Дорогие друзья, мы рады представить вам Фролову Наталью Яковлевну, учителя начальных классов высшей квалификационной категории Гимназии г. Лабытнанги ЯНАО. Сегодня Наталья Яковлевна с радостью предлагает вашему вниманию Рабочую программу внеурочной деятельности «Практикум по основам исследовательской деятельности». Данный материал будет интересен педагогам СОШ.
Краткий комментарий к статье от Натальи Яковлевны:
«Начальная школа – это важная ступень не только базового образования, она является основой для формирования азов исследовательской культуры. Учителю очень важно не упустить этот сензитивный период и при этом поддержать интерес и зажечь увлеченность детей. Большую помощь на первом этапе приобщения детей к исследовательской деятельности оказывает технология исследовательского проектного обучения».
Профессионального чтения…
Рабочая программа внеурочной деятельности Практикум по основам исследовательской деятельности
Посмотреть Программу в полной версии
Пояснительная записка.
Начальная школа – это важная ступень не только базового образования, она является основой для формирования азов исследовательской культуры. Учителю очень важно не упустить этот сензитивный период и при этом поддержать интерес и зажечь увлеченность детей. Большую помощь на первом этапе приобщения детей к исследовательской деятельности оказывает технология исследовательского проектного обучения.
Вид программы – рабочая программа. Направленность программы – научно-исследовательская. Способ освоения содержания образования – креативный, эвристический. Уровень освоения – углублённый.
Данная программа предназначена для обучающихся 3х классов.
Количество часов по программе 34 часа, 1 час в неделю. Занятия проводятся по группам. Состав групп постоянный. Количество детей в группе – 6 -12 человек. Форма детского объединения – научное общество учащихся.
Способ освоения содержания программы – креативный, эвристический.
Новизна, актуальность программы: актуальность программы обусловливается тем, что демократизация общества, становление рыночных отношений выдвинули новые требования к обучению и воспитанию человека, гражданина, специалиста. В складывающихся социально-экономических отношениях востребованы профессионализм, ответственность, самостоятельность и инициатива, а не пассивное исполнительство. Эти социально значимые качества следует формировать у подрастающего поколения непосредственно в учебной деятельности.
Учебное исследование и проектирование является такой формой организации учебно-воспитательной деятельности школьников, которая в существенной степени способствует формированию и развитию всесторонней личности. На повестку дня ставится вопрос об организации исследовательской деятельности в образовательном учреждении, формировании исследовательской культуры участников образовательного процесса, развитие личностного потенциала школьников. Исследовательская деятельность (учебная и научная) реализует одну из естественных потребностей человека – познавательную и способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности. В условиях информационного общества именно наука становится важной составляющей деятельности, формирующей научный стиль мышления.
Цель курса: сформировать систему начальных научных понятий, исследовательских умений, освоение которых позволит школьнику ориентироваться в различных образовательных областях. Формирование самосовершенствующейся личности школьника, индивидуального стиля учебной деятельности.
Задачи курса:
- Познакомить учащихся с ценностями науки. Показать взаимосвязи наук. Рассмотреть функции науки и её роль в современном мире.
- Познакомить учащихся с этапами, методами научного исследования, правилами и нормами осуществления учебно-исследовательской деятельности.
- Развивать креативные качества личности ученика, обеспечивающие условия создания им творческого продукта деятельности, а именно: образность, ассоциативность, созерцательность, воображение, фантазию, чувство новизны, чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению, символотворчество; инициативность, изобретательность, нестандартность, самобытность; умение вести диалог с изучаемым объектом, выбирать методы познания, адекватные объекту; умение определять структуру и строение, находить функции и связи объекта с родственными объектами; прогнозирование изменений объекта, динамики его роста или развития; создания новых методов познания в зависимости от свойств объекта; прогностичность, формулирование гипотез, конструирование версий, закономерностей, формул.
