Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие творческого потенциала обучающихся посредством приобщения к народной культуре родного края
9 минут 3560 879

Развитие творческого потенциала обучающихся посредством приобщения к народной культуре родного края

Sidash fotoДорогие друзья, сегодня педагоги дополнительного образования МБОУ ДО «Дом детского творчества» г. Алексеевка Белгородской области Сидаш Ирина Николаевна, Заздравных Наталья Михайловна, Кравченко Юлия Николаевна любезно поделятся своим профессиональным опытом по развитию творческого потенциала обучающихся посредством приобщения к народной культуре родного края. Статья будет полезна педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от педагогов:

«Любовь к родному уголку, где мы родились, где познали первые радости и неудачи, любовь к культуре предков начинается с детства. Надолго она сохраняется в душе человека, если правильно ее воспитали. Но, к сожалению, подрастающее поколение мало знакомо с национальной культурой, ее традициями, обычаями и обрядами. Поэтому проблема возрождения утраченных народных традиций особо актуальна в настоящее время».

Полезного чтения…


Развитие творческого потенциала обучающихся посредством приобщения к народной культуре родного края

Любовь к родному уголку, где мы родились, где познали первые радости и неудачи, любовь к культуре предков начинается с детства. Надолго она сохраняется в душе человека, если правильно ее воспитали. Но, ксожалению, подрастающее поколение мало знакомо с национальной культурой, ее традициями, обычаями и обрядами. Поэтому проблема возрождения утраченных народных традиций особо актуальна в настоящее время.

Как научить юное поколение любить свою «большую» и «малую» Родину, воспитать у них желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать русскую самобытную культуру? Эти вопросы волнуют сейчас многих педагогов.

В настоящее время западная культура все сильнее оказывает влияние на подрастающее поколение, заменяя собой наши исконно русские традиции.

Но тенденции последнего времени заставляют нас обратить внимание на очень важный факт, что массовому штампованному производству постепенно на смену приходит ручная работа. Создавая новое произведение, настоящий мастер, опирался на опыт прошлых поколений, старался найти свое оригинальное решение, одухотворяя его своей личностью, талантом, привнося что-то новое, неповторимое.

Все большемы видим, как подрастающее поколение старается выделиться, разнообразя свой стиль одежды, добавляя различные украшения, аксессуары, подчеркивая свою индивидуальность. Основной задачей педагогов дополнительного образования является приобщение детей и подростков к миру прекрасного, развитие у них эстетического вкуса. Ребенок, включаясь в процесс изготовления какого либо изделия, познаёт народную философию, язык символов, семантику орнамента, назначение ритуальных предметов, ощущает свою сопричастность к быту наших предков. Знакомство с материалами, из которых сделана та или иная вещь, придумывание образа, расширяют представление детей, совершенствуют технические умения, учат наблюдать различные явления, позволяют сохранить свежесть восприятия. Экспериментирование с различными материалами обогащают знания ребенка об их свойствах, возможностях применения.

Реализовать свои творческие способности, попробовать себя в роли модельера, дизайнера, скульптора, архитектора дети могут в различных объединениях, студиях Дома детского творчества. Творческая деятельность позволяет ребенку приобрести важное по сегодняшним меркам чувство уверенности, успешности, а, следовательно, внутренней защищенности по отношению к постоянно меняющемуся миру.

Занимаясь в объединениях декоративно-прикладной направленности, дети не только получают теоретические знания, но и приобретают исполнительские навыки, учатся анализировать и понимать органическую целостность народной культуры. Изготовление забавных игрушек, сувениров, составление декоративных композиций, различных панно, украшений и много другого, может пригодиться для украшения дома, наполнить его уютом, душевным теплом. Каждая поделка – это всегда радость и удовлетворение от полученной работы. Многими исследователями, убедительно доказана благотворность влияния произведений народного декоративного искусства на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества, а также на эстетическое воспитание в целом.

