Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Использование методов активизации самостоятельной работы на уроках физической культуры для развития скоростно - силовых способностей обучающихся
31 минута 4509 1316

Использование методов активизации самостоятельной работы на уроках физической культуры для развития скоростно - силовых способностей обучающихся

Sorokina foto copyДорогие друзья, мы рады представить вам Сорокину Светлану Герасимовну, учителя физической культуры МОУ СОШ № 3 г. Алексеевска Белгородской области. Сегодня Светлана Герасимовна любезно поделится своим профессиональным опытом по использованию методов активизации самостоятельной работы на уроках физической культуры для развития скоростно- силовых способностей обучающихся. Данный материал будет полезен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Светланы Герасимовны:

«Новизна опыта заключается в разработке технологии, позволяющей более эффективно использовать время школьного урока для развития скоростно-силовых качеств у учащихся среднего звена. Так же предложена учебно-тренировочная технология, развивающая интерес обучающихся к урокам физической культуры, которая позволяет существенно повысить уровень качества, объем и интенсивность их двигательной активности».

Интересного чтения…


Использование методов активизации самостоятельной работы на уроках физической культуры для развития скоростно - силовых способностей обучающихся.

Посмотреть статью в полной версии с Приложениями

I. Информация об опыте

1.1. Условия возникновения, становления опыта

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов находится в городе Алексеевка Белгородской области, который является районным центром. Автор опыта, Сорокина Светлана Герасимовна, работает в школе по профилю с 1989 года.

В школе созданы все условия для формирования разносторонней развитой личности, как в нравственном плане, так и в физическом.

Сорокина Светлана Герасимовна ведет работу с обучающимися 5-9 классов, то есть с подростками. А это период бурного физического развития, когда происходит усиленный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идёт интенсивный процесс окостенения скелета. В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. Однако увеличение одних мышц наблюдается при заметном отставании других. Возникает проблема снижения уровня физической подготовленности обучающихся, что и стало основанием для обобщения опыта работы Светланы Герасимовны за последние 3 года работы в школе.

По мнению многих специалистов, значительное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых качеств, так как высокий уровень развития этих способностей во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких спортивных результатов. Развитие скоростно-силовых способностей максимально компенсирует «двигательный голод», снимают стресс, укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают иммунитет. Исправление осанки, приобретение лёгкости в движениях, уверенности в себе − это минимум, что могут дать скоростно-силовые упражнения.

Исходя из многолетнего опыта и наблюдений Сорокина С.Г.., пришла к выводу, что наиболее успешно скоростно-силовые способности развиваются у подростков в заданиях и играх с предметами (передачи, перекладывание, броски, ловля) и без предметов.

Однако практика физического воспитания учащихся свидетельствует о том, что общая динамика скоростно-силовой подготовленности подростков за последние годы не только не улучшается, но и имеет тенденцию к снижению. Общий уровень развития физических качеств явно недостаточен как для дальнейшей спортивной деятельности, так и для успешной будущей трудовой деятельности в различных областях современного предпринимательства и производства, а так же к службе в армии.

Необходимость поиска новых путей организации занятий по физической культуре диктуется еще и лимитом учебного времени учащихся, их перегруженностью умственной деятельностью на других предметах школьного учебного плана и как следствие этого - низкая общая двигательная активность учащихся особенно при выполнении высокоинтенсивных двигательных действий, что необходимо при реализации скоростно-силовой подготовки. В этом плане весьма актуален поиск новых методических подходов в со

совершенствовании скоростно-силовых способностей у учащихся как на уроке физической культуры, так и самостоятельно.

Началом работы по теме: «Использование методов активизации самостоятельной работы на уроках физической культуры для развития скоростно- силовых способностей обучающихся », стало проведение диагностики по определению уровня подготовленности учащихся 5-8 классов. По результатам диагностики оказалось, что 25% учащихся имеют высокий уровень развития, 34% - средний, 41% низкий уровень развития скоростно-силовых способностей.

