Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
36 минут 4844 1167

Формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Simkina fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Симкиной Екатериной Николаевной, учителем-логопедом ГБДОУ «Детский сад № 53 компенсирующего вида» г. Санкт-Петербурга. Сегодня Екатерина Николаевна любезно поделится своим профессиональным опытом по формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Данный материал будет полезен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Екатерины Николаевны:

«В данной статье вы сможете познакомиться с понятиями связной диалогической и монологической речи, с характеристикой связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также познакомиться с методическими рекомендациями по формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Материал может применяться в работе учителя-логопеда».

Полезного чтения…


Формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Посмотреть статью с приложениями

Введение

Овладение навыками связной речи в дошкольном возрасте имеет важное значение для формирования полноценной личности ребёнка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.

В.П. Глухов [1, 2] отмечал, что успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью.

Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.

Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева [4] считали, что связная грамматически правильная речь имеет важное значение не только для успешного обучения в школе, но и в общении со взрослыми и детьми, а также для формирования личностных качеств.

Поэтому к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи.

Понятие о связной диалогической и монологической речи

Ряд исследователей А.М. Бородич [13], Т.Н. Ланина [14], Л.Г. Парамонова [15], Ф.А. Сохина [16], А.В. Текучев понимают под связной речью смысловое развёрнутое высказывание (т.е. состоящее из нескольких или многих предложений), составные языковые компоненты, которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) находятся в тесной взаимосвязи и представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое смысловое и структурное целое, что позволяет человеку систематично, последовательно и точно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей и обеспечить общение и взаимопонимание людей.

Речь считается связной, если для нее характерны:

содержательность (хорошее знание предмета, о котором го­ворится);

  • точность (правдивое изображение окружающей действитель­ности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);
  • логичность (последовательное изложение мыслей);
  • ясность (понятность для окружающих);
  • правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Такие исследователи, как В.П. Глухов [1, 2], Ф.А. Сохина [16], О.С. Ушакова выделяли два основных вида связной речи, диалогическую и монологическую.

Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников.

Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. Владение связной монологической речью — высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетической.           

Характеристика связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Выделяют четыре уровня речевого развития, которые отражают нарушенное состояние связной речи у детей с ОНР:

  • I уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием средств общения в том возрасте, когда у нормально развивающегося ребенка навыки речевого общения в основном сформированы. Фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует; при попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или одно-два сильно искаженных предложения.
  • II уровень речевого развития характеризуется тем, что дети пользуются простыми предложениями из 2 - 3 слов, могут ответить на вопросы по картинке, на которой изображены члены семьи, знакомые события окружающей жизни. Однако дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют.
  • У детей III уровня речевого развития предполагается наличие развернутой фразы, однако связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, одинаково звучащие слова, которым придается то или иное значение в зависимости от ситуации, делает речь детей бедной и стереотипной.
  • При IV уровне речевого развития у детей отмечаются нарушения логической последовательности в предложениях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов, использование простых, малоинформативных предложений.

Методические рекомендации по формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

При разработке методических рекомендаций за основу были взяты методики таких авторов, как В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Э.П. Короткова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова.

Основываясь на труды вышеперечисленных авторов была составлена методика работы по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи, которая включает в себя следующие направления:

         1. Формирование лексического базиса связной речи.

         2. Формирование диалогической речи.

         3. Формирование синтаксической структуры предложения.

         4. Формирование монологической речи.

Рассмотрим более подробно данные направления, а также задачи, решаемые на каждом этапе формирования связной речи и примеры заданий.  

 1. Формирование лексического базиса связной речи.

Данное направление включает в себя следующие этапы:

Этап 1. Развитие лексико-семантических ассоциаций.

В задачи этапа входят:

  1. Уточнение, активизация и расширение словарного запаса;
  2. Развитие смысловых и вербальных ассоциаций;
  3. Развитие умения правильно понимать назначение предмета.

   Для формирования лексико-семантических ассоциаций используются следующие задания:

  • «Назови слово, как можно быстрей».

