Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей с ОНР
13 минут 5390 1732

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей с ОНР

Selezneva foto copy copyДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Селезневой Ириной Алексеевной, учителем-логопедом МБДОУ «Детский сад» № 57 г. Дзержинска Нижегородской области. Сегодня Ирина Алексеевна любезно поделится своим профессиональным опытом по использованию метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей с ОНР. Данный материал будет полезен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Ирины Алексеевны:

«В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи проходят более интересно, увлекательно и продуктивно по сравнению с традиционными формами работы».

Интересного чтения…


Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей с ОНР

Посмотреть презентацию к статье

В связи с изменениями в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС требует от педагогов более глубокого продумывания методов и приемов к организации образовательной деятельности. Ставится задача достижения более высокого качества образования воспитанников, создания условий для творческого саморазвития ребенка, для его полной самореализации как части социума. Для того чтобы в полной мере решать поставленные задачи, одновременно повышая свой профессионализм, совершенствуя педагогическое мастерство, перед педагогами лежит широкий выбор разнообразных инновационных методов и технологий.

В наше время родители очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения. Общение сейчас заменяется компьютерами, телевидением и др. Современные дети демонстрируют замедленный темп речевого развития. С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих диагноз общее недоразвитие речи. Для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Лексико-грамматическая сторона речи у таких детей нарушена и значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников. Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи, у детей с хорошими диагностическими показателями, остаются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Эти проблемы в дальнейшем приводят к неуспеваемости в школе. Логопеду приходиться искать новые методы и технологии для оптимизации своей работы с детьми. Одним из таких методов, помогающих развить речевые способности дошкольников является дидактический синквейн. Синквейн является одним из методов моделирования.

Существует несколько трактовок технологии дидактического синквейна.

Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси еще в начале 20 века, которая опиралась на японские стихи - хоку.

Синквейн - это необычное стихотворение, а маленький рассказ, написанный по определенным правилам.

Синквейн в переводе с французского - « пять строк» пятистрочная строфа стихотворения.

Синквейн не требует особых условий для применения и органично вписывается в работу по развитию лексико- грамматических категорий.

При работе над синквейном перед педагогом стоят задачи: научить детей находить в информационном материале наиболее существенные, главные элементы, делать выводы и кратко их формулировать, высказывать свое мнение.

Можно сказать, свободное мини-творчество, составить синквейн получается у каждого, чем он и хорош.

Можно сказать, что по структуре синквейн напоминает ёлочку.

Первая строка - одно слово, обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идет речь.

Вторая строка - два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойств, раскрывающих тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвертая строка-это словосочетание или предложение, состоящие из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора к теме.

Пятая строка - одно слово- существительное, связанное с первым, отражающее сущность темы, обобщающее слово по теме.

В работе с детьми не обязательно, строго соблюдать правила при составлении синквейна. Возможно, что в четвёртой строке предложение будет состоять не из 4 –х слов, а из 3 или 5 слов, а в 5-ой вместо одного слова будет -2.

На данном слайде вы видите, как строится работа над синквейном и какие задачи решаются при работе над лексико-грамматической стороной речи по программе Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». Здесь перечислены те задачи из программы, которые стоят в параллели с синквейном, и которые мы можем решить, работая над ним. Для того чтобы наиболее правильно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения и расширения словаря, мы знакомим детей, сначала со словами предметами (живыми и неживыми), учим ставить к ним вопросы, затем со словами – признаками, со словами-действиями. Дальше идет работа над предложением, и только потом мы подходим к составлению короткого рассказа.

Эти задачи совпадают, синквейн гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

Формы организации образовательной деятельности.

Синквейн может использоваться на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. На разных годах обучения он используется по-разному. Поскольку дети не умеют читать, писать, синквейн мы составляем в устной форме с использованием наглядности, графических схем, по определенному алгоритму. Наглядно - графические схемы помогают детям лучше усвоить эти понятия, ощутить границы слов и их раздельное написание.

На первом году у нас сначала появляются волшебные коробочки, в которые мы набираем много слов- предметов, признаков, действий. Затем используем эти слова, выбирая нужные нам для составления синквейна - здесь идет использование моделей (как часть метода моделирования).

Знак вопроса обозначает – слово - предмет

Конфета / лимон - слова – признаки

Ладонь – слова – действия

Выполнять можно:

- выкладывая на парте, доске с использованием схем;

На втором году мы переходим к схемам, записываем графически на листе бумаги, в рабочих тетрадях.

- как закрепление при анализе воспитателем продуктивной деятельности (детских работ) рисовании, аппликации, лепка.

