Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Аналитический подход как основа формирования навыков работы над станковой композицией у учащихся детской художественной школы
20 минут 3486 849

Аналитический подход как основа формирования навыков работы над станковой композицией у учащихся детской художественной школы

Kozhemyako fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Кожемяко Владимиром Михайловичем, директором МБОУДО "Детская художественная школа" г. Южно-Сахалинска. Сегодня Владимир Михайлович с радостью поделится с нами своим профессиональным опытом по формированию навыков работы над станковой композицией у учащихся детской художественной школы. Данный материал будет интересен и полезен педагогам ДХШ.

Краткий комментарий к статье от Владимира Михайловича:

«Данная разработка представляет последовательность заданий, дающих комплексное представление о законах и правилах, с учетом которых разрабатывается картинная плоскость, эта последовательность устанавливает связь наблюдений в области возрастной психологии с практикой художественного воспитания, когда с учетом возрастных особенностей ребенка строится подборка заданий, разрабатывается алгоритм пере хода от декоративной композиции к станковой тематической картине. То есть от «простого», доступного и понятного, - к освоению пространства, сложной объемной формы».

Профессионального чтения…


Аналитический подход как основа формирования навыков работы над станковой композицией у учащихся детской художественной школы

Посмотреть статью в полной версии с рисунками

Человек живет в многомерном пространстве культуры, и его бытие определяется тем, какими языками культуры он владеет и какой путь выбирает. Задача прогрессивного общества заключается в том, чтобы предоставить каждому члену общества широкие возможности для выбора, научить его свободно двигаться в пространстве идей, в мире образов, развивать его мышление и эмоциональное восприятие действительности.

Проникновение искусства вообще во все сферы образования обеспечивает новую методологию образования, способствующую формированию новой гармоничной личности и активизации ее творческой деятельности, включая совокупность творческих и практических знаний и умений в разработанную систему непрерывного художественного образования и эстетического воспитания.

Детство - мощный источник художественного развития, каждый ребенок - потенциальный художник, однако для развития художественных способностей ребенка мало внимательно отнестись к его творческим попыткам, мало даже предложить интересную тему для рисунка. Необходимо постоянно ставить перед ним такие задачи, которые бы помогли ему сделать те несколько шагов, которые определяют ролевую игру и стихийную тягу к рисованию от начала художественного творчества.

Суммы знаний, умений и профессиональных навыков ребенок может и не взять, если ему нечего выражать с их помощью. Представленные в методической разработке задания могут рассматриваться как мотивация для получения академических, профессиональных навыков.

Для исключения задержки ребенка «играми» внутри младшего школьного возраста необходимы изменения игровых задач на задачи, специфические для художественного творчества.

Данные задания открывают для ребенка законы искусства композиции и целенаправленно развивают, закрепляют ценные возрастные черты, превращая их в ценные художественные способности.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Слово алгоритм означает порядок действия в какой-либо деятельности человека. Если говорить об изобразительности в творчестве, то надо обратиться к тем далеким временам палеолита и неолита, когда пещерный человек впервые проявил наблюдательность и умение изобретать. Познавая окружающую действительность, человек, таким образом, проявлял себя с пластической стороны, различая красоту линий, ритмику цветовых пятен, выразительность силуэтов и т. д. Надо изучать пластические открытия от века к веку, от мастера к мастеру; не случайно мы имеем такое разнообразие искусства от натурализма до абстракции.

Современный человек привык к зрительному восприятию с учетом классической перспективы. Понятно, что наскальные изображения и рисунки детей часто воспринимаются неумелыми и примитивными, что, конечно, в корне не верно. Это пример изображений, построенных на аналитическом принципе - как понимает, так и изображает.

Проблемы композиции, ее закономерности, приемы, средства выражения и гармонизации всегда были и остаются актуальными для художников, архитекторов, музыкантов, то есть для всех, кто занимается творчеством. Неискушенного зрителя смущают условные изобразительные приемы, основанные на аналитическом принципе. Точка, линия, пятно - все это элементы организации плоскостной композиции. В зависимости от конфигурации линия и пятно воздействуют на зрителя. Этот процесс происходит на ассоциативном и интуитивном уровнях, а также на уровне памяти. В абстрактных произведениях интуитивный принцип доведен до абсолюта. Искусство усложнилось, из метода познания превратилось в объект познания. Действительно, образ - это подобие жизни по своим специфическим законам, которые надо знать и изучать.