Логопед называет слова, а дети называют, то слово, которое придёт им в голову (слова называются по одному). Предлагаются существи­тельные конкретного и абстрактного значения, глаголы, прилагательные, наречия. Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, сме­лость, цвет.

Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеять­ся, падать, поднимать.

Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.

Быстро, высоко, весело, плохо, далеко, много, тя­жело, тепло.

На последующих этапах развития лексики задается вопрос: «Как вы думаете, почему припомнилось именно это слово?»

  • «Определения назначения предметов».

Этап 2. Формирование структуры значения слова, организация семантических полей на основе парадигматических связей слова.

В рамках этого этапа решаются следующие задачи:

  1. Развитие умения классифицировать слова на основе различных семантических признаков;
  2. Развитие антонимии и синонимии;
  3. Развитие умения различать слова схожие по звучанию, но разные по значению.

На данном этапе используются следующие задания:

  • «Классификация предметов по представленным картинкам».
  • «Определение лишнего слова».
  • «Сравнение слов по заданным признакам».

Логопед предлагает детям сравнить слова. Пример:

         по вкусу: горчицу и мед;

         по цвету: снег и сажу;

         по высоте: дерево и цветок;

         по ширине: дорогу и тропинку;

         по возрасту: юношу и старика;

         по весу: гирю и пушинку;

         по размеру: дом и шалаш.

  • «Нахождение двух слов противоположных по значению».
  • «Нахождение слов схожих по значению».
  • «Выбор картинок и объяснение их значения».

Этап 3. Развитие синтагматических связей слов.

Задачи этапа:

  1. Развитие умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
  2. Развитие умения узнавать предмет по его признакам или действиям.

На данном этапе используются следующие задания:

  • «Добавление одного общего слова».

Логопед предлагает добавить одно общее слово к двум словам.

Например:

         Дерево, цветы — что делают?;

         Кошка, собака — что делают?;

         Дождь, снег — что делают?;

         Мяч, яблоко — какие?

         Сахар, мед — какие?

         Вода, молоко — какие?

         Льется, журчит — что?

         Шумит, дует — что?

         Желтый, кислый — что?

         Высокое, зеленое — что?

         Яркое, теплое — что?

  • «Отгадывание животных».

Логопед называет действия, которые свойственны данному животному, а дети должны отгадать, о каком животном идет речь. Например:

Сторожит, грызет, лает (кто это?) — ...

Мяукает, лакает, царапается — ...

Ржет, бегает, скачет — ...

Блеет, бодается — ...

Летает, жужжит, жалит — ...

  • «Подбор слов-предметов».

Логопед предлагает подобрать, как можно больше названий предметов (существительные) к названию действия (глагол). Например:

         Бежит кто?; что?;

         Идет кто?; что?;

         Растет кто?; что?;

  • «Придумывание слов по вопросам».

Логопед предлагает придумать, как можно больше слов, отвечающих на вопрос, «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

2. Формирование диалогической речи.

Этап 1. Формирование практических навыков составления ответов на вопросы.

В задачи данного этапа входят:

1)Формирование умения понимать вопрос и правильно, связно отвечать на него;

2) Формирование активного использования фразовой речи при ответах на вопросы.

На данном этапе используются следующие задания:

  • «Ответы на вопросы по сюжетной картинке с добавлением нового слова в ответ».

Логопед предлагает повторить готовую формулу вопроса с добавлением одного нового слова в ответ по сюжетной картинке. Пример сюжетной картинки - «Семья» (см. Приложение 1). Логопед задает детям следующие вопросы: Что держит дедушка в руках?; Что лежит под столом?; Кто вяжет?; Что стоит   на полке?; Что в руках у мальчика?; Где сидит дедушка?; Где сидит бабушка?

  • «Ответы на вопросы по сюжетной картинке и из личного опыта».

Ребенку предлагается ответить на вопросы по сюжетной картинке. Сюжетная картинка - «Забота о живой природе» (см. Приложение 2). Логопед задает детям следующие вопросы: Какое время года изображено на картинке? Что делают мальчики на картинке? Что делают девочки на картинке? Для чего дети это делают? Какие предметы ты видишь на картинке? А для чего девочкам нужна лопата?

