Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Основные моменты работы концертмейстера в хореографическом классе
10 минут 3090 761

Основные моменты работы концертмейстера в хореографическом классе

Krasnova foto copyДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Красновой Еленой Михайловной, преподавателем МОУ ДОД «ГДТДиМ» г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края. Сегодня Елена Михайловна с радостью предлагает вашему вниманию статью на тему: «Основные моменты работы концертмейстера в хореографическом классе». Данный материал будет полезен педагогам ДШИ.

Краткий комментарий к статье от Елены Михайловны:

«Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное».

Интересного чтения…


Основные моменты работы концертмейстера в хореографическом классе

Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное.

Доказано, что музыка совершенно конкретно и убедительно может воздействовать на эмоциональное состояние человека.   Посредством звуковых художественных образов она активно воздействует на психику ребёнка и даже воспитывает его. Еще в Древней Греции лучших людей государства воспитывали “ в хорах и музыке”. Идеи воспитания личности в музыке   использовались еще во времена Платона (стремясь воспитать в гражданах суровую простоту и мужество, он требовал установить над музыкой самый жесткий контроль). Но не только государственное устройство влияло на музыку. Народное творчество, эволюция разных этнических групп, музыкальная культура народов мира приобрела специфические черты, которые не позволят нам спутать Шотландские мотивы с ритмами Африки.

Основным моментом результативной работы концертмейстера я считаю профессиональное содружество педагога - хореографа и концертмейстера, т.к. дружелюбная и непринуждённая атмосфера между двумя людьми, нацеленными на результат, способна на несколько баллов повысить результативность в исполнительской деятельности учащихся хореографических классов, осуществить все профессиональные замыслы. В данном контексте оба партнёра должны быть творческими людьми, способными показать и подсказать друг другу то, что один из них не знает или не понимает.

Вторым моментом работы концертмейстера в хореографическом коллективе я считаю знания формы построения занятий и хореографическую терминологию (в частности, на французском языке). Классической формой проведения занятия на уроке хореографии классическим танцем считается следующее построение урока:

  • экзерсис у станка;
  • экзерсис на середине зала;
  • Adagio;
  • Allegro.

Классический экзерсис на протяжении всего обучения имеет определённый набор элементов, которые изучаются из года в год, но, по мере усвоения, постоянно усложняются, комбинируются. Музыкальное оформление уроков классического танца должно быть весьма разнообразно как по мелодике, так и по ритму. Характер ритмов часто меняется в ходе урока. Когда изучается новое движение или его отдельные элементы, ритм должен быть простым, мелодия не сложной, доступной, затем, в процессе работы, музыкальный материал усложняется, усложняется ритмический рисунок внутри такта, изменяется форма и размер музыкального фрагмента, особенно в прыжках, или при соединении различных упражнений в единую комбинацию.Конечно, необходимо прочитать специальную литературу на эту тему, попросить хореографа или другого концертмейстера рассказать и наглядно показать непонятные в работе моменты. Профессия концертмейстера хореографического коллектива предполагает, что человек будет в большей степени заниматься самообразованием. Что касается хореографической терминологии, то ниже я приложу краткий словарь хореографических терминов.

Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале, поэтому следующий момент - это подбор музыкального материала. Каждое танцевальное движение отличается от другого своим характером, темпом, метро-ритмом (размер, акценты и ритмический рисунок), поэтому и музыку я подбираю ту, которая соответствовала бы этим критериям. Я считаю, что музыкальный материал должен быть высокохудожественным, поэтому на уроках стараюсь исполнять ту музыку, которую создали великие композиторы: М.И.Глинка, П.И.Чайковский, А.К.Глазунов, Иоганн Штраус, Р.М.Глиэр, Р.К.Щедрин и другие. Программа нашего коллектива построена так, что дети, помимо классического танца, изучают ещё народно-сценический танец, поэтому на занятиях я исполняю не только классическую музыку, но и музыку народов разных стран. Музыкальный материал для уроков концертмейстеру необходимо постоянно пополнять и разнообразить. Звучание на уроках одного и того же марша или вальса ведет к механическому, не эмоциональному выполнению упражнений танцующими. Не желательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся, не способствует усвоению и запоминанию ими движений.

Ещё одним из моментов работы концертмейстера является знакомство детей с музыкальным сопровождением на уроках, которое условно можно разделить на три основных этапа.

Первый этап – первоначальное знакомство с музыкальным произведением. Здесь ставятся задачи: ознакомить учащихся с музыкальными фрагментами, научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства, уметь точно исполнять preparation во время вступления. В процессе освоения нового музыкального материала участвуют слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. Поэтому материал дается в целостном виде, а не раздробленно. Педагог-хореограф показывает движения под музыкальное сопровождение (первый этап – одно-два занятия), затем учащиеся его повторяют.