- Развивать когнитивные качества личности ученика – интеллектуальные качества: любознательность, эрудированность, вдумчивость, сообразительность, логичность, аргументированность, аналитичность, способность находить аналогии, использовать различные формы доказательств, поиск проблем, склонность к эксперименту, умение задавать вопросы, видеть противоречия, формулировать проблемы и гипотезы, выполнять теоретические и экспериментальные исследования, делать выводы и обобщения, нестандартность мышления; умение самоопределяться в ситуациях выбора; умение понять и оценить иную точку зрения, вступить в содержательный диалог или спор.
- Развивать оргдеятельностные (методологические) качества: целеполагание (умение ставить цели), целеустремлённость (направленность на достижение целей), устойчивость в достижении целей; составлять план достижения цели; выполнять намеченный план исходя из своих индивидуальных особенностей; получать и осознавать свой результат; способность нормотворчества, выражающаяся в умении сформулировать правила деятельности; смысловое видение изучаемых объектов; развивать навыки самоорганизации: планирование деятельности, программирование действий, коррекция этапов и способов деятельности, гибкость и вариативность действий, упорядоченность деятельности, одновременное удержание в сознании разных альтернатив; развивать рефлексивное мышление, умение строить свои дальнейшие планы обучения, смысла деятельности, соединения результатов с целями; развивать умение проводить самоанализ, самооценку; умение проектировать свой индивидуальный маршрут; представлять на защите продукт своего исследования; умение отстаивать свои идеи, участвовать в споре, дискуссии; способность работать группой над исследовательским проектом.
- Способствовать формированию и развитию всесторонней личности, формированию исследовательской культуры и гражданской позиции юных участников образовательного процесса.
В соответствии с целями и задачами планируются следующие формы обучения:
- Теоретические занятия.
- Занятия практикумы.
- Семинар.
- Выполнение заданий проблемного и эвристического характера.
- Написание и защита исследовательских проектов различных форм.
- Составление самооценки, самоанализа своего труда.
Мотивационные условия:
- игровые формы (семинар – заседание научного общества);
- проблемные ситуации;
- рейтинговая оценка деятельности обучающихся;
- участие во Всероссийских конкурсах «Я - исследователь», «Первые шаги».
Формы и режим занятий – индивидуальные, групповые
Рабочая программа «Практикум по основам исследовательской деятельности» для 3 класса составлена на основе авторской программы Н.Н.Заварзиной «Практикум по основам исследовательской деятельности» (с приложением рабочей тетради-учебника для обучающихся первой ступени обучения).
В программу включены следующие разделы:
- Пояснительная записка.
- Учебно-тематический план.
- Содержание внеурочной деятельности.
- Тематическое планирование с определением форм внеурочной деятельности.
- Планируемые результаты.
- Система оценки достижения планируемых результатов.
- Оснащенность внеурочной деятельности.
Содержание внеурочной деятельности.
Введение. Мы начинаем путешествие в страну новых знаний (1 ч)
Что такое учение. Для чего надо учиться. Формула « учиться = учить себя».
Что такое самообразование. Что такое учебное исследование.
Практическая работа «Народная мудрость об учении»
Обсуждение пословиц.
Раздел I. Основы исследовательских знаний (7 ч).
Тема 1. Мы формулируем правила постановки цели и задач исследования.
Соответствие цели и задач теме исследования.
Оформление цели и задач исследования – логика построения.
Практическая работа «Цели и задачи исследования»
Тема 2. . Мы формулируем правила постановки гипотезы исследования.
Что такое гипотеза. Правила формулировки. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска.
Практическая работа “Найди возможную причину события”
Тема 3. Мы изучаем методы исследования.
Понятие метод. Основные характеристики методов учебного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение, анализ, классификация, моделирование.
Практические работы:
- «Наблюдение»
- « Эксперимент с реальными объектами»
- «Составление классификации»
- «Моделирование»
Раздел II. Основы исследовательских умений (21 ч).
Тема 1. Мы рассматриваем особенности исследовательской и проектной работы.
Метод проектов. Этапы работы над проектом, виды проектов. Различие исследования и проектирования. Понятие «исследовательский проект»; алгоритм исследования; алгоритм проектирования.
