Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с дошкольниками
8 минут 3222 1045

Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с дошкольниками

Gordienko fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Гордиенко Ольгу Анатольевну, учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5 «Золотой ключик» п. Актюбинский Республики Татарстан. Сегодня Ольга Анатольевна с радостью предлагает вашему вниманию игровые обучающие ситуации в работе с дошкольниками. Данный материал может быть использован воспитателями, учителями-логопедами, родителями.

Краткий комментарий к статье от Ольги Анатольевны:

«Консультация для педагогов дошкольных учреждений. Тематика была продиктована тем, что ежегодно в ДОУ комплектуются логопедические группы детей с речевым недоразвитием, которые ранее посещали другие группы. Поэтому остро встает вопрос об адаптации детей, сплочении детского коллектива, налаживании контакта педагога с детьми. Игровые обучающие ситуации - одна из форм совместной деятельности, которая создается педагогом для решения данных задач».

Полезного чтения…


Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с дошкольниками

Цель. Познакомить педагогов с игровыми обучающими ситуациями (ИОС) как одной из форм совместной деятельности детей и педагога.

Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность.

Мир ребенка, как и мир взрослых, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передается из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений. Однако детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению, как между собой, так и с окружающими людьми. Чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый. Именно он может и должен создать условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения. К этим условиям можно отнести, во-первых, обогащение детей впечатлениями об окружающем мире; во-вторых, привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, обсуждение событий из жизни, организация наблюдений, совместное чтение, просмотр и т.д.); в-третьих, активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.

«Освоение» мира взрослых, принятие или непринятие их педагогических установок и отношения к жизни происходит у дошкольников в ходе совместной предметной и предметно-игровой деятельности.

Для развития полноценного игрового общения педагоги могут использовать такую форму речевой работы с детьми, как ИОС. Известно четыре их вида: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки

В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Такие ситуации чаще всего используются в работе с младшими дошкольниками. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

В ситуациях-упражнениях ребенок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в данные ситуации, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид игровых ситуаций начинают использоваться со среднего возраста.

Ситуации-проблемы используются в работе со старшими дошкольниками, они способствуют усвоению ими основных социальных отношений, их «отработке» и моделированию поведения в мире людей. В этих ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций.

В подготовительной к школе группе начинают использоваться ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Как показывает образовательная практика, все положительные качества и знания у детей формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в нее педагогом.

Основу составляет сценарий активизирующего общения. Он может включать различные формы поведения: это разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, картин и т.п.). Именно в этих видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

Разрабатывая сценарии активизирующего общения, решаются важные задачи: коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми, т.е. детской языковой и коммуникативной самодеятельности. В целях оптимизации образовательного процесса воспитатели конкретизируют эти задачи на обучающие, развивающие и воспитательные.

В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Таким образом, реализуется «золотое правило» дошкольной педагогики – «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались». Это дает возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимообогащающими развитие ребенка. Ведь в процессе игрового общения дошкольник учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Необходимо не накапливать их, а решать с их помощью важные жизненные задачи.

Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в ИОС выступает как партнер по общению, который стремиться к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно ребенка темы, а также при необходимости уходить от неприятных ситуаций.

Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными, например, для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи. Однако чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, воспитатели при составлении сценария активизирующего общения стараются подбирать «конкретный языковой материал», специальные игровые задания, проблемные ситуации разной степени сложнос

Таким образом, те специальные речевые занятия, которые решали задачи языкового развития, преобразуются так, чтобы одновременно и параллельно можно было решать задачу формирования у детей навыков эффективного (результативного) общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.

Литература:

  • Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет. Методические рекомендации. Сфера. Москва 2009.
  • Беляковская Н.Н. Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии. Методические рекомендации. Сфера. Москва 2009.
  • Периодическая печать. Воспитатель ДОУ №1, №3, №7 2007. Здоровье – стиль жизни. Детский сад со всех сторон.
  • Лапковская В.П., Володькова Н.П. Речевые развлечения в детском саду. Мозаика – Синтез. Москва 2008г.
  • Интернет ресурсы.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2266 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2087 607