Дорогие друзья, мы рады представить вам Петухову Елену Семеновну, старшего воспитателя МБ ДОУ «Детский сад № 241» г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Елена Семеновна любезно поделится своим профессиональным опытом в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Данный материал будет полезен педагогам ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Елены Семеновны:
«В статье раскрываются вопросы планирования познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, предлагаются наиболее эффективные методы и приемы обучения дошкольников исследовательской деятельности, организации развивающей предметно-пространственной среды, взаимодействия с родителями».
Познавательного чтения…
Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать - и я пойму».
(Китайская пословица)
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы.
Огромное значение в развитии личности дошкольников имеет поисково-исследовательская деятельность, которая понимается нами как процесс поиска знаний, приобретения знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.). Н.Н.Поддьяков в качестве основного вида поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка». Он выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской деятельности у дошкольников:
- активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он самостоятельно ставит цели, ищет пути и способы их достижения, таким образом удовлетворяя свои потребности, интересы, волю;
- исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
Методы обучения дошкольников исследованию раскрыты в пособии Кларина М.В. «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках». Исследовательская деятельность понимается авторами как обучение, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного педагогом.
Анализируя труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов, занимающихся проблемами познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, и опираясь на требования ФГОС, мы определили необходимость формирования исследовательских способностей дошкольников, их познавательной активности для развития интеллектуально-творческого потенциала личности.
С этой целью мы выделили несколько направлений работы по организации детского экспериментирования:
- Планирование опытно-экспериментальной деятельности
- Методы и приемы познавательно-исследовательской деятельности
- Организация развивающей среды
- Взаимодействие с родителями
Основой организации опытно-экспериментальной деятельности детей является ее планирование. В соответствии с требованиями ФГОС мы составили перспективный план по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников, в котором затрагиваются все сферы детской деятельности (занятия, прогулка, игра, прием пищи), отражена совместная деятельность педагога с детьми, ребенка со сверстниками, а также самостоятельная деятельность детей.
Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям. Поэтому планирование составлено таким образом, чтобы в нем наиболее полно отражались темы, близкие интересам детей: «Что такое почва, песок, глина», «Растения вокруг нас», «Волшебница – вода», «Какой бывает воздух», «Красно-солнышко».
Планируя работу, мы опирались на трехуровневую систему исследовательского обучения, предложенную М.В.Клариным.
На первом уровне мы сами ставили перед детьми проблему и намечали метод ее решения, а детям предстояло найти пути ее решения, решить ее самостоятельно или с небольшой помощью. Например, создав перед детьми проблемную ситуацию «Почему фигурка из песка рассыпается?», мы предлагали слепить детям фигурку из мокрого и сухого песка. В процессе исследовательских действий дети рассуждали и делали выводы, из какого песка можно слепить фигурки.
На втором уровне, когда дети уже приобрели некоторые исследовательские навыки, стало возможным предлагать детям только проблему, а с решением самой проблемы дети справлялись самостоятельно или в группе со сверстниками. Например, перед детьми ставилась проблема «Можно ли пропустить песок через конус» и предлагался мокрый и сухой песок. Дети совместно со сверстниками опытным путем делали выводы о свойствах мокрого и сухого песка и способах его применения.
На третьем, высшем уровне, дети могли самиставить проблему, отыскивать методы ее решения самостоятельно. Например, на прогулках мы предлагали детям оборудование, которое стимулировало их самостоятельную исследовательскую деятельность. Используя его, дети самостоятельно ставили перед собой проблему и решали ее.
Толчком к началу детского экспериментирования может послужить удивление, любопытство, правильно подобранные педагогом методы и приемы организации опытно-экспериментальной деятельности, которые активизировали бы исследовательскую деятельность детей. Традиционно мы проводили с детьми эвристические беседы, наблюдения, опыты, использовали метод «погружения», игровые обучающие и развивающие ситуации, дидактические игры, трудовые поручения и действия.
Через эвристические беседы дети узнавали о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. Параллельно с эвристическими беседами проводили следующие опыты: «Цветовая радуга», «Очищаем воду», «Вода не имеет формы», «Тонет – не тонет», «Капля шар» и т.д.
Большой интерес дети проявляли к опытам с воздухом: «Где живет воздух», «Почему летает парашют». Игровая обучающая ситуация «Поймай воздух» подтолкнула детей к вопросу «Как можно увидеть и почувствовать воздух?». Ребята смогли решить эту проблему, организовав ряд опытов: у нас есть вдох и выдох, может ли воздух быть сильным, ветер – это движение воздуха, как поймать воздух.