ЦЕЛЬ

Определить наиболее эффективные способы формирования у учащихся художественных навыков работы над станковой композицией.

ЗАДАЧИ

1.Изучить теоретические источники по формированию навыков работы у учащихся ДХШ, проанализировать опыт педагогов-художников.
2.Создать алгоритм перехода от декоративной композиции к станковой тематической.
3.Разработать дидактический пакет материалов, связанных с разработкой картинной плоскости, апробировать на практике.
4.Проанализировать результаты работы по данной теме. Дать методические рекомендации коллегам по применению аналитического подхода в работе над станковой композицией.

АВТОРСКОЕ ВИДЕНИЕ

Существует утверждение о том, что до определенного возраста ребенок воспринимает мир в большей степени плоскостно декоративно. Возможно, это и являлось одним из факторов, который учитывался при определении возраста принятия в ДХШ, с 11 лет, типовыми положениями о художественных школах 70-80-х годов прошлого века.

Действительно, к примеру, силуэт как плоское, тоновое пятно, условно ограниченное контурной линией, воспринимается проще, учитывая это, в частности, мы даем задания на силуэт с натуры, начиная с несложных по форме предметов, затем чучела птиц, деревья и фигуры человека; на основе полученных материалов делаем сюжетные композиции.

Данная методическая разработка представляет последовательность заданий, дающих комплексное представление о законах и правилах, с учетом которых разрабатывается картинная плоскость, эта последовательность устанавливает связь наблюдений в области возрастной психологии с практикой художественного воспитания, когда с учетом возрастных особенностей ребенка строится подборка заданий, разрабатывается алгоритм пере хода от декоративной композиции к станковой тематической картине. То есть от «простого», доступного и понятного, - к освоению пространства, сложной объемной формы.

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОПРОСОВ РАЗРАБОТКИ КАРТИННОЙ ПЛОСКОСТИ

Перед каждым, кто начинает пробовать себя в изобразительном искусстве, неизменно встают вопросы: «Что такое картина?»; «Как работать над композицией?»; Наконец, что означает рисовать?»

Мотивацией этого вида деятельности является потребность в самовыражении. Творчество - одна из форм активации способности выражать свои мысли, чувства и переживания с помощью материалов и средств ИЗО.

На начальном аналитическом этапе работы определяется понятийный ряд: Что такое «композиция»? Что ее составляет? Как работать над картиной? Как упорядочить этот хаотичный процесс творчества? Что может помочь обрывки фраз сложить в произведение, картину?

Если в музыке будущее музыкальное произведение начинается часто с короткой простой мелодии или мотива, то в изобразительном искусстве картина порой берет начало с незатейливой зарисовки этюда. Зарисовка не всегда связана с какой-то темой, она идет от чувства, настроения. Живое художественное образное начало в ней превалирует. В последующем ряду зарисовки могут объединяться определенным сюжетом, что, в свою очередь, рождает тему будущей работы или серии работ.

Каковы же основные этапы работы над картиной?

Как только сложилась идея, тема или сюжет работы - можно приступать к решению формальной композиции.

Задача формальной композиции сводится к разработке картинной плоскости на уровне тональных, силуэтных пятен. Идет поиск собственно составляющих композиции.

Определяется пластическое движение изобразительных элементов, закладывается динамичный или статичный строй, решается задача работы над композиционным центром - доминантой. И наконец, идет поиск самого формата.

1.1. Основные условия, которые необходимо учитывать при создании декоративной монокомпозиции

Что такое разработка формата листа или решение композиции в определенном формате листа? Формально - это членение плоскости на части:

-    с ритмической организацией элементов (в первуюочередь активных);

-    с созданием композиционного центра (доминанты);

-    с обеспечением в общей структуре монокомпозиции устойчивого зрительного равновесия всех его элементов.

Виды равновесий:

Статистическое равновесие. Оно возникает при условии симметричной ориентации фигур на плоскости (относительно вертикальной и горизонтальной осей симметрии) и симметричной форме фигур.

Динамическое равновесие. Оно возникает при условии ассиметричного расположения фигур на плоскости, т. е. при сдвиге в правую или левую и одновременно верхнюю или нижнюю части плоскости.

 

ГЛАВА 2

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ

 

АНАЛИТИЧЕСКОГО ПОДХОДА КАК ОСНОВЫ

 

ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

 

НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ ДХШ

 

Предлагаемый подход к работе над композицией позволяет практически работать с различными возрастными категориями учащихся с 6 до 17 лет. Его же мы используем для работы в вечерних классах для взрослых и молодежи старше 18 лет.

