Дорогие друзья, мы рады представить вам Мамонтову Елену Александровну, преподавателя МБОУ ДОД «Детская школа искусств с. Тогур» Томской области. Сегодня Елена Александровна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Статья будет полезна педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Елены Александровны:
«В статье рассказывается о том, что сказка – это источник энергии для наших тонких тел. Представлен опыт работы с детьми, имеющими отклонения в развитии».
Полезного чтения...
Сказка –ложь, да в ней намек, добру молодцу урок. Мы все с детства знаем эту поговорку. Сказка входит в жизнь большинства людей в самом раннем детстве и сопровождает на всю оставшуюся жизнь. Сказка способна жить в нашем теле, влияя на нашу жизнь. Почему? Все гениальное гениально просто. Вот, к примеру, матрешка. Смотрим на нее – красиво расписанная кукла предельно простой формы. Мы отзываемся на эту красоту и кажущуюся простоту, берем куклу в руки, она очень комфортно лежит у нас в ладонях. Продолжаем смотреть и обнаруживаем, что матрешка открывается, и внутри у нее есть еще одна матрешка поменьше. Ну, такое в жизни бывает, мы знаем, что когда-то были в животе у своей мамы. Но матрешка преподносит нам сюрприз – внутри второй матрешки оказывается третья, а в третьей – четвертая, их может быть пять, семь, девять и больше. Вот тут-то и начинается сказка… В простом и малом оказывается скрыт большой эзотерический смысл. В частности, матрешка рассказывает нам о том, как устроен наш мир, как устроен человек. То, что мы держим в руках – это проявленная часть огромного по содержанию знания.
Самая маленькая матрешка – это наше физическое тело, проявленная в материальном мире часть нашего истинного «Я». Вокруг него есть еще, как и у матрешки, несколько тел, только мы их не видим. (Рисую условно на доске). Это наши тонкие тела, которые, как и физическое тело, нуждаются в пище и тренировке. Это наша душевно-духовная сфера, которой доступен многогранный поэтический язык Вселенной. И именно сказка говорит с нами на этом языке. Маленький ребенок, еще помнящий духовный мир, из которого он пришел на Землю, легко отзывается на этот образно-поэтический язык.
В рациональном двадцатом веке больше внимания стали уделять интеллектуальному развитию ребенка. Г.И.Песталоцци сформулировал общее правило, которое часто не соблюдается в настоящее время. Оно заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Одновременно с этим в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передавали им нравственные традиции, через сказку учили законам добра и красоты.
Сказка, при ее активном, действенном восприятии оказывает гармонизирующее воздействие на наши тонкие тела, а тонкие тела гармонизируют физическое тело.
Я расскажу об эксперименте. Экспериментальная работа проводилась с участием детей дошкольного возраста из детских садов с нарушениями поведения и в последующем посещающих Центр психолого-медико-социального сопровождения "Феникс" Северо-Восточного округа Москвы. Группа была скомплектована из детей старшего дошкольного возраста с нарушениями поведения. Всего было обследовано 47 детей, из них 15 девочек и 32 мальчика. Привожу выдержки из отчёта.
«На завершающем этапе формирующего эксперимента в апреле 2004 года изучались изменения поведения и уровня эмоционального развития детей экспериментальной группы после внедрения программы "Воспитание сказкой".
При апробации системы мероприятий по коррекции с использованием программы духовно-нравственного содержания "Воспитание сказкой" использовались такие методы исследования, как анкетирование, индивидуальные и групповые беседы, наблюдения, проективные методики (рисование сказочных героев).