Метод игрового «погружения», например, в звуки ветра, позволил детям передать свои эмоции, чувства через тактильные и слуховые анализаторы: «Как греет солнышко», «Сила ветра», «Холодный – теплый» и т.д.
Через трудовые поручения дети узнали много интересного о мире растений: для чего растениям свет, тепло и вода, как растения дышат; где растениям лучше жить; как расселяются растения. С помощью игровой ситуации «Домашняя засуха» научились определять свойства почвы.
Активно использовали компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулировало познавательный интерес дошкольника.Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.
Детьми усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Основной акцент работы по организации опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками мы направляли на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей. В первую очередь мы подобрали объекты, стимулирующие познавательную активность детей. Во-первых, такие объекты обладают новизной и неопределенностью. Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий. Кроме того, незнакомые и неопределенные предметы вызывают у ребенка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности. Во-вторых, мы подобрали объекты довольно сложные, так как больше вероятность того, что такой объект вызовет различные исследовательские действия. Но в то же время слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимален такой уровень сложности, который требует определенных усилий, таких, которые дают ясный и понятный для ребенка эффект. В третьих, объекты – противоречивые, отражающие конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными.
Для проведения совместных со взрослым исследований нами была организована детская научная лаборатория, оснащённая специальным оборудованием, разнообразными материалами, коллекциями: «Бумаги», «Ткани», «Пуговиц», «Фантиков», «Камней», «Веточки и листья различных деревьев». Дети с огромным удовольствием выполняли опыты с объектами неживой природы, песком, глиной, воздухом, камнями, водой и т.д. Для поддержания интереса к экспериментированию мы «поселили» в «научной лаборатории» сказочного персонажа, придуманного и сделанного совместно с детьми, который «участвовал» в опытах и экспериментах вместе с детьми, помогал решать возникшие проблемы, приносил интересные вещи юным исследователям. «Лаборатория» периодически пополняется новыми материалами для экспериментирования, позволяя детям вновь воспроизводить опыт, утвердиться в своих представлениях.
Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы. С этой целью мы активно привлекали родителей к реализации задач по детскому экспериментированию. Родители помогали нам приобрести необходимое оборудование для экспериментальной деятельности и сами принимали активное участие в проведении опытов, экспериментов, делились результатами опытной деятельности с детьми дома.
Чтобы заинтересовать родителей данной деятельностью мы организовали тематические выставки «Почему так бывает», «Как стать исследователем», выпуск журнала «Познавательно-исследовательская деятельность детей», оформили папки-передвижки «Игры с песком и водой», «Солнце, воздух и вода» и т.д., организовали совместные досуги. Огромной популярностью пользовались детские научные конференции, которые мы организовывали совместно с родителями. У родителей появилась уверенность в своих детях, они увидели их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели.
Таким образом, экспериментальная деятельность научила детей совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями, педагогами. Экспериментально-исследовательская деятельность должна стать нормой жизни ребенка, ее надо рассматривать не как развлечение, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов.
Литература
- Болушевский, С.В. Самая полная энциклопедия научных опытов [Текст]: опыты для детей / С.В.Болушевский [и др.]. – М.: Эксмо, 2014. – 288с.
- Бурнышева, М.Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность [Текст] / Бурнышева М.Г. // Дошкольная педагогика. – 2011. - № 3. – С.24-26.
- Григорьева, Т.Н. Педагогический интернет-портал «О детстве» [Электронный ресурс] / Т.Н.Григорьева.–Режим доступа: http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/parentsteaching/14251.html
- Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках [Текст]: пособие к спецкурсу для высш.пед.учеб. заведений, ин-тов усовершенствования учителей, повышения квалификации работников образов. / М.В.Кларин. – М.: Арена, 1994. – с. 129-131.
- Переверзева, А. Н. Что значит экспериментирование для дошкольника? [Текст] / А. Н. Переверзева // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф., г.Санкт-Петербург,ноябрь 2012 г. — СПб.: Реноме, 2012. — С. 51-54.
- Поддьяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект [Текст] / Н.Н.Поддъяков. – Волгоград: Перемена, 1995. – с. 32-34.
- Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст]: методические рекомендации / Л.Н.Прохорова [и др.]. – М.: АРКТИ, 2004. – 64 с.