 

Возможность повышения эффективности учебной деятельности при условии развития уровня скоростно-силовой подготовленности обучающихся в 5-8 классах (именно этот возраст обучающихся оптимален для развития данных качеств), привела к мысли о пересмотре и об использовании оптимальной системы общефизических и специальных методов и средств в целях развития этих качеств.

 

Становлению опыта также способствовало постоянно совершенствующаяся система учебно-воспитательного процесса, в основу которой входит непрерывное стремление к поиску новых эффективных путей и методов организации обучения и воспитания.

 

Опыт работы обобщался в МОУ СОШ №3 на уроках физкультуры с 5-8 классами с 2011 года, в которых занималось 48 учащихся под руководством учителя физкультуры Сорокиной С.Г.

 

Школа оборудована 2 спортивными залами и инвентарем для эффективного проведения учебного процесса, в частности для повышения уровня скоростно-силовой подготовки.

 

1.2. Актуальность опыта

 

Актуальностьданного опыта обусловлена тем, что школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития всех двигательных качеств, в этом возрасте происходит быстрый скачок роста. Именно поэтому особое место в развитии двигательных возможностей учащихся занимают скоростно-силовые качества, высокий уровень развития которых играет большую роль в воспитании у детей потребности в здоровом образе жизни, физическом совершенствовании тела, при достижении результатов.

 

Анализ программных и методических материалов по физическому воспитанию в общеобразовательных учреждениях и организации этого процесса на практике свидетельствуют о том, что основное внимание на уроках физической культуры уделяется обучению основным движениям. В результате школьники не получают необходимой физической нагрузки.

Актуальность данного опыта заключается в воспитании у детей потребности в здоровом образе жизни в использовании скоростно-силовых способностей, которые позволяют стимулировать активность и самостоятельность в развитии двигательных качеств, повышать интерес детей к занятиям физической культуры.

 

Проблема развития скоростно-силовых качеств и самостоятельности на уроках физической культуры становится актуальной потому что, высокая социальная, прикладная и спортивная значимость уроков физической культуры определяет интерес к здоровому образу жизни. Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем физической культуры, является повышение мотивации к занятиям физической культурой. Также, не менее важная задача состоит в необходимости определения особенностей воспитания скоростно-силовых способностей подростков, что даёт возможность на базе полученных данных разработать общую направленность в построении учебных занятий.

 

Данные спортивной практики показывают, что развитие скоростно-силовых качеств в зрелом возрасте - сложный и малоэффективный процесс, тогда как школьный возраст создает для этого благоприятные предпосылки. Между тем существующая школьная программа не предусматривает целенаправленной ориентации на использование наиболее благоприятных условий периодов для стимулируемого развития двигательных функций учащихся и не предлагает научно-обоснованных технологий педагогического решения этой проблемы.

 

Анализ научно-методической литературы позволяет сделать вывод, что научным разработкам методики формирования физической подготовки учащихся и достижения ими физических кондиций, необходимых и достаточных для развития и поддержания высокого уровня здоровья, физической подготовленности уделяется крайне мало внимания. В то же время имеется целый ряд работ, раскрывающих методику направленного физического воспитания учащихся, в том числе и среднего школьного возраста, но без ее тесной взаимосвязи с физическим развитием.

 

Таким образом, есть противоречие, возникшее между необходимостью достижения определенного уровня скоростно-силовых качеств у обучающихся и необходимостью повышения оптимальной активности, самостоятельности и двигательной нагрузки на уроках физической культуры.

 

Решение этой проблемы представляет прикладной интерес в системе физического воспитания подрастающего поколения. Именно данное противоречие и определило выбор темы опыта работы: «Использование методов активизации самостоятельной работы на уроках физической культуры для развития скоростно- силовых способностей обучающихся».        

 

Предполагается, что разработанная учебная технология с концентрированным использованием скоростно-силовых упражнений в основной части урока будет в большей степени, эффективнее чем традиционная методика физического воспитания учащихся среднего звена, соответствовать биологическим законам адаптации к стрессовым воздействиям, вызываемым тренирующими нагрузками. Она позволит существенно повысить уровень скоростно-силовых качеств у учащихся среднего звена в сенситивный период развития этих качеств.

