко А.В., Румынина В.В. «Обществознание». М., «Дрофа», 2005.
  5. Лямаева Н.Н. Методика проведения занятия «Выборы в демократическом обществе». Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007, № 2.
  6. Международные акты о правах человека: сб. документов /сост., авт., вступ. ст. В. А. Карташкина. – М., 2000.
  7. Никитин А.Ф. «Основы государства и права». 10-11классы – М., «Дрофа», 2005.
  8. Обществознание /под редакцией О.С. Белокрыловой, В.И. Филоненко.-
    Ростов н /Д: «Феникс», 2006.
  9. Политология: курс лекций /под ред. доктора юрид. наук профессора М. Н. Марченко, изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Зерцало, 1999.
  10. Политология. Школьный практикум /авт.-сост. Р.Т. Мухаев.- М.: «Дрофа», 1999.
  11. Человек и общество. 10-11 классы /под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение, 2003.
  12. Шестакова М.Ф. Учебная игра «Выборы в Государственную думу». Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004, № 1.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2310 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2135 608