Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Особенности шаржа как жанра искусства и его психолого-педагогические функции
12 минут 2549 817

Особенности шаржа как жанра искусства и его психолого-педагогические функции

Ivanov fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Иванова-Гая Илью Степановича преподавателя по классу живопись МОУ ДОД «ДШИ № 1» г. Саранска Республики Мордовии. Сегодня Илья Степанович с радостью познакомит вас с особенностями шаржа как жанра искусства и его психолого-педагогическими функциями. Статья будет интересна преподавателям ДШИ и ДМШ.

Краткий комментарий к статье от Ильи Степановича:

«Статья посвящена психолого-педагогическим аспектам такого жанра изобразительного искусства как шарж».

Увлекательного чтения...


Особенности шаржа как жанра искусства и его психолого-педагогические функции

Основное понятие карикатуры, её применение и изображение как вида графики стало использоваться уже давно. Термин «карикатура» происходит от итальянского «caricatura-caricare», что в переводе означает «нагружать, преувеличивать».

Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» на 2012-2016 гг. «Педагогические кадры для инновационной России» (проект 2.1.2.8. Создание Научно-исследовательской лаборатории «Развитие профессиональной компетентности педагога и психолога в системе непрерывного образования»)

Если в рисунке, например, при изображении человеческой фигуры, её часть тела или орган нарисовать слишком большим и этим его выделить, подчеркнуть, заставить зрителя заострить на нём особое внимание, то рисунок будет отягощён этим и явится преувеличенным, шаржированным.

Карикатура является одним из способов выражения сатиры. Маленькая иллюстрация, призванная шаржировать и высмеивать различные неблагоприятные аспекты жизнедеятельности человека и общества в целом, является специфическим жанром изобразительного искусства.

Особым видом карикатуры является шарж. Его корни ведут во Францию. Именно от слова «charge» (юмористический портрет) происходит современное понятие изображения человека с элементами сатиры. В XIX веке распространились картины и рисунки, в которых люди почему-то изображались с неестественно большими размерами головы. Несмотря на эту деталь, жанр стал набирать обороты популярности. Художник должен быть хорошим психологом, иметь «цепкое» зрение и богатый жизненный опыт. Вследствие этого, хорошие шаржисты стали дефицитом. Так что те, кто думает, что всё очень просто, ошибаются – нарушение стандартных пропорций тела не является гарантией успешного.

Многие считают, что карикатуры и шаржи – это одно и то же. Однако это не так. Шаржи действительно произошли от карикатур, но в отличие от своей предшественницы, которая может быть политически или социально острой и ироничной, шарж более добродушен: это скорее подарок друга, его добрая усмешка, цель которой – рассмешить человека, порадовать его, а в особо «тяжелых» случаях и задуматься над собой.

Шарж является жанром искусства, а искусство – это не только универсальная модель человеческой деятельности и общения, а еще и средство целостной регуляции духовной сферы личности, ее воспитания и самовоспитания. Оно не только может быть причастно ко всем видам воспитательной деятельности, но и объединяет их в себе, представляя своего рода «модель комплексного подхода к воспитанию личности». Именно это качество искусства определяет его главный педагогический потенциал, и, как следствие, всех его жанров, в том числе шаржа.

В искусстве достигается единство актуального, нужного человеку в данный момент, и перспективного, определяющего его становление в будущем. Искусство, с одной стороны, восполняет нужду человека в богатом переживании действительности и реализации своего внутреннего «Я», с другой – создает зону «ближайшего» духовного развития, формирует новые социальные программы и алгоритмы воспитания и самовоспитания. Из этого следует, что шарж, будучи жанром искусства, способен задать вектор развития личности.

Увлекаясь произведениями искусства, ребенок переживает пробуждение умственных и душевных сил, побуждающих к творчеству, которое в свою очередь способно расширить пространство возможной реализации и дать ребенку возможность развития как культурно-историческому субъекту. Такие жанры искусства, как карикатура и шарж, являются педагогическим средством, которое способствуют достижению конечной цели воспитания – формированию разносторонне развитой личности, выполняя ряд психолого-педагогических функций.

Рассмотрим их:

Коммуникативная. Эта функция всего объективного искусства, а как следствие – и его отдельных жанров, в частности – карикатуры и шаржа, заключается в способности устанавливать контакты между человеческими индивидами и коллективами, служить одним из наиболее активных и эффективных средств общения между людьми [6, с. 102]. Шарж как жанр является носителем информации нравственно-эстетического характера, но вместе с этим являет собой и очень эффективный способ передачи этой информации. Это своеобразная форма межличностных и социальных контактов. Иными словами, коммуникативная функция шаржа играет роль специфического «языка», посредством которого воплощаются и передаются определенные идеи, чувства, отношения между шаржистом и портретируемым. Таким образом, в педагогической практике, шарж можно использовать в качестве весьма эффективного средства для выявления межличностных отношений, а юмористический подтекст делает шарж средством и для их улучшения [6, с. 50].

