Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование музыкально-творческих навыков детей
6 минут 2459 807

Формирование музыкально-творческих навыков детей

Ulyanova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Ульянову Елену Александровну, преподавателя высшей категории, заведующую фортепианным отделением МОУ ДОД «ДШИ №1» г. Саранска Республики Мордовии. Сегодня Елена Александровна с удовольствием поделится с нами своим профессиональным опытом по формированию музыкально-творческих навыков детей. Данный материал будет полезен преподавателям ДШИ и ДМШ.

Краткий комментарий к статье от Елены Александровны:

«В статье рассматривается проблема формирования музыкально-творческих навыков в классе фортепиано через систему занятий по пятилетней программе «Подбор по слуху». Практические занятия способствуют развитию музыкальных способностей, формируют интерес к исполнительству, полнее раскрывают творческую индивидуальность юного музыканта».

Полезного чтения…


Формирование музыкально-творческих навыков детей

Современная концепция развития ДШИ и ДМШ предполагает возможность обучения детей на фортепиано как по предпрофессиональным программам, так и по общеразвивающим, где акцент ставится на раскрытии творческих музыкальных способностей ребёнка и воспитании художественно образованной личности. Образовательные программы этого типа включают предметы, которые образуют блок вариативных дисциплин по выбору. Одной из таких программ может быть «Подбор по слуху», которая наравне с «Основами импровизации», «Ансамблем», «Концертмейстерским классом» ориентирована на воспитание у юных музыкантов практических навыков в процессе музицирования на фортепиано.

Подбирать по слуху должен уметь каждый обучающийся в музыкальном классе, так как полученные навыки дают возможность почувствовать большую уверенность в своих силах и ярче раскрыть творческую индивидуальность.

Согласно теории Б. Теплова, музыкальный слух практически не имеет границ в развитии [4; C. 17]. Умение отличать консонанс от диссонанса, слуховой контроль при смене лада, а также свобода в подборе различных видов аккомпанемента - задачи успешно решаемые на занятиях. Сама возможность строить многоголосие, конструировать на клавиатуре аккордовую вертикаль при игре двумя руками свидетельствует об особой выгодности условий, в которых находится юный пианист. Учитывая ресурсы педализации, учащийся может выходить за рамки десятизвучий, доступных его пальцам. Л. Оборин советовал ученикам понимать смысл играемых созвучий говоря, что «надо активно их переживать, т. е. осваивать практически». (Цит. по:  2; С. 184)

Воплощая аккордовые последования в своём исполнении, ученик эмоционально, чувственно реагирует на их ладогармоническую функциональность как выразительницу образно-поэтического смысла исполняемого произведения.

Всё о чём говорилось выше, подтолкнуло нас к систематизации занятий с учащимися. Так появилась программа «Подбор по слуху», которая рассчитана на преподавание в течение 5 лет, по 0,5 часа в неделю со 2 по 6 класс. Её цель - ввести ребёнка в мир творчества, заинтересовать его таким видом музицирования как подбор по слуху. Данная программа приближена к запросам учащихся и родителей, создаёт условия для более яркого и творческого самовыражения ребёнка в классе специального фортепиано.

Нотный репертуар, предложенный программой, включает знакомые мелодии из мультфильмов, русские народные, популярные современные песни (используется также мордовский фольклор).

Из сборников, предложенных к использованию на занятиях, следует выделить «Азбуку музыкальной фантазии» авторов Л. Борухзон, Л. Волчек, Л. Гусейновой. «Азбука» рассчитана на несколько лет обучения и поможет систематизировать задания по развитию практических навыков подбора по слуху.

В классе фортепиано большой популярностью пользуется учебное пособие «Интенсивный курс по фортепиано «Аллегро», где автор - Т.И.Смирнова предлагает начать работу с разучивания мелодии, затем - с одного из вариантов аккомпанемента. В репертуаре автор большое внимание уделяет гармоническому анализу пьес и рекомендует как можно раньше приступить к изучению аккомпанемента в различных фактурных вариантах. В дальнейшем учащийся может пытаться сам аранжировать мелодию.

Все перечисленные рекомендации способствуют расширению репертуара ученика, дают возможность самостоятельно подбирать по слуху. Кроме того, учебное пособие «Аллегро» Т.И.Смирновой, знакомит с лучшими образцами русской и зарубежной музыки, а так же с пьесами в стиле джазового исполнения.

В заключение отметим, что принцип развивающего обучения положенный в основу программы «Подбор по слуху» не только развивает музыкальный слух ребёнка, но и ритмическую свободу его как исполнителя, улучшает музыкальную память и развивает творческую фантазию.

Получая практические навыки, ребёнок не чувствует себя беспомощным, оставаясь один на один с инструментом, радует своих родных, не расстаётся с инструментом даже после окончания школы.

Список литературы

  1. Л. Борухзон, Л. Волчек, Л. Гусейнова Азбука музыкальной фантазии. В шести тетрадях. Тетрадь 1. Как сочинить мелодию. - СПб:. Композитор, 2012. - 44 с.
  2. С. Савшинский Пианист и его работа. –  М.: Классика-XXI, 2002. - 244 с.
  3. Т.И.Смирновой Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие «Аллегро». Т. 1-19. . – М.: Т. И. Смирнова, 2008.
  4. Б.М. Теплов Психология музыкальных способностей. – Л.: Музыка. 1984. - 64 с.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2266 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2087 607