Этап 2. Формирование умения составлять вопросы.

На данном этапе решаются следующие задачи:

1) Развитие навыков в правильном составлении вопросов;

2) Усвоение ключевых вопросительных слов как опорно-смысловых семантических единиц, путём задавания вопросов.

3) Формирование умения понимать содержание сюжетной картинки и вычленять её отдельные детали.  

На данном этапе используются следующие задания:

  • «Задайте вопросы друг другу».
  • «Задайте вопросы по сюжетной картинке».

Этап 3. Закрепление и развитие навыков вести диалог на заданную тему.

На данном этапе решаются следующие задачи:

1)Закрепление и развитие навыков речевого общения;

2) Формирование умения вести диалог на заданную тему;

3) Развитие навыков участия в коллективной беседе, способности к её восприятию.

На данном этапе используются следующие игры:

  • «Весёлое путешествие» («На трамвае»).

В игре могут участвовать несколько детей. Посередине игровой комнаты (игрового уголка) устанавливаются стулья (парами, как в трамвае) или лавочки, между ними делается проход для «кондуктора». «Кондуктор» продаёт билеты, спрашивая до какой остановки, едет каждый пассажир. Дети-«пассажиры» отвечают ему. Предварительно каждый ребёнок совместно с логопедом должен определить, до какой остановки он едет. По пути дети выходят на разных остановках, где их могут ждать различные игры и упражнения, соответствующие названию остановки («Детская площадка», «Стадион», «Почта», «Парк» и т.п.). На обратном пути «пассажиры» вновь занимают свои места в «трамвае». Логопед («кондуктор», «экскурсовод») организует обмен впечатлениями о том, чем занимались дети «в течение дня» и др.

  • «Любопытный Незнайка».

Логопед предлагает детям ответить на вопросы «Незнайки»:

«Сегодня к нам в гости пришёл «Незнайка» и он вам приготовил вопросы. Как вас зовут?; Чем вы любите заниматься?; А вы знаете какие-нибудь овощи, а фрукты?; А чем вы занимаетесь в детском саду? Давайте на них ответим, но целым предложениями. А теперь вы спросите что-нибудь у «Незнайки».

3. Формирование синтаксической структуры предложения.

Этап 1. Развитие умения анализировать предложения.

В задачи этапа входит:

  1. Развитие умения определять количество слов в предложении;
  2. Развитие умения определять последовательность слов в предложении;
  3. Развитие умения определять место слова в предложении;
  4. Развитие умения устанавливать смысловые и логические связи между словами.

На данном этапе используются следующие задания:

  • «Составление и определение места слов в предложении».
  • «Составление и определение места и количества слов в предложении».

Логопед предлагает составить предложения по сюжетным картинкам и определить количество и место слов в них (при затруднения предлагаются фишки и после каждого произнесённого слова выставляется одна фишка).

  • «Придумывание предложений по заданному количеству слов».
  • «Составление и определение последовательности слов в предложении».

Этап 2. Работа над синтаксически простыми моделями фраз.

Коррекционная работа над синтаксически простыми моделями фраз осуществляется наиболее активно с помощью сюжетных картинок.

Для этого целесообразно использовать сюжетные картинки двух видов:

1) картинки, на которых можно выделить субъект и действие, выполняемое субъектом.

2) картинки с изображением одного или нескольких персонажей и четко обозначенного места действия.

По данным картинкам дети упражняются в последовательном составлении предложений различной синтаксической структуры.

На данном этапе решаются следующие задачи:

  1. Практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия и имеющихся представлений;
  2. Формирование умения адекватно передавать в речи, изображённые на картинках действия;
  3. Формирование умственных операций, связанных с овладением фразовой речью – умение соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания (правильно ли определён субъект и объект действия, названо выполняемое действие, отражено то или иное качество предмета).

Задания, используемые на данном этапе:

  • «Продолжение фраз по картинке».
  • «Составление предложений различной синтаксической структуры по сюжетным картинкам первого вида».                                        

Логопед предлагает составить предложения различной синтаксической структуры по сюжетным картинкам первого вида (при необходимости задаются дополнительные вопросы).

