Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Медведева В. Н.
11 минут 2959 676

Мастера своего дела: Медведева В. Н.

Medvedeva fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Медведевой Валентиной Николаевной, учителем-дефектологом СП "Детский сад "Алёнушка" ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ст. Клявлино Самарской области. Сегодня Валентина Николаевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом работы с детьми раннего возраста с ОВЗ по арт-терапии. Статья будет интересна учителям начальных классов, воспитателям и родителям.

Краткий комментарий к статье от Валентины Николаевны:

"Включать в занятие с детьми ОВЗ элементы арт-терапии, что способствует развитию интеллектуальной и речевой деятельности, моторной функции рук, коррекции нарушений и отклонений в развитии личности воспитанников".

Интересного чтения…


 

Конспект коррекционно-развивающей непосредственно образовательной деятельности для детей группы раннего возраста с использованием элементов арт-терапии «Весенний лес полон чудес»

 Цель:

Актуализировать представление о диких животных(лиса, ёж, медведь, заяц, волк).

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • стимулировать произнесение слов, состоящих из двух-трех слогов, а также фраз, состоящих из двух слов;
  • закреплять умение группировать предметы по цвету, сравнивать по величине;
  • учить различать и соотносить неречевые звуки (бубен, молоточек, дудочка, пение птиц, журчание воды).

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к продуктивным видам деятельности (рисованию).

Коррекционно-развивающие:

  • корректировать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук в процессе выполнения игровых действий и простейшего рисования;
  • учить использовать нетрадиционные приемы рисования (ватными палочками);
  • формировать простейшие изобразительные умения (рисование тычком).

Форма проведения: подгрупповая.

Оборудование:

  • аудиозапись звуков природы (пение птиц, журчание воды);
  • ведёрки и рыбки основных цветов;
  • таз или небольшой бассейн;
  • платок;
  • сачок;
  • предметные картинки с изображением диких животных или игрушки(заяц, лиса, медведь, волк);
  • набор музыкальных инструментов (бубен, дудочка, колокольчик, погремушка);
  • мольберт;
  • незаконченный рисунок (дерево без листьев);
  • зелёная гуашь;
  • ватные палочки;
  • костюм ёжика.

Предварительная работа:

  • чтение художественной литературы о диких животных;
  • рассматривание иллюстраций о временах года;
  • слушание аудиозаписей.

Часть зала оформлена в виде лесной полянки, по которой протекает река. Через реку перекинут мостик (массажная дорожка). На полянке растут подснежники. С одной стороны полянки стоит пенёк, на котором лежит снег (комочек ваты), а под ним - небольшой подснежник. С другой стороны стоит домик.

Организационный момент.

Учитель-дефектолог.

Здравствуйте, гости дорогие!

Мы к себе вас приглашаем

И улыбкой всех встречаем.

Будем по лесу гулять,

Свежим воздухом дышать.

(Вместе с детьми подходим к реке.)

Развитие общих движений.

Учитель-дефектолог.

Вот и быстрая река,

Широка и глубока.

Мы по мостику пойдём,

На тот берег перейдём.

(Переходят по массажной дорожке на другой берег реки.)

Посмотрите, ребята, как красиво в лесу!

Солнце ярко засветило,

Снег холодный растопило.

Пробудилось всё от сна,

Это к нам пришла весна.

Птички весело поют,

И подснежники цветут.

Весной в лесу слышны разные звуки. Давайте послушаем, как птички поют, речка шумит.(Звучит аудиозапись пения птиц и журчания воды).

Сенсорное развитие.

Учитель-дефектолог вместе с детьми подходит к бассейну и ведёркам, накрытым платком.

Учитель-дефектолог(снимает с бассейна платок).

Посмотрите, кто плавает в речке!?

Дети. Рыбки

Учитель-дефектолог. Сколько вы видите рыбок?

Дети. Много.

Учитель - дефектолог. Правильно.

Рыбки очень красивые, разноцветные. Эта рыбка красная, эта синяя, это жёлтая.(Дети повторяют название цвета рыб).А ещё они разные по величине. Это какая рыбка - большая или маленькая? (Ответы детей). Сейчас мы с вами будем ловить сачком рыбок и складывать их в ведёрки. Посмотрите, я беру красную рыбку и кладу её в такое же красное ведёрко. А теперь вы разложите рыбок по ведёркам.

Дети раскладывают рыбок: красных - в красное, жёлтых - в жёлтое, синих - в синее. По ходу игры учитель- дефектолог побуждает детей уточнить величину рыбок, спрашивает: «Какая рыбка по величине - большая или маленькая?»

Учитель - дефектолог. Молодцы, ребята! Всех рыбок поймали.

Пойдём дальше по лесу гулять.

Развитие дыхания.

Учитель-дефектолог подходит с детьми к пеньку.

Учитель-дефектолог. Посмотрите, пенёк стоит, на пеньке снежок лежит.

Что же прячется под снежком? Давайте посмотрим.

Дети сдувают с пенька комочки ваты и находят под ним подснежник.

Учитель-дефектолог.

Какой нежный весенний цветок! Как он пахнет!

