Дорогие друзья, мы рады представить Ковешникову Наталью Геннадьевну, воспитателя МБУ СОШ № 86 СП ДС «Веста» г. Тольятти Самарской области. Сегодня Наталья Геннадьевна с удовольствием делится с нами полезным материалом о приобщении детей дошкольного возраста к основам безопасности жизнедеятельности в быту. Статья будет интересна воспитателям ДОУ и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Натальи Геннадьевны:
«Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов. Поэтому важно, чтобы дошкольники поняли: человеческий организм – сложное, но хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать».
Полезного чтения…
Приобщение детей дошкольного возраста к основам безопасности жизнедеятельности в быту.
Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития.
Социализация – это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Таким образом, необходимо не только сообщать детям знания, но и вызывать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям; процесс познания социальной действительности должен находить отражение в разнообразной детской деятельности, стимулировать детскую активность.
Дошкольный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков. Это уникальный этап жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт дошкольного детства во многом определяет взрослую жизнь человека.
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов. Поэтому важно, чтобы дошкольники поняли: человеческий организм – сложное, но хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.
При решении данной проблемы мы предлагаем активизировать детей дошкольного возраста посредством различных методов и приемов, ориентированных на приобщение детей к основам безопасности жизнедеятельности в бытовых условиях: дома, в группе детского сада. Здесь надо уделить внимание организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми дошкольного возраста определенных навыков поведения. Ведь все, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни.
В связи с принятием федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в отдельную образовательную область была выделена «безопасность».
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных жизненных ситуациях. Ведь дошкольники могут оказаться в незнакомой ситуации и дома, и в детском саду, поэтому надо развивать у них самостоятельность и ответственность.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому дошкольнику основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать представления о том, какие опасности могут подстерегать ребенка дома, какие могут быть экстремальные ситуации в быту.
В этом плане актуальны задачи, связанные не только с сообщением знаний о безопасности жизнедеятельности и выработке умений адаптироваться в различных ситуациях, но и формированием осознанного отношения к принятию имеющихся и сложившихся в обществе норм и правил поведения. По мере освоения таких правил и норм дети дошкольного возраста начинают регулировать свое поведение, используют полученные знания в повседневной жизни.
Задачами образовательной работы являются:
1. Познакомить детей с социальной действительностью, вызвать познавательный интерес у детей дошкольного возраста к основам безопасности жизнедеятельности дома, в группе детского сада.
2. Сформировать знания и представления детей дошкольного возраста о социальной деятельности, об окружающем мире, об опасных и безопасных ситуациях в быту.
2. Научить применять на практике, в повседневной деятельности полученные знания и представления об основах безопасности жизнедеятельности дома, в детском саду.
При решении первой задачи мы обращали внимание дошкольников на «социальный портрет» окружения. Мы вместе с детьми нарисовали план-схему групповой комнаты, где красными кружочками отметили в ней опасные места (опасные стеклянные предметы – аквариум, окна, лампочки, посуду; опасные деревянные предметы – столы, стулья, шкафы для одежды и игрушек). Также совместно с родителями дети нарисовали план-схему своей квартиры или комнаты, где с помощью моделей указали опасные предметы, разработали карточки-ситуации, которые могут произойти. Например: дым в группе (дома), дым из соседнего дома, прорвало водопровод; подай ножницы правильно; нашел таблетку в группе (дома). Данные ситуации развивают мышление детей, их воображение и готовит к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.
Наш мир разнообразен, поэтому и предметы, окружающие ребенка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям. Мы постоянно знакомили детей с предметами, которые могут оказаться опасными для их жизни и здоровья (электрические розетки, ножницы, вилки, ножи, лекарства, бытовая техника и прочее). По мере познания предметного мира дети дошкольного возраста овладевают умением различать опасные и безопасные для него предметы, осваивают способы действия с ними, учатся ориентироваться в мире предметов. В связи с этим мы вместе с детьми рассматривали бытовые приборы, знакомились с принципами работы с ними, с правилами безопасности их эксплуатации. Основными приемами здесь являются дидактические игры, беседы, рассуждения детей. Совместно с родителями дети составили короткие описательные рассказы на тему «Наши помощники в быту», «Мой друг – пылесос», «Самый главный – чайник», «Зачем нужен утюг», «Почему ножи острые», «Ножницы и иголки» и другие, целью которых было познакомить детей с бытовыми приборами первой необходимости, опасными, но нужными предметами, а также правилами их использования в повседневной жизни.
Художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств. Мы сделали выставку книг на тему «Безопасность дома», в которую включили такие произведения, как «Спичка-невеличка» Е.Хоринского, «Андрейкино дежурство» И.Тверабукина, «Пожарные собаки», «Пожар» Л.Толстого, «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом» С.Маршака, «Телефон» Н.Носова и другие. Иллюстрации в книгах – разнообразное средство приобщения детей к ознакомлению с основами безопасности, так как они конкретизируют правила через наглядность, образность. Рассматривая книги, дети проявляют интерес к правилам безопасного поведения дома, в быту.
