Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Конспект урока русского языка в 5 классе. Развитие речи. «Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица»
15 минут 6588 1359

Конспект урока русского языка в 5 классе. Развитие речи. «Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Loginova foto copy copy copyДорогие друзья, мы рады представить вам Логинову Викторию Викторовну, учителя МОУ «Поросозерская СОШ» п. Поросозеро, Республика Карелия. Сегодня Виктория Викторовна с радостью предлагает вашему вниманию Конспект урока русского языка в 5 классе. Развитие речи. «Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица». Данный материал будет интересен педагогам СОШ.

Краткий комментарий к статье от Виктории Викторовны:

«Конечной целью представленной к публикации работы является создание оптимальных условий для написания сочинения по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица». Авторская разработка обеспечивает формирование коммуникативных и культуроведческих компетенций учащихся. Советую уроки сочинения по картинам проводить с использованием Интернет- ресурсов (виртуальные экскурсии по картинным галереям, создание собственных видеороликов)».

Профессионального чтения…


Конспект урока русского языка в 5 классе. Развитие речи. «Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица».

Посмотреть статью в полной версии с приложениями

Тема урока:   Развитие речи. «Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

Цель урока:

  • создать оптимальные условия для эффективной подготовки к написанию сочинения по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты птица».

Задачи урока:

  • продолжать работу над формированием коммуникативной компетенции учащихся (адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание).
  • способствовать формированию культуроведческой компетенции учащихся: на основе знакомства с натюрмортом и биографией художника показать красоту природы, выяснить, в чем заключается сила воздействия искусства на человека.
  • способствовать формированию учебно-познавательной компетенции (организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки).
  • продолжить работу по формированию универсальных учебных действий:

а) регулятивных (целеполагание, самостоятельный анализ условий достижения целей, принятие решений в проблемной ситуации, самоконтроль и самооценивание);

б) познавательных (проведение наблюдения, вывод определения и понятия, установка причинно-следственных связей, структурирование текста);

в) коммуникативных (формулирование собственного мнения, координация его с точкой зрения партнёров в сотрудничестве, адекватное использование речи, построение монологического контекстного высказывания).

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, синтетический.

Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.

Формы организации работы учителя: аналитическая беседа с учащимися, демонстрация слайдов и видеоролика, коррекция высказываний и действий в ходе работы.

Оборудование: мультимедийное оборудование, тетради по развитию речи, карточки с заданиями, мультимедийная презентация, видеоролик, учебник по русскому языку для 5 класса под редакцией Т.В. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.

Ход урока.

Только пчела узнает в цветке затаенную сладость,

Только художник на всем чует прекрасного след…

Афанасий Афанасиевич Фет

1. Вводно-мотивационный этап.

– Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.

–Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль  на месте?
Всё ль  в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

– Ребята! Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: где можно увидеть всегда зелёную по- ляну, на которой никогда не вянут цветы, поле с всегда золотыми колосьями, деревья, с которых никогда не облетают листья, всегда свежие фрукты и овощи, белый, пушистый, сверкающий снег, который никогда не тает?

– Правильно, на картинах!

2. А теперь слушайте внимательно задание: выразительно прочитайте эпиграф к уроку (чтение), просмотрите небольшой видеоролик и подумайте, о чём же мы будем говорить сегодня? Попрошу вас быть внимательными.                                                                                                                            

3. Просмотр видеоролика «Натюрморты». ( Автор Логинова В.В. Ресурсы: stilleben-art.ru., support@mp3poisk.net ).

– Итак, о чём же пойдёт речь? …. Правильно, о картинах, о мастерстве художников.          

– Все ли вы умеете рисовать такие замечательные произведения? (Нет)                                

– А можно ли по-другому передать содержание картины? (Да).                                              

– Каким же образом? ….. Правильно, словами.                                                                                

– Пробовали вы это делать раньше? (Да)                                                                                               –

Можете ли вы сказать, что владеете этими умениями в совершенстве? (Да/нет)                                

– Так как вам кажется, ребята, чему будет посвящён наш урок?                                                    

– Да, мы будем описывать картину.  

4. Операционно-содержательный этап.                                            

– Как вы думаете, что объединяет произведения живописи, которые вы просмотрели?      

– Правильно! Как же называется такой жанр, может, кто-нибудь уже знает?                                                                                                                                            

– Попробуйте закончить стихотворение.                                                                                        

– Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,                                                    
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это…                                     «натюрморт».  

– Молодцы! А что же такое натюрморт?

Ответы учащихся: попытка дать определение данному жанру.

Коррекция учителем ответов.

– Натюрморт – слово французское, и значит оно буквально – «мертвая природа». Это картины, на которых изображены различные предметы, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т.д.).

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке.  

– О чём может рассказать натюрморт? (о вещах, об их владельцах, о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.)

– Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте – мир глазами художника.

– Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Язык живописи доступен не всем: каждый может посмотреть на натюрморт, но не каждый может его создать.
Зато каждый из нас может, благодаря искусству слова, описать эти шедевры

– Ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему. (Подготовка к сочинению – описанию по картине)

Целеполагание.

– Что нам нужно для того, чтобы успешно написать такое сочинение? Давайте поставим цели. Ответы учащихся, коррекция. (познакомиться с художником, рассмотреть картину, подобрать правильные слова для описания изображённых предметов, стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать, составить план)

– В каком же стиле будет написано наше сочинение? Правильно, в художественном, потому что картина – произведение искусства. Следовательно, в своём сочинении мы будем использовать изобразительные средства языка. Назовите их (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение).
–А поговорим мы о картине известного русского художника Федора Петровича Толстого.

