Дорогие друзья, мы рады представить вам Анискину Марину Владимировну, учителя ГОБОУ «Детский дом – школа № 1» г. Боровичи Новгородской области. Сегодня Марина Владимировна любезно поделится методами создания педагогических условий для формирования гармоничной духовно – нравственной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома.
Краткий комментарий к статье от Марины Владимировны:
«Духовно – нравственное воспитание для детей, которые не знали семьи, или, живя в родном доме, получали асоциальное воспитание очень важно. Какими они выйдут из детского дома в социум, как сложится их дальнейшая жизнь, зависит от нас - педагогов».
Полезного чтения…
Пояснительная записка
В последние десятилетия в России произошли как позитивные перемены, так и негативные явления, оказавшие деструктивное воздействия на общественную нравственность, гражданское самосознание, а так же на социальную сферу. За эти годы сильно исказились нравственные идеалы и жизненные ориентиры подрастающего поколения.
Современная Россия находится в лидерах по количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от употребления алкоголя и наркотиков. Стало забываться всё то, что закладывали на протяжении столетий отцы и деды своим детям: чувство патриотизма, милосердия, правдолюбия, стремления к добру и неприятию зла, потребности в служении людям, то что называется духовностью, без чего мы не сможем вырастить нравственно- здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности.
Особо важную роль в воспитании ребёнка – сироты, оторванного от традиционного семейного воспитания, принадлежит воспитателю, который должен показать и воспитать в детях истинное призвание человека – нести радость, любить, сострадать, оказывать помощь нуждающимся, жить по совести. Социализация воспитанников – вот главная цель работы педагогов в детском доме. Но какими людьми они выйдут в социум? Зависит от всех, кто их окружает, и в первую очередь от педагогов. Поэтому основными задачами является выработка положительных качеств личности, формирование умений нравственной оценки окружающих, самих себя, устанавливание нравственных отношений с окружающим миром.
Опираясь на концепцию духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на цели и задачи воспитательной работы учреждения, основываясь на православную педагогическую традицию, имеющую тысячелетнюю историю, исходя из того, что падает общий уровень духовной культуры общества, происходит очерствление личности, отсутствуют нравственно - ориентированные ценности возникла необходимость создания программы по духовно - нравственному воспитанию
Программа направлена на формирование гармоничной духовно-здоровой личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Достичь положительного результата возможно при активном вовлечении в социальную деятельность, сознательного участия в ней воспитанников, через создание атмосферы содружества.
Цель и задачи программы:
Цель:
Формирование духовно – нравственных и патриотических ценностей, взглядов, ориентаций, установок, мотивов деятельности и поведения у обучающихся, воспитанников.
Данной цели подчинен весь воспитательный процесс, интегрируя различные виды занятий, разнообразные виды деятельности воспитанников.
Достижение поставленной цели становится возможным через решение следующих задач:
- Формирование национального самосознания учащихся,
- Создание в школе - интернате духовно- нравственного пространства, способствующего созданию условий для эффективного духовно- нравственного воспитания;
- Создания условий для формирования духовно- нравственного и патриотического сознания обучающихся на основе исторических ценностей Родного края.
- Приобщение к богатству общечеловеческой культуры, развитие традиций духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения на основе знакомства с православными основами христианства, с исторически ценным и богатым материалом Родного края.
- Повышение качества духовно- нравственного воспитания обучающихся посредством применения разнообразных форм и методов работы.
Организационно - педагогические основы программы
Программа духовно – нравственного воспитания ориентирована на воспитанников специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида. Программа реализуется в воспитательном процессе данного учреждении, в постоянном взаимодествии с классными руководителями, педагогами дополнительного образования учреждения, представителями духовенства города, учреждениями культуры (библиотеки, музеи и др.), общественными организациями (скаутское дв. «Родник», «Мемориал» и др.)
Программа направлена на сочетание системы работы по реализации духовно – нравственных представлений, на приобретение навыков нравственного поведения и элементов православной культуры и самосознания.
Единство духовно- нравственных представлений и нравственного поведения - основной показатель эффективности духовно- нравственного воспитания.
Успех воспитания по данному направлению определяется его систематичностью.
В проведении занятий важно соблюдать принципы доступности, наглядности, системности, сотрудничества, обратной связи. Учитывая ограниченные возможности здоровья воспитанников, интерес к занятиям поддерживается созданием творческой среды, личностно-ориентированными подходами, сменой видов деятельности, позитивным эмоциональным фоном.
Программа рассчитана на три года, возрастные группы обучающихся 5 – 11 классы. Тематика занятий примерная. В рамках программы проводятся: православные праздники, творческие конкурсы, тематические недели, экскурсии и поездки в храмы и монастыри, посещение воскресных и праздничных служб, еженедельные встречи с настоятелем храма ВМ Параскевы.
