Дорогие друзья, мы рады представить вам Жилюс Любовь Александровну, старшего воспитателя МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 3» п. Пышма Свердловской области. Сегодня Любовь Александровна с удовольствием познакомит вас с системой работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Материал будет интересен воспитателям ДОУ, инструкторам по физической культуре, родителям воспитанников детских садов.
Краткий комментарий к статье от Любови Александровны:
«Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач страны».
Полезного чтения...
Система работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Человек- часть природы. Мы должны заботиться о себе, о своем здоровье, здоровье окружающих людей, чистоте воздуха и воды.
Здоровье – одна из главных ценностей жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач в образовательной деятельности, в играх в спорте. Нам взрослым, необходимо быть примером для детей. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и интеллектуально, духовно и личностно.
Отношение к своему здоровью – это фундамент, на котором может вырасти устойчивый интерес и потребность в здоровом образе жизни. Ребенку, как можно раньше, необходимо понять ценность своего здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования диктует ряд требований охраны и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Коллектив педагогов МДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 3» в течение нескольких лет работал над проблемами повышения показателей физического развития и здоровья детей. В результате был накоплен немалый опыт по данному направлению. Однако требования к современному образованию и социальный заказ ставят дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития. Поэтому своей целью мы поставили повысить эффективность здоровьесберегающей деятельности в ДОУ путем создания, теоретического обоснования и практического применения модели формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальныхвозможностей.
Модель формирования ЗОЖ:
- образовательная работа: использование технологий обучения ЗОЖ
- оздоровительная работа: использование оздоровительных технологий
- организация развивающей предметно-пространственной среды
- работа с родителями
Задачи работы:
1. Разработать алгоритмы здоровьесберегающей деятельности всех субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения.
2. Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья как важнейшей ценности, становления уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
3. Изучить и внедрить в практику работы ДОУ современные технологии обучения здоровому образу жизни, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.
4. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.
На базе детского сада созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. В детском саду функционируют спортивный зал, физкультурная площадка, участки со спортивным оборудованием для разных возрастных групп, мини-тренажерный зал.
Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки: в них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.
В дошкольных группах детского сада созданы «уголки здоровья», где дети получают знания валеологического характера. В «уголках здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.
В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: занятия(уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.
Инструктором по физической культуре проводятся физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Во время физкультурных занятий дети знакомятся с комплексом упражнений «Здоровейка», целью которого является профилактика простудных заболеваний, плоскостопия и нарушений осанки. Педагогом по физкультуре на занятиях активно используется музыкальное сопровождение, игровые и проблемные методы обучения. Широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию интереса к занятиям, укреплению своего здоровья.
На музыкальных занятиях дети изучают не только элементы танцев, танцевальные движения и этюды, но и упражнения на развитие своего тела.
Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводитсябодрящая гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки музыко- и смехотеропии, сказкотерапии.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости.
В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов центральной поликлиники. Результаты обследования учитываются медицинской сестрой, педагогами в работе с детьми.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты,тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья «Неболейка», «Как я расту», проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ и на муниципальном уровне.
Работа ДОУ по приобщению к ЗОЖ повышает престиж детского сада, поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Главное, чтобы эти преобразования, эти достижения педагогического коллектива нашли свое развитие в будущем.
Реализация проекта «Здоровый дошкольник»
Цель: организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.
Основные задачи:
1. Воспитание у детей потребности в здоровье.
2. Формирование целостного понимания здорового образа жизни.
3.Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности.
4.Организация включения в систему работы всех субъектов образовательного процесса
Предполагаемые результаты.
Для детей:
1) Сформированные навыки здорового образа жизни.
2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.
3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.
4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
1) Сформированная активная родительская позиция.
2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов:
1) Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей.
2) Повышение профессионального уровня педагогов.
3) Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.
4) Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.
