Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Заварзиной Натальей Николаевной, учителем географии высшей квалификационной категории Гимназии г. Лабытнанги ЯНАО. Сегодня Наталья Николаевна с удовольствием предлагает вашему вниманию рабочую Программу по учебному предмету «Проектно-исследовательская деятельность» для учащихся 5а класса. Данный материал будет интересен педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Натальи Николаевны:
«Главная цель разработанной программы - развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества)».
Профессионального чтения…
Рабочая программа по учебному предмету «Проектно-исследовательская деятельность» для учащихся 5а класса
Посмотреть Программу в полной версии
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Поэтому в настоящее время необходимо учить личность постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешное развитие. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного подхода и методов проектно-исследовательской деятельности.
Именно проектная деятельность позволит сместить акцент с процесса пассивного накопления учащимися суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Методическое пособие «Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей школьников. М.: Генезис, 2005.
Основная цель учебного предмета - формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.
Сопутствующая цель – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Основные задачи:
Образовательные:
- познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие:
- формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.
Воспитательные:
- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.
Учебный предмет «Проектно-исследовательская деятельность» имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.
Необходимость введения данного учебного предмета определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к учащемуся в части исследовательской грамотности.
Программа предназначена для педагогов, реализующих развивающие технологии обучения, родителей, заинтересованных в развитии индивидуальности своих детей, а также учащихся, которые ощущают потребность в саморазвитии, самореализации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Проектно - исследовательская деятельность» состоит из модулей. Модульная структура и практическая направленность обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).
Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках учебного предмета основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы.
Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, понятный и доступный учащимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты окружающие их.
Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся пятого класса средней школы.
Новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.
Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.
Полнота содержания - курс содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.
Инвариантность содержания - курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами обучения и уровнем развития учащихся.
Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Систематичность содержания обеспечивается логикой развёртывания учебного содержания.
Основными методами обучения являются: проблемный, частично - поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение.
Формы учебных занятий:
- теоретические: семинар, комбинированное занятие, конференция;
- практические: игры, практические работы, эксперимент, наблюдение и т.д.
Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое предполагает либо закрепление полученных знаний и умений, либо выполнение подобных заданий в новых условиях.
Для проверки знаний учащихся, а также навыков работы на компьютере используется несколько различных форм контроля: обсуждение в группе, индивидуальная работа, творческий проект.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В Учебном плане Гимназии г. Лабытнанги на 2014– 2015 учебный год для обязательного изучения учебного предмета «Проектно-исследовательская деятельность» в 5 классе предусмотрено 70 часов, из расчета 2 часа в неделю. Единицей учебного процесса является урок.
В целом учебный предмет рассчитан на преподавание с 5 по 9 классы. Всего 350 часов.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.
В рамках освоения учебного предмета происходит реализация системно–деятельностного подхода ФГОС основного образования, где активно развиваются Универсальные Учебные Действия (УУД).
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.
Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.
Выполняемые учащимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.
Учебный предмет «Проектная деятельность» состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность предмета обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).
Модуль 1 «Вперед к новым открытиям» - 5 класс формирует аналитические умения и навыки по широкому спектру вопросов, которые значимы для самих учащихся и территории проживания, требуют своего решения. Школьники на основе комплексного применения полученных знаний на практике получают общее представление об алгоритме учебного исследования. Итогом данного этапа изучения курса должно стать ясное понимание избранной проблемы (подтемы) исследования, над которой будет работать ученик индивидуально или в группе с учётом возрастных особенностей.
Модуль 2. «Моя лаборатория» – 6 класс систематизирует ранее полученные знания, умения и навыки подготовки к исследованию, выбору проблемы, сбору и анализу информации. Главной задачей этого этапа деятельности является разработка собственного варианта решения проблемы. Итогом должна стать программа действий, разработка варианта реализации программы с элементами моделирования принятия позитивного решения исследуемой проблемы.
Модуль 3. «От презентаций к интерактивным плакатам и картам» - 7 класс систематизирует ранее полученные знания, умения и навыки подготовки к исследованию, выбору проблемы, сбору и анализу информации. Главный исследовательский продукт – создание компьютерной модели учебного плаката или карты.
Модуль 4. «Создаем электронные образовательные ресурсы» - 8 класс учащиеся на основе комплексного применения полученных знаний на практике создают компьютерный проект – интерактивное учебное пособие, ЭОР определенной тематики.
