Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Импровизация как способ развития музыкального творчества дошкольников
13 минут 2894 926

Импровизация как способ развития музыкального творчества дошкольников

Kremer fotoДорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кремер Ольгу Владимировну, музыкального руководителя МБ ДОУ «Детский сад № 37» г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Ольга Владимировна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по развитию музыкального творчества дошкольников. Статья будет интересна педагогам ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Ольги Владимировны:

«Значимость музыкального воспитания в детском саду трудно переоценить. Оно является одним из основных компонентов эстетического воспитания дошкольников. С самого раннего возраста дети очень чутко и эмоционально реагируют на музыку. Она является важнейшим элементом психологического комфорта. Кроме того, занятия музыкой позволяют раскрыть творческие способности детей, развить артистизм и воображение».

Интересного чтения…


Импровизация как способ развития   музыкального творчества дошкольников

«... творчество является уделом всех в большей или меньшей степени,

оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития»

(Л.С.CВыготский)

Значимость музыкального воспитания в детском саду трудно переоценить. Оно является одним из основных компонентов эстетического воспитания дошкольников. С самого раннего возраста дети очень чутко и эмоционально реагируют на музыку. Она является важнейшим элементом психологического комфорта. Кроме того, занятия музыкой позволяют раскрыть творческие способности детей, развить артистизм и воображение. Между тем, многие недооценивают влияние музыкального воспитания на интеллект ребёнка. Умение слышать, распознавать и воспроизводить музыкальные элементы в комплексе (мелодика, ритмика, сопровождение и т.д.) – очень сложная координационно-интеллектуальная задача.
Основное содержание образовательной области "Музыка", к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в ФГОС представлено в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции.

Итак, образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека и его душевного мира. Поэтому не случайно в древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось облагораживающее воздействие музыки на эмоции человека.

Особое место в системе музыкальной художе­ственной деятельности занимает исполнительская, в частности песенная дея­тельность, которая наиболее полно раскрывает потребность детей в самопроявлении.

Импровизация, в переводе с латинского означает - непредвиденный, внезапный, неожиданный, она по-своему может проявляться в каждом виде искусства. В музыкальной деятельности – это сочинение, непосредственно в процессе исполнения, будь то танец, игра на музыкальном инструменте или песня.

Импровизация – это создание песни непосредственно в процессе ее исполнения, без участия взрослого. Естественно, как любое детское творчество, на первых этапах требует от ребенка и взрослого совместных действий, ребенок вначале включается в выполнение отдельных творческих заданий, участвует в сочинении отдельных составных частей создаваемой песни. Эти задания – важнейший фактор, направляющий развитие детского песенного творчества. Творческие задания непосредственно связаны с поэтапным формированием песенного творчества, а впоследствии - к проявлению импровизации – как самостоятельного сочинения.

Первое направление – обогащение жизненных и музыкальных впечатлений ребенка, которая создает основу для импровизации, стимулирует заинтересованное отношение к музыке, в этом направлении велика роль взрослого, который выступает образцом для подражания песенного творчества.

Второе направление характеризуется знакомством со способами творческих действий. Во втором направлении роль взрослого и ребенка абсолютно равна, сочинение мелодий является общей целью. В этом направлении велика роль творческих заданий, которые побуждают ребенка импровизировать несложные мелодии и мотивы.

Третье направление – самостоятельное сочинение мелодий ребенком. В третьем направлении роль взрослого отсутствует, ребенок самостоятельно импровизирует мелодии на заданный текст. В этом направлении предполагается использование дидактических пособий, стимулирующих творческие проявления детей.

Особенности детского песенного творчества заключаются в возможно­сти проявлять творчество в разных видах песенной деятельности, в воспри­ятии песни (собственной интерпретации музыкального образа; в исполнении песни (эмоциональной передаче сценического образа), использование эле­ментарных актерских и вокальных умений, костюмов , грима и атрибутов, в первичных попытках сочинения песни (создание оригинальных элементар­ных мелодий, придумывании рифмованных текстов в органичном характеру образа сочетании слов в музыке . Разновидности детского песенного творче­ства определяются выбором ребенка средствами выразительности песенно­го образа , вследствие чего могут быть выделены :

  • песенно- игровое песенно- изобразительное
  • песенно – театральное
  • песенно- речевое
  • песенно-­музыкальное творчество.

Эффективность развития песенного творчества детей старшего до­школьного творчества в условиях педагогического сопровождения опреде­ляются по следующим показателям:

новизна - оригинальность созданного песенного образа разнообразными элементами в процессе создания ребенком собственного творческого про­дукта;

выразительность исполнения песенного образа;

Самостоятельное осуществление творческих действий;

  • отношение детей к песенному творчеству (адекватность эмоциональных ре­акций на характер услышанного песенного произведения, стремление по­нять, прочувствовать эмоциональную окрашенность песенного образа
  • понимание смысла услышанной песни и адекватное исполнение доступ­ных выразительно - изобразительных средств отражения придуманного об­раза
  • понимание смысла услышанной песни и адекватное использование доступ­ных изобразительно- изобразительных средств, отражение придуманного об­раза.

