Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности, ручной труд для детей разновозрастной старшей - подготовительной группы
20 минут 4095 1287

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности, ручной труд для детей разновозрастной старшей - подготовительной группы

Petrova foto copyДорогие друзья, мы рады вновь представить вам Петрову Елену Григорьевну, воспитателя МДОУ ДСКВ N 8 г. Ейска Краснодарского края. Сегодня Елена Григорьевна с радостью предлагает вашему вниманию Рабочую программу кружка «Умелые ручки» по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности. Данный материал будет полезен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Елены Григорьевны:
«В МДОУ ДСКВ № 8 г. Ейска МО Ейский район воспитываются дети с задержкой психического развития. У воспитанников дошкольного учреждения наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками рисования, ручного труда, письма. Стимуляция мозга, в частности, через движения руки на занятиях кружка, программу работы которого разработал автор, позитивным образом сказывается не только на подготовку руки к письму в школе, но и на развитие речи, а, следовательно, и на общем их психическом развитии».

Полезного чтения…


Рабочая программа кружка «Умелые ручки» по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности, ручной труд для детей разновозрастной старшей - подготовительной группы

Посмотреть Программу в полной версии

Пояснительная записка

Эстетическая деятельность - это духовно-практическая, эмоционально рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов.

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

Данная программа является:

по целевому назначению - углубленной

по содержанию и видам деятельности – профильной

по степени авторства - индивидуальной     

по сроку реализации – одногодичной

по особенностям развития – общей

Направленность программы

Программа дополнительного образования по художественно – эстетическому направлению «Умелые ручки» разработана для детей 5-7 летнего возраста в соответствии с программами Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Т.А. Копцевой «Природа и художник», Л.В. Куцаковой «Конструирование и ручной труд в детском саду», которые комплексно направ­лены на практическое воплощение но­вых идей и подходов, связанных с интег­рацией разных видов изобразительных искусств и художественной деятельнос­ти детей разных возрастных групп ДОУ на основе амплификации содержания худо­жественно-эстетической деятельности детей, придания, ей развивающего и творческого характера. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об Образовании в Российской Федерации», на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания граждан Российской Федерации, с учётом Федеральных государственных образовательных стандартов, методических разработок и опыта работы педагогов района.

Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно - эстетических способностей детей в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Рабочая программа представляет новый подход к художественно-эстетическому, творческому развитию ребёнка, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное.

Актуальность программы

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. В эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, нравственного, умственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Именно в возрасте 5-7 лет дети легко воспринимают информацию, и их память долго хранит те знания, которые они получили из окружающего их мира. Именно в этом возрасте в детях можно пробудить и развить те качества, которые дадут результаты через несколько лет.

Дополнительное образование расширяет и обогащает программу детского дошкольного учреждения, что благоприятно отражается на воспитательно - образовательном процессе в целом; помогает в формировании таких качеств у ребенка, как отзывчивость, милосердие, почитание и уважение к окружающим его людям, способность к преодолению трудностей, учит его трудиться; помогает обращать внимание ребенка на каждое проявление красоты в жизни, воспитывает в нем стремление самому творить прекрасное и беречь его. Это очень важно, так как быть человеком - это значит не только быть таким как все, владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимым, с собственными вкусами, интересами и способностями.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как и игра и рисование – особые формы детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

  • Желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
  • Желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе, и работая с подручными материалами. Такая работа включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, ниток, бумаги, бисера, фольги, соленого теста, пластичной массы, круп, природного и бросового материала, витражных и акриловых красок и т.д. В процессе работы с этими материалами, дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий.

Развитие ручной умелости:

  • Позволяет развивать у детей моторику, координацию, усидчивость, аккуратность, самоконтроль, умение доводить порученное дело до конца.
  • Формируется общая умелость руки, в том числе мелкая моторика руки - важный показатель физического и нервно-психического развития.
  • При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач - рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больше запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет к более высокому уровню развития мышления - наглядно-образному - и будет оперировать уже не предметами, а их образами.
  • Особая значимость продуктивных ручных действий дошкольников состоит в формировании базовых глубинных компонентов«психического стержня»ребенка, т.е. целенаправленная деятельность, результатом которой стал бы некий продукт, представляющий собой ценность и пригодный к употреблению. Эту потребность американский ученый Эрик Эриксон охарактеризовал как«чувство созидания», т.е. на смену желанию у ребенка «все разобрать», разломать приходит желание что-то смастерить, починитьсамостоятельно, непременно, чтобы этот продукт труда пригодился во взрослой жизни.
  • Формулировка: «Я сам могу это сделать, я справлюсь» - это первая формула«психологии победителя».
  • Уже во взрослой жизни человек, обладающий такой внутренней убежденностью, сталкиваясь с проблемой, думает не о сложности, а о том, как ее решить. И, как правило, достигает успеха.
  • Технология, направленная на развитие ручной умелости, выполняет свою важнейшую психологическую функцию: «работает» на формирование у ребенка базовой, глубинной убежденности в своей компетентности, поскольку результат его труда вызывает у окружающих положительные эмоции, одобрение и похвалу без всяких натяжек.