Народное искусство, является основой современного декоративно- прикладного искусства. В арсенале педагога-прикладника есть великое множество материалов и разнообразные способы превращения их в красивые вещи. Современные дизайнеры интерьеров активно используют в своих проектах старинные «винтажные» вещи, различные изделия, выполненные своими руками. Атмосфера творческой приподнятости, которая царит во время работы над созданием декоративных изделий, сувениров, роднит ее с процессом труда народных промыслов.

С изменением современного мира мы видим, как меняется мода, но, тем не менее, многие модельеры в создании своих коллекций используют отдельные элементы русского костюма, стилизацию народных мотивов в декоративном оформлении, предлагают необычные решения по изготовлению головных уборов и обуви. Все украшения и аксессуары для коллекций выполняются по индивидуальным эскизам модельеров вручную. Соединение прошлого с настоящим позволяет создать яркие и интересные коллекции одежды.

Издревле на Руси ценились девушки, которые умели рукодельничать. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение. С рождения воспитание девочек заключалось в мастерстве шитья, содержания уюта в доме. В общеобразовательной школе на уроках труда девочки учатся основам кройки и шитья, но как показывает практика, эти уроки скучны и монотонны. Современные девчонки хотят быть модными и демонстрировать красивые модели на подиумах, участвовать в различных конкурсах. Всему этому они могут научиться на дополнительных занятиях в студиях моды. На практических занятиях в этих студиях воспитанники учатся конструировать, моделировать одежду, подбирать необходимую ткань. Участвуя в создании коллекции, обучающиеся кропотливо работают над каждым образом, выполняют эскизы, внося свою индивидуальность. Такого рода занятия помогут молодежи быть в ногу со временем, но и не забывать о своих корнях, о культурном наследии своих предков.

Белгородчина – одна из ярких областей России, сохранившая народные традиции в их самобытной форме. Алексеевский край Белгородской области так же славится своими умельцами - ремесленниками, песенным фольклором, народными традициями и обрядами. В селе Иловка Алексеевского района на протяжении нескольких лет изготавливают глиняную игрушку, прототипом которой является дымковская игрушка. Глиняная статуэтка очень сильно отличается от своей прародительницы. Это уменьшенная копия женщины – крестьянки в национальном народном костюме Алексеевского района. Такие костюмы изготавливались вручную. В отделке обязательно использовалась вышивка, которая являлась своего рода оберегом от злых духов. В таких костюмах по сей день выступают фольклорные ансамбли, они исполняют самобытные народные песни. Изучением этих песен занимаются не только российские, но и иностранные ценители народного творчества.

Будучи одним из стабилизирующих фактов общественной жизни, устойчивые традиции национальной культуры способны, как показывают исследования, помочь человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, особенно детям и подросткам.

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине идет непосредственно через русские народные танцы. Они имеют свою многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение. Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, фольклор и народный танец является ярким выражением художественно-исторической памяти нации. Русский танец воспитывает в детях чувство любви и уважения к народному танцевальному творчеству и к запечатленным в танце народным традициям. Опыт показывает, что приобщение к танцевальному искусству следует начинать со своего национального материала, ибо он понятен юным исполнителям и является лучшей основой для более быстрого и правильного стилевого усвоения народных танцев. Усиливается значение фольклора в наши дни и для собственно хореографического искусства, не только как арсенал выразительных средств, но и как своеобразного источника «живой воды», оплодотворяющей фантазию художника. Знакомство с богатством танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения.

О необходимости сохранения исторической памяти – связующего звена между поколениями – писал Александр Селяников: «Как ищут деревья в лесу своими корнями плодородную почву, сплоченную из пластов давно упавших листьев, так и народ живет теми духовными устоями, которые создались от доблести, геройства, стремлений, страданий и надежд предшествующих поколений. В этом заключается та живительная сила, которую исчезнувшие поколения выработали для поколений грядущих…»

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2345 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2184 608