 

Данный опыт позволит учителям физкультуры, тренерам-преподавателям познакомиться с особенностями развития скоростно-силовой подготовки обучающихся путем повышения активности и самостоятельности на уроках физической культуры. 

 

1.3. Ведущая педагогическая идея.

 

Ведущая педагогическая идея опыта работы заключается в определении особенностей путей развития скоростно-силовых способностей подростков, что даёт возможность на базе полученных данных разработать общую направленность в построении учебных занятий и модернизировать содержание физического воспитания обучающихся, а так же оказывать максимальную помощь ученику в раскрытии его способностей с помощью активных методов.

 

1.4. Длительность работы над опытом.

 

Длительность работы над опытом охватывает несколько этапов

 

1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь-ноябрь 2012 года - выявление проблем, возникновение идеи опыта, определение целей, постановка задач и выбор методов и средств их решения;

 

2 этап - основной (формирующий) – декабрь 2013 - март 2014 года - этап корректировки задач, методов и средств достижения целей;

 

3 этап - заключительный (контрольный) - март 2014 года - май 2014 года становление опыта, оценка результатов.

 

1.5. Диапазон опыта.

 

Диапазон представленного опыта охватывает весь учебный процесс включая систему участников образовательного процесса: учитель - ученик – родитель и предназначается для работы с учащимися общеобразовательных школ 6-8 классов (12-14 лет) на уроках физкультуры и для внеклассной работы, а так же с учащимися спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки ДЮСШ.

 

1.6. Теоретическая база опыта.

 

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды ученых по теории и методике спортивной тренировки:

 

  • теория физической культуры (П.Ф.Лесгафт, Л.П.Матвеев, В.Н.Платонов, В.К.Бальсевич, Ю.В.Верхошанский, Л.И.Лубышева, Ж.К. Холодов);
  • медико-биологические основы физической культуры (А.Г.Сухарев, И.Б.Темкин, Я.М.Коц);
  • теория сохранения здоровья при занятиях спортом (А.Г.Дембо, Н.А.Фомин, В.Н.Селуянов);
  • теория индивидуализации подготовки спортсменов (В.Г. Никитушкин, В.С.Мартынов, П.В.Квашук, В.Н.Селуянов)

 

На современном этапе развития теории и методики физического воспитания детей происходит серьезное переосмысление достижений и новых перспектив развития научно-методических и научно-технологических основ физического воспитания подрастающего поколения.

 

Проведенные с позиции эволюционного подхода многолетние исследования естественного и стимулируемого развития различных компонентов физического потенциала человека позволили выявить ряд фундаментальных закономерностей этих процессов.

 

Развитие различных компонентов физического потенциала человека зависит от эффективности воздействий при их совпадении с периодами естественных ускорений в развитии тренируемой функции или систем организма человека, обеспечивающих ее развертывание и существенно снижается при их несовпадении.

 

Для решения поставленной проблемы использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, аналитическое определение основных биомеханических характеристик, влияющих на спортивный результат, теоретическое обоснование оптимальных тренировочных нагрузок в скоростно-силовых упражнениях, определение основных скоростно-силовых характеристик.

 

В своём опыте Сорокина С.Г.. на основе идеи личностно-ориентированного подхода она обуславливает создание условий «для развития и самореализации» включающие:

 

  • создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;
  • учёт поисковой деятельности в самостоятельной практической работе учащихся;
  • использование различных способов понимания психофизиологического состояния учащегося, в том числе владение методами диагностики состояния его здоровья.

 

С применением новейших разработок в области обучения физической культуры, основанным на использовании педагогических технологий, процесс обучения перешёл на качественно новый уровень. Благодаря этому педагог решает проблемы развития скоростно-силовых качеств, активизации двигательной деятельности на уроках физической культуры и внеклассных мероприятиях, повышает интерес детей к занятиям, стимулирует активность и самостоятельность в развитии двигательных качеств.