По окончании 32-х занятий с использованием тех же анкет-опросников, которые заполняли независимые эксперты, родители и воспитатели, а также и педагоги-психологи Центра, были получены данные об изменении поведения и эмоционального состояния детей. Результаты были подтверждены наблюдениями специалистов, реализующих коррекционную программу. Они зафиксировали динамику изменения уровней эмоционального развития, переход от психофизиологического уровня к более высокому социальному и далее — к эстетическому. Позитивно изменились характеристики психофизиологического уровня: у 18 детей удалось преодолеть эмоциональную отчужденность, у 13 снизилась непроизвольная двигательная активность, реакции стали более адекватными. На социальном уровне: у 8 из 12 детей исчезло чувство страха, а у оставшихся 4 оно стало ситуативным и осознанным; в поведении всех 5 детей, проявлявших агрессию, в течение последних двух месяцев последнего этапа формирующего эксперимента ни родители, ни педагоги не отметили агрессивных проявлений; из 13 детей, имеющих конфликтные отношения с родителями, 9 семей отметили их исчезновение, а остальные 4 семьи отметили смягчение характера этих конфликтов и снижение их частоты.
Если в начале формирующего эксперимента все 47 детей не стремились и не могли делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, то к концу апреля 15 детей могли достаточно выразительно изображать героев сказки, адекватно передавали их характеристики поведения и отношений, давали полную и правильную нравственную оценку поступкам, ситуациям, героям.
У 8 детей из 12, участвующих в формирующем эксперименте, отмечена динамика в формировании социальных умений и навыков поведения: отзывчивость, общительность, дружелюбие, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
В процессе организации психолого-коррекционных занятий использовался деятельностный принцип, поэтому в качестве основных методов применялись разыгрывание (драматизация) отдельных сюжетов по сказкам, продуктивные методы — рисование, лепка и конструирование на темы сказок, прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочных характеристик, что позволяло детям угадывать сказки, героев и уточнять их основные характеристики. Инициирование творчества в передаче ярких эмоциональных характеристик стимулировало способность самостоятельно творить художественный образ. До начала занятий никто из детей не мог проявить свободное творчество в передаче точных эмоциональных характеристик персонажей, поэтому именно процесс обучения проходил наиболее трудно. По мере накопления практического эмоционального опыта более трети детей (32%) достигли высокого уровня развития эмоциональной сферы, эстетических эмоциональных проявлений, что оказалось возможно только при деятельном практическом участии, при так называемом эмоциональном тренинге, подчиненном смыслу сказки (смысл постоянен, а эмоции ситуативны).
Результаты психолого-коррекционной работы позитивно сказались на формировании социальных эмоций. У 8 детей из 12 пропала боязливость в отношениях с детьми, что мешало прежде заводить дружбу. Застенчивые и боязливые дети в процессе занятий приобрели чувства сорадования и сострадания, что было отмечено в передаче ими интонаций, мимики, жестов. Процесс драматизации позволял закреплять эти внешние проявления, а через рисунок фиксировалось и закреплялось эмоциональное отношение к качествам героев, оценка их нравственного поведения. В процессе диалога с педагогом-психологом дети научились выделять довольно глубокие нравственные характеристики, такие как воля, послушание, терпение.
В результате анализа литературных источников и анализа результатов формирующего эксперимента подтвердилось наше представление о том, что гармоничное эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста заключается в последовательном освоении трех уровней: психофизиологического, социального и эстетического. Это позволило нам подтвердить правильность характеристик трех уровней эмоционального развития по основным признакам.
Психофизиологический уровень эмоционального развития проявляется в процессе внимания ребенка во время прослушивания сказки, в адекватности реагирования, в непроизвольных репликах (междометиях), непроизвольных движениях, в неосознанных отношениях детей к героям сказок на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению — через мимику, пантомимику, жесты, позы, эмоциональную дистанцию. При этом ребенок за внешними эмоциональными проявлениями угадывает смысл поведенческих реакций и реагирует в соответствии с этим смыслом.
Социальный уровень является последующей ступенью эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, характерной чертой которого является эмоциональный контроль, эмоциональная саморегуляция. Это позволяет выделить в эмоциональном развитии социальные чувства, которые эффективно формируются в процессе восприятия и переживания сказки, поскольку включается механизм содействия герою, мысленного обыгрывания и прочувствования его поступков. Социальный уровень — главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника - это появление способности управлять эмоциями, то есть произвольность поведения.