Сюжетные картинки:

А) Субъект – предикат (действие, выраженное непереходным глаголом). Например: Мальчик бежит. Девочка рисует.

Б) Субъект – предикат (действие, выраженное нерасчленяемой группой сказуемого). Например: Дети сажают деревья. Девочка катается на велосипеде.

В) Субъект – предикат (действие) – объект. Например: Девочка читает книгу. Мальчик рисует картину.

Г) Субъект – предикат (действие) – объект – объект (орудие действия). Например: Папа забивает гвоздь молотком. Мама размешивает суп ложкой.

  • «Составление предложений по сюжетным картинкам второго вида».

Логопед предлагает составить предложения различной синтаксической структуры по сюжетным картинкам второго вида.

Сюжетные картинки

А) Субъект – предикат (действие) – локатив (место действия). Например: Девочка лежит в кроватке. Мальчик сидит в шалаше.

Б) Субъект – предикат (действие) – объект (орудие действия) – локатив (место действия). Например: Девочка рвёт цветы в саду. Мальчики копают лопатками в песочнице.

В) Субъект – предикат (действие) – объект – атрибут. Например: Мама подарила дочке красивую куклу. Папа купил маме красивые серёжки.

  • «Составление предложений по демонстрируемым действиям».    

Логопед показывает различные действия (например, поднимает руки вверх, в стороны, садится на стул, берёт игрушку и т.д.), а дети составляют предложения.

Этап 3. Работа над предложениями сложной синтаксической структуры.

В задачи этапа входит:

     1) Формирование умения правильно составлять предложения с однородными сказуемыми;

     2) Формирование умения правильно составлять сложносочиненные предложения;

     3) Формирование умения правильно составлять сложноподчиненные предложения.

Используемые задания:

  • «Составление фраз по картинкам».
  • «Закончи предложения».
  • «Продолжение предложений по образцу».

Логопед предлагает продолжить предложения. Например:

Паша любит гулять и …

У Лены хорошее настроение и …

Мама любит готовить и …

  • «Составление ряда однотипных предложений».

         Логопед предлагает детям составить по цепочке ряд однотипных предложений, отличающихся одной (или несколькими) деталями, например: Папа строит дом. Папа строит дом, а дедушка строит забор. Папа строит дом, дедушка строит забор, а девочка строит пирамидку и т. д.

4. Формирование монологической речи.

Этап 1. Обучение составлению пересказа.

В задачи данного этапа входит:

  1. Привлечение внимания детей с помощью загадок;
  2. Формирование навыков целенаправленного восприятия текста путём его анализа (беседа по содержанию);
  3. Формирование умения правильно раскладывать серию сюжетных картинок в соответствии с последовательностью развёртывания сюжета;
  4. Формирование умения планировать связные и развёрнутые высказывания путём составления плана;
  5. Формирование умения передавать содержание последовательно и полно, без пропусков и искажений.

Последовательность работы:

  • «Отгадывание загадок по содержанию серии сюжетных картинок».
  • «Слушайте внимательно текст, который будет читаться».
  • «Разбор содержания текста».  

Логопед предлагает разобрать содержание рассказа и задает следующие вопросы:

Назовите действующих героев?; Что произошло в рассказе?; Почему пчела ужалила Жучку?; Что сделал Вася, когда Жучку ужалила пчела?; Зачем Вася заклеил нос Жучке?

  • «Составление предложений по «цепочке».

Логопед предлагает разложить серию сюжетных картинок и по «цепочке» составить высказывания по каждой из последовательных картинок. Используется серия сюжетных картин «Жучка и пчела»

(см. Приложение 3).

  • «Пересказ текста с опорой на наглядность».

Логопед предлагает пересказать рассказ с опорой на серию сюжетных картин «Жучка и пчела».

  • «Составление плана рассказа».

Детям предлагается составить план рассказа (с помощью логопеда) по серии сюжетных картин. Используется серия сюжетных картинок «Жучка и пчела»

План.

1.Что увидела собака?

2. Кто вылетел из цветка?

3. Что сделала пчела?

4. Чем закончилась эта история?

  • «Пересказ текста по плану без опоры на наглядность».