Жанр шаржа не только носит диалогический характер, но и отражает интеллектуально-эмоциональную природу самого творческого процесса, так как результатом различных интеллектуальных и духовных способностей шаржиста является его художественное произведение – шарж, в котором зашифрованная им информация может восприниматься зрителем только через творческое разворачивание его интеллектуальных и духовных способностей. Из этого следует, что контакт, с произведением шаржа является одновременно не только диалогом между художником и портретируемым, но и созерцанием увиденного, переживанием, пониманием, творческим воссозданием в воображении, и наслаждением, появлением желания обсудить произведение, что является мощной предпосылкой к развитию речи ребёнка.

Воспитательная. Наиболее важной является воспитательная функция искусства. По своей природе искусство обладает воспитывающим потенциалом, так как оно воздействует на все стороны духовной жизни человека – на его чувства, волю, разум и воображение. Л. С. Выготский считал, что «все прикладное значение искусства, в конечном счете, и сводится к его воспитывающему действию» [4, с. 79].

Форма воспитательного воздействия посредством шаржа не включает в себя элемента принудительности, не имеет ничего общего с нравоучением и осуществляется через эстетический идеал, который проявляется как в положительных, так, и в отрицательных образах, что делает воспитание результативным. Информация, заключенная в шарже, непосредственна, легка к восприятию, но вместе с тем стимулирует человека к определенным раздумьям, переживаниям. Следует отметить, что наиболее эффективно воспитательная функция шаржа проявляется в феномене катарсиса.

Оздоровительная. На этой основе карикатура, а в частности – шарж, способна успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение (которое особенно усилилось в период научно-технического прогресса), преодолеть отрицательные стрессы, становиться одним из источников здоровья человека, поднимая его настроение, заставляя подняться над обыденностью.

Гедонистическая. Это наиболее ярко выраженная функция шаржа и карикатуры. Шарж посредством юмора вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение становится важным средством культурного досуга и развлечения. Рассуждая о карикатуре и о шарже, следует отметить, что этот жанр искусства является одним из немногих, который способствует психологическому раскрепощению и снятию напряжения посредством юмора. Роль юмора в развитии человека огромна. Данную категорию в процессе воспитания рассматривали такие выдающиеся педагоги, как А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский. В своих трудах они отмечали, что юмор побуждает особую силу, которая активизирует интеллектуальный и творческий потенциал ребенка, стимулирует положительные действия и настраивает на оптимистическое видение мира.

Шарж как вид графического искусства обладает удивительной способностью воздействовать на разные стороны психической жизни человека – на его ум, сердце, чувства, стремления, отношения. Он оказывает неоценимое воздействие на эмоциональную сферу человека и пробуждает в нём любовь к творчеству. Но это возможно лишь в том случае, если человек откроет для себя радость, научится понимать его язык и условности.

Работая над шаржем или карикатурой, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т. к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. Рисуя шарж, ребёнок учится анализировать, запоминать, сравнивать, стремится заглянуть во внутренний мир человека, прочувствовать его и отразить в своём рисунке, что так же способствует развитию ребёнка.

По тому, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Работа над шаржем учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью, развить в нём творческие способности. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственного мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики [2 , с. 79].

Л. С. Выготский считал, что детское творчество оказывает на психику ребенка заметное развивающее влияние: научает его овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их, и, тем самым, учит психику восхождению [4]. Мышление и творчество неотделимы, и такой жанр искусства, как шарж, способствует слаженному, гармоничному развитию обеих элементов. Таким образом, у ребёнка начинает развиваться фантазия и способы выражения создаваемых образов.

Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Творчество детей всегда насыщенно яркими положительными эмоциями. Яркие эмоции становятся основой формирования острой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, главное, в осуществлении самого этого процесса в известной мере независимо от решения частных задач. Творческая работа – это возможность выразить языком различных материалов свой восторг и, будучи жанром искусства с определённым юмористическим подтекстом, шарж в полной мере реализует творческий потенциал ребёнка.

Такой жанр искусства, как шарж, является эффективным способом передачи информации нравственно-эстетического характера. Таким образом, в педагогической практике шарж можно использовать в качестве весьма эффективного средства для выявления межличностных отношений, а юмористический подтекст делает его средством и для их улучшения.

Воспитательное воздействие на личность ребёнка посредством шаржа эффективно, т. к. осуществляется через эстетический идеал (который проявляется в положительных образах), способствует выработке опыта социальных отношений, влияет на умножение и расширение реального жизненного опыта ребёнка. Это позволяет ему вырабатывать собственные установки и ценностные ориентации по отношению к окружающим его людям и жизненным обстоятельствам.

Литература

Ананьев, Б. Г. Формирование одаренности: склонности и способности / Б. Г. Ананьев. – Л. : ЛГПИ, 1962. – 332 с.

Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание / А. В. Бакушинский. – М. : АПН РСФСР, 1925. – 672 с.

Варшавский, Л. Р. Русская карикатура 40-50-х годов XIX века / Л. Р. Варшавский. – М. : ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1937. – 148 с.

Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика-Пресс, 2012. – 536 с.

Кириенко, В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности / В. И. Кириенко. – М. : Просвещение, 1959. – 304 с.

Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н. С. Лейтес. – М. : Просвещение, 1997. – 448 с.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2487 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2353 608