Эстетический уровень — уровень художественного образа — характеризуется особым видом эмоционального познания, при котором человек отражает действительность в форме эмоциональных образов. Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
В ходе исследования были апробированы психолого-педагогические методы и формы использования духовно-нравственного содержания сказки как средства коррекции эмоциональной сферы и социального поведения ребенка старшего дошкольного возраста. Была успешно подтверждена гипотеза о том, что влияние сказок на гармоничное эмоциональное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка. Были решены все задачи исследования: на основе анализа специальной литературы по теме исследования изучены теоретические основания использования сказок для эмоционального развития детей с отклонениями в поведении; определены психолого-педагогические условия использования сказки для формирования социальных эмоций и гуманных чувств (сопереживания, сострадания) у детей дошкольного возраста с девиантным поведением.
Апробирование психолого-коррекционной программы "Воспитание сказкой" для коррекции нарушений поведения детей дошкольного возраста посредством развития эмоциональной сферы подтвердило эффективность влияния сказки на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста с девиантным поведением.
В процессе коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей в процессе художественной деятельности, связанной с содержанием русской сказки, занятия одновременно содействовали развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития.
Занятия позволили обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки), знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты. Также были расширены представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру, что заметно содействовало эмоциональному развитию детей, развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.»
Но это, естественно, не единственное доказательство эффективности воздействия сказки на развитие ребенка. Мы можем вспомнить опыт работы замечательного советского педагога Василия Александровича Сухомлинского. Его уроки на природе – это ожившая сказка в том месте, где мы живем. Дети мыслят образами, поэтому они очень отзывчивы на образы природы. И очень важно с раннего возраста насыщать сознание детей прекрасным, привлекая их внимание к тонким проявлениям природы. Дети не только любят слушать сказку, они создают ее. В своей книге «Сердце отдаю детям» Василий Александрович рассказывает об удивительных уроках, на которых в естественных условиях природы дети находили необычайные по красоте и силе образы. Не было на этих уроках торопливости и суеты, каждый ребенок раскрывался по-своему, в подходящий именно ему момент. Хочется привести для примера один отрывок из этой книги.
Однажды Василий Александрович нашел в стене большого оврага пещеру. Вместе с детьми он построил в пещере печку(идея детей!). Пещера стала для них «Уголком мечты». «И вот мы разожгли огонь в печке. Весело запылали сухие ветки. На землю опускается вечер. В нашем жилище светло и уютно. Мы смотрим на деревья и кусты, покрывшие склон оврага, и оттуда, из таинственной чащи, к нам идут сказочные образы. Они как будто напоминают, просят: расскажите о нас. Деревья и кусты обволакиваются полупрозрачной дымкой вечернего сумрака, какой-то сизой, потом сиреневой; в этой дымке деревья приобретают самые неожиданные очертания.
В такие минуты дети охотно фантазируют, создают сказки.
«На что похожи деревья, разбросанные по склону оврага?» - спрашиваю я, обращаясь не столько к детям, сколько к своим собственным мыслям. Мне они кажутся зеленым водопадом, стремительно падавшим с обрыва и теперь застывшим, превратившимся в огромные то ли базальтовые, то ли малахитовые изваяния. Интересно, будет ли развиваться мысль хоть у одного ребенка в том направлении, что и у меня? В этот вечерний час есть время для того, чтобы понаблюдать за тем, как ребята думают.