Этап 2. Обучение составлению рассказа по серии сюжетных картинок.

В задачи этапа входит:

  1. Формирование умения выделять действенную, событийную основу (определение действий, персонажей, уяснение связей между ними) и существенные детали изображения;
  2. Формирование умения правильно раскладывать серию сюжетных картинок в соответствии с последовательностью развёртывания сюжета;
  3. Развитие зрительной памяти путём нахождения ошибок в серии сюжетных картинок;
  4. Формирование умения объединять действия, изображённые на картинках, в общую сюжетную ситуацию путём установления причинно-следственных и временной взаимосвязи изображённых событий;
  5. Формирование грамматически правильной и развёрнутой фразовой речи;
  6. Активизация и расширение словарного запаса;
  7. Формирование навыков планирования связного развёрнутого высказывания путём составления плана;
  8. Формирование умения передавать предметное содержание сюжетных картинок и адекватно отображать в речи действенную основу каждой картинки и действия отдельных персонажей.

Последовательность работы:

  • «Разбор содержания серии сюжетных картинок».

Логопед предлагает разобрать содержание каждой картинки.

Первоначально картинки располагаются стороной обратной изображению. Постепенно они открываются в нужной последовательности. Используется серия сюжетных картинок «Собака и вороны» (см. Приложение 4).

1 картинка. Кого вы видите на этой картинке?; Что делает собака на картинке?; Сколько ворон изображено на картинке?; Что делают вороны?

2 картинка. Что делают вороны на картинке?

3 картинка. Что делает собака на картинке?

4 картинка. Что произошло на картинке?

О чём рассказ?

  • «Раскладывание серии сюжетных картинок».

Логопед перемешивает картинки и предлагает разложить их в правильной последовательности. Серия сюжетных картинок «Собака и вороны»

  • «Найти лишнюю картинку».
  • «Подбор определений и составление предложений».

Логопед предлагает детям подобрать определения (качества героев) к словам и составить с ними 2 предложения в соответствии с содержанием картинок:

Собака (какая?)…

Вороны (какие?)

  • «Составление предложений «по цепочке».

Логопед предлагает «по цепочке» составить высказывания по каждой из последовательных картинок («Собака и вороны»).

  • « Составление плана рассказа».

Логопед предлагает совместно составить план рассказа, используя серию сюжетных картинок «Собака и вороны»:

     План рассказа.

1.Что делала собака?

2. Что сделали вороны?

3. Как удалось собаке сохранить своё мясо?

4. Чем закончилась эта история?

  • «Составление рассказа по серии сюжетных картинок с опорой на план».

Этап 3. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке.

В задачи этапа входит:

  1. Привлечение внимания детей и подготовка к восприятию содержания сюжетной картинки с помощью вопросов и загадок;
  2. Формирование навыков целенаправленного восприятия наглядного содержания сюжетной картинки путём анализа изображённой ситуации;
  3. Формирование грамматически правильной и развёрнутой фразовой речи;
  4. Активизация и расширение словарного запаса;
  5. Формирование умения планировать связное развёрнутое высказывание и учитывать все детали сюжетной картинки, путём составления плана рассказа;
  6. Формирование умения передавать предметное содержание сюжетных картинок и адекватно отображать в речи действенную основу каждой картинки и действия отдельных персонажей.

Последовательность работы:

  • «Ответы на вопросы».

Логопед предлагает ответить на вопросы (предварительная беседа по содержанию сюжетной картинки).

  • «Отгадывание загадок».

Например, загадки про транспорт:

Спозаранку за окошком стук и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам ходят красные дома.

             (Трамвай)                                                      

Многолюден, шумен, молод – под землёй грохочет город.

А дома с народом тут вдоль по улице бегут.

                                                               (Метро)

Дом по улице бежит, дом подошвами шуршит.

Подбегает к остановке, всех желающих берёт –

И опять бежит вперёд.

                                                           (Автобус)

  • «Разбор содержания сюжетной картинки».

Логопед предлагает разобрать содержание сюжетной картинки. В качестве сюжетной картинки используется «Воспитанная девочка» (см. Приложение 5).