 

Этапность предполагается от начальных упражнений на постановку руки, при выполнении которых изучается, как располагать мольберт по отношению к источнику света, как располагать лист на моль-берте и как держать карандаш.

 

Практическая работа учащихся состоит из заполнения формата листа сочетаниями линейных отрезков прямых вертикальных и горизонтальных через линии под углом к круговым.

 

Надо сказать о том, что желательно, чтобы каждое упражнение, задание имело выход на композицию. Упражнения ради упражнений должны уходить из практики работы. Ребенок должен понимать, для чего он это делает с точки зрения последовательности и почему именно так.

 

Переход к решению от линейного рисунка к разработке на пятнышко черно - белое с последующим наполнением белого цветом сохраняется в следующих композициях, таких, как «Золотая рыбка», «Птица счастья».

 

Сначала осуществляется разработка объекта и компоновка его в формате листа (рис. 17), важно орнаментальные наполнения разбирать так, чтобы не оставалось разделительных линий - это дисциплинирует и помогает в будущем при решении вопросов взаимодействия предметов, объектов и среды.

 

Затем включается разработка фоновой части картинной плоскости, поскольку среда является своего рода космосом, и пренебрежительное отношение к ней, к примеру, просто окраска фона, делает маленького художника ущербным с точки зрения понимания картин ной плоскости как целого, как одинаково ценного по разработке в отдельных ее частях.

 

На рисунках 18 и 19 предлагается вариант начала работы над плоскостью: даны примеры статического и динамического равновесия на основе прямолинейного деления формата с выходом на тематические композиции «Сыр», «Пашня». Технически задача ставится следующая: на небольших форматах найти наибольшее количество вариантов деления плоскости на равновеликие составляющие - статика, затем эти же варианты отрабатываются делением на разновеликие составляющие - динамика.

 

На рисунке 20 показаны соединения предполагаемых кривых линий с прямолинейными границами плоскости и одной кривой линии с другой с решениями тематических задач «Вода» и «Пламя». Должен заметить, что тематические задачи изначально не ставятся, к установке вообще надо относиться более чем трепетно, сюжет возникает сам собой из причудливых сочетаний мотивов. Поиск этих сюжетных мотивов - отдельная творческая задача.

 

После изучения законов и правил, связанных с разработкой картинной плоскости, переходим к следующему этапу в работе над заданием с «Рыбкой» и «Птичкой». Когда закомпонованный и разработанный объект связывается со средой, решается задача разработки фона. На этапе разбора на черно-белое необходимо на касаниях определять так: если на объекте светлое, то на касании в фоне (среде) часть орнаментального мотива должна быть темной (рис. 21). В цвете: светлые пятна на объекте могут быть теплые, в фоне светлые пятна -холодные (рис. 22, 23)

 

Важно подчеркнуть то, что всякое формальное задание на каждом этапе его выполнения может представлять самостоятельную ценность; необходимо нацеливать учащихся на постоянный поиск или сохранение этого ценного, которое возникает «вдруг» на интуитивном или подсознательном уровне: если найдено некое золотое зерно, надо помогать оформлять его в картину.

 

Отдельные задания - работа над пространственной композицией из геометрических фигур: силуэтное решение с компоновкой в формате; локальное в цвете; разработка картинной плоскости с учетом объекта изображения; работа с учетом взаимных пересечений объекта и картинной плоскости в тоне и цветовое решение композиции в целом (рис. 29).

 

Поэтапно работа строится таким образом: три геометрические фигуры, в данном случае - квадрат, треугольник и круг, компонуются между собой в группу и располагаются в формате. По уже обозначенному выше аналитическому принципу идет разбор на пятнышко черно-белое, главное условие - отсутствие разделительных линий (рис. 29а). Тот же динамический строй остается на стадии локальной разработки в цвете, темные остаются темными, светлые - светлыми (рис. 296, в), далее разработка фоновой части картинной плоскости (рис. 29 г); гризайль с установлением взаимосвязи фигур между собой и средой в целом и последующее решение в цвете (рис. 29д, е).

 

Тематические декоративные композиции являются переходным этапом в работе над станковой сюжетной композицией (рис. 30). Переход основывается на знании основных законов, которые приобретаются при выполнении заданий, связанных с анализом натурных постановок по живописи.

