Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Приобщение детей младшего и среднего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
14 минут 3000 965

Приобщение детей младшего и среднего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Trashkova fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Трашковой Татьяной Владимировной, воспитателем МАДОУ ДС № 68 «Ромашка» г. Нижневартовска Тюменской области. Сегодня Татьяна Владимировна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по приобщению детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Владимировны:

«Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение, именно в коллективе сверстников ребенок учится слушать и понимать другого ребенка или взрослого, от этого зависит его будущий успех в личностном общении. Поэтому основной задачей воспитателя, начиная с младшего дошкольного возраста, является формирование «групповых нравов», т.е. формирование взаимоотношений в группе, определении ее норм и традиций».

Полезного чтения…


Приобщение детей младшего и среднего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

В настоящее время социализация личности является важной составляющей системы образования. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, требуют от каждого человека обращения к нормам и правилам общения и поведения, основные из которых заложены в этикете, позволяющем быть успешным в социальном взаимодействии. В ФГОС дошкольного образования выделены пять основных направлений развития детей, среди которых первостепенное место отводится социально-коммуникативному развитию детей, которое должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания и др.

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение, именно в коллективе сверстников ребенок учится слушать и понимать другого ребенка или взрослого, от этого зависит его будущий успех в личностном общении. Поэтому основной задачей воспитателя, начиная с младшего дошкольного возраста, является формирование «групповых нравов», т.е. формирование взаимоотношений в группе, определении ее норм и традиций.

Нормы и традиции включают как систему запретов, так и непременно добрые обычаи. Запреты, вводимы в группе, должны касаться самых основных принципов совместной жизни – личной неприкосновенности, уважения к деятельности, и ее результатам. Так, ни при каких условиях нельзя бить других детей, нельзя портить их игру, нельзя причинять боль другим живым существам. Требования соблюдения этих правил в группе не требует длинных объяснений, а вводится по формуле «Нельзя – значит нельзя!». Дети прекрасно понимают, что им действительно не разрешено делать. Множество других правил и ограничений, которые направлены на то, чтобы упорядочить жизнь детей в группе, вводится по другой формуле – «Нельзя, потому что…». Добрым обычаем в группах нашего ДОУ является ведение групповых традиций уже с младшего дошкольного возраста, где ребенок в процессе общения с воспитателем и детьми учится следовать задаваемыми ими нормам поведения, учится строить взаимоотношенияс людьми. В процессе этого общения у ребенка начинают закладываться личностные качества, начинает формироваться личность. Так, в младшей возрасте, регулярно (один, два раза в неделю) проводится традиция «Сеанс», в процессе которой воспитатель устраивает равное распределение маленьких подарков: красивых бумажек, ленточек и других привлекательных для малышей мелочей. Такие «сеансы» преследуют одну цель – на доступном для детей уровне создать в группе атмосферу равных прав. Полученная от воспитателя ленточка, красивый камешек, такой же, как у других, показывает ребенку, что здесь его также любят и ценят, как и других, и что у него равные со сверстниками права.

Другим хорошим обычаем, который способствует формированию норм и правил поведения у детей является – мысленное возвращение к прошедшему дню и рассказывание обо всем хорошем, что за этот день случилось, о том, как положительно отличился каждый ребенок. Данная традиция проводится ежедневно во второй половине дня перед ужином. Воспитатель приглашает детей сесть вокруг него, чтобы поговорить «о хорошем». Детям предлагается вспомнить, что сегодня был приятного и веселого. Поначалу дети затрудняются что-либо говорить, тогда воспитатель сам рассказывает о событиях дня, при этом обязательно говорит что-нибудь хорошее о каждом из них. Это вовсе не должны быть какие-нибудь невероятные подвиги. Достаточно сказать например, что Катя сегодня быстро оделась, Ира помогла быстро убрать игрушки и др. Главное, чтобы каждый услышал про себя что-то положительное и все остальные тоже это услышали, чтобы дети узнали, что у всех есть какие-то достоинства. Постепенно это создает в группе атмосферу взаимного уважения и формирует чувство самоуважения у каждого малыша.