Практическая работа «Алгоритмы построения исследовательской работы и проекта».
Тема 2. Мы знакомимся с группами тем исследований и проектов.
Группы исследовательских проектов: теоретические; фантастические, творческие, экспериментальные; социальные.
Демонстрация примеров тем по типам исследовательских проектов.
Тема 3. Мы создаём теоретический исследовательский проект.
Понятие «теория»; «факт». Правила и условия проведения теоретического исследования.
Практическая работа «Теоретическое исследование» (по выбору)
- «Птицы Ямала» - наша энциклопедия.
- « Животные Ямала» - наша энциклопедия.
Семинар (тема по выбору)
- Птицы Ямала» - наша энциклопедия.
- « Животные Ямала» - наша энциклопедия.
Тема 4. Мы разрабатываем фантастический проект.
Что такое «фантастика»? Как выполнить фантастический проект. Как фантастические проекты помогают в приобретении новых знаний.
Практическая работа (примерные темы по выбору)
- «Жилой дом будущего»
- « Моя улица в будущем»
- «Домашний робот»
Семинар – защита фантастических проектов.
Тема 5. Мы создаём творческий проект.
Какую работу можно отнести к творческой. Что такое творчество. Как взаимосвязано творчество и исследование.
Практическая работа (примерные темы по выбору) «СТИХИИ МИРА».
Семинар – защита творческих проектов.
Тема 6. Мы проводим экспериментальное исследование.
Что такое эксперимент. Зачем нужен эксперимент. Правила проведения эксперимента.
Практическая работа: «Идеальный учитель для первоклассника»
Семинар – защита экспериментального исследования.
Тема 7. Мы создаём социальный проект.
Что такое социальный проект. Для чего нужны социальные проекты. Как наши проекты могут помочь людям.
Практические работы: « Прогулка в лесу». «Будь природе другом».
- Разработка запрещающих знаков поведения в природе.
- Экологические листовки.
- Кодекс правил поведения людей в природе.
Семинар – защита социальных проектов.
Раздел III. Самооценка учебной деятельности (2 ч)
Что такое самооценка. Как правильно оценить свой труд. Способы и методы самооценки. Представление своей самооценки товарищам. Рецензия ответа товарища.
Семинар «Моя самооценка». Обсуждение памяток по успешному самообразованию.
Резервное время – 3 часа.
Планируемые результаты.
Учащиеся 3 класса к концу года:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Ученики получат возможность научиться:
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Группы умений, на которые исследовательская проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
- Исследовательские;
- Коммуникативные
- Оценочные;
- Информационные;
- Презентационные;
- Рефлексивные;
- Менеджерские
Исследовательские умения
- генерировать идеи;
- выбирать лучшее решение.
Коммуникативные умения
Сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из конфликтных ситуаций
Оценочные умения
Оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.
Информационные умения
- Самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;
- Структурировать информацию;
- Сохранять информацию
Презентационные умения
- Выступать перед аудиторией;
- Отвечать на незапланированные вопросы;
- Использовать различные средства наглядности;
- Демонстрировать артистические возможности.
Рефлексивные умения
- Отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»;
- Адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.
Менеджерские умения
- Проектировать процесс;
- Планировать деятельность – время, ресурсы;
- Принимать решения;
- Распределять обязанности при выполнении коллективного дела.
Личностные универсальные учебные действия.
У ученика будут сформированы:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- способность к саморазвитию.
Ученик получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
- Система оценки достижения планируемых результатов.
- Семинар - практикум. Выступление с мини- докладами на уроках.
- Выполнение практических заданий.
- Выполнение индивидуальных и коллективных исследовательских проектов.
- Защита индивидуальных и коллективных проектов на занятиях.
- Конкурсы проектно – исследовательских работ различных уровней ( «Я- исследователь»; «Первые шаги»).
- Самоанализ учебной деятельности.
