Дорогие друзья, мы рады представить вам Петрову Елену Григорьевну, воспитателя МДОУ ДСКВ N 8 г. Ейска Краснодарского края. Сегодня Елена Григорьевна с радостью предлагает вашему вниманию Консультацию для родителей “Самостоятельная изобразительная деятельность детей на участке”. Статья будет интересна воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям.
Краткий комментарий к статье от Елены Григорьевны:
«Консультация о создании условий для самостоятельной изобразительной деятельности детей в свободное от занятий время».
Творческого чтения…
Консультация для родителей “Самостоятельная изобразительная деятельность детей на участке”
Изобразительной деятельностью дети могут заниматься не только в группе, но и на участке детского сада. В данном случае они самостоятельно, по своему желанию рисуют, сами подбирают необходимый материал. Эта деятельность способствует воспитанию у детей самостоятельности, умения ориентироваться в новых, необычных условиях, умения организовывать себя, придумывать содержание рисунка, затем находить выразительные средства для их воплощения. Благодаря этому происходит развитие художественно-творческих способностей ребенка.
Наблюдения и практический опыт показывают, что виды самостоятельной изобразительной деятельности детей весьма разнообразны, дети могут рисовать на земле, влажном песке, создавать из песка объемные формы, собирать и делать из камешков, палочек, веточек простейшие изображения, узоры. Асфальт, гладкая земляная площадка – это места, на которых ребенок может рисовать. Материалами для рисования будут цветные мелки, палочки. Дети рано узнают, что на земле, на асфальте можно рисовать. Они видят, как во время различных подвижных игр воспитатель чертит круг – домик для персонажа. Постепенно малыш, приучаясь ориентироваться в пространстве, тоже начинает рисовать на земле солнышко, домик и т.п. воспитатель вместе с детьми участвует в творческой деятельности, подсказывает, как лучше изобразить, каким цветом и т.д.
Для развития самостоятельности воспитатель может предложить детям в свободное время порисовать цветными мелками на доске, на небольших прямоугольных кусках линолеума. Дети по желанию будут рисовать различные линии, формы, предметы. Эта деятельность обогатит представления дошкольников и познакомит их с новыми материалами.
Летом стоит уделить внимание природным материалам. Из собранных камешков дети вместе с воспитателем выкладывают на земле простейшие узоры, контуры домиков, лодочки, машины, самолеты и т.д. если камешки разноцветные, дети могут при раскладывании чередовать их по цвету.
В старшем возрасте дети выкладывают по силуэтам узоры из камешков, ракушек, палочек.
Дети младших групп любят рисовать на крупных камнях цветными мелками или фломастерами. Они стремятся раскрасить камень со всех сторон. Дети старшего возраста рисуют на мелких камешках, которые обязательно должны быть гладкими. Это развивает ловкость рук и вынуждает ребенка в одинаковой степени работать правой и левой рукой.
Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на очертания веточек, палочек, сучков. Ребенок находит в них сходство с живыми существами. Педагог должен помочь ему в этом. В эстетическом отношении особенно интересен сбор листьев. Дети рассматривают разные по форме, окраске листья, сравнивают их. Наблюдение, сбор листьев, игра с ними оставляют яркие впечатления, которые, несомненно, отразятся в рисовании и аппликации.
Дети трех лет в свободное от занятий время с интересом выкладывают простейшие узоры из лепестков, цветов листьев. В процессе работы воспитатель обращает внимание детей на чередование форм, на сочетание цветов, расположение. Ребенок легко меняет композицию, так как все формы легко убираются и вновь раскладываются. Желательно, чтобы дети, раскладывая и составляя картинки, рассказывали, что у них получилось. В 5 лет дети могут подбирать листья по форме и составлять из них композиции. В 6 лет – создавать панно из засушенных цветов, листьев, трав.
Любимым занятием детей на участке являются игры с песком. С помощью разнообразных формочек они получают объемные рельефные и барельефные изображения предметов, цветов и птиц. Игры с песком чаще всего носят однообразный характер: дети, как правило, создают из песка одни и те же формы. Некоторые просто пересыпают песок. Необходимо руководить этим видом деятельности. Песок как природный материал интересен ребенку тем, что меняет свое состояние. Влажный песок пригоден для лепки, сухой рассыпается в руках. В песочных наборах имеются различные барельефные изображения предметов, животных, растений. Прежде чем лепить из песка, воспитатель рассматривает это изображение на формочке. Малыш пальцами проводит по очертаниям формы. В зависимости от того, что изображено на формочке, воспитатель предлагает, например, вылепить много рыбок, которые плывут одна за другой. Ребенок ритмично повторяет барельефные изображения рыбок. Таких ритмичных композиций может быть множество в зависимости от разнообразных форм: лошадки бегут друг за другом, уточки плывут, растет много веточек с ягодами и т.п. постепенно ребенок начинает улавливать ритм этих повторов. Он видит объемность форм, их четкие контуры, расположение их рядом, друг за другом. Свои изделия дети украшают веточками, лепестками цветов. Во время игр с песком и формочками ребенок много говорит, напевает знакомые песенки. Воспитателю необходимо принимать непосредственное участие в этих несложных играх, показывать, как надо ставить формочки, обращать внимание детей на их повтор и чередование. Педагог должен объяснить детям и показать, как можно сделать картинку: сначала он расчищает место для печатания, убирает все лишнее и точно прикладывает формы к песку, плотно прижимая их. Даже незамысловатые детские постройки из песка должны быть в поле зрения воспитателя. Он может показать, как построить башенку, домик, посадить рядом кустик, деревья, украсить постройку.
Летом воспитатель организует игры с водой. В небольшие прозрачные баночки с водой он опускает кисточки с краской, и дети видят, как меняется цвет воды. Затем дети сами могут изменить цвет воды. Игры с водой сочетаются с рисованием красками на мольберте. Он размещается на участке и должен быть особенно устойчивым, чтобы на нем одновременно могли рисовать 2-3 ребенка. Создание на участке условий для рисования красками помогает детям ярче отразить впечатления, полученные на прогулке.