И вот я вижу, что у одного ребенка поток мыслей течет бурно, стремительно, рождая все новые образы, у другого – как широкая, полноводная, могучая, таинственная в своих глубинах, но медленная река. Даже незаметно, есть ли у этой реки течение, но оно сильное и неудержимое, его не повернуть в новое русло, в то время как быстрый, легкий, стремительный поток мысли других ребят можно как бы преградить, и он сразу же устремится в обход. Вот Шура увидел в кронах деревьев стадо коров, но стоило Сереже спросить: «А где же они пасутся, ведь там нет травы?», как мысль Шуры устремилась по новому руслу: это уже не коровы, а облака, опустившиеся к ночи отдохнуть на землю. Так же быстро, стремительно парит мысль Юры. А вот Миша и Нина смотрят молча, сосредоточенно – что они видят? Над нами пронеслись уже десятки образов, рожденных детской фантазией, а Миша и Нина молчат. Молчит и Слава. Неужели в их головах не родилась ни одна мысль? Уже пора идти домой. И вот Миша, самый молчаливый из всех мальчик, говорит:
- Это разъяренный бык бросился рогами на скалу, не смог одолеть ее и остановился. Смотрите, вот сейчас он как будто напрягается, вот-вот отодвинет обрыв…
И тут все образы, которые как будто столпились вокруг нас, отлетают. Мы видим, что куча деревьев в самом деле удивительно похожа на застывшего в бессильной ярости быка. Дети защебетали: вот как он уперся в до оврага; смотрите, как выгнулась у него шея, наверное, жилы дрожат, а рога воткнул в землю…
Вот тебе и придумал Миша! В то время как над нашими головами трепетали яркие, живые образы, река его мысли текла своим руслом. Он внимательно прислушивался к словам товарищей, но ни один образ не увлек его. Фантазия мальчика самая яркая, самая земная. Ребенок увидел то, что, наверное, видел в жизни, что запечатлелось в его сознании. А ведь такие вот молчаливые тугодумы ой как страдают на уроках. Учителю хочется, чтобы ученик побыстрее ответил на вопрос, ему мало дела до того, как мыслит ребенок, ему вынь да положь ответ и получай отметку. Ему и невдомек, что невозможно ускорить течение медленной, но могучей реки. Пусть она течет в соответствии со своей природой, ее воды обязательно достигнут намеченного рубежа, но не спешите, пожалуйста, не нервничайте, не хлещите могучую реку березовой лозиной отметки – ничего не поможет.»
Мне могут возразить - время сейчас другое, все ускоряется. Да, согласна, время ускоряется, но это не значит, что нужно искусственно его подгонять, пичкая детей в младших классах тем, что можно выучить при поступлении в ВУЗ. Мы зачастую перегружаем детей оторванными от жизни знаниями, которые забивают каналы, необходимые для развития сознания. Сознание развивается медленнее. И опять же этому нас учат сказки. Есть короткие сказки, быстрые. Они будоражат, пробуждают. А есть сказки – раздумья.
В наше время есть немало людей пишущих сказки. Сказки до сих пор приходят к нам, помогая освоить что-то. Мне очень нравятся сказки А. Лопатиной и М.Скребцовой. Я с удовольствием использую эти сказки на своих уроках в художественной школе. Маленькие дети не очень любят рисовать натюрморты, да и цветоведение для них еще трудно. А цветные сказки этих педагогов помогают нам освоить мир красок, обостряют наше внимание к окружающему миру и собственному внутреннему миру. Я говорю «нам», потому что я с удовольствием сама читаю и рисую эти сказки с группой взрослых женщин. Мы все от них в восторге.
Я работала с детьми от 3-х до 16- и лет, со взрослыми, и именно сказка объединяла все эти возрасты. Одну и ту же сказку я давала рисовать всем. Только задачи у каждой возрастной группы были свои. Все рисовали с одинаковым азартом, и все в конце работы получали какой-то опыт. «Колобок» знают все. Но не все знают, что может нам дать действенное переживание этой сказки. Малыши учатся «месить» красочное «тесто», «выпекать» его и оживлять, открывая кисточкой колобку глазки и улыбку. Удивленный красотой окружающего мира колобок ныряет в царство цветотени – он убегает из дома по освещенной солнышком траве. И снова мы играем с несколькими красками, создавая эту траву. А у детей постарше кроме создания живописного пейзажа, стоит еще задача передачи характера героев сказки. Взрослые проигрывают своей душе сознательно с помощью живописи встречу двух сил. И у каждого эта встреча происходит по- разному, в разной обстановке (или мире). И каждый имеет возможность встретиться при этом с самим собой.