Участники проекта; дети, педагоги, родители, центральная районная поликлиника, Ошепковская СОШ
Основные направления деятельности ДОУ, в период реализации проекта
1. Воспитательно-образовательная деятельность
2. Поисково-экспериментальная деятельность
3. Повышение профессиональной компетентности педагогов
4. Работа с родителями
5. Взаимодействие с социумом
Этапы работы по приобщению к здоровому образу жизни
1 этап - Информационно-аналитический (ответственные: заведующая, старший воспитатель)
- Информирование коллектива и родителей о реализации проекта «Здоровый дошкольник – успешный дошкольник!»
- Исследование состояния инновационных образовательных процессов в ДОУ.
- Разработка и экспертиза диагностического инструментария оценки результативности.
- Создание системы взаимодействия специалистов и педагогов ДОУ.
- Изучение новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей.
-Подбор новых более эффективных форм для работы педагогами.
- Создание системы взаимодействия педагогов ДОУ, родителей.
- Проведение конкурса «Спортивная семья».
- Мини – проект «О пользе правильного питания».
- Проведение Недели здоровья.
- КВН «Если хочешь быть здоров».
2 этап – внедренческий (ответственные: заведующая, старший воспитатель, творческая группа)
- Реализация новых программ и технологий физического развития и оздоровления детей.
- Апробация системы работы по приобщению детей к здоровому образу жизни в рамках проекта.
- Вовлечение педагогов, родителей и различных социальных институтов в единую творческую деятельность в рамках проекта.
- Укрепление материально-технической базы ДОУ.
- Составление перспективного планирования работы по физическому воспитанию и формированию основ здорового образа жизни.
- Разработка и проведение с педагогами серии семинаров-практикумов, консультаций, ролевых и деловых игр на обучение использованию в работе инноваций в области физического развития и здоровья.
- Разработка сценариев КВН и викторин и их проведение (закрепление знаний педагогов по программе физического развития).
- Организация мастер-класса для педагогов и родителей.
- Организация семинаров-практикумов по ознакомлению педагогов со здоровьесберегающими технологиями.
- Апробация системы работы по профилактике заболеваемости.
- Разработка и проведение развлечений, праздников, викторин, соревнований и др. с участием родителей, педагогов и сотрудников социальных институтов.
- Организация встреч детей с медицинскими работниками, с интересными и знаменитыми людьми поселка, с выпускниками детского сада, которые добились успехов в спорте «Спортивный гость»
- Выставки детских рисунков по формированию основ здорового образа жизни, оформление альбомов: «Пышма спортивная», «Мы гордимся ими», «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», «Сочи 2014»
- фотовыставки «С физкультурой мы дружны!», стенгазет «Здоровые зубы», «Витамины нужны всем», «Спорт- залог здоровья!»
- оформление зимнего городка, летних участков.
- Проведение ежедневных оздоровительных мероприятий.
- Организация в группах уголков здоровья.
- Пополнение предметно-развивающей среды дидактическими играми, пособиями, детской художественной литературой и т.д.
- Организация экскурсий в спорткомплекс «Юность», на стадион, в поликлинику и т.д.
3 этап - Контрольно-регулировочный
- Обмен инновационным опытом.
- Обобщение и документально-технологическое оформление инновационной деятельности, экспертиза результатов по отработке инновационной деятельности.
- Организация самоанализа деятельности.
- Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе разработанных критериев.
- Обобщение и документально-технологическое оформление опыта работы.
Работа ДОУ по приобщению к ЗОЖ повышает престиж детского сада, поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Главное, чтобы эти преобразования, эти достижения педагогического коллектива нашли свое развитие в будущем.
Список литературы
1. Методическое пособие «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - Москва 2012г.
2. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет», автор С.С.Прищепа, Москва 2009г.
3. Система оздоровления дошкольников «Здоровячок», авторы Т.С.Никонорова, Е.М. Сергиенко, Воронеж 2010г.
4. Научно методический журнал «Инструктор по физкультуре» 2013г.
5. Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва 2013.
6. Учебно-методические журналы: «Управление ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Справочник старшего воспитателя».
7. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении», автор А.П.Щербак.
8. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», авторы Н.С.Голицына, И.М. Шумова.
9. Моргунова О.Н. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки», Сфера, 2010;
10. Моргунова О.Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ», Сфера, 2012.