Новизна программы

Уровень программы по степени новизны в комбинации элементов известных методик, усовершенствовании отдельных сторон педагогической деятельности, использовании авторских разработок на основе инновационных методов и приёмов и нетрадиционных техник изображения.    Программа   дополняет основную образовательную программу МДОУ ДСКВ№ 8г. Ейска МО Ейский район более широким использованием нетрадиционных способов изображения (декупаж, граттаж, квиллинг, рисование пластилином, тестопластика, бумагопластика, аппликация из ткани). Это позволяет расширить представления о выразительных возможностях материалов.

Рабочая программа представляет новый подход к художественно-эстетическому развитию ребёнка, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальный и что очень важно, индивидуальный подход к воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья. В этом и заключаются отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.
Необходимость введения курса обусловлена стремлением способствовать сохранению и развитию присущей детям от рождения смелости в художественной деятельности через уверенное овладение детьми необходимыми знаниями, умениями и навыками, без которых невозможно создание ребёнком нового, оригинального, проявление воображения, реализация своего замысла, самостоятельное нахождение средств для его воплощения, то есть творчество. В МДОУ ДСКВ № 8 г. Ейска МО Ейский район воспитываются дети с задержкой психического развития. У воспитанников дошкольного учреждения наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками рисования, ручного труда, письма. Стимуляция мозга, в частности, через движения руки, позитивным образом сказывается не только на подготовку руки к письму в школе, но и на развитие речи, а, следовательно, и на общем их психическом развитии.

Новизна программы в том, что она, являясь разнообразной  (или многоступенчатой) по структуре, позволяет осваивать несколько  смежных направлений декоративно-прикладного искусства, что предоставляет больше  возможностей для творческой самореализации обучающихся.   

Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор воспитанников, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на развитие творческой активности.

Так же новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского потенциала, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств и качеств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которому развивается сенсомоторика, совершенствуются координация движений. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать. У них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе. 

В силу того, что каждый ребёнок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств для самореализации. Освоение множества технологических приёмов в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, пробуждают у воспитанников интерес к новому и более творческому использованию знакомых материалов.

      Исходя из этого, была определена цель программы.

Цель: создание условий для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики руки дошкольника с ЗПР для дальнейшего художественно-эстетичекогоразвития, и, как следствие, развитие всех психических процессов.

Задачи: 

познавательные:

  • Формирование умений, навыков работы с разнообразными материалами

(соленым тестом, пластичной массой, бисером, бумагой, крупами

витражными и акриловыми красками и др.), обучение различным приемам преобразованиябумаги, ткани, природного и бросового материала длярасширения тематики детских игр, оформления интерьера, изготовления подарков к праздникам

  • Формирование умения работать коллективно для достижения общего

результата, сотрудничать со взрослыми в совместной деятельности

развивающие:

  • Развитие творческих и конструктивных способностей с учётом    

индивидуальных способностей и возможностей каждого ребёнка

  • Развитие умения создавать конструкции по образцу, словесной

инструкции

  • Развитие мышления, внимания, усидчивости, аккуратности, зрительного

восприятия, памяти, воображения детей, умения видеть необычное в

обычных предметах

  • Развитие художественного вкуса
  • Расширениесловарногозапаса

воспитательные:

  • Формирование интереса к результату труда
  • Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до завершения

Программа строится с учетом основных методических принципов:

  • принцип развивающего образования (цель – художественно-эстетическое развитие ребенка);
  • гуманизация учебно-воспитательного процесса (создание условий для максимального раскрытия возможностей и способностей ребенка);
  • дифференциация и индивидуализация обучения (учет психических и физических возможностей и способностей каждого ребенка);
  • наглядность и доступность (комплексное использование всех методов обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
  • взаимосвязь обучения и творчества как важный фактор формирования творческой личности;
  • интеграция разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, художественно-речевой);
  • сознательность и активность (понимание воспитанником того, что данные умения и знания пригодятся ему в жизни; проявление желания овладеть этими знаниями);
  • коммуникативность, доброжелательность в отношениях между детьми и взрослыми.