Модуль 5. «Сделаем мир лучше – создаем социальные проекты» - 9 класс. Учащимся дается возможность реализовать самые различные акции учащихся: письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, СМИ, общественные организации; личное практическое участие путём проведения КТД. Практические результаты созданного проекта должны иметь социально значимую направленность.
5.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках основ проектной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированность познавательных учебных действий.
- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
- сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
- сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы
7.СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУПРЕДМЕТУ
" ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" 5 КЛАСС
Модуль 1. «Вперед к новым открытиям» - 70 часов
Раздел 1. Наука и наша жизнь – 8 часов
Что такое наука. Как возникают науки. Какие бывают науки. Система наук, три больших системы наук: общественные науки (социология, история, обществознание и др.); технические науки (агрономия, механика, строительство и др.); естественные науки (биология, химия, физика и др.). Семья естественных и гуманитарных наук.
Практическая работа: создание эмблемы науки.
Кто такие ученые? Что значит «исследовать»? Чем исследовательская деятельность ученого похожа и отличается от исследовательской деятельности обычного человека. Выдающиеся научные открытия, результаты которых используются в нашей жизни.
Что такое нанотехнологии. Использование нанотехнологий в различных областях человеческой деятельности.
Семинар «Волшебная лаборатория нанотехнологий».
Раздел 2. Этапы проектной работы – 20 часов.
Что такое учебный проект. Как выбрать тему проекта. Какой должна быть тема, где найти тему исследования, как сформулировать тему собственного исследования.
Виды исследовательских проектов, их характеристика. Три группы исследовательских проектов. Индивидуальные и коллективные исследовательские проекты. Понятие «исследовательский проект»; три группы исследовательских проектов: фантастические, экспериментальные; теоретические.
Алгоритм выполнения учебного проекта. Обозначение проблемы, обоснование актуальности. Практическое занятие 1: выполнение заданий на развитие способностей видеть проблемы –
Как сформулировать цель и задачи исследования. Правила формулировки цели и задач исследования. Соответствие цели и задач теме исследования. Оформление цели и задач исследования – логика построения. Практическое занятие 2. «Задания на развитие умений формулировать цели и задачи исследования».
Что такое гипотеза исследования. Правила формулировки гипотезы исследования. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. Практическое занятие 3: «Задания на развитие умения вырабатывать гипотезы».
Основные характеристики методов учебного познания. Наблюдение. Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Открытия, сделанные на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдений.
Практическое занятие 4: «Выполнение практических заданий на развитие умений наблюдать».
Эксперимент – познание в действии. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами. Формулировка выводов по результатам проведённых экспериментов.
Практическое занятие 5: планирование и проведение экспериментов с доступными объектами – (4ч.) по выбору учителя.
Классификация. Правила классифицирования. Практическое занятие 6: выполнение заданий на развитие умений классифицировать.
Моделирование. Что такое модель, какие бывают модели. Модели объектов и явлений.
Практическое занятие 7: создание простейших учебных моделей (модель «Планеты солнечной системы)
Обобщение знаний - основные понятия юного исследователя – составление словаря новых терминов
Раздел 3. Основы информационных технологий: работа с программой подготовки презентаций Power Point - 10 ч
Понятие презентации. Интерфейс программыPOWERPOINT. Понятие о мультимедиа технологиях. Компьютерная презентация — представление информации с помощью компьютера, состоящее в смене слайдов на экране с использованием эффектов мультимедиа. Слайд — отдельный кадр презентация. Программа POWERPOINT — средство для создания и демонстрации компьютерных презентаций. Интерфейс программы. Меню и пиктограммы. Отбор содержания презентации. Жанр презентации.
Открытие, создание и сохранение презентации с помощью пиктограмм «Открыть», «Создать», «Сохранить». Сохранение презентации с заданным именем в выбранной папке с помощью меню «Файл — Сохранить как...». Шаблоны презентации.
Макет слайда. Создание слайда. Вставка в слайд текста и рисунков. Создание фона слайда. Понятие макета слайда: заголовок, текст, картинки, анимации. Вставка нового слайда с помощью меню «Вставка — Создать слайд». Выбор макета нового слайда из набора заданных. Вставка текста, изменение размера и типа шрифта. Вставка картинок.
Создание фона слайда с помощью меню «Формат — Фон». Выбор цвета фона из набора заданных. Дополнительные цвета фона, способы заливки.
Настройка анимации текста, рисунков. Анимация и озвучивание различных объектов слайда: заголовка, текста, картинок. Пиктограмма «Эффекты анимации». Меню «Показ слайдов - Настройка анимации». Выбор типа «эффекта анимации» и «звука анимации» из набора заданных. Просмотр эффекта анимации.
