Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Возможные методики определения эффективности применяемых цифровых образовательных ресурсов
13 минут 3045 713

Возможные методики определения эффективности применяемых цифровых образовательных ресурсов

Palamarchuk fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Паламарчуком Александром Валентиновичем, педагогам МКОУ «Копёнкинская СОШ» п. Копёнкина Воронежской области. Сегодня Александр Валентинович в своей статье познакомит вас с возможными методиками определения эффективности применяемых цифровых образовательных ресурсов. Данный материал будет интересна педагогам СОШ.

Краткий комментарий к статье от Александра Валентиновича:

«Статья направлена на тех, кому не без интереса какими ЦОР пользуются педагоги при обучении детей. Возможность из статьи сделать выводы для себя, на что обратить внимание при создании собственных ЦОР».

Интересного чтения…


Возможные методики определения эффективности применяемых цифровых образовательных ресурсов

Аннотация

В статье рассматриваются возможные методики определения эффективности применяемых цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Рассмотрены две возможные методики которые определяют количественно и качественно эффективность применения используемых ЦОР.

Сейчас довольно много говорят о цифровых образовательных ресурсах, их создании, разработки и применении. Довольно много разработано самостоятельно учителями собственных цифровых ресурсов, которые активно применяются и распространяются в виде педагогического опыта и т. п. Начнем с некоторых определений, которые помогут выявить методики, определяющие эффективность использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Методика – это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятиютехнология. Методика отличается отметода конкретизацией приемов и задач.

Метод – (отдр. - греч.μέθοδος – путь исследования или познания, от

μετά -+ὁδός«путь») систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённойзадачи, или достижение определённойцели.

Эффективность (лат.efficientia) – продуктивность использования ресурсов в достижении какой-либо цели [1].

Методика №1 (комплексно-аналитическая)

Для этой методики зададимся теорией однородности эффективности:

ЦОР будут эффективны в использовании тогда и только тогда, когда эффективность будет проходить через все элементы системы ЦОР – ученик.

Выделим элементы этой системы:

1. Определение эффективности обучения

Эффективность, как правило, складывается из критериев.

При обучении можно выделить следующие критерии эффективности:

1 знания;

Как проверить, что они знают? После изученного учащиеся должны уметь ответить на вопросы. Желательно, если перед уроком учитель предоставит список вопросов, на которые смогут ответить 8 из 10 участников.

Методы проверки знаний:

- Простейшим методом является тест. Он же наименее надежен.

- Сравните теперь с опросом, когда у учащегося нет готовых вариантов ответа перед глазами.

- Серьезным средством проверить знания будет отложенный опрос, т. е. проводящийся через определенное время после изученного (через неделю и даже через месяц).

- Но самым лучшим способом является выполнение задания, в котором нужно применить полученные знания (разрабатывается специальное экзаменационное задание).

2 понимание;

Не менее важен вопрос, насколько учащиеся поняли суть, особенности применения, сложилась ли у них цельная картина изученного?

Для этого используется короткая беседа с учеником, но задаются другие методы проверки:

- Определить понимание можно, задавая вопросы «почему?», «зачем?», когда надо применять и когда не надо, и т. п.

- Отличный способ проверить понимание – задание «объясни другому».

Для этого берется человек, который не был на этой теме, и ему-то учащийся должен объяснить.

3 навыки;

Если проводился навыковый урок, то есть целью его было развить определенные навыки, то их тоже можно проверить следующими

методами:

- Непосредственно выполнить задание на применение навыка

- Оценка мастерства по признакам. Т. е. иногда есть объективные признаки: неуверенные жесты, слова-паразиты, выполнение пунктов алгоритма и т. п.

На первый взгляд, сформировать навык за время изучения материала нельзя. Это не совсем точно. Да, действительно, навыки автоматизируются в течение длительного времени. Поэтому рекомендуется для развития навыков проводить циклы коротких уроков, которые по цене равны одному двухдневному и эффективнее его в несколько раз.

Но даже в ходе одного урока навыки изменяются: учащийся уже может, пусть медленно, но выполнить поставленную задачу, и выполнить ее технически грамотно, без типичных ошибок, и с пониманием, что именно он делает.

Кроме того, есть специальные упражнения, направленные на тренировку, которые позволяют за одно занятие улучшить тренируемый навык.

4 мотивация;

Четкие критерии оценки по этому параметру «в общем виде» пока не разработаны, для каждого случая подбираются свои критерии. Тем не менее, вот признаки, по которым можно судить, насколько изменилась мотивация:

- Изменение оценки, отношения к тем или иным явлениям.

- Проявляют интерес (задают вопросы, выполняют дополнительные задания, проявляют инициативу).

При измерении результата надо учитывать, что встречаются отдельные учащиеся, с которыми нужно вести более обстоятельную работу. Поэтому если 8 из 10 учащихся выполняют экзаменационные задания успешно, это можно считать хорошим результатом [2].

Из этого можно заключить, что эффективность определяется 4 критериями, если задать, что они в равной степени между собой задают эффективность, тогда:

ЭО = 0,25∙(Кзн. + Кпон. + Кнав. + Кмот.),

где ЭО – Эффективность обучения (от 0 до 100%),

Кзн. – критерий знаний (от 0 до 100%),

Кпон. – критерий понимания, полученных знаний (от 0 до 100%),

Кнав. – критерий использования, полученных навыков (от 0 до 100%),

Кмот. – критерий мотивации при обучении учащегося (от 0 до 100%).

2. Определение эффективности ЦОР

Перейдем непосредственно к самим цифровым образовательным ресурсам. ЦОР по своему содержанию могут быть эффективными и неэффективными.