 

На начальном этапе важное значение имеет правильное определение пластики собственных теней, падающие тени и залитые вертикальные составляющие подчеркивают свет на плоскости и предметах и обозначают пластику рефлексов, таким образом, с помощью черного и белого устанавливается связь предметов с пространственной средой (рис. 31а). Свет по пластике может быть близким к пластике теней при симметричной форме, при понимании этого полутени технически просчитать проще (рис. 316)

 

Затем выполняются работы с декоративным решением среды, вертикальных и горизонтальной плоскостей, которые решаются орнаментальным наполнением прямых полосок по вертикальным плоскостям и полосок под углом горизонтальной плоскости (рис. 32). Далее через гризайль собственно работа по академической живописи (рис. 33).

 

Таким образом, работа над станковой тематической композицией по этапам основывается на традиционном академическом подходе от форэскиза, через картон к разработке в цвете. Что касается методики работы над станковой композицией через декоративную, то она предлагается в качестве алгоритма в решениях сложных вопросов об анализе формы и разработки картинной плоскости, через декоративное начало, такой подход к созданию картины на определенном этапе становится более понятным и доступным.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив теоретические источники - Арнхейма Р. «Искусство и визуальное восприятие», Беда Г. «Основы изобразительной грамоты», Павлова Н. «Алгоритмы в изобразительном искусстве», проанализировав лучший опыт российских педагогов Голубевой 0., Козлова В., опираясь на собственную практику, мы определили наиболее эффективный способ работы над станковой композицией. Он заключается в аналитическом подходе от декоративной композиции через ряд последовательно выстроенных заданий к работе над пространственно-тематической станковой картинной живописью. Данный подход реализуется в рамках программ по живописи, композиции декоративной и станковой на художественном отделении для детей с 11 до 15 лет со сроком обучения 4 года. На общеэстетическом отделении школы для учащихся 9-10 лет со сроком обучения 1-2 года и в вечерних классах для взрослых и молодежи свыше 18 лет на первом году обучения.

 

Эффективность выбранной работы подтверждается высокими достижениями учащихся.

 

За последние годы 20 моих выпускников продолжили профессиональное образование в высших учебных заведениях России (Москва, Санкт-Петербург, Киев, Минск, Новосибирск, Калининград, Пермь, Белгород, Томск, Пятигорск, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Тольятти, Рязань, Нижний Новгород, Благовещенск, Владивосток, Хабаровск), 11 - в средних учебных заведениях.

 

Некоторые из них являются студентами Ростовской государственной академии архитектуры и искусства, Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Штиглица, Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии.

 

Данный опыт получил широкое распространение на художественных отделениях детских школ искусств городов Сахалинской области. Опыт изучался как на муниципальном, так и на областном уровнях в рамках областных семинаров-практикумов, мастер-классов, открытых уроков, проводимых Сахалинским областным научно-методическим центром по образованию в сфере культуры и искусства, Сахалинским областным Центром внешкольной воспитательной работы, Институтом развития образования Сахалинской области для педагогов художественных дисциплин.

 

Высокий процент поступающих в средние и высшие учебные заведения свидетельствует о качестве обучения учащихся и определяется уровнем профессионального мастерства педагога, осваивающего инновационные методики, использующего в учебных целях новейшие технологии.

 

Таков наш путь - путь преподавателя-художника: полная самоотдача, открытость и честность в работе с детьми, постоянная работа над самим собой. Желаю всем молодым последователям успеха, самореализации и желания творить!

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М., 1974.
2.Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты / Г. В. Беда. - М.: Просвещение, 1989.
3.Белютин, Э. М. Основы изобразительной грамоты / Э: М. Белютин. - М.: Сов. Россия, 1961.
4.Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. - М.: Союз, 1981.
5.Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк : книга для учителя / Л. С. Выготский. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 1991.
6.Павлов, Н. Алгоритмы в изобразительном искусстве / Н. Павлов // Художественная школа. - 2010. - № 6. - С. 30.
7.Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997.
8.Голубева, О. Л. Основы композиции / 0. Л. Голубева. - М. :СварогиК, 2008.
9.Иванова, Н. С. Образовательная область «Искусство» в региональной школе / Н. С. Иванова // Художественная школа. - 2010. - № 6. - С. 38.
10.Козлов, В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий / В. Н. Козлов. - М., 1981.
11.Калиновская, С. Б. Особенности развития творческого воображения детей дошкольного возраста / С. Б. Калиновская. - М.: Социосфера, 2010

 

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2306 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2130 607