Организационные условия реализации программы

Возраст воспитанников разновозрастной старшей - подготовительной группы – 5-7 лет.

Срок реализации программы – один год.

Форма организации учебного занятия – кружковое занятие 1 раз в неделю.

Ожидаемые  результаты реализации программы

  • Приобретение навыков работы в коллективе.
  • Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками.
  • Выявление и осознание ребенком своих способностей.
  • Формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
  • Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, речи.
  • Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  • Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.
  • Овладениенавыкамикультурытруда
  • Формирование положительного эмоционального фона.
  • Укрепление в детях с ограниченными возможностями здоровья понятия «Я МОГУ!»

Формы подведения итогов реализации программы

  • выставки детских работ в детском саду;
  • участие в муниципальных, краевых и международных конкурсах;
  • презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);

творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете

 

Литература для педагогов.

 

1. Агапова И., Давыдова М.,«200 лучших игрушек из бумаги и картона», Москва, 2008 г.

 

2. Антипова М., «Соленое тесто». Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владис, 2007 г.

 

3. Белошистая А.В., Жукова О.Г., «Волшебные комочки». Пособие для занятий с детьми.- М.: АРКТИ, 2006 г.

 

4. Гомозова Ю.Б., «Калейдоскоп чудесных ремесел».- К., Академия развития, 1998 г.

 

5. Горичева В. С., «Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина». –   Ярославль: Академия развития, 1998 г.

 

6. Гульянц Э.К., «Что можно сделать из природного материала». –М., Просвещение,1991 г.

 

7. Давыдова Г.Н., «Пластилинография: анималистическая живопись». – М., издательство «Скрипторий», 2011 г.

 

8. Зубрилин Н.Ю., Богатырская Е.М., Карманова Н.И., «Волшебная аппликация». Пособие для занятий с детьми. - М.: АРКТИ,2010 г.

 

9. Изольда Кискальт, «Соленое тесто. Настенные украшения. Забавные игрушки. Детские игры. Сувениры и сюрпризы». – М., «АСТ-Пресс книга», 2003 г.

 

10. Йенс-Хельге Дамен «Волшебные цветы оригами». – Белгород, издательство «Клуб семейного досуга», 2012 г.

 

11. Куцакова Л.В.,«Конструирование и художественный труд в детском саду»,   ТЦ «Сфера», 2005 г.

 

12.Лыкова И. А., «Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала». – М., ИД «Карапуз», 2009 г.

 

13. Лыкова И. А., «Я леплю из пластилина», – М., ИД «Карапуз», 2008 г.

 

14. Лыкова И. А., «Я делаю аппликации», – М., ИД «Карапуз», 2008 г.

 

15. Лыкова И. А., «Я создаю поделки», – М., ИД «Карапуз», 2008 г.

 

16. Лыкова И. А., «Я собираю гербарий», – М., ИД «Карапуз», 2008 г.

17. Малышева Н. М., «Сказочные поделки». - АСТ – ПРЕСС, 2001 г.

 

 

18. Никитина А.В.,«Поделки в детском саду». Образцы и конспекты занятий. – СПб., КАРО, 2010 г.

 

19. Новикова И.В., «Конструирование из бумаги в детском саду». – Издательство:Академия Развития, 2009 г.

 

20. Петрова И.М.,«Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких». – СПб., ООО «Издательство «Детство-пресс»; 2009 г.

 

21. Пабло Комесанья «Рисуем акварелью: портреты, натюрморты, пейзажи». – Белгород, «Клуб семейного досуга», 2012 г.

 

22. Павлова О.В. «Изобразительная деятельность и художественный труд. Старшая группа: комплексные занятия». – Волгоград, издательство  «Учитель», 2011г.  

 

23. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю., «Я люблю изобретать», Мир книги, «Карапуз», 2008 г.

 

24. Рубцова Е., «Фантазии из соленого теста». – М., Эксмо, 2008 г.

 

25. Соколова С. В.,«Оригами - большая настольная книга для всей семьи».

 

26. Чен Н.А., «Замечательные поделки своими руками». - Харьков, 2008 г. Журналы: «Коллекция идей», «Солнечный зайчик», «Учимся играя».

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2310 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2135 608