Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Медведевой Валентиной Николаевной, учителем-дефектологом СП "Детский сад "Алёнушка" ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ст. Клявлино Самарской области. Сегодня Валентина Николаевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом работы с детьми раннего возраста с ОВЗ по арт-терапии. Статья будет интересна учителям начальных классов, воспитателям и родителям.
Краткий комментарий к статье от Валентины Николаевны:
"Включать в занятие с детьми ОВЗ элементы арт-терапии, что способствует развитию интеллектуальной и речевой деятельности, моторной функции рук, коррекции нарушений и отклонений в развитии личности воспитанников".
Интересного чтения…
Цель:
Актуализировать представление о диких животных(лиса, ёж, медведь, заяц, волк).
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- стимулировать произнесение слов, состоящих из двух-трех слогов, а также фраз, состоящих из двух слов;
- закреплять умение группировать предметы по цвету, сравнивать по величине;
- учить различать и соотносить неречевые звуки (бубен, молоточек, дудочка, пение птиц, журчание воды).
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к продуктивным видам деятельности (рисованию).
Коррекционно-развивающие:
- корректировать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук в процессе выполнения игровых действий и простейшего рисования;
- учить использовать нетрадиционные приемы рисования (ватными палочками);
- формировать простейшие изобразительные умения (рисование тычком).
Форма проведения: подгрупповая.
Оборудование:
- аудиозапись звуков природы (пение птиц, журчание воды);
- ведёрки и рыбки основных цветов;
- таз или небольшой бассейн;
- платок;
- сачок;
- предметные картинки с изображением диких животных или игрушки(заяц, лиса, медведь, волк);
- набор музыкальных инструментов (бубен, дудочка, колокольчик, погремушка);
- мольберт;
- незаконченный рисунок (дерево без листьев);
- зелёная гуашь;
- ватные палочки;
- костюм ёжика.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы о диких животных;
- рассматривание иллюстраций о временах года;
- слушание аудиозаписей.
Часть зала оформлена в виде лесной полянки, по которой протекает река. Через реку перекинут мостик (массажная дорожка). На полянке растут подснежники. С одной стороны полянки стоит пенёк, на котором лежит снег (комочек ваты), а под ним - небольшой подснежник. С другой стороны стоит домик.
Организационный момент.
Учитель-дефектолог.
Здравствуйте, гости дорогие!
Мы к себе вас приглашаем
И улыбкой всех встречаем.
Будем по лесу гулять,
Свежим воздухом дышать.
(Вместе с детьми подходим к реке.)
Развитие общих движений.
Учитель-дефектолог.
Вот и быстрая река,
Широка и глубока.
Мы по мостику пойдём,
На тот берег перейдём.
(Переходят по массажной дорожке на другой берег реки.)
Посмотрите, ребята, как красиво в лесу!
Солнце ярко засветило,
Снег холодный растопило.
Пробудилось всё от сна,
Это к нам пришла весна.
Птички весело поют,
И подснежники цветут.
Весной в лесу слышны разные звуки. Давайте послушаем, как птички поют, речка шумит.(Звучит аудиозапись пения птиц и журчания воды).
Сенсорное развитие.
Учитель-дефектолог вместе с детьми подходит к бассейну и ведёркам, накрытым платком.
Учитель-дефектолог(снимает с бассейна платок).
Посмотрите, кто плавает в речке!?
Дети. Рыбки
Учитель-дефектолог. Сколько вы видите рыбок?
Дети. Много.
Учитель - дефектолог. Правильно.
Рыбки очень красивые, разноцветные. Эта рыбка красная, эта синяя, это жёлтая.(Дети повторяют название цвета рыб).А ещё они разные по величине. Это какая рыбка - большая или маленькая? (Ответы детей). Сейчас мы с вами будем ловить сачком рыбок и складывать их в ведёрки. Посмотрите, я беру красную рыбку и кладу её в такое же красное ведёрко. А теперь вы разложите рыбок по ведёркам.
Дети раскладывают рыбок: красных - в красное, жёлтых - в жёлтое, синих - в синее. По ходу игры учитель- дефектолог побуждает детей уточнить величину рыбок, спрашивает: «Какая рыбка по величине - большая или маленькая?»
Учитель - дефектолог. Молодцы, ребята! Всех рыбок поймали.
Пойдём дальше по лесу гулять.
Развитие дыхания.
Учитель-дефектолог подходит с детьми к пеньку.
Учитель-дефектолог. Посмотрите, пенёк стоит, на пеньке снежок лежит.
Что же прячется под снежком? Давайте посмотрим.
Дети сдувают с пенька комочки ваты и находят под ним подснежник.
Учитель-дефектолог.
Какой нежный весенний цветок! Как он пахнет!
Дети нюхают цветок.
Развитие речи и ознакомление с окружающим.
Учитель-дефектолог. Дети, мы с вами играли, гуляли и немножко устали.
