Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Федоровой Ларисой Николаевной, воспитателем ГБОУ СОШ СП ДС «Алёнушка» с. Большой Толкай Самарской области. Сегодня Лариса Николаевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по использование техники «Тестопластика» в развитии детей 4-6 лет с ОВЗ. Статья будет интересна воспитателям ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Ларисы Николаевны:
«Большой проблемой для детей с ОВЗ является недостаток общения. Острота проблемы заключается в том, что дети не имеют возможности постоянного общения среди сверстников в силу закрытого образа жизни. Занятия тестопластикой не только помогают развивать мышление, глазомер, пространственное восприятие, тактильные ощущения, но и открывают детям прекрасный мир искусства».
Творческого чтения…
Использование техники «Тестопластика» в развитии детей 4-6 лет с ОВЗ
Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки.
В России существовал с давних времен обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям. В Чехии, Словакии, Польше лепили целые картины из теста.
Лепка - является одним из полезнейших занятий для ребенка. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
В этой статье я хочу познакомить вас с замечательным и добрым материалом - соленым тестом. Сперва, несколько слов о свойствах соленого теста. Тесто доступный, дешевый и легкий в использовании материал. Его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике несколько дней. Тесту можно придать разные цвета, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают, они могут долго храниться, с ними можно играть или подарить сувениры своим родным и близким людям. Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Почему же я решила заниматься тестопластикой с детьми дошкольного возраста? По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Неоценимую помощь эти занятия могут оказать детям с задержкой психического развития. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека.
Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому на занятиях по тестопластики широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами.
Занятия лепкой из теста помогут развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач и целей.
Цель:
Научить лепке из солёного теста, развивать художественные способности абстрактное мышление и воображение.
Задачи:
Задачи по развитию детей младшего возраста:
- Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.·
- Формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины, развивать тактильную чувствительность рук;·
- Знакомить со свойствами материала;·
- Обучать приёмам лепки.·
Задачи по развитию детей старшего возраста:
- Развивать навыки лепки простых форм (цилиндра, палочки, диска, шарика и т.д.) и на их основе формировать умение изготавливать из теста сложные предметы (овощи, фрукты и т.д.);·
- Развивать мышления и воображения.·
- Развивать внимание.·
- Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира.·
Принципы:
- Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.·
- Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.·
- Принцип обогащения сенсорного опыта.·
- Последовательности и систематичности.·
- Личностно-ориентированный подход.·
- Культурного обогащения , содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов.·
- Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.·
- Игровое обучение·
- Педагогика сотрудничества·
Преимущества соленого теста:
- Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
- Легко отмывается и не оставляет следов;
- Безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!!
- Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
- Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;
- Краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;
- Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...
- С готовым можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.
Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.
В своей работе я всегда замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность принять участие воспитанникам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.). Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки - декоративные пластины с налепом, сердечки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания - формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы: при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост.
Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Планируя работу на следующий год, одной из целью которого будет углубленное изучение технологий тестопластики, закрепление ранее полученных навыков, знаний и умений. Будут осваиваться более сложные приемы. Особое место будет уделяться совместному творчеству, изготовление сувениров, барельефов, игрушек для настольного театра, коллективных панно
1.Белова Н. Р., Игрушки к празднику. «Эксмо», 2007.
2.Изольда Кискальд, Соленое тесто. «Харвест», 2008.
3.Левадный В. С. Лепка. «Арфа СВ», 1998.
4.Маслова Н. В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения. «Астрель», 2008.
5.Надеждина В. К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.
6.Гусева И. Соленое тесто: Лепка и роспись. — Издательский Дом Литера, 2005.
7.Данкевич Е. Лепим из соленого теста. — СПб: Кристалл, 2001.
8.Иванова Н. Н., Митлянская Т. Б., Розова Л. К. Музей народного искусства. — М.: Советская Россия, 1972.