 

1.7. Степень новизны опыта.

 

Новизна опыта заключается в разработке технологии, позволяющей более эффективно использовать время школьного урока для развития скоростно-силовых качеств у учащихся среднего звена. Так же предложена учебно-тренировочная технология, развивающая интерес обучающихся к урокам физической культуры, которая позволяет существенно повысить уровень качества, объем и интенсивность их двигательной активности и создать условия для формирования самостоятельности к занятиями физкультурой и спортом.

 

II. Технология опыта

 

2.1. Определение цели

 

Целью исследования является разработка технологии, позволяющей более эффективно использовать время школьного урока, используя упражнения скоростно-силовой направленности у учащихся среднего звена для повышения уровня физической подготовленности, самостоятельности и активности обучающихся.

 

 

2.2. Постановка задач

 

Изучение научной литературы по проблеме исследования.

 

Изучение упражнений скоростно-силовой направленности и их влияние на организм занимающихся.

 

Изучение особенностей развития скоростно-силовых качеств.          

 

Изучение основных средств и методов совершенствования скоростно-силовой подготовки.

 

Определение уровня развития скоростно-силовых качеств учащихся среднего школьного возраста.

 

2.3. Организация УВП

 

Для эффективного развития скоростно-силовых способностей учащихся необходимо учитывать их физиологические особенности. Если в это время не развивать быстроту, то в последующие годы, возникшее отставание трудно ликвидировать.

 

В основу организации образовательного процесса на уроках физкультуры Сорокина С.Г., положена ориентация на достижение положительной динамики уровня их физической подготовки. При этом она учитывает сложнейшие изменения в организме учащихся в период полового созревания, изменения антропометрических размеров тела, и учебно-воспитательный процесс осуществляется на основе глубоко индивидуального и дифференцированного подхода к обучению. Также автор опыта в обязательном порядке учитывает, что на развитие скоростно-силовых способностей влияют и педагогические факторы: объем нагрузки; быстрота выполнения силовых упражнений; величина и характер отдыха; количество упражнений в подходе; количество подходов; организованность и трудолюбие спортсмена; волевая подготовка спортсмена; мотивация; количество силовых упражнений, выполняемых в различных мышечных режимах (преодолевающем, уступающем, изометрическом, смешанном); систематическое, планомерное и обоснованное использование скоростно-силовых упражнений; разнообразие комплексов скоростно-силовых упражнений (так как в противном случае наступает стабилизация темпов развития скорости и силы).

 

Сорокина С.Г., на своих занятиях, осуществляет несколько вариантов развития скоростной силы. Это различного рода прыжки (легкоатлетического характера, гимнастические и др.), метания, толкание, броски и быстрые поднимания спортивных снарядов, различные удары с утяжелителями, и др., скоростные перемещения циклического характера, ряд действий в различных играх и единоборствах, совершаемых в короткое время с высокой интенсивностью (выпрыгивание, отжимание, ускорение), и т.д. К средствам силовой тренировки относят упражнения как целостного, так и локального воздействия. Одни служат для комплексного укрепления мышечных групп и обеспечивают достаточно высокую нагрузку на весь организм (поднимание штанги, преодоление противодействия партнера, бег, прыжки и приседания с отягощениями, отжимания). Другие применяются для избирательного, целенаправленного укрепления отдельных мышц или мышечных групп при относительно небольшой нагрузке на весь организм с вовлечением в работу одной или двух конечностей либо отдельных частей тела (подтягивание в висе, отжимание в упоре, поднимание со штангой на плечах).

 

В процессе развития скоростно-силовых способностей предпочтение отдается упражнениям, выполняемым с предельной и околопредельной скоростью с акцентом на точность и сохранение заданной амплитуды. Скоростные упражнения должны быть хорошо освоены, чтобы их можно было выполнять на максимальной скорости.