Формы проведения.
- беседа
- познавательные игры
- экологические рейды, трудовые десанты
- экскурсии
- конкурсы
- творческая деятельность
К ожидаемым результатам относятся:
- утверждение в сознании и чувствах воспитанников духовно – нравственных, патриотических ценностей, взглядов, ориентиров, убеждений, способности руководствоваться ими в практической деятельности,
- воспитание у детей уважение к культурному, историческому наследию, православным традициям.
Конечным результатом реализации программы должна стать положительная динамика роста духовно – нравственного и патриотического самосознания воспитанников.
Критерии эффективности программы:
- постановка реальных целей и планирование результатов программы,
- содержательный и организационный характер воспитательного процесса,
- заинтересованность в реализации программы,
- уровень разработанности диагностических методик по направлениям программы,
-психологический климат детского коллектива, удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы
- степень участия детей в проводимых мероприятиях в рамках программы, творческое сотрудничество.
План работы (примерный перечень занятий проводимых педагогом)
1 год
1.Умеем ли мы видеть? Что такое впечатление?
2.Мир наш дом.
3.Любовь к божьему миру. Бог – Творец.
4.Человек венец творения.
5.Изменения внешнего мира.
6.Осенние церковные праздники.
7.Патриотизм и патриот.
8.Малая и большая Родина.
9.Смысл креста.
10.Крестный путь.
11.О трудах человека. Сезонные работы.
12.Посты.
13.Преподобный Серафим Саровский.
14.Зачем поститься?
15.Бедность и богатство.
16.Праздник Рождества Христова.
17.Два пути жизни.
18.Призвание.
19.Воспитание души.
20.Я утверждаю себя. Как люди утверждаются.
21.Человек- это возможность.
22.Борьба со страстями.
23.Праздник праздников В.Х.
24.Добрые дела.
25.Добро и зло.
26.Что такое послушание.
27.Сердце – центр человека.
28.Почитание Богородицы. Богородичные иконы.
29.Понятие братства.
30.Святые земли Новгородской. Александр Невский.
31.Летние церковные праздники.
2 год
1.Мир физический и духовный.
2.Внутренний мир человека.
3.Человек – существо разумное.
4.Ситуация самоутверждения. Три способа самоутверждения.
5.Об изменениях мира после грехопадения.
6.Осенние церковные праздники.
7.Понятие богатства.
8.Вечная жизнь.
9.Христос – Спаситель, Христос – Сын Божий.
10.Путь ко Христу. Закон.
11.Существование и служение святых Ангелов.
12.Выбор – поступок.
13.Выбор – слово.
14.Праздник Рождества Христова.
15.Церковь.
16.Что значит любить.
17.Любовь – служение.
18.Кто наш ближний?
19.Бог – есть любовь.
20.Праздник праздников В.Х.
21.О радости и благодарении.
22.Давайте радоваться.
23.Благодарность в жизни.
24.О милости.
25.Преподобный Сергий Радонежский.
26.Понятие доброго дела.
27.Хорошие и плохие поступки.
28.Неправедное «братство».
29.Святые земли Новгородской. Варлаам Хутынский.
30.Церковное искусство: музыка, пение. Колокола и колокольный звон.
31.Летние церковные праздники.
3 год
1.Мир рукотворный и нерукотворный.
2.Познание внешнего мира.
3.Жизнь человека.
4.Человек – храм Божий.
5.Осенние церковные праздники.
6.Пророки и пророчества.
7.Закон.
8.Библия. Притчи Библии.
9.Молитва.
10.Значение молитвы и крестного знамения в жизни.
11Воспитание души.
12.Человек – это возможность.
13.Праздник Рождества Христова.
14.Храм. Внутреннее убранство храма.
15.Святые.
16.Святые земли Новгородской. Иаков Праведный Боровичский.
17.Личный путь человека в церкви.
18.Православный символ веры.
19.Праздник праздников В.Х.
20.Семейный союз.
21.Правила жизни в семье.
22.Святые семьи.
23.Рождество Пресвятой Богородицы.
24.Временное и вечное.
25.Праведный Иоанн Кронштадский.
26.Библия в искусстве.
27.Боровичская земля в творчестве поэтов и писателей.
28.Художники земли Новгородской.
29.Новгородские иконы.
30.Искусство управлять собой.
31.Летние церковные праздники.
Список литературы:
1.свящ. Е. Шестун «Православная педагогика»
2.В.В. Малова «Конспекты занятий по духовно – нравственному воспитанию»
3.«Аксиомы веры»
4.протоирей А.Владимиров «Как зажигают некоторые радости»
5.священник А.Мороз «Добрые уроки нравственности»
6.«Закон Божий»
7.А.А.Гусейнов «Золотое правило нравственности»