Логопед беседует с детьми по сюжетной картинке: Что изображено на картинке?; Где происходит данная ситуация?; Почему девочка уступила место бабушке?; Что у бабушки в пакете?; Что делает мальчик на картинке?

  • «Закончите предложения».
  • «Подбор определений к словам».

Логопед предлагает охарактеризовать «бабушку» и «девочку», а затем составить предложения в соответствии с содержанием картинок.

  • «Составление плана».

Детям предлагается составить план рассказа (с помощью логопеда) по сюжетной картинке «Воспитанная девочка».

Пример плана:

Расскажем о бабушке, какая она, что она вошла в автобус, что у неё в руке, о мальчике, что он делает в автобусе, о девочке и что она сделала.

  • «Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на план».

Этап 4. Обучение составлению рассказу-описанию предметов.

Задачи этапа:

  1. Активизация, уточнение и расширение словарного запаса;
  2. Формирование умения выделять существенные признаки в предмете;
  3. Развитие умения узнавать предмет по описанию;
  4. Формирование представлений об основных структурных частях описательного текста;
  5. Обучение развёрнутому описанию предметов;
  6. Закрепление умения логично и последовательно составлять описание предметов.

Последовательность работы:

  • «Уточнение значения признаков предмета».

Логопед предлагает уточнить понятия формы, цвета и величины, на ощупь какой предмет бывает, где растёт и т.д.

  • «Нахождение сходства и различия»

        Логопед предлагает детям сравнить три предмета (апельсин, мяч, помидор). Предлагает найти их сходства и различия. Задает вопросы: По форме эти предметы одинаковые или нет?; По цвету?; По величине?; А на ощупь?

  • «Составление плана описания предметов».

Логопед предлагает совместно составить план рассказа-описания.

Пример плана.

1) Определение (называние предмета).

2) Перечисление признаков предмета, например цвет, величина, вкусовые качества и форма (если фрукт или овощ), свойства, определяющиеся на ощупь, место произрастания (если фрукт или овощ), где живёт (если животное).

3) Предназначение предмета (приносимая польза, принадлежность предмета к той или иной группе).

  • «Описание предметов с помощью плана по образцу».
  • «Описание предметов с помощью плана без образца».
  • Игра «Магазин».

Игровой персонаж (Незнайка или Петрушка), в роли которого выступает сначала педагог, а затем один из де­тей, звонит по телефону в "магазин" и спрашивает, есть ли там предмет указанной им формы, величины, цвета, назначения и т.д. "Продавец" должен узнать предмет по его описанию и ответить "Незнайке". Затем в игру всту­пают другие персонажи (Чипполино, Кот в сапогах и др.), роль которых исполняют дети.

  • Игра «Маша заблудилась».

В игре "Маша заблудилась" "участвуют" несколько кукол (4-5) одинаковой величины, но различающиеся цветом волос, глаз, прической, одеждой. Занятие начи­нается с описания одной из них - куклы Маши (по пред­варяющему плану-схеме). Затем детям дается объясне­ние игрового действия, сопровождаемое манипуляцией с куклами.

"Девочки" идут в лес, за грибами (передвигаются за ширму) и через некоторое время возвращаются обратно - все, кроме одной (девочки Маши). Маша потерялась в лесу. На ее поиски отправляется Петрушка, но он не знает, как она выглядит, в чем одета, с чем девочка по­шла в лес (с корзинкой, кузовком, ведерком). Дети дают описание куклы Маши. Вначале дается коллективное описание, а затем один из детей повторяет его, расска­зывая Петрушке, как выглядит Маша.

        Петрушка повторяет описание девочки, идет в лес и находит ее. В игровое действие могут вводиться лесные обитатели (ежик, заяц). Петрушка спрашивает, не виде­ли ли они девочку, и повторяет ее описание

Речевой материал: 4-5 кукол

План-схема

1)Определение (называние предмета).

2) Перечисление признаков предмета, например цвет волос, косынки, глаз, во что одета, что у неё в руке.

Этап 5. Обучение рассказыванию с элементами творчества.