 

Силовые упражнения выбираются в зависимости от характера задач воспитания силы. (Приложение 1)

 

Условно все упражнения, используемые для развития скоростно-силовых качеств можно разбить на три группы: упражнения с преодолением собственного веса тела; упражнения, выполняемые с дополнительным отягощением; упражнения, связанные с преодолением сопротивления внешней среды.

 

В пределах одного урока скоростно-силовые упражнения выполняются, как правило, после упражнений по обучению двигательным действиям и развитию координационных способностей, используя карточки в первой половине основной части урока. (Приложение 2)

 

Автор опыта использует различные методы и средства.

 

Методы развития быстроты:

  • Аналитический. Метод состоит в раздельной работе над составляющими быстроту баскетболисток: стартовым ускорением, быстротой реакции, скоростью передвижения (дистанционной скоростью).

 

  • Целостный метод предполагает комплексное воздействие на спортсменок с помощью комбинированных упражнений, направленных на развитие нескольких компонентов быстроты и наиболее характерных связок и чередований.

 

Методы развития силы:

 

  • Метод динамических усилий - основной метод силовой подготовки девушек-баскетболисток. Вес отягощения составляет 30-60% от их максимальных возможностей. При использовании этого метода упражнение выполняется 10-12 раз в одном подходе с максимальной быстротой. Количество подходов колеблется от 3 до 6 раз. Пауза отдыха равна 2-4 минуты. Следующий подход начинается при частоте сердечных сокращений не более 120 уд/мин., если частота выше, время отдыха увеличивается.

 

  • Изометрический метод заключается в статически максимальном напряжении различных групп мышц. В одном подходе осуществляется максимальное напряжение мышц продолжительностью 4-6 сек. Упражнение при этом выполняется 3-5 раз, отдых между сериями 1-1,5 мин.

 

  • Метод сопряжённых воздействий заключается в выполнении специальных упражнений с отягощениями в виде поясов и набивных мячей.

 

Методы развития ловкости и прыгучести:

 

  • Особенность повторного метода заключается в том, что упражнения на развитие ловкости и прыгучести включаются в занятие в начале основной части или в подготовительной. Обучение занимающихся новыми двигательными навыками - непрерывное. Упражнения выполняются до проявления первых признаков утомления.

 

Наиболее распространенными методами развития скоростно-силовых способностей являются методы повторного выполнения упражнения и круговой тренировки. Метод повторного выполнения упражнения позволяет избирательно развивать определённые мышечные группы (например, метание набивного мяча от груди развивает преимущественно мышцы плеча). При повторном методе используются серии динамических упражнений (например: 2 серии по 30 сек.).

 

Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбираются таким образом, чтобы каждая последующая станция, включала в работу новую группу мышц.      

 

Для проведении занятий по способу круговой тренировки составляю комплексы из 4-7 относительно несложных упражнений (в зависимости от уровня физической подготовленности учащихся), рассчитанный на выполнение в течение 10-12 минут. (Приложение 3).

 

Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения и энергообмена, но в отличие от повторного метода возможность локального направленного воздействия на определенные мышечные группы здесь ограничена.

 

Упражнения, направленно воздействующие на развитие скоростно-силовых способностей, условно разделяют на два типа: упражнения преимущественно скоростного характера и упражнения преимущественно силового характера. В упражнениях первого типа (например, метание набивного мяча двумя руками из-за головы) скорость сокращения мышц близка к предельной (свыше 90–95% от максимальной) при величине отягощения в 10 – 20% от максимальной величины силы действия. Продолжительность выполнения упражнений колеблется от 5–8 до 10–15 с. Во втором типе упражнений (например, приседания) скорость сокращения мышц значительно ниже, поскольку величина отягощения возрастает до 40–50% от максимальной. Продолжительность этих упражнений в зависимости от возраста, пола и подготовленности обычно составляет от 15–20 до 20–30 с.

 

Во время выполнения упражнений отягощение может быть либо постоянным, либо меняющимся. Примером постоянного отягощения является вес тела школьника в упражнениях с приседаниями или в подтягивании. Примером меняющегося отягощения служит упражнение с эспандером – «Руки вперед – руки в стороны»: наибольшие мышечные усилия требуются при разведении рук в стороны, наименьшие – при движении рук вперед. При целенаправленном развитии скоростно-силовых способностей необходимо руководствоваться методическим правилом: все упражнения независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять в максимально возможном темпе.