Этому способствует ряд   заданий, которые с удовольствием выполняют наши дети:
1. Петь, самостоятельно находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т. д.), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т. д.).
2. Импровизировать простейшие попевки, подражая звучаниям горна (тра-та-та).
3. Играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении.
4. Петь свои имена на двух-трех звуках, передавая разнообразные интонации.
5. Вести певческую перекличку. Один ребенок поет: «Ау, где ты?»; другой отвечает: «Я здесь». Следующая пара придумывает новые интонации.
6. Импровизировать мотив из двух-трех звуков на слоги «ля-ля», другой ребенок придумывает свой мотив. Дети соревнуются, кто больше придумает попевок.
7. «Пароход гудит», муз. Т. Ломовой, сл. А. Гангова. Подражать ритмическому звучанию гудка парохода на гласную «у-у».
8. «Играй, сверчок», муз. Т. Ломовой, сл. Ю. Островского. Закончить песню, придумать свою мелодию на слоги «ля-ля», как бы подражая игре на скрипке.
9. «Спутник нам сигнал дает», муз. Г. Зингера, ел. А. Ган» гова. Подражать звукам сигналов спутника, менять ритмический рисунок на слоги «ти-ти-ти».
Моим воспитанникам очень нравятся музыкальные вопросы и ответы.
Задача: Формировать способы импровизации окончания мелодии, начатой взрослыми; развивать чувство лада и чувство музыкальной вопросо-ответной формы.
Методические указания при объяснении задания детям напоминают, что в разговоре людей один спрашивает, а другой отвечает, например: «Ты куда идешь?» — «Домой!» В песне тоже можно задать музыкальный вопрос и дать музыкальный ответ. После этого исполняется песня «Зайка, зайка, где бывал?»
Затем применяется та же методика, что и в предыдущих заданиях: исполняется вступление, поется мелодия вопроса без фортепианного сопровождения, ребенок импровизирует ответ, и далее проигрывается фортепианное заключение.
Задания
1. «Зайка, зайка, где бывал?», муз. М. Скребковой, сл. А. Шибицкой. Импровизировать мелодию на слова ответа «На лужайке танцевал».
2. «Что ты хочешь, кошечка?», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой. Импровизировать мелодию на слова ответов в 1, 2, 3 и 4-м куплетах.
3. «Что за шар, не разберешь?», муз. М. Скребковой, сл. А. Шибицкой. Импровизировать мелодию на слова ответов в 1, 2, 3-м куплетах.
Сочинение мелодий контрастного характера.
Задача: Формировать способы сочинения детьми простейших попевок контрастного характера на заданный текст, развить чувство лада (ощущение мажора, минора).
Методические указания: Детям объясняют, что музыка может выражать различные чувства, она может быть веселой, грустной. Музыкальный руководитель исполняет в качестве иллюстрации сразу две песни, одну за другой, например веселую песенку, грустную песенку. Затем детям предлагают по их желанию и выбору сочинить и спеть веселую песню на слова: «Солнце ярко светит, весело на свете!» или грустную песню на слова: «Дождик льет, как из ведра, загрустила детвора».
Методика сочинения видоизменяется, так как дети должны уже самостоятельно придумать мелодию на заданный текст без поддержки фортепиано. Вначале педагог привлекает внимание детей к характеру музыки и литературного текста, которые созданы поэтами и композиторами в качестве образцов для творческих заданий. Затем детям предлагают музыкальную загадку — узнать только по фортепьянному сопровождению, в какой из двух пьес можно услышать, например, грустный рассказ об осени и радостный о весне. Таким образом, дети сами по характеру музыки различают, какие музыкальные произведения подходят к тому или иному литературному тексту.
После этого педагог поет и играет повторно уже обе песни. Далее дети должны сочинить свои интонации на тот же текст и передать те же чувства. Педагог играет лишь фортепьянное вступление, как бы настраивая ребенка, который вслед за этим импровизирует свою мелодию. Затем педагог проигрывает музыкальное заключение, этим ребенок утверждается в настроении образца, в его ладотональности.
Вначале дети выбирают для сочинения текст для двух предложенных им песен. Позднее — из трех текстов, сочиняя колыбельную, плясовую или марш.
Помимо приведенных ниже произведений можно использовать другие, но они должны быть короткими, образными, а слова песни — удобными для вокализации.
Задания: Сочинить мелодии, передавая различный характер в соответствии с содержанием песен.
1. «Веселая песенка», муз. В. Агафонникова, сл. А. Гангова.
2. «Грустная песенка», муз. В. Агафонникова, сл. А. Гангова.
3. «Весной», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой.
4. «Осенью», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой.
5. «Колыбельная», муз. В. Агафонникова, сл. А. Шибицкой.
6. «Плясовая», муз. Т. Ломовой, сл. А. Шибицкой.
7. «Марш», муз. В. Агафонникова, сл. А. Шибицкой.

Ценность детского творчества заключается не столько в практических результа- тах, а в том, что в процессе освоения деятельности, раскрываются его индивидуальные возможности.

Список  литературы

  1. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957
  2. Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1977.
  3. Асафьев, Б.В. О народной музыке Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. – Л.: Музыка, 1987.
  4. Бессонов, П.А. Детские песни/. – М., 1968.
  5. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства/. – М.: Искусство, 1971.
  6. Василенко, В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество/. – М.: Педагогика, 1969.
  7. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка – М., 1968.
  8. Искусство в жизни детей / Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя: Из опыта работы/. – М.: Просвещение, 1991.
  9. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества/. – М., 1995.
  10. Гладкая, С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах М., 1989.
  11. Жданова, Т. А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2344 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2181 608