Второй этап – формирование умений в области музыкального исполнения движений, восприятия музыкального сопровождения в единстве с движениями. Педагог и концертмейстер помогают понять содержание музыкального произведения, побуждают воображение, способствуют проявлению творческой активности. Здесь ставятся задачи: умение исполнять движения в соответствии с характером музыки, углубленное восприятие и передача настроения музыки в движении, координация слуха и характера движений. На этом этапе выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения хореографических заданий. Этот этап продолжается длительное время.

Третий этап – закрепление навыков, то есть автоматизация способов выполнения заданий в точном соответствии с характером, темпом, ритмическим рисунком музыкального фрагмента. Он ставит следующие задачи: эмоционально-выразительное выполнение упражнений экзерсиса, развитие самостоятельной творческой активности детей. На этом этапе закрепляется все то, что отрабатывалось в процессе обучения на втором этапе. Автоматизируется способ выполнения задания. В процессе систематической работы, учащиеся приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее.

Я рассмотрела некоторые моменты в работе концертмейстера хореографического коллектива. Все они в равной степени важны и значимы. Хочется отметить, что работа концертмейстера (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий, мы всегда «остаёмся в тени», наша работа растворяется в общем труде всего коллектива. В заключении хочу пожелать всем концертмейстерам оптимизма, трудолюбия, веры в себя, желания работать и творить на радость окружающих вас взрослых и детей, чтобы приобретённое мастерство, в свою очередь, принесло свои плоды – возможность проявить себя во всё более интересной и разнообразной работе.

Краткий словарь хореографических терминов на французском языке

Plie (плие)– приседание;

grandplie(гран плие)– большое приседание;

Preparation(препарасъон) – подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения;

surlecou-de-pied (сюрле ку-де-пье) - положение ноги у щиколотки     ;

battementstendus(батман тандю) – скольжение ноги по полу вперёд, в сторону или назад и возвращение её обратно;

battementstendusjetes(батман тандю жете)–маленькийбросок ноги;

rondsdejambeparterre(рон де жамб пар терр)– круг ногой по полу;

portdebras(пор де бра)– плавные движения рук, головы и корпуса;

battementsfondus(батман фондю)– тающий батман, плавное движение, приседание на одной ноге с одновременным отведением другой ноги в сторону, вперёд или назад из положения на щиколотке;

battementsfrappes(батман фраппэ) – ударный батман, нога ударяется о другую в положение на щиколотке и возвращается в исходное положение в воздухе на высоте 45°;

doublesfrappes(дубль фраппэ)- двойной удар;

petitbattement(пти батман)– маленький батман;

battementbattu(батман батю)– ряд быстрых и мелких ударов по пятке;

rondsdejambeenl`air(рон де жамб ан леер) - круговые движения ноги в воздухе на высоте 45°;

relevelent(релевелян) – медленное поднимание ноги на 90°;

battementsdeveloppes(батман девлоппе)– вынимание ноги;

grandsbattementsjete(гран батман жете) - бросок ноги на 90° и сдержанное её возвращениеобратно;

balance(балянсэ)–покачивание;

saute(сотэ) - прыжок классического танца с двух ног на две ноги по I, II, IV и V позициям;

changementdepieds(шанжман де пьет)– прыжок с переменой ног из 5-ой позиции в 5-ую;

echappe(эшапэ)– прыжок с просветом из 5-ой позиции во 2-ую и обратно;

assemble(ассамбле)– прыжок с одной ноги на две, выполняется с  отведением ноги в заданном направлении и собиранием ног во время прыжка вместе;

pirouettes(пируэт)– поворот вокруг себя в воздухе;

arabesques(арабеск)– позы классического танца;

attitude(аттитюд)–  положение ноги, оторванной от пола и немного согнутой в колене;

epaulement(эпольман) – полуоборот;

Понятие croise(круазэ) означает скрещенность линий в позе танцующего (направление поворота головы и корпуса создает как бы скрещенную линию, ноги тоже скрещены);

Понятие efface(эффасэ) означает развернутое положение фигуры без скрещенных линий;

endehors(ан деор) - направление движения или поворота от себя или наружу;

endedans(ан дедан) - направление движения или поворота к себе, вовнутрь;

aplomb(апломб)– устойчивость.

Список литературы

1.http://terpsihora.net/index.php/uroki/teoriya/41-slovar

2.www.5ballov.ru

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2310 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2135 608