Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Впереди школа: что ждет ребенка?
9 минут 3018 746

Впереди школа: что ждет ребенка?

Paskina fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Паскину Александру Михайловну, педагога-психолога МАДОУ ДС № 68 «Ромашка» г. Нижневартовска Тюменской области. Сегодня Александра Михайловна с удовольствием поделится своим профессиональным опытом по подготовке детей к школе. Статья будет интересна воспитателям ДОУ, психологам, родителями воспитанников детских садов.

Краткий комментарий к статье от Александры Михайловны:

«Готов ли ребенок к школе? Чем ближе сентябрь, тем чаще возникает этот вопрос у родителей будущих первоклассников. Физиологическая готовность определяется уровнем физического развития ребенка и состоянием его здоровья. Психологическая – сформированностью глазомера, способностью к пространственной ориентации, активностью внимания, памяти, мышления, развитием речи и мелкой моторики пальцев рук.».

Полезного чтения…


Впереди школа: что ждет ребенка?

Общаться с теми, от кого можно научиться.

Да будет твое общение с друзьями школой знаний,

а беседа – изысканно приятным обучением.

Бальтасар Грасиан-и-Моралес.

 

Готов ли ребенок к школе? Чем ближе сентябрь, тем чаще возникает этот вопрос у родителей будущих первоклассников.

Физиологическая готовность определяется уровнем физического развития ребенка и состоянием его здоровья. Психологическая – сформированностью глазомера, способностью к пространственной ориентации, активностью внимания, памяти, мышления, развитием речи и мелкой моторики пальцев рук. Именно от психологической готовности ребенка зависит его способность общаться со сверстниками и взрослыми, умение слушать и концентрироваться на главном, сосредоточенно работать, умение управлять своими психическими функциями, своим поведением в условиях урока.

Коллеги из соседней школы № 21, с которыми сотрудничает уже много лет наш детский сад, утверждают, что легче учить малыша не умеющего читать и писать, но хорошо организованного, способного слушать и слышать объяснения учителя, выполнять его указания, активно участвовать в работе на уроке, чем умеющего читать и писать, но совершенно неорганизованного и невнимательного.

Считается, что ребенок, который умеет читать, бегло считать и решать простые задачки, является школьно зрелым. Однако это далеко не так. Школьные психологи отмечают, что такие дети, не посещавшие дошкольное учреждение, с трудом общаются с педагогами и сверстниками. Опыт мировой и отечественной психологии убеждает, что успешная учебная деятельность ребенка зависит в первую очередь от его физиологического и психологического развития.

В школе ребенок попадает в совершенно новую для него систему взаимоотношений, он должен уметь подчиняться определенным правилам, управлять своим поведением.

Школа требует особой организации поведения детей. Ученик должен внимательно выполнить задания и не от­влекаться другими делами, самостоятельно доводить ра­боту до конца. От него требуются такие действия, кото­рые сами по себе могут быть неинтересными, однообраз­ными. Он должен преодолевать многие свои желания (на­пример, поговорить с соседом, поиграть, порезвиться) и подчинять поведение общим правилам.

Подобные требования, хотя и в меньшей степени, предъявляются к ребенку и в детском саду, однако именно такие качества оказываются у детей наименее подготов­ленными. Причина, видимо, в том, что не применяются рациональные способы их формирования. Все это не толь­ко мешает успешному обучению в школе, но и закрепля­ет нежелательные свойства характера (безволие, отсутст­вие целеустремленности, импульсивность и т. п.).

Пока ребенок еще посещает детский сад, родители могут помочь своему малышу подготовиться к новой, но очень важной ступени в его жизни – к школе.

Детям рекомендуется предлагать больше заданий на развитие воображения, фантазии, творческой инициативы (игры в «театр», придумывание сказки с продолжением «по цепочке», инсценировки и чтение сказок по ролям; творческие задания в продуктивной деятельности — вылепить из пластилина «чудо-юдо», кто как себе его представляет, нарисовать, кто как увидел зимний лес на прогулке, вырезать из бумаги «волшебное животное», какого нет на свете и т. п.). Такие задания будут стимулировать развитие важнейшей предпосылки перехода к учебной деятельности - знаковой функции.