Еще одна традиция, которая используется в нашем детском саду – это традиция «Дружный кружочек». Данная традиция позволяет создать условия полноценной социализации ребенка, становление ежедневного ритуала, закладывание традиции групповых взаимоотношений. Проведение традиции «Дружный кружочек» дает возможность детям увидеть рядом другого человека с присущими ему внешними данными и внутренним миром, способствует снятию эмоциональной напряженности, воспитывать уважительное отношение к себе и окружающим. Она проводится ежедневно в утренний отрезок времени, перед завтраком, ее продолжительность не более пяти минут. Воспитатель, с помощью закличек-зазывалочек, наглядной напоминалочкиприглашает детей в дружный кружочек. Выражает радость от встречи с детьми, обращает внимание на детей, которые пришли в детский сад после болезни или отпуска, замечает новые наряды у детей. Предлагает детям поприветствовать друг друга по-разному («Руки здороваются», «Локотки, носы, коленки здороваются и т.д.»), проводятся игры и игровые упражнения, этюды на развитие положительных эмоций у детей, эмоциональное сближение детей друг с другом («Передай колокольчик», «Поезд», «Поссорились, помирились», «Зеркало», «Прогулка по ручью», «Ветер дует на …» и др.) Далее воспитатель делает плавный переход на другой режимный момент – завтрак. Данная традиция является своеобразным ритуалом начала дня в группе.

Для привлечения внимания к поступкам детей в группе мы используем игровой персонаж, который назвали Хорплоша. Это вязаная игрушка, выступающая в двух лицах. С одной стороны (сторона желтого цвета) это положительный добрый отзывчивый персонаж, с другой стороны (сторона синего цвета) это вредный отрицательный персонаж, который показывает все негативные стороны взаимодействия людей. Хорплоша постоянно живет в группе. От лица данной игрушки воспитатель организует игровые проблемные ситуации, приносит для рассматривания сюжетные картинки с разнообразными ситуациями из жизни детей, позволяющие показать нравственные поступки сверстников, проводит игры и игровые упражнения, игры- инсценировки в процессе которых решает задачи воспитания у детей отзывчивости, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым. При обучении детей младшего и среднего дошкольного возраста действиям, направленным на проявление отзывчивости, выделяются три последовательных шага: обращение внимания на ситуацию; обращение внимания на эмоциональное состояние ее участников; разъяснение конкретных способов помощи, т.е. проявления отзывчивости. При этом педагог или персонаж Хорплоша выражает одобрение желательных действий. В повседневной жизни в процессе общения в разных режимных моментах у детей закрепляется умение находить выход из возникших ситуаций. Игровой персонаж Хорплоша всегда приходит на помощь, обращает внимание на ту или иную негативную ситуацию, произошедшую в группе среди детей, напоминает как действовать, как использовать знакомые способы, чтобы выйти из затруднительного положения. Постепенно формируется положительное отношение к сверстникам, и это происходит не на основе жесткого подчинении требованиям и дисциплинарным воздействиям педагога, а на основе накопления практического опыта. Ребенок начинает чувствовать, что вокруг него в любых ситуациях находятся сверстники. Постепенно в обращениях детей появляются выражения «Не плачь!», «Надо пожалеть!», «Надо полечить и все пройдет!» и др. Дети начинают чувствовать себя спокойнее и увереннее, уменьшается количество конфликтов.

Однако, без конфликтов, конечно не обходится. И для того, чтобы научить детей конструктивным способам выхода из конфликта мы используем в группах нашего детского сада наглядное пособие «Мирилку»или «Коврик примирения». Цель данных пособий помочь в игровой форме примирить детей, урегулировать ситуацию в положительную сторону. Дает возможность закрепить правила общения между детьми. Пособия располагаются в доступном для детей месте. Детям предлагается положить свои ладошки на подушку «Мирилку» и произнести заветные слова: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, помирись и просто улыбнись!».После этого надо похвалить за состоявшееся примирение и предложить детям если они станут свидетелями ссоры друзей, помочь им помириться с помощью «мирилки», как сделали это они.

