Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Булгаковой Надеждой Николаевной, воспитателем СП ГБОУ СОШ № 3 ДОУ № 6 г. Сызрань Самарской области. Сегодня Надежда Николаевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по использованию техники квиллинг в изобразительной деятельности старших дошкольников. Статья будет полезна воспитателям и педагогам дополнительного образования.
Краткий комментарий к статье от Елены Александровны:
«Создать условия (эстетическую развивающую среду) для развития у детей творческой активности. Повысить интеллектуальное и эстетическое развитие детей посредством вида изобразительной деятельности – квиллинга».
Увлекательного чтения…
Использование техники квиллинг в изобразительной деятельности старших дошкольников
Посмотреть презентацию к статье
Опыт изобразительной деятельности, творческого конструирования, приобретаемые детьми к старшему дошкольному возрасту, позволяют приобщать их к декоративному дизайну, художественному оформлению быта.
Цель моей работы: Создать условия (эстетическую развивающую среду) для развития у детей творческой активности. Повысить интеллектуальное и эстетическое развитие детей посредством вида изобразительной деятельности – квиллинга.
Через технику квиллинг можно организовать увлекательную деятельность дошкольников. У квиллинга длинная история: филигранная обработка бумаги была известна еще древним египтянам, которые в качестве основного материала использовали папирус, также это искусство было известно на Среднем Востоке и в Китае.
На английском языке это рукоделие называется «quilling»—от слова «quill» или «птичье перо». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. Средневековые монахини накручивали бумагу с позолоченными краями на кончики птичьих перьев. Такие изделия выглядели, как настоящая филигрань – старинная ювелирная техника. Поэтому квиллинг называют бумажной филигранью.
Когда бумага стала привычным предметом обихода, квиллинг быстро распространился по всему миру.
Все выше описанное я применяю в своей работе, ее актуальность на данное время возросла в связи с тем, что формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Я работаем со старшими дошкольниками. В моей работе важное место занимает организация изобразительной деятельности, так как она позволяет мне решить следующиезадачи:
- Способствовать формированию представления детей о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинг. Ознакомить воспитанников с техникой выполнения основных форм (плотная спираль, свободная спираль, капля, глаз) и составления из них различных композиций (от простых до сложных).
- Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у воспитанников навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
- Воспитывать у детей качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать; коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.
С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами для повышения эффективности образовательного процесса.
В моей работе мне помогают информационно-коммуникативные технологии.
Информационно-коммуникативные технологии
- Виртуальные экскурсии. Они позволяют детям получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства.
- Мультимедийные презентации. Мультимедиа поддерживает наше совместное стремление к новым ресурсам, где воспитанники, участвуют в диалоге с ребятами и воспитателями относительно изучаемого материала.
- Мини-выставки. Они помогают мне тесно сотрудничать с семьей, вовлекать ее в процесс создания мини-выставок, и обмену информацией.
- Просмотр обучающих мультфильмов. С помощью героев в увлекательной форме дети изучают цвет, форму, могут разобраться в жизненных ценностях, понять, что такое «хорошо», а что такое «плохо».
- Цикл занимательных видеороликов. Например, о квиллинге можно рассказать и показать, какие существуют формы бумагокручения.
Знакомство с квиллингом начинается, конечно же, с изучения свойств бумаги. Дети с удовольствием экспериментируют с ней: рвут, мнут, разглаживают, режут. Кроме познавательного характера, эти упражнения также имеют терапевтический эффект, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.
Существуют инструменты, приспособления и специальная бумага для квиллинга, но можно обойтись и тем, что обычно есть под рукой.
Для того чтобы сделать композицию практически любой сложности нам понадобятся следующиематериалы и принадлежности:
- цветная двусторонняя бумага или готовые нарезанные полоски (на первом этапе лучше использовать полоски бумаги шириной 10 мм, и наматывать их на карандаш, что позволят детям лучше понять технику, затем ширину полосок уменьшаем до 3-7 мм.);
- зубочистки или тонкие ватные палочки;
- ножницы;
- клей ПВА;
- картон (для создания фона картины);
- трафарет с окружностями разного диаметра;
Доска, на которой можно резать.
Квиллинг достаточно простой вид рукоделия. Основной элемент квиллинга - «спиралька». Уже этого может быть достаточно для простейшей композиции. Тонкая полоска бумаги с помощью зубочистки скручивается в тугую спираль, а затем ее распускают до нужного размера, придают форму, а бумажный кончик скрепляют клеем.
Используя базовую «спиральку», и защепляя пальцами «спираль» в разных местах, можно получить «каплю», «стрелку», «треугольник», «глаз». Всего существует около 30 базовых элементов для квиллинга, но всегда можно самому придумать новые, чтобы реализовать свои творческие возможности - принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем. Эти элементы разнообразят композицию, дают возможность наиболее творческому выражению детей. Из таких вот фигурок мы с ребятами делаем открытки, которые дарим маме, папе, бабушке и дедушке на праздник, а также составляем композиции для украшения группы.
Наше занятие я организую в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом:
Этапы организации образовательной деятельности:
- Мотивационно - побудительный этап
Сообщаю детям, чем мы будем заниматься. Подготавливаем принадлежности для творчества. Организую сюрпризный момент, например: чтение стихотворения, прослушивание музыки, просмотр мультимедийной презентации и т.д.
- Организационно - поисковый этап
Организую беседу по вопросам, провожу физкультминутку, самостоятельную работу детей. Если необходимо, то оказываю индивидуально помощь при работе с выбором цвета бумаги, с работой ножницами и т.д.
- Рефлексивно-корригирующий этап
Подвожу итоги, чем мы сегодня занимались. Благодарю и хвалю детей за их старание. Организую уборку рабочих мест детей. Организую выставку творческих работ в группе и в уголке для родителей.
Одним из важных средств поощрения являются разнообразные выставки детских поделок.
Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие. Одной из форм выставки, на которой можно использовать все работы, является украшение зала к праздникам и досугам. Такие выставки очень радуют детей и их родителей.
На всех занятиях я стараюсь развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создавать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых.
Также с творческими работами воспитанников я принимала участие во Всероссийском конкурсе, который проходил в Санкт-Петербурге. Конкурс длился с сентября 2013 по май 2014 года и включал четыре этапа. По итогам конкурса мы с детьми получили победные дипломы за каждый этап, и как победителей года нас наградили золотой медалью.
Вывод:
По данной проблеме мною был обобщен опыт работы и представлен в ДОУ - на педагогическом совете, проведена консультация для педагогов, также был проведен мастер-класс для родителей.
В заключении хотелось бы сказать, что важно помнить, что все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок и т.д.