 

Основными методами воспитания скоростных способностей являются:

 

1) методы строго регламентированного упражнения;

 

2) соревновательный метод;

 

3) игровой метод.

 

Методы строго регламентированного упражнения включают в себя:

 

  • методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения;

 

  • методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.

 

При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в течение 4–5 с) и движения с меньшей интенсивностью – вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.

 

Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы – уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия. (Приложение 4)

 

Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера».

 

Для развития интереса к занятиям физкультурой, а так же для комплексного развития скоростно-силовых качеств, ловкости и прыгучести на уроках физкультуры используется соревновательный метод. При этом на уроках строго соблюдаются правила состязаний, создаётся игровая обстановка. Соперничество заставляет учащихся мобилизовать все свои силы, стремиться к достижению высоких результатов.

 

Общие основы описанных выше методов едины для всех обучающихся, однако при работе с девушками учитываются специфические особенности, связанные с их анатомо-физиологическими характеристиками и физическими возможностями.

 

При этом дифференцируется вес спортивных снарядов, сокращается интенсивность и длительность выполняемых упражнений, правильно регламентируется отдых в ходе занятий. В процессе развития такого показателя физической подготовленности, как сила, исключается возможность использования метода максимальных усилий, который характеризуется выполнением упражнений с применением околопредельных и предельных отягощений.

 

Упражнения для развития быстроты должны быть разнообразными, охватывающими различные группы мышц, возможно шире совершенствующими регуляторную деятельность центральной нервной системы, повышающими координационные способности занимающихся.

 

Беговые упражнения носят повторный характер, отличаются максимальной интенсивностью, частота движений доводится до предела. Со временем предельная скорость и частота движений устанавливаются и закрепляются на одном уровне. С этой целью используются бег под уклон (2-3°) на отрезках 40, 60, 80 м как можно более частым шагом, бег на отрезке 15-20 м с развитием максимальной скорости за счёт частоты шагов, быстрое выполнение заданий по неожиданному сигналу.

 

Упражнения, выполняемые с максимальной скоростью, быстро утомляют, поэтому они применяются часто, но в небольшом объёме, с интервалами, обеспечивающими отдых.

 

Система упражнений для развития силы у спортсменок не только дополняет, но в значительной мере определяет степень развития быстроты. Эти упражнения связаны с большими мышечными усилиями в небольшой промежуток времени.

 

При занятиях с девушками, в основном, используются непредельные нагрузки. Показатели силы в данном случае увеличиваются за счёт выполнения большого количества повторений при среднем и малом уровнях отягощения. Для учащихся среднего звена особенно эффективны динамические упражнения с собственным весом. Монотонные упражнения, которые быстро вызывают усталость, чередуются с парными и групповыми играми и упражнениями с сопротивлением. В конце занятий обязательным условием является выполнение упражнений на растягивание или расслабление.

 

Для развития ловкости как умения овладевать новыми движениями применяются любые упражнения, включающие элементы новизны. Главным направлением в развитии ловкости является овладение новыми разнообразными навыками и умениями. Средствами для развития ловкости являются подвижные и спортивные игры, бег с препятствиями, различные виды прыжков, метания, сочетания акробатических упражнений, гимнастические упражнения на снарядах, упражнения на равновесие, изменение способа их выполнения. (Приложение 5).

 

Одним из основных средств совершенствования скоростно-силовой подготовки обучающихся является урок, включающий в себя подвижные и спортивные игры, занятия на открытом воздухе, закаливающие мероприятия, а также посещение спортивно-оздоровительного лагеря, туристские походы, плавание, катание на коньках, участие в спортивно-массовых мероприятиях. (Приложение 6).