Коврик примирения изготавливается вместе с детьми. Когда дети ссорятся и уже переходят границы приличия в своих высказываниях, то им предлагается пройти на этот коврик мира и сесть на него вдвоем. Детям объясняется, что это необычный коврик. Он помогает людям успокоиться и помириться, если они поссорились. Встать с коврика можно только друзьями. В то время когда ребята сидят на ковре, они должны соблюдать следующие правила: нельзя дотрагиваться друг до друга и нельзя произносить ничего, кроме фразы "Тух-тиби-дух". Волшебную фразу ребенок тоже может произносить так, как ему нравится: если хочет, он может грозно выкрикивать ее, может злобно шипеть, может ворчливо бурчать. Таким образом, получается забавный диалог двоих детей, сидящих на ковре мира. Как правило, они говорят свои фразы по очереди и так или иначе реагируют на эмоциональный тон таких посланий от второго ребенка. Как правило, дети быстро мирятся на этом коврике. Для того, чтобы повышать интерес к данным пособиям периодически мы предлагаем детям выучить новую мирилку. Мною собран цикл мирилок для использования в работе с детьми.

Жизнь детей в детском саду во многом регламентируется правилами. Воспитание у дошкольников умения определять свой поступок, ориентируясь на имеющиеся правила, во многом организует их деятельность, отношение со сверстниками. Так, начиная со среднего дошкольного возраста, после бесед с игровым персонажем Хорплошей, в группе совместно с детьми создается коллаж «Правила жизни группы». Данная работа организуется в начале учебного года, когда дети возвращаются из отпусков или собираются в новую группу, новый коллектив. Правила группы, сообщаемые детям, условно объединены на следующие группы: правила, регулирующие отношения детей со сверстниками; правила, регулирующие поведение ребенка в группе, детском саду, учитывающие окружение сверстников; правила, направленные на обеспечение безопасности в группе, детском саду. После обсуждения правил группы дети наклеивают картинки хороших и плохих поступков на ватман, поделенный на две части. Каждая часть обозначена символами, обозначающими «хорошие» и «плохие» поступки. Данный коллаж размещается в среде группы и находится там весь год. При необходимости воспитатель возвращает детей к данному коллажу (если нарушается какое-то правило) в виде напоминания: «Какое правило в группе нарушено?», «О каком правиле группы вы забыли?» и т.д. Возращение к коллажу «Правила жизни группы» происходит и тогда, когда в группу приходит новичок. При знакомстве нового ребенка с детьми группы воспитатель просит рассказать других детей о правилах группы.

Одним из доступных методов формирования у детей норм и правил поведения является игра, игры-ситуации. Участие в играх, организуемых воспитателем, способствует эмоциональному развитию каждого ребенка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.

Таким образом, для воспитания норм и правил поведения у детей, воспитатель должен организовать жизнь детей в группе так, чтобы у них накапливался личный практический опыт проявления социальных чувств, поступков и положительных взаимоотношений. В каждом образовательном моменте детской жизни (в режимных процессах, образовательных ситуациях, в разных видах деятельности – рисовании, играх, общении, труде и др.) мы воспитатели должны использовать все возможности для обогащения социально-нравственных представлений, гуманных чувств и культуры поведения каждого ребенка. Иными словами социально-коммуникативное развитие должно проникать в другие образовательные области, придавая им социально-ценностную направленность.

4 .Список литературы:

  1. Арушанова Л.Г. «Речь и речевое общение детей». Москва. 1999.
  2. О.В.Защиринская, Л.М.Шипицина “Азбука общения”: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство- Пресс», 2001.
  3. Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина. Учим детей общению. Пособие для родителей и педагогов. - Ярославль. 1996.
  4. Немов Р.С. «Психология» 1том. - Москва.1995.
  5. В.И.Петрова, Т.Д.Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. Методические рекомендации. - Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
  6. С.В. Петерина “Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста”. Москва, 1986 г.
  7. И.Н.Курочкина “Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников” М.ГИЦ Владос 2001г.
  8. Ю.В.Филиппова. Общение от рождения до 5 лет. - Ярославль: Академия развития, 2001.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2310 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2135 608