Понятно, что неэффективные никакого положительного эффекта или результата не принесут, поэтому мы их и не будем рассматривать.

Зададимся вопросом: Какая же ЦОР будет эффективна?

Здесь надо учитывать следующее: эффективность ЦОР с точки зрения ученика и эффективность ЦОР с точки зрения учителя.

Для определения эффективности ЦОР с точки зрения ученика обратимся к опросу учащихся.

Был задан вопрос: «Что Вы хотите видеть больше всего на доске через проектор или на экране своих компьютеров при изучении нового материала?»

По итогам опроса учеников из ответов выделяем следующее:

1. Картинки – 50%

2. Звук – 10%

3. Видео – 10%

4. Минимизация текста – 15%

5. Применение качественной графики, анимация – 5 %

Из своего опыта с точки зрения учителя ЦОР будет эффективна, если в ней будет сочетаться следующее:

1. Простота в использовании;

2. Гармоничность в изложении материала;

4. Наличие приятного интерфейса (законченное оформление);

5. Возможность обратной связи (тесты, задания, лабораторные работы);

6. Оптимальный шрифт, размер текста;

7. Объем и содержание излагаемого материала, соответствующий возрастным, половым, психическим способностям усвоения изученного;

8. Возможность дифференциации материала.

Аналогично можно заключить, что эффективность ЦОР определяется 2 критериями, если задать, что они в равной степени между собой задают эффективность, тогда:

ЭЦОР = 0,5∙(Куч-ник + Куч-тель),

где ЭЦОР – Эффективность ЦОР (от 0 до 100%),

Куч-ник – критерий эффект-сти ЦОР относительно ученика (от 0 до 100%),

Куч-тель – критерий эффект-сти ЦОР относительно учителя (от 0 до 100%).

И для определения степени эффективности использования ЦОР окончательно представим формулу, по которой можно рассчитать процент эффективности использования ЦОР.

 

ЭИЦОР = 0,5∙(ЭО + ЭЦОР),

 

где ЭИЦОР – Эффективность использования ЦОР (от 0 до 100%).

 

Методика №2 (результативная)

 

Эта методика основана на теории о том, что: использование цифровых образовательных ресурсов эффективно или неэффективно в том случае, когда при анализе результата успеваемости учащихся за определенный период времени, в котором использовались ЦОР, остался на том же положительном уровне, повысился или соответственно понизился до отрицательного уровня.

 

Для этой теории всего лишь нужно проанализировать успеваемость школьников в тот промежуток времени, в котором применялись ЦОР.

 

Здесь мы четко получим ответ: эффективно ли использование данных ЦОР или нет.

 

Рекомендации по использованию выявленных методик

 

Для методики №1

 

Эта методика рассматривает в комплексе все критерии, которые включаются, как со стороны ЦОР, так и со стороны участников на которые эти ЦОР направлены. Для этой методики характерно составление табличных представлений критерий, которые бы характеризовали все направления системы ЦОР – ученик. Таким образом, эта сложная модель методики дает нам количественной представление эффективности использования ЦОР.

 

Необходимо и учитывать следующее:

 

ЦОР будет наиболее эффективны относительно учеников, если содержание их компонентов будут гармонично сочетаться таким образом, что при их просмотре мотивация к обучению увеличиться.

 

Дополнительно будет влиять следующий немаловажный фактор – индивидуальные особенности учащихся. Ввиду этого нельзя будет точно определить, что при: увеличении количества картинок, звука, видео, минимизации текста и применении качественной графики будут способствовать эффективности применения ЦОР.

 

Здесь необходимо применить принцип дифференциации (возрастные, ограниченные возможности и т. д.)

 

По окончанию анализа результат можно свести из всех таблиц, содержащие критерии в одну, и, таким образом, построить различные графики, как по отдельным обучающимся, группе обучающихся, так и по всем в целом, что отразит наглядность проделанной работы.

 

Недостатком можно считать, что эта методика очень громоздкая и требует большой аналитической работы, занимает много времени.

 

Для методики №2

 

Эта методика рассматривает результативность образовательного процесса при использовании данных ЦОР. Достаточно легко можно составить лишь одну таблицу, в которой будет необходимо фиксировать результат учащихся.

 

Положительным моментом использования этой методики является то, что ненужно использовать множество критерий для многочисленных вычислений, экономится время. Законченное оформление результата по этой методике можно представить графиком на основе составленной единичной таблицы построить различные графики, как по отдельным обучающимся, группе обучающихся, так и по всем в целом, что отразит наглядность проделанной работы.

 

Недостатком этой методики можно считать то, что она не в полной мере учитывает взаимодействие ЦОР – ученик, как в методике №1 по всевозможным многочисленным критериям.

 

Заключение

 

Выявленная методика №1 является количественным определением показателя эффективного использования цифровых образовательных ресурсов, немаловажно то, что эта методика достаточно уникальна, ее можно дополнять корректировать, что-то изменить, но суть останется в том, что для ее составления необходимо использовать множество критерий как со стороны ЦОР, так и со стороны учащихся.

 

Методика №2 определяет то, что эффективна ли использование этих ЦОР или нет. Она основана на результативности обучения и достаточна, проста и понятна в использовании.

 

Хотелось бы отметить, что обе методики дополняют друг друга. Это может послужить «обкатке» новых составленных ЦОР. Для этого на основе методики №2 определять для начала, то, что будет ли использование данных ЦОР эффективно. Затем на основе методики №1 определять процент ее эффективности использования.

 

Литературные и интернет-источники

 

  1. https://ru.wikipedia.org/
  2. http://hrm.ru/kak-izmerit-ehffektivnost-obuchenija

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 3975 671

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 4129 609