«Сказки – это лекарство… В сказках содержатся средства, позволяющие исправить или возродить любую утраченную душевную пружину. Сказки рождают волнение, печаль, вопросы, стремления и понимание, которые спонтанно поднимают на поверхность нужный архетип». Архетипы живут для нас и через нас, и если мы утрачиваем связь с каким-то нашим архетипом, то он хиреет, утрачивает свою силу, а вместе с ним утрачиваем его силу и мы. Так считает Кларисса Пинкола Эстес, доктор философии, автор прекрасной, глубокой по содержанию книги «Бегущая с волками».
«Сказки приводят в движение внутреннюю жизнь, - пишет Кларисса Эстес,- и это особенно важно, когда внутренняя жизнь запугана, стеснена или загнана в угол. Сказка смазывает петли и засовы, вызывает прилив адреналина, указывает выход – наружу, вверх, вниз или к нашей беде, прорезает прекрасные широкие двери в казалось бы ранее глухой стене, открывает пути в царство грез, к любви и знанию, назад к нашей подлинной жизни – жизни мудрой дикарки».
Я привела несколько примеров работы со сказкой. Следующая цитата из книги «Бегущая с волками» объединяет, по-моему, стремления этих педагогов и мои собственные. Мне кажется, мы все согласились бы с мнением Клариссы Пинколы Эстес. «Я советую людям раскапывать сказки в собственной жизни и заставляю делать это тех, кого учу. Это особенно касается сказок и их наследия, потому что если человек всегда обращается, скажем, к переводам сказок братьев Гримм, то сказки его собственного наследия – как только умрут старики – окажутся для него навсегда утраченными. Я горячо поддерживаю тех, кто возвращает сказки своего семейного наследия, хранит их, спасает от смерти – результата небрежения. Ведь повсюду на земле костяк всех целительских и духовных структур составляют старики.
Обратите внимание на своих близких, на свою жизнь. Ведь не случайно этот совет дают и великие целители, и великие писатели. Обратите внимание на то реальное, что есть вашей жизни. Сказки, которые вы в нем обнаружите, вам никогда не найти в книгах. Они берут начало в личных впечатлениях…
Я надеюсь, что вы выйдете на простор и пригласите к себе сказки, то есть жизнь, что вы будете работать с этими историями из собственной жизни – вашей жизни, а не чьей-то другой, будете поливать их своей кровью, слезами, смехом, пока они не расцветут, пока вы сами не покроетесь цветами. Это и есть работа – единственная работа».
Через сказку мы возвращаемся к самим себе, мы вспоминаем кто мы есть на самом деле, откуда и для чего пришли в этот мир. Мы начинаем чувствовать свое единство с окружающей нас природой, ощущать себя ее частью. Это особенно актуально в наше время, когда природа, Земля своими силами, стихиями уже не намекает, а громко кричит: «Люди, опомнитесь, вы не единственные в этом мире хотите жить!»
Просто необходимо научиться понимать все окружающее нас пространство как живое, пронизанное разумом, способное на общение и мирное взаимодействие с нами. На каждой территории живут свои сказки, их нужно найти, вспомнить, услышать, как услышать звуки, музыку и песни той земли, на которой живешь.
Пусть возвращаются наши старики к природе. А не чахнут в многоэтажных домах. Пусть правительство и люди проявляют к ним больше внимания, заботы. Чтобы имели наши дети возможность приезжать из городов к дедам на природу, заниматься простым трудом на земле, слушать песни и сказки на природе и о природе. Они от этого станут не только здоровее, умнее, они станут мудрее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.В.А.Сухомлинский. Избранные педагогические сочинения. М., «Педагогика»,1979.
2. А.Лопатина, М.Скребцова. Краски рассказывают сказки. Как научить рисовать каждого. М., «Амрита-Русь», 2005.
3.Кларисса Пинкола Эстес. Бегущая с волками. Киев, «София»,2005.
4. И.П.Макеева. Сказка как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями поведения.