После чего у детей появляется устойчивый интерес к правилам безопасного поведения дома, в детском саду, желание участвовать в досуговой деятельности, обеспечивающей возможность активно познавать окружающий мир.
При решении второй задачи важным средством образовательной работы является игровая деятельность. В сюжетно-ролевых играх детей отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, какие опасности подстерегают ребенка дома. Обыгрывая события окружающего мира, дошкольники знакомятся с предметами, действуя активно, познают их, учатся пользоваться ими, закрепляя правила безопасности. В групповой комнате детского сада мы организовали условия для проведения таких сюжетно-ролевых игр, как «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница» и другие.
С помощью дидактических и настольно-печатных игр дети знакомятся с опасными и безопасными ситуациями, которые могут произойти с ними дома, в детском саду. Совместно с родителями была создана игровая картотека «Что такое хорошо, что такое плохо», куда вошли игры-ситуации, модели деятельности с бытовыми приборами, картотека опасных и безопасных ситуаций дома, в детском саду. Также нами были использованы игры на классификацию и группировку предметов или явлений, которые развивают у детей умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки («Четвертый лишний», «Собери вместе», «Кому что нужно» и др.).
В театрализованных играх дошкольники обыгрывают события, которые произошли с героями знакомых литературных произведений, любимых мультфильмов, художественных фильмов, сказок. Во время театрализованной деятельности дети научились переживать героям, помогать им в сложных жизненных ситуациях, подсказывать правила поведения в экстремальных ситуациях. У детей развивается эмпатия, умение принять точку зрения другого человека, животного.
Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать детям дошкольного возраста ближайшее окружение с помощью всех сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, дошкольники узнают о предметах, об их свойствах, качествах, назначении и функциях. Наиболее часто мы использовали различные дидактические игры, такие как «Чудесный мешочек», «Горит – не горит», «Как это работает?», «Хорошо – плохо». Дети рассматривают и обследуют бытовые приборы, учатся элементарному использованию их дома, в детском саду. Данный вид деятельности удовлетворяет познавательный интерес детей, помогает ориентироваться в окружающей действительности.
Также одним из средств образовательной работы нами была проведена продуктивная деятельность детей дошкольного возраста. Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Дошкольники рисовали и лепили на темы «Наши домашние помощники» (бытовые приборы), «Опасно – не опасно» (предметы окружающего мира, которые могут быть опасными для здоровья), «Кошкин дом» (помогали Кошке построить новый дом) и другие. Во время аппликации мы постоянно повторяли с детьми правила обращения с ножницами, изготовили модели поведения, алгоритмы действий с ними. Конструировали дома, где соблюдаются все правила и нормы обращения с огнем, с бытовыми приборами.
Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт детей дошкольного возраста. Чем бы ребенок не занимался, он всегда наблюдает и все запоминает: поведение взрослых и сверстников в опасных ситуациях, их взаимоотношения. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, закрепляет правила и нормы обращения с опасными предметами. Так мы наблюдали за трудом помощника воспитателя во время уборки помещений (пользование пылесосом), во время мытья посуды (как нужно бережно обращаться с посудой, чтобы не разбить, не порезаться).
Для того чтобы научить применять полученные знания на практике, в повседневной жизни, мы организовывали условия для совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей:
– сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин», «Ателье», «Парикмахерская», «Больница»;
– дидактические игры «Найди 5 признаков опасных ситуаций», «Хорошо – плохо», «Как это работает», «Кому что нужно», «Чудесный мешочек», «Опасно – не опасно», «Помоги герою», «Что есть, что было», «Так или не так?» и другие;
– моделирование различных ситуаций;
– чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, загадывание и отгадывание загадок;
– беседы-рассуждения, составление рассказов из личного опыта;
– системный оператор (бытовые приборы, электроприборы);
– выставка рисунков и поделок детей на тему безопасности;
– экскурсии в другие помещения детского сада (на кухню, в прачечную, к кастелянше, в медкабинет);
– рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций к художественным произведениям, фотографий с изображением опасных и безопасных предметов и ситуаций;
– опыты и экспериментальная деятельность.
Таким образом, проводя такую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнедеятельности дома и в детском саду, мы добились того, что дети активно стали использовать полученные знания и умения в самостоятельной деятельности, научились адекватно оценивать экстремальные ситуации, решать поставленные перед ними проблемные задачи. У детей появилась потребность следовать правилам поведения в определенных жизненных ситуациях, инструкциям обращения с различными предметами. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях.
Литература
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – СПб., 2012.
2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх докольников. – М., 2002.
3. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., 2012.
4. Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. – М., 2003.
5. Дыбина О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. – Самара, 2013.
6. Дыбина О.В. Рукотворный мир. – М., 2010.
7. Кобитина И.И. Детям о технике. – М., 2011.
8. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 2008.
9. Усачев А., Березин А. Школа безопасности. – М., 2007.
10. Шарова О.Г. Основы пожаробезопасного поведения. – СПб., 2007.