Задачи этапа:

  1. Развитие у детей умений ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа;
  2. Активизация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем;
  3. Уточнение и развитие пространственных и временных представлений;
  4. Развитие воссоздающего и творческого воображения;
  5. Привлечение внимания детей при помощи загадок.

5.1 Обучение составлению продолжения (окончание) незавершённого рассказа.

Последовательность работы:

  • «Отгадывание загадок».

Логопед предлагает отгадать загадки по содержанию текста.

Кто на дереве сидит

И кар-кар говорит.

                   (Ворона)

Без рук, без топорёнка,

Построена избёнка.

                 (Гнездо)

  • «Ответы на вопросы по сюжетной картинке».

Логопед предлагает сюжетную картинку «Воронье гнездо» (см. Приложение 6).

Что изображено на картинке?; Зачем дети лезут на дерево?; А разве можно так делать?; Дайте дадим характеристику мальчикам. Какие они?

  • «Пересказ заданного начала».

Логопед читает незавершённый рассказ (2 раза) и предлагает детям пересказать его.

  • «Придумывание продолжения к незавершённому рассказу».

Дети придумывают продолжение к рассказу. При затруднениях предлагаются несколько вариантов продолжения рассказа, что позволяет детям выбрать один из них.

1) Налетели вороны. Они клевали мальчиков и били их крыльями. Юра и Володя спустились с берёзы и убежали. Так вороны спасли своих птенцов.

2) Вдруг ветка хрустнула и сломалась. Вова оказался на земле. Ему было очень больно. Саша, испугавшись за друга, спустился с дерева и помог ему встать. Саша и Володя решили, что больше никогда не будут лазать на дерево.

3) Вдруг появился лесник. Он заставил ребят спуститься и сказал: «Нельзя брать птенцов, они могут погибнуть». Мальчики послушались лесника, и ушли домой.

5.2 Обучение составлению рассказа на заданную тему.

Последовательность работы:

  • «Разбор наглядных картинок по теме «На рыбалке».

Логопед предлагает наглядный материал на заданную тему и просит назвать предметы, изображённые на картинках и дать их характеристику. В случаях затруднения логопед задаёт наводящие вопросы. В качестве материала используется серия картинок «мальчик» - «удочка» - «река».  

  • «Составление краткого плана по теме «На рыбалке».

Логопед совместно с детьми составляет краткий план рассказа на заданную тему, состоящую из 3-4-х вопросов и ответы на них.

План.

1)Что взял с собой мальчик на рыбалку?

2)Кого он встретил на реке?

3)Что произошло во время рыбалки?

4)Что мальчик принёс домой?

  • «Составление самостоятельного рассказа по теме «На рыбалке».

Выводы:

В ходе целенаправленного обучения по разработанной методике дети дошкольного возраста с ОНР овладевают языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развёрнутых высказываний. У детей формируются лексические и грамматические компоненты фразовых высказываний, различных типов синтаксических конструкций, представления об основных элементах, лежащих в основе построения связного сообщения: адекватность содержания, последовательность изложения, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий. В процессе обучения дети также овладевают навыками пересказа, составления рассказов-описаний и рассказов по наглядной опоре, а также рассказами с элементами творчества, т.е. тех видов монологических высказываний, которые составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.

Список использованной литературы:

  • Глухов В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., МГОПУ, 1995.
  • Глухов В.П. Особенности формирования речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2001.
  • Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999.
  • Филичева Т.Б., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Логопедия. – Екатеринбург, 1998.
  • Филичева Т.Б., Соболева А.В.. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. – Екатеринбург, 1997.
  • Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М., 2004.
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1993.
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1993.
  • Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 1982.
  • Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПБ., 2001.
  • Лопатина Л.В, Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (стёртая дизартрия). – СПБ. Изд. РГПУ им. Герцена, 2001.
  • Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.
  • Ланина Т.Н. Психологические аспекты исследования связной речи // Практическая психология и логопедия – 2005 - №5-6 (16,17) – С. 94-97.
  • Парамонова Л.Г. Ваш ребёнок на пороге школы: Как подготовить ребёнка к школе. – СПБ, 2005.
  • Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина – М.: Просвещение, 1984.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2350 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2194 608