При оценке результатов исследовательской деятельности, прежде всего, обращается внимание:
- на корректное выполнение принятых в научной сфере требований к основным этапам исследования: постановка проблемы, определение объекта и предмета, формулирование цели, выдвижение гипотезы, установление задач, подбор соответствующих методик исследования и практическое овладение ими, изучение необходимой теории, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, формулирование собственных выводов по решению проблемы;
- грамотное оформление текста учебного исследования;
- умение полно, кратко и убедительно раскрыть в устном выступлении основное содержание исследования, ответить на вопросы, отстоять свою точку зрения в публичной дискуссии.
При оценке результатов проектной деятельности, прежде всего, обращается внимание:
- на осмысление проблемы проекта, обоснование ее актуальности;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- социальное и прикладное значение полученных результатов;
- самостоятельность в выполнении различных этапов работы над проектом;
- количество и степень осмысления новой информации, использованной для выполнения проекта;
- уровень сложности и степень владения использованными методиками;
- владение рефлексией;
- грамотное оформление текста проекта, мультимедийной презентации;
- умение полно, кратко и убедительно раскрыть в устном выступлении основное содержание проекта, ответить на вопросы, отстоять свою точку зрения в публичной дискуссии.
VII. Оснащенность внеурочной деятельности.
Литература для преподавателей:
- Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская работа в школе. – М.: Вербатум - М, 2001.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005, № 9
- Игры – обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. В четырёх книгах. – М.: Новая школа, 1994.
- Масленникова А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащися»//Практика административной работы в школе. — 2002, № 1.
- Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под. ред. Е.С. Полат. — М.: Гуманит. изд. Центры « ВЛАДОС», 2000.
- Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.
- Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. — М.: Сентябрь, 2000.
- Помагайло А.А. Тайны великих озарений. М. «Вече», 2001.
- Селевко.Г.К. Современные образовательные технологии. М. «Народное образование», 1998.
- Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. –М .: «Ось-89», 2006.
- Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. – М. «Владос», 2000.
- Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения. //Начальная школа, 2003. № 12
Литература для обучающихся:
- Бабкин С. В Занимательные задачи. Для детей и их родителей серия: "Внимание: дети!", Изд.: Айрис – пресс:. М. 2006 г.
- Волкова Т. Н 1000. Творческие игры, задания и тесты для развития памяти и внимания у детей 6-12 лет. Серия: "Учимся играя", Изд.: БАО (Донецк), 2005 г.
- Колесникова Е. Я решаю логические задачи, серия: "Математические ступеньки", М. Изд.: СФЕРА, ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР. 2004 г.
- Пашнина В. М Клуб веселых и любознательных. Игры, конкурсы, викторины для школьников, серия: "После уроков".: М, Изд.: АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ 2007 г.
- Руденко В. Веселые минутки: Занимательные головоломки для детей 6-12 лет. Серия: "Мир вашего ребенка".: Изд.: Феникс 2007 г.
- Сенчански Томислав. Ставим опыты. Книга 1.2 .М. Изд.: АРКАИМ, 2007г.
- А.И. Савенков «Я – исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников. Самара. Издательство «Учебная литература». – 2004г.
Дополнительная справочная литература.
- Андруз Дж., Найтон К. 100 научных экспериментов .:М, Изд.: «Росмэн», 2007 г.
- Тит Т. Научные забавы. Интересные опыты, самоделки, развлечения: М. Изд.: Издательский Дом Мещерякова. 2007 г.
- Книга эрудите. . – М.: МАХАОН, 2000г.
- Энциклопедия живой природы. – М.: АСТ- ПРЕСС, 1999г.
- Энциклопедия окружающего мира. – М.: МАХАОН, 2000г.
Интернет-ресурсы по проблемам исследовательской деятельности:
Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 "Лицея на Донской", Представительства корпорации Intel в России, "Физтех-центра" Московского физико-технического института. Публикуются статьи по методологии, методике и практике исследовательской деятельности учащихся ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие Интернет-ресурсы.
сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on-line представления работ на конкурс, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на заинтересовавшую работу.
сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке
сайт-обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.
сайт подписки на рассылку новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям в рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся.