Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Абстракционизм и дети понятие совместимое
9 минут 2466 598

Абстракционизм и дети понятие совместимое

Smirnova foto copy copy copyДорогие друзья, мы рады представить вам Смирнову Нелли Анатольевну, преподавателя МБОУ ДОД ДШИ г. Дубовка Волгоградской области. Сегодня Нелли Анатольевна предлагает вашему вниманию статью на тему «Абстракционизм и дети понятие совместимое». Данный материал будет интересен педагогам ДШИ и ДХШ.

Краткий комментарий к статье от Нелли Анатольевны:

«В статье пойдет рассказ о знакомстве и создании абстрактных рисунков с детьми. Познавательный эффект абстракции вызывает у детей многообразие ассоциативных образов, фантазий, исследований».

Интересного чтения…


Абстракционизм и дети понятие совместимое

Посмотреть рисунки детей

Процесс создания произведений абстрактного искусства состоит в отвлечении от действительности, мысленном отбрасывании житейских проблем, освобождении и внутренней свободы. Художник начинает работать мысленными образами на белом холсте, концентрируя свои чувства в виде линий, пятен, форм и т.п. Можно ли это назвать спонтанностью в живописи? – отчасти. Все равно процесс обдумывания присутствует, присутствует замысел, но тоже в отвлеченной степени. Абстракция  - это движение мысли, рой мыслей и эмоций, имеющих свой алгоритм и динамику неопознанного.

Сергей Куприянов один из лучших художников абстракционистов в России на сегодняшний день, пишет «Когда я впервые увидел картины Пабло Пикассо, я очень испугался и боялся смотреть на них. С годами я понял, что Пабло Пикассо писал картины, как пишут и рисуют это дети. Вот попробуйте сравнить детские работы и работы Пабло Пикассо, и вы удивитесь, как они похожи».

Глядя на картины художников-абстракционистов, мы пытаемся понять: что это? Но не так ли мы «читаем» и рисунки ребенка? Ведь они максимально абстрактны: много разноцветных прямых и волнистых линий, пятен, геометрических фигур.

Экспериментируя с цветом, формой, художник спонтанно выражает свой внутренний мир и свое восприятие окружающего пространства. Так и ребенок передает в рисунке настроение, возникающие чувства, ощущения через игру с формой, линией, цветом. Дети любого возраста с огромным удовольствием играют с цветом, смешивают краски, высветляют их и затемняют, наносят на лист бумаги произвольные цветовые пятна. Все это привело меня к решению, что на занятиях по изобразительной деятельности, нужно использовать не только обычные темы для рисования, но и чередовать их с абстрактными. Такими, например, как: блог занятий «Музыка и живопись», «Мои сновидения», «Настроения и чувства» и др.

Стремление выразить «невыразимое» требует нового, нетрадиционного изобразительного языка. Передать эмоциональное состояние  в рисунке позволяет прием беспредметной живописи – абстракция, одно из направлений авангарда. Но способность нарисовать абстрактную картину не возникает сама по себе. Сначала нужно сделать ребенка восприимчивым к красоте цвета и формы, развить способность замечать прекрасное, необычное в природе и наслаждаться такими открытиями. Такой подход позволяет детям не только освоить новые приемы рисования, аппликации, но и по-новому посмотреть на окружающий мир, будить их воображение. Ведь самое главное для педагога — поддержать то, что заложено в ребенке самой природой — фантазию, воображение. Поэтому на занятиях я предлагаю детям рисовать любыми изобразительными материалами. Стараюсь обратить внимание детей на, казалось бы, самые обычные вещи в природе. «Понаблюдайте как много абстракции в природе, в разрезе камня и до облаков на небе, а когда вы смотрите на воду в реке и видите водоросли – вот где многообразие абстракции, замерзшие льдинки на стекле, снег, дождь, капли и т.п. – лучший художник на земле и на небе – это природа. Вот прищурьте глаза и все превратиться в абстракцию».

Иногда на занятиях мы с детьми выполняем коллективное упражнение, на развитие фантазии и воображения. Мы берем лист бумаги, фломастеры и импровизируем. Кто-то проведет линию и передает другому, а тот, в свою очередь по своему продолжив ее - третьему и т.д. Кто-то, что-то закрасит, другой нарисует необычный узор или фигуру и пустит лист дальше по кругу. В результате возникает коллективное произведение абстрактных форм и, как правило, удивительно красивое.

Знакомство ребят с абстрактным искусством на занятиях по изобразительному творчеству мы проводим в несколько этапов (с учетом возрастных особенностей детей). Сначала мы пробуем выражать настроение, изображать разные предметы, явления с помощью цветовых пятен, геометрических фигур. Пробуем изобразить декоративную композицию из линий, соответствующих (веселому, грустному) настроению. Даем название рисункам детей (мечта, сон, грусть, радость, скука, праздник).

У некоторых ребят получаются и узнаваемые образы: «полет бабочки», «разноцветная рыбка». Важно, что каждый ребенок придумывает свой, не похожий на другие, образ. Сравнивая свои работы, дети, может быть, впервые в жизни  задумываются о том, что радость и грусть бывают разными, что все люди тоже разные, и нужно учиться понимать друг друга, в том числе и с помощью рисунков.

Также я знакомлю, ребят с различными изобразительными техниками, применяя которые можно получить абстрактный рисунок. Используем разные приемы работы: пятнографию, монотипию, отпечатывание, коллаж. Все это постепенно подводит детей к пониманию мира абстрактного рисунка — мира игры линии, формы и цвета. Важно не ограничивать ребенка в таком экспериментировании, предоставить ему возможность «наиграться» с цветом и формой. Мы брызгаем на бумагу капли красок и получаем беспредметные композиции. Помните, как, разглядывая облака, мы пытаемся уловить очертания белых коней, всадников, барашек, рыбок и т.д., так и тут мы стараемся угадать, что сокрыто в цветовых расплывах. Фантазируем, думаем, дорисовываем.…И вскоре «живая капля» одаривает и удивляет нас неожиданными и красочными рисунками.

Следующий этап знакомства с абстрактным рисунком основывается на построении ассоциативных аналогий между возникающими художественными образами. Если на первом этапе мы играем с цветом, то теперь дети выполняют рисунки по предложенной мною необычной теме: создать композицию «Мой сон», нарисовать «вкусные» цвета (вишневый, шоколадный, апельсиновый), изобразить музыку (например, «Времена года»А.Вивальди, «вальс цветов» П.И.Чайковского, компьютерная музыка С. Самойлова и др.). Я заметила, что во время выполнения таких заданий у детей возникают особые чувства, которые они с удовольствием выражают через рисунок. Здесь главное - художественная свобода. Рисуем теми красками, которые слышатся в музыке и на которые отзывается душа.

Для изображения объектов живой и неживой природы (деревьев, растений, цветов и плодов, представителей животного мира, речных и морских берегов, гор, холмов и т. д.) используем самые характерные и наиболее яркие их особенности. При этом, как правило, характерные особенности изображаемого объекта в самой различной степени преувеличиваем, а иногда – искажаем с целью создания абстракции. Для таких художественных преувеличений природные формы (например, формы листьев) близкие к геометрическим окончательно превращаем в геометрические, любые вытянутые формы вытягиваем ещё больше, а округлённые – округляем или же сжимаем. В этом творческом процессе, как правило,стилизованное изображение, превращается в абстрактное.

Абстрактные работы могут быть выполнены не только в рисунке, но и в прикладном искусстве: коллажах, аппликациях. Мы проводим конкурс художников-дизайнеров и создаем декоративные панно, эскизы. Из кусочков, обрезков цветной бумаги ребенок составляет композиции,  правильно подбирая и располагая различные  формы, ищет колористическое решение в соответствии с задуманной темой. Он передает настроение, движение через характерное расположение частей аппликации. Затем так же, как и в абстрактном рисунке, добавляет узнаваемые элементы, акцентирует внимание на том или ином элементе изображения.

 Просматривая произведения В. Кандинского и К. Малевича или рассматривая слайды с абстрактными композициями других художников, мы с детьми пытаемся взглянуть на произведения мастеров, как на облачное небо, уловить ту музыку, что звучала в душе художника. Дети с удовольствием рассматривают произведения абстрактного искусства, у них появляется желание понять красоту и значение цвета, пластической игры, ее ритмов.

Абстрактный рисунок — это не только особая технология изобразительного искусства. Он помогает детям свободно выразить свое настроение, чувства, замечать и   видеть необычное во всем: в природе, в предметах, животных, птицах, людях. Абстрактный рисунок развивает ребенка как личность, его абстрактное мышление, творческое воображение и фантазию.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2271 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2095 607