– Познакомит нас с этим удивительным человеком (ученик)……

5. Сообщение ученика. Слово о художнике.

6. – Обратимся к картине «Цветы, фрукты, птица»

– Давайте вспомним, что мы делаем, чтобы лучше описать картину? Правильно, попробуем представить себя там, в этом мире, который изобразил художник. Открыть тайну и своеобразие этого натюрморта могут только очень внимательные зрители.

Беседа по картине:

– Какие предметы изобразил художник?                  

– Что поместил художник в центре своей картины?

– Как вы думаете, почему ваза, в которой стоят цветы, прозрачная?

– Как художник показывает прозрачность воды в вазе?

– Что изобразил художник на картине слева?

– Что мы видим справа от вазы?

– Можем ли мы по фруктам сказать, какой летний месяц «скрывается» за ними?

– Почему художник решил изобразить на картине среди фруктов птичку?

– Что еще на картине привлекает ваше внимание?

– Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой?

– Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?

– Как выбор цвета влияет на общее впечатление от картины?

– Нравится ли вам эта картина? Почему?

7. Физминутка.

8. Закрепление итогов беседы: словарно-стилистическая работа. Работа с карточками. (Приложение № 3)

– Перед вами карточки «Установи соответствие. Проверь правописание». Стрелками соедините предметы, изображённые на картине со словами и словосочетаниями в правой колонке. Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание.

– Проверь себя: (Слайд № 15 . Презентация к уроку.)

Ваза с цветами: стеклянная, цветы, красивые, белые, нежно-розовые, узкие стебли, причудливо изогнутые тёмно-зелёные листья, изысканный букет, прозрачная вода,

жёлтая настурция,

Фрукты: веточки красной и белой смородины, яблоки, спелые, краснобокие, половинка яблока, бело-розовая мякоть, тёмно-коричневое семечко, румяные, большая кисть, виноград, ягоды крупные, спелые, блестящая кожица, аромат спелых плодов

Птица: изящная птичка, необычное оперение, голубая головка, что-то высматривает.

Оцените себя по итогам выполненной работы.

0-1   ошибка – «5»

2-3 ошибки – «4»

3 -5 ошибок – «3»

– Ответьте, пожалуйста, что же важно для жанра натюрморта?

– Итак, мы увидели, что на картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному.

– Давайте определим основную мысль автора натюрморта. В этом нам поможет упражнение 317 в учебнике. (Ф.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь.)

9. А теперь поиграем в игру «Подбери синоним». Кто больше сможет подобрать синонимов к выделенным словам? (Слайд № 16. Презентация к уроку.)

Художник:   живописец, автор картины, Фёдор Толстой, он, творец                                

Изобразил: нарисовал, написал, тщательно прорисовал, расположил.                    

Картина: натюрморт, полотно, работа художника, произведение искусства, шедевр живописи.

– Молодцы! Победитель …..

– Для чего нам нужно это умение? (Предотвращение речевых ошибок при написании сочинения.)

10. Совместное составление плана (работа ребят, коррекция учителя.)

– Вспомним ход нашего урока и попробуем составить план сочинения. План запишем в тетради.                                                                                                                                                

– С чего же начнём сочинение?        

1. Вступление.                                                                                                                                        

– О чём мы можем сказать во вступлении? (Ответы)

Задание: составить предложения из слов: (Слайд № 17. Презентация к уроку.)

О красоте живого мира, Фёдор Петрович Толстой, картина рассказывает, его натюрморт, замечательный русский художник, «Цветы, фрукты, птица», передо мной. (слайд)

Чтение различных вариантов вступления.(обоснование именно такого варианта)

– Молодцы! Эти предложения помогут вам при написании вступления.

2. Какие предметы изобразил художник? (расположение предметов на картине, краски, фон, детали).

3. Настроение картины.

4. О каком времени года напоминает натюрморт?

5.Основная мысль автора. (Ф.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь.)

6. Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина?

– Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

– Какова же будет главная мысль нашего описания? Вам поможет в ответе на этот вопрос эпиграф к уроку. ( Мир, окружающий человека, прекрасен, надо уметь только видеть эту красоту.)     

10. – Для облегчения работы я предлагаю некоторым ребятам карточки.(Приложение №5) Ваша задача – использовать эти карточки при написании сочинения.

11. Рефлексивно-итоговый этап.

– Итак, ребята, давайте подумаем, справились ли мы с задачами, поставленными в начале урока? Ответы, обоснование.

– Попрошу вас поставить себе оценку за урок. Учитывайте вашу работу, правильность ответов, активность.

– А сейчас мы с вами подумаем о том, какой след оставил у вас душе сегодняшний урок.

Итоги урока. (по выбору учащихся)      

А) закончи фразу:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я выполнял задания…
  5. Я понял, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я почувствовал, что…
  8. Я приобрел…
  9. Я научился…
  10. У меня получилось …
  11. Я смог…
  12. Я попробую…
  13. Меня удивило…
  14. Урок дал мне для жизни…
  15. Мне захотелось…

В) Составь несколько связных предложений по картине (устное сочинение-миниатюра) (для более сильных учащихся)

12. Дом. задание: написать сочинение.

 

Приложение № 5

 

 

 

Опорная  лексика:

 

Передо  мной  картина  …

 

На  переднем  плане   натюрморта …

 

В центре  картины  художник  изобразил…

 

Справа живописец расположил…

 

Предметы на картине говорят …..

 

Цветовая  гамма  очень  разнообразна:…     

Это говорит о …….

 

При создании  картины  мастер  использовал…

 

Художнику  удалось…

 

Глядя на это замечательное полотно…

 

Это произведение искусства вызывает у меня…

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 3981 671

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 4140 609