 

2.4. Результативность опыта

 

Исходный, текущий и итоговый мониторинг результативности опыта проводился 2 раза в год, в начале и конце учебного года, в течение 3 лет всего исследования с целью выявления динамики развития скоростно-силовых качеств.

 

Для определения уровня скоростно-силовых способностей применялись следующие тесты:

 

  • бег 100 м, сек;
  • метание гранаты, весом 500, 700 гр., м;
  • прыжок в длину с места, см;
  • метание набивного мяча, весом 1 кг сидя из-за головы, см;
  • прыжок в длину с разбега, см.

 

Всем учащимся, которые по результатам тестирования были отнесены к среднему уровню подготовленности, разрабатываются упражнения для домашнего задания, затем проводится проверка.

 

Учащиеся, которые по результатам тестирования отнесены к высокому уровню физической подготовленности, рекомендуется посещение спортивных секций.

 

Анализ результатов по показателям развития скоростно-силовых способностей свидетельствует о его низком уровне в начале педагогического эксперимента. После же исследования произошел достоверный прирост по всем тестам по сравнению с исходным уровнем (Приложение 7).

 

Наибольший прирост в скоростно-силовых показателях отмечается: в метании набивного мяча - на 23,2% и метании гранаты - 17,3% по сравнению с исходным уровнем.

 

Практика показала, что обучающиеся охотно выполняют разнообразные часто меняющиеся упражнения. Какой сложности и сколько именно упражнений следует выбирать для того или другого класса, автор предлагает решать учителям самостоятельно, основываясь на индивидуальных особенностях и возможностях обучающихся.

 

Библиографический список.

 

  1. Волчецкий Э.И., журнал Физическая культура в школе //Развивая силу. 2000 год №2
  2. В.И.лях. – М.: Физическая культура. Тестовый контроль: пособие учителя/В.И.Лях. – М.: Просвещение, 2007г
  3. Коленецкий Д.Н., журнал Физическая культура в школе // Воспитание творческой активности и самостоятельности учащихся. 2000 год №5
  4. Набатников М.Я. Специальная выносливость спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 2006г.
  5. Киселёв П.А., Киселёва С.Б. Настольная книга учителя физической культуры: Подготовка школьников к олимпиадам - М.: Глобус 20008г
  6. Капустин А.Г., Капустин А.А., журнал Физическая культура в школе // Технология игровой деятельности. 2007 год №7
  7. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Маслов М.В. Внеурочная деятельность учащихся. Лёгкая атлетика – М.: Просвещение, 2011г.
  8. Полунин А.И. Управление подготовкой бегунов на средние и длинные дистанции/ Ставрополь: Кавказская здравница, 1998г.
  9. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании учащихся. — М., 1997.
  10. Матвеев А.П., Мельников С.Б., Методика физического воспитания с основами теории.- М. Просвещения, 2001 г.
  11. Мейкосон П.Б., Методика физического состояния учащихся.-   М., Просвещение 1989 год.
  12. Хасин Л.А. Тест для определения уровня физической подготовки учащихся 7-17 лет / Л.А., В.В., Громыко, А.Б.Рафалович. – Малаховка. 1999г.
  13. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. М.,ООО «Издательство АСТ», 2003.
  14. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. — М., 1999.Физическое воспитание учащихся 5—7 классов: Пособие для учителя / Под ред. В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. — М., 1997.
  15. Паукова М.И., « Учить оценивать свои возможности» - М., 1998 г.
  16. Соловьева И.А., журнал Физическая культура в школе // Домашние задания по методу круговой тренировки. 2000год №5
  17. Цепкова Н.К. Адаптационные внутренние среды организма спортсмена к нагрузкам. / - М.: Медицина, 1998г.
  18. Фомина Н.А., Физиология человека- М., Просвещение 1992год.
  19. Ухова Н.Ф., Физиология человека- М., просвещение 1981 год.
  20. Фурсов Б.И., - журнал Физическая культура в школе – 1988год, №1 // Чтобы увидеть результаты труда.
  21. Холодов Ж.К., Теория и методика физической культуры- М ., 2001 год.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2374 38

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6613 677