Для оптимизации подготовки детей к школе рекомендуется рассказывать детям о школе, объяснять, зачем надо учиться в ней, чем школа отличается от детского сада, рисовать с ними картинки и придумывать рассказы на темы «Что дети делают в шко­ле», «На уроке», «Школьная перемена», организовывать игру, типа «Кто больше знает о школе». Это по­может сформировать не поверхностное, а содержатель­ное представление о школе, будет способство­вать созданию положительной установки на школу и формированию позиции «школьника».

Для стимулирования нового уровня общения ребенка с взрослыми рекомендуется больше разговаривать с деть­ми, обсуждать их проблемы, интересоваться их мнением, создавая видимость общения на равных. Родителям можно порекомендовать тихие беседы перед сном, вечерние раз­говоры о том, что случилось у ребенка за день. Дома для детей полезно выделить специальные поручения, выполняя которые, они бы видели результат и чувство­вали его важность для всей семьи (например, содержать в чистоте обувь всех членов семьи, кормить кошку, поли­вать цветы). Важно иногда ставить ребенка в позицию «старшего», «взрослого», когда на него возлагается «ответственность». Для этого можно оставлять его в доме за старшего, назначать ответственным за тишину, за иг­рушки. Можно устроить «день перевертышей», когда в роли учителя в игре про школу будут сами дети.

Выделение правил, овладение умением подчинять им свое поведение, как средства развития произвольности поведения, происходит в подвижных, дидактических играх, сюжетно-ролевой игре. Не менее важно для подготовки детей к систематичес­кому обучению и то, что сюжетно – ролевая игра развива­ет умение общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намере­ниями.

Дети постепенно приобретают способность рас­суждать, обосновывать свое мнение, считаться с мнением другого. И это не только овладение навыками общения, которые сами по себе очень нужны для вхождения ре­бенка в классный коллектив, но и формирование важной стороны мышления. Способность рассуждать, обдумывать какой-либо вопрос, задачу рождается из обсужде­ния с другими людьми, которые показывают ребенку, что по каждому вопросу могут быть разные мнения. И это побуждает его понимать и учитывать возможную точку зрения другого. В сюжетно-ролевой игре дети становятся взрослыми, властвуют, подобно взрослым, над вещами и событиями. Но все это - только «понарошку». И, в конечном счете, именно вживание в роль взрослого приводит к тому, что ребенок перестает удовлетворяться иллюзорным измене­нием своего места среди окружающих и начинает стре­миться к тому, чтобы и в самом деле его изменить, при­обрести новое положение человека, занимающегося серьезным, уважаемым всеми делом, - положение школь­ника.

Для формирования у ребенка позиции школьника и предпосылок перехода от игры к учению рекомендуется уделять внимание формированию произ­вольного поведения, умения планировать свои действия, видеть их результат (для этого можно предложить детям помочь распланировать свой день, по­просить ребенка рассказать, как можно мысленно прой­ти от сада до дома или нарисовав совместно схему движения, дать задание придумать, как можно нарисовать, вылепить, вырезать что-либо).

Необходимо учить ребенка простейшим навыкам учебной работы - умению принять задачу, описать средства ее выполнения и т. д. Поэтому полезны задания на формирование само­стоятельности, самоконтроля, навыков учебного труда, т. е. такие, которые «учат учиться» (можно вместе с деть­ми проводить небольшие опыты, физи­ческие эксперименты, а потом просить их объяснить по-своему суть наблюдаемых явлений: почему кипит вода в чайнике, почему весной появляется зеленая трава, а осе­нью желтеет).

Очень полезно применение заданий с само­контролем: например, родителям можно посоветовать завести для ребенка календарь, в котором он отмечал бы выполнение своих постоянных поручений цветными фломастерами.

Использование приведенных здесь рекомендаций бу­дет способствовать профилактике негативных проявле­ний «кризиса семи лет» и оптимизации подготовки детей к школе.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2269 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2092 607