Дети нюхают цветок.

Развитие речи и ознакомление с окружающим.

Учитель-дефектолог. Дети, мы с вами играли, гуляли и немножко устали.

Давайте присядем на пенёчки (стульчики), отдохнём ,а заодно проверим, хорошо ли вы знаете лесных жителей. Я буду загадывать загадки а вы попробуйте их отгадать. Если вы правильно отгадаете я покажу вам картинку с этим животным или игрушку.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый - краса.

А зовут её.... (лиса).

(здесь и далее после правильного ответа детей показываю соответствующую игрушку)

Он большой и косолапый,

Любит лапу он сосать.

Может громко он реветь,

А зовут его…(медведь).

Ловко скачет по лужайке

Быстроногий белый… (зайка)

Ходит, бродит он в лесу

Воет громко: «У-у-у» да «У-у-у»

В поросятах знает толк

Лесной житель - серый…(волк)

Дети, лиса какая?

Дети. Лиса рыжая.

Учитель-дефектолог. Волк какой?

Дети. Волк серый.

Учитель-дефектолог. Мишка большой или маленький?

Дети. Мишка большой.

Учитель-дефектолог. Зайчик большой или маленький?

Дети. Зайчик маленький.

Учитель-дефектолог. Молодцы ребята! Все загадки отгадали, всех лесных жителей узнали. (Поднимает с пола лист бумаги). Посмотрите, дети, это письмо.(Читаем).

Надоело ежу спать, хочет с нами поиграть.

Пишет: «В гости приходите и меня вы разбудите»

Развитие артикуляционной моторики.

Учитель-дефектолог. Пойдём Ёжика будить?

Дети. Пойдём!

Учитель-дефектолог. Где же мы его найдём? Попробуем позвать Ёжика. Ау-ау-ау! (Дети повторяют звуки). Не отвечает. Наверное, не слышит. Пойдём его искать. (Подходят к домику, стучатся). Тук-тук, Ёжик, вставай!

Ёжик (взрослый в костюме) выходит из домика.

Ёжик. Здравствуйте! Спасибо, что меня разбудили. Как красиво в лесу: птички поют, подснежники цветут!

Развитие мелкой моторике рук.

Учитель-дефектолог. Долго же ты спал, Ёжик. Наверное, устал.

Ёжик. Ох, устал, руки, ноги затекли. Не могу пошевелиться.

Учитель-дефектолог. Сделаем зарядку!

Ёжик. Давайте.

Учитель - Дефектолог.

Что ты, Ёжик, крепко спишь,

За природой не следишь?

(Грозят указательным пальцем).

Но сегодня ты проснулся,

Очень сладко потянулся.

(Тянут руки вверх).

Была зимняя пора,

А сейчас пришла весна.

(Разводят руки в стороны).

Умный и колючий Ёж

На большой клубок похож

(Сжимают и разжимают пальцы рук).

Развитие слухового восприятия.

Ёжик. Вот спасибо! Я размялся, а теперь хочу поиграть.

А вы будете со мной играть?

Ёжик. У меня в домике есть музыкальные инструменты. Я буду на них играть, а вы, ребята,- внимательно слушайте и отгадывайте, какой музыкальный инструмент прозвучал.

Ёжик играет на дудке, бьёт в бубен, звенит в колокольчик, играет на погремушке. Дети называют инструменты полностью проговаривая слова.

Учитель-дефектолог. Молодцы, ребята! Все музыкальные инструменты отгадали.

Развитие зрительно-моторной координации (рисование).

Ёжик. Ещё осенью я начал рисунок, но так и не успел его закончить. Вы мне поможете его дорисовать?

Учитель-дефектолог. Ребята хорошо рисуют и помогут тебе, Ёжик. Ребята, будем рисовать?

Дети. Да.

Учитель-дефектолог, Ёжик и дети подходят к столам, на которых лежат листочки с незаконченными рисунками, разложена зелёная гуашь и ватные палочки.

Учитель-дефектолог. Ребята, посмотрите, что это?

Дети. Это дерево

Учитель-дефектолог. Чего не хватает на деревьях?

Дети. Листиков.

Учитель-дефектолог. Правильно. Какого цвета листики весной?

Дети. Зелёные.

Учитель-дефектолог. Верно. Весной они ещё очень маленькие. И мы с вами тоже нарисуем маленькие листики. А рисовать мы будем ватными палочками.

Во время работы учитель-дефектолог следит, чтобы дети правильно держали палочки, чтобы листья не выходили за контур кроны. По ходу рисования спрашиваем: «Какого цвета листики?», «Какие они по величине - большие или маленькие?»

Учитель-дефектолог. Ёжик, посмотри, какие красивые рисунки дети нарисовали.

Ёжик. Очень красиво. Спасибо, дети! Вот вам за это небольшие подарки. (Даёт детям подарки).

Дети. Спасибо.

Учитель-дефектолог.

Мы играли, рисовали

И нисколько не устали.

Улыбнёмся и потом

В группу весело пойдём.

До свидания, Ёжик!

Ёжик. До свидания, приходите в гости.    

Рефлексия

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 5619 673

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 5975 610