Давайте присядем на пенёчки (стульчики), отдохнём ,а заодно проверим, хорошо ли вы знаете лесных жителей. Я буду загадывать загадки а вы попробуйте их отгадать. Если вы правильно отгадаете я покажу вам картинку с этим животным или игрушку.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый - краса.
А зовут её.... (лиса).
(здесь и далее после правильного ответа детей показываю соответствующую игрушку)
Он большой и косолапый,
Любит лапу он сосать.
Может громко он реветь,
А зовут его…(медведь).
Ловко скачет по лужайке
Быстроногий белый… (зайка)
Ходит, бродит он в лесу
Воет громко: «У-у-у» да «У-у-у»
В поросятах знает толк
Лесной житель - серый…(волк)
Дети, лиса какая?
Дети. Лиса рыжая.
Учитель-дефектолог. Волк какой?
Дети. Волк серый.
Учитель-дефектолог. Мишка большой или маленький?
Дети. Мишка большой.
Учитель-дефектолог. Зайчик большой или маленький?
Дети. Зайчик маленький.
Учитель-дефектолог. Молодцы ребята! Все загадки отгадали, всех лесных жителей узнали. (Поднимает с пола лист бумаги). Посмотрите, дети, это письмо.(Читаем).
Надоело ежу спать, хочет с нами поиграть.
Пишет: «В гости приходите и меня вы разбудите»
Развитие артикуляционной моторики.
Учитель-дефектолог. Пойдём Ёжика будить?
Дети. Пойдём!
Учитель-дефектолог. Где же мы его найдём? Попробуем позвать Ёжика. Ау-ау-ау! (Дети повторяют звуки). Не отвечает. Наверное, не слышит. Пойдём его искать. (Подходят к домику, стучатся). Тук-тук, Ёжик, вставай!
Ёжик (взрослый в костюме) выходит из домика.
Ёжик. Здравствуйте! Спасибо, что меня разбудили. Как красиво в лесу: птички поют, подснежники цветут!
Развитие мелкой моторике рук.
Учитель-дефектолог. Долго же ты спал, Ёжик. Наверное, устал.
Ёжик. Ох, устал, руки, ноги затекли. Не могу пошевелиться.
Учитель-дефектолог. Сделаем зарядку!
Ёжик. Давайте.
Учитель - Дефектолог.
Что ты, Ёжик, крепко спишь,
За природой не следишь?
(Грозят указательным пальцем).
Но сегодня ты проснулся,
Очень сладко потянулся.
(Тянут руки вверх).
Была зимняя пора,
А сейчас пришла весна.
(Разводят руки в стороны).
Умный и колючий Ёж
На большой клубок похож
(Сжимают и разжимают пальцы рук).
Развитие слухового восприятия.
Ёжик. Вот спасибо! Я размялся, а теперь хочу поиграть.
А вы будете со мной играть?
Ёжик. У меня в домике есть музыкальные инструменты. Я буду на них играть, а вы, ребята,- внимательно слушайте и отгадывайте, какой музыкальный инструмент прозвучал.
Ёжик играет на дудке, бьёт в бубен, звенит в колокольчик, играет на погремушке. Дети называют инструменты полностью проговаривая слова.
Учитель-дефектолог. Молодцы, ребята! Все музыкальные инструменты отгадали.
Развитие зрительно-моторной координации (рисование).
Ёжик. Ещё осенью я начал рисунок, но так и не успел его закончить. Вы мне поможете его дорисовать?
Учитель-дефектолог. Ребята хорошо рисуют и помогут тебе, Ёжик. Ребята, будем рисовать?
Дети. Да.
Учитель-дефектолог, Ёжик и дети подходят к столам, на которых лежат листочки с незаконченными рисунками, разложена зелёная гуашь и ватные палочки.
Учитель-дефектолог. Ребята, посмотрите, что это?
Дети. Это дерево
Учитель-дефектолог. Чего не хватает на деревьях?
Дети. Листиков.
Учитель-дефектолог. Правильно. Какого цвета листики весной?
Дети. Зелёные.
Учитель-дефектолог. Верно. Весной они ещё очень маленькие. И мы с вами тоже нарисуем маленькие листики. А рисовать мы будем ватными палочками.
Во время работы учитель-дефектолог следит, чтобы дети правильно держали палочки, чтобы листья не выходили за контур кроны. По ходу рисования спрашиваем: «Какого цвета листики?», «Какие они по величине - большие или маленькие?»
Учитель-дефектолог. Ёжик, посмотри, какие красивые рисунки дети нарисовали.
Ёжик. Очень красиво. Спасибо, дети! Вот вам за это небольшие подарки. (Даёт детям подарки).
Дети. Спасибо.
Учитель-дефектолог.
Мы играли, рисовали
И нисколько не устали.
Улыбнёмся и потом
В группу весело пойдём.
До свидания, Ёжик!
Ёжик. До свидания, приходите в гости.
Рефлексия