Практическое занятие 8: создание слайда по техническому заданию, предложенному учителем.
Демонстрация презентации. Демонстрация презентации: нормы публичного выступления с использованием мультимедиа-поддержки. Меню «Показ слайдов — Показ».
Печать презентации. Печать слайдов, печать структуры презентации. Меню «Файл — Печать».
Раздел 4. Учимся проектировать - 18 ч.
Учимся проектировать - фантастический проект № 1. «Космический зоопарк» («Комозоо») –
Методика погружения. Проблемно - игровая ситуация.
Планирование работы над проектом в мини группе. Правила защиты-представления проекта перед аудиторией.
Создание и описание фантастических образов обитателей «Космозоо»
Оформление проекта, разнообразие вариантов (2 ч.)
Учимся дискутировать. Конференция 1 «Космический зоопарк будущего» (защита фантастических проектов)
Обсуждение результатов работы. Методика самооценки и оценки работы группы над проектом
Учимся моделированию проект № 2. «Инфографика»
Что такое инфографика, для чего она используется. Примеры инфографики. Правила создания инфографики.
Выбор темы для создания собственной инфографики. Варианты представления визуальной информации.
Практическая работа: проектирование инфографики по заданной теме.
Конференция 2. «Защита проекта-инфографика»
Обсуждение результатов работы. Методика самооценки и оценки работы группы над проектом
Раздел 5. Учимся методам исследования - 10 часов
Исследовательский проект № 3. «Лаборатория юного палеонтолога. Мамонт – письмо из прошлого» Что такое объект и предмет исследования.
Методика погружения. Проблемно - игровая ситуация.
Планирование работы над проектом в мини группе. Выбор методов исследования.
Описание, фотографирование и характеристика образца зуба мамонта.
Подготовка теоретической части проекта – работа с источниками информации.
Оформление проекта, создание презентаций.
Учимся дискутировать. Конференция 3 «Мамонт – письмо из прошлого» (защита проектов)
Обсуждение результатов работы. Методика самооценки и оценки работы группы над проектом
Итоговая контрольная работа (1ч)
Резерв– 3часа
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
- - понятие проекта;
- - понятие проектный продукт;
- - типы проектов и их проектные продукты;
- - понятие презентация проекта, ее назначение;
- - этапы выполнения проекта;
- - структуру проекта;
- - критерии оформления письменной части проекта;
- - критерии оценки проекта.
В результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:
- - о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;
- - о ресурсах и их использовании;
- - о способах презентации проекта;
- - о написании отчета о ходе проекта;
- - о рисках, их возникновении и предотвращении;
- - об экспертизе деятельности.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- - определять проблему и вытекающие из неё задачи;
- - ставить цель;
- - составлять и реализовывать план проекта;
- - отбирать материал из информационных источников;
- - анализировать полученные данные;
- - делать выводы;
- - оценивать работу по критериям оценивания;
- - выбирать соответствующую форму проектного продукта;
- - создавать основные слайды для презентации проекта;
- - оформлять результаты проектной деятельности;
- - проводить рефлексию своей деятельности;
- - работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами;
- - работать в парах и в группах.
Оснащённость учебного процесса по предмету
Учебно-методическое обеспечение:
- Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская работа в школе. – М.: Вербатум - М, 2001.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005, № 9
- Игры – обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. В четырёх книгах. – М.: Новая школа, 1994.
- Масленникова А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащися»//Практика административной работы в школе. — 2002, № 1.
- Помагайло А.А. Тайны великих озарений. М. «Вече», 2001.
- Селевко.Г.К. Современные образовательные технологии. М. «Народное образование», 1998.
- Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М .: «Ось-89», 2006.
- Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под. ред. Е.С. Полат. — М.: Гуманит. изд. Центры « ВЛАДОС», 2000.
- Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. – М. «Владос», 2000.
- Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения. //Начальная школа, 2003. № 12
- Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.
- Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. — М.: Сентябрь, 2000.
Материально-техническое оснащение
- компьютер;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска;
- телевизор;
- МФУ
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
- http://elementy.ru/email-ответ на «научные» вопросы
- http://plurrimi.com/ - интересное в науке
- http://evonews.org/
- http://edu-lider.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%81%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BA/ - инфографика
- http://web-profy.com/sozdanie-infografiki-kak-sdelat-xoroshuyu-infografiku.html
- http://e-parta.ru/item/4781-servisy-dlya-sozdaniya-infografiki.html
- http://infochart.wordpress.com/2011/03/23/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8-%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B2-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5/
- http://ileonardo.ru/video/- опыты