Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Использование техники «Тестопластика» в развитии детей 4-6 лет с ОВЗ
17 минут 3316 1074

Использование техники «Тестопластика» в развитии детей 4-6 лет с ОВЗ

Fedorova fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Федоровой Ларисой Николаевной, воспитателем ГБОУ СОШ СП ДС «Алёнушка» с. Большой Толкай Самарской области. Сегодня Лариса Николаевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по использование техники «Тестопластика» в развитии детей 4-6 лет с ОВЗ. Статья будет интересна воспитателям ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Ларисы Николаевны:

«Большой проблемой для детей с ОВЗ является недостаток общения. Острота проблемы заключается в том, что дети не имеют возможности постоянного общения среди сверстников в силу закрытого образа жизни. Занятия тестопластикой не только помогают развивать мышление, глазомер, пространственное восприятие, тактильные ощущения, но и открывают детям прекрасный мир искусства».

Творческого чтения…


Использование техники «Тестопластика» в развитии детей 4-6 лет с ОВЗ

Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки.
В России существовал с давних времен обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям. В Чехии, Словакии, Польше лепили целые картины из теста.
Лепка - является одним из полезнейших занятий для ребенка. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
В этой статье я хочу познакомить вас с замечательным и добрым материалом - соленым тестом. Сперва, несколько слов о свойствах соленого теста. Тесто доступный, дешевый и легкий в использовании материал. Его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике несколько дней. Тесту можно придать разные цвета, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают, они могут долго храниться, с ними можно играть или подарить сувениры своим родным и близким людям. Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Почему же я решила заниматься тестопластикой с детьми дошкольного возраста? По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Неоценимую помощь эти занятия могут оказать детям с задержкой психического развития. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека.
Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому на занятиях по тестопластики широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами.
Занятия лепкой из теста помогут развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач и целей.
Цель:
Научить лепке из солёного теста, развивать художественные способности абстрактное мышление и воображение.
Задачи:
Задачи по развитию детей младшего возраста:

  •          Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.·
  •          Формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины, развивать тактильную чувствительность рук;·
  •          Знакомить со свойствами материала;·
  •          Обучать приёмам лепки.·

Задачи по развитию детей старшего возраста:

  •  Развивать навыки лепки простых форм (цилиндра, палочки, диска, шарика и т.д.) и на их основе формировать умение изготавливать из теста сложные предметы (овощи, фрукты и т.д.);·
  •  Развивать мышления и воображения.·
  •  Развивать внимание.·
  •  Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира.·

Принципы:

  •         Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.·
  •         Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.·
  •         Принцип обогащения сенсорного опыта.·
  •         Последовательности и систематичности.·
  •         Личностно-ориентированный подход.·
  •         Культурного обогащения , содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов.·
  •         Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.·
  •         Игровое обучение·
  •         Педагогика сотрудничества·

  Преимущества соленого теста:

 

  1. Можно приготовить в    любой момент, не тратя  лишних денег;
  2. Легко отмывается и не  оставляет следов;
  3. Безопасно при попадании  в рот, если не добавлять клей,  - обычно, один раз  попробовав тесто на вкус,  ребенок больше не пытается  взять его в рот - невкусно!!!
  4. Если оно правильно  замешано, лепится  замечательно, к рукам не  липнет;
  5. Можно сушить в духовке, а  можно - просто на воздухе;
  6. Краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;
  7. Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...
  8. С готовым можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.

Рецепт соленого    теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.
В своей работе я всегда замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность принять участие воспитанникам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.). Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки - декоративные пластины с налепом, сердечки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания - формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы: при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост.
Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Планируя работу на следующий год, одной из целью которого будет углубленное изучение технологий тестопластики, закрепление ранее полученных навыков, знаний и умений. Будут осваиваться более сложные приемы. Особое место будет уделяться совместному творчеству, изготовление сувениров, барельефов, игрушек для настольного театра, коллективных панно
1.Белова Н. Р., Игрушки к празднику. «Эксмо», 2007.
2.Изольда Кискальд, Соленое тесто. «Харвест», 2008.
3.Левадный В. С. Лепка. «Арфа СВ», 1998.
4.Маслова Н. В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения. «Астрель», 2008.
5.Надеждина В. К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.
6.Гусева И. Соленое тесто: Лепка и роспись. — Издательский Дом Литера, 2005.
7.Данкевич Е. Лепим из соленого теста. — СПб: Кристалл, 2001.
8.Иванова Н. Н., Митлянская Т. Б., Розова Л. К. Музей народного искусства. — М.: Советская Россия, 1972.

Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки.

В России существовал с давних времен обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям. В Чехии, Словакии, Польше лепили целые картины из теста.

Лепка - является одним из полезнейших занятий для ребенка. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию. 

В этой статье я хочу познакомить вас с замечательным и добрым материалом - соленым тестом. Сперва, несколько слов о свойствах соленого теста. Тесто доступный, дешевый и легкий в использовании материал. Его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике несколько дней. Тесту можно придать разные цвета, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают, они могут долго храниться, с ними можно играть или подарить сувениры своим родным и близким людям. Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Почему же я решила заниматься тестопластикой с детьми дошкольного возраста? По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Неоценимую помощь эти занятия могут оказать детям с задержкой психического развития. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека.

Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому на занятиях по тестопластики широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами. 

Занятия лепкой из теста помогут развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач и целей.

Цель:

Научить лепке из солёного теста, развивать художественные способности абстрактное мышление и воображение. 

 Задачи:

Задачи по развитию детей младшего возраста:

         Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
·

         Формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины, развивать тактильную чувствительность рук;
·

         Знакомить со свойствами материала;
·

         Обучать приёмам лепки.
· 

Задачи по развитию детей старшего возраста:

 Развивать навыки лепки простых форм (цилиндра, палочки, диска, шарика и т.д.) и на их основе формировать умение изготавливать из теста сложные предметы (овощи, фрукты и т.д.);
·

 Развивать мышления и воображения.
·

 Развивать внимание.
·

 Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира.
·



 Принципы:

        Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.
·

        Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
·

        Принцип обогащения сенсорного опыта.
· 

        Последовательности и систематичности.
·

        Личностно-ориентированный подход.
·

        Культурного обогащения , содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов.
·

        Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
·

        Игровое обучение
·

        Педагогика сотрудничества
·

  Преимущества соленого        теста:

  1. Можно приготовить в    любой момент, не тратя  лишних денег; 

   2. Легко отмывается и не  оставляет следов; 

    3. Безопасно при попадании  в рот, если не добавлять клей,  - обычно, один раз  попробовав тесто на вкус,  ребенок больше не пытается  взять его в рот - невкусно!!! 

 4. Если оно правильно  замешано, лепится  замечательно, к рукам не  липнет; 

 5. Можно сушить в духовке, а  можно - просто на воздухе; 

6. Краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные; 

7. Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века... 

8. С готовым можно играть - без боязни, что оно потеряет форму. 

 

Рецепт соленого    теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала. 

В своей работе я всегда замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность принять участие воспитанникам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.). Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки - декоративные пластины с налепом, сердечки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания - формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы: при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост.

Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Планируя работу на следующий год, одной из целью которого будет углубленное изучение технологий тестопластики, закрепление ранее полученных навыков, знаний и умений. Будут осваиваться более сложные приемы. Особое место будет уделяться совместному творчеству, изготовление сувениров, барельефов, игрушек для настольного театра, коллективных панно

 
1.         Белова Н. Р., Игрушки к празднику. «Эксмо», 2007.

2.         Изольда Кискальд, Соленое тесто. «Харвест», 2008.

3.         Левадный В. С. Лепка. «Арфа СВ», 1998.

4.         Маслова Н. В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения. «Астрель», 2008.

5.         Надеждина В. К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.

6.         Гусева И. Соленое тесто: Лепка и роспись. — Издательский Дом Литера, 2005.

7.         Данкевич Е. Лепим из соленого теста. — СПб: Кристалл, 2001.

8.         Иванова Н. Н., Митлянская Т. Б., Розова Л. К. Музей народного искусства. — М.: Советская Россия, 1972.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2310 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2135 608