Большое значение имеет работа с родителями. Какие формы работы с родителями используются:

-консультации

-семинары

-рекомендации по работе с детьми дома, памятка для составления синквейна.

-выпуск буклетов (приводятся различные игры, помогающие составить синквейн).

И только после родителям вместе с детьми рекомендовалось написать   синквейн на лексическую тему недели дома.

Могут быть использованы такие варианты работы над синквейном:

Первый год обучения:

- составление синквейна по изученной лексической теме.

Когда дети научились составлять синквейн и их рассказывать, мы стали включать в работу такие задания:

- синквейн - загадка - анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки – «Отгадай о ком, или о чем рассказали? - на основе существующих её надо определить), «Закончи рассказ» - ребенок называет обобщающее слово.

Второй год обучения:

- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); - на занятиях по связной речи.

- синквейн по прослушанному рассказу; (стих «Семья»)

- составление синквейна для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке грамоте (например, что такое звук?).

- к концу второго года дети, умеющие читать, могут печатать синквейн печатными буквами.

Дидактический синквейн составляем в конце изучения лексической темы, когда словарный запас по теме достаточный.

Когда идет изучение сложной темы синквейн можно использовать, как способ быстро сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы. Детям предлагается написать синквен по хорошо знакомому разделу темы.

Задания для детей могут быть разными:

- составление синквейна всеми детьми к одному предмету по лексической теме, составление синквейнов к разным словам - предметом, связанных между собой одной лексической темой.

Темами синквейнов служат лексические темы, которые усваивают дети в логопедической группе. Это находит отражение в календарно - тематическом планировании.

Каковы же преимущества метода дидактического синквейна?

Синквейн - это один из эффективных методов развития речи дошкольников.

Он имеет все признаки технологичности:

  1. Является игровым приёмом.
  2. Ребёнок реализует свои творческие и интеллектуальные возможности.
  3. Простота в применении. Составлять могут научиться все.
  4. Используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  5. Вырабатывает способность к анализу.
  6. Синквейн используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Дидактический синквейн используется психологами в школе и в детском саду, как эффективный инструмент для рефлексирования, а также в работе учителей предметников в школе, как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Ребёнок, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн.

Система использования метода дидактического синквейна в ДОУ № 57.

Над синквейном работа идет по четырем направлениям:

Логопед – ребенок;

Логопед-родители-ребенок (рекомендации составить синквейн с родителями дома по теме или повторить);

Логопед-воспитатель – ребенок (при анализе работ продуктивной деятельности, на вечерних занятиях по заданию логопеда);

Логопед - психолог – ребенок (для рефлексии).

Из примеров детских синквейнов видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:

- иметь достаточный словарный запас в рамках темы;

- владеть обобщением;

- владеть понятиями: «слово – предмет» (живой не живой), «слово – действие», «слово – признак»;

- научиться правильно, понимать и задавать вопросы;

- согласовывать слова в предложении;

- правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Можно сказать, при работе с синквейном сначала уточняется лексика и грамматика. Это позволяет добиться хороших результатов при работе над развитием внутреннего плана высказывания на уровне предложения.

А теперь давайте попробуем с вами составить синквейн о снежинке.

Как можно составить синквейн?

1. Выставляется на доске картинка и задаётся вопрос:

- Что это?

Затем подбираются слова-признаки, отвечая на вопрос: какая она?

(холодная, красивая, хрупкая и т.д.), выбирается совместно два слова - признака и записываются логопедом на доске.

- Слова - действия (тает, падает, кружится, летит..)- записываются на доске - три слова - действия.

- Что можно сказать о снежинке, составьте предложение.

Снежинка тает на руке. Красивая снежинка кружится в воздухе.

- О чем вы думаете, глядя на снежинку?- выбирается подходящее слово (снег, зима, мороз).

1.Снежинка.

2. Хрупкая, Легкая, холодная.

3.Падает, кружится, ложится.

4.Снежинки бывают только зимой.

5.Зима.

Первое время важна помощь, поощрение, образец к которому нужно стремиться.

Результаты обследования детей показывают, что использование дидактического синквейна способствует достижению положительной динамики детей, увеличению коррекционного эффекта оказываемой логопедической помощи. Составление синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: иформационной, деятельной и личностно- ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Литература:

1.Акименко В. М. «Развивающие технологии в логопедии». Ростов н/Д., изд. «Феникс», 2011г.

2.Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №4 2005г.

Электронные ресурсы:

1.Мордвина Т. Синквейн на уроке литературы.

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

http//festiva1.1.September.ru /articles/518752/

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2268 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2090 607