Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников
9 минут 3253 1000

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников

Nikiforova fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Никифоровой Лидией Алексеевной, воспитателем ГБОУ СОШ СП Детский сад «Алёнушка» с. Большой Толкай Самарской области. Сегодня Лидия Алексеевна любезно поделится методами создания педагогических условий для плодотворного сотрудничества с родителями своих воспитанников. Данный материал будет интересен всем педагогам ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Лидии Алексеевны:

«Воспитатель должен любить детей, жить для детей, без этого его работа не имеет смысла. Родители моих детей самые главные помощники нашей плодотворной работы. С удовольствием участвуют в жизни нашего детского сада и своих детей. Ведь только работая сообща, понимая друг друга, можно достичь каких – либо вершин».

Полезного чтения…


Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников

С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.

На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями

В своей работе мы используем как традиционные, так и не традиционные формы работы с семьей: круглые столы с приглашением специалистов разного рода (медицинских работников, физкультурных работников и др.), устные журналы, особый интерес у родителей вызвала «Школа здоровья». Вся работа, ее содержание и формы организации согласовывалась с запросами родителей.

Активное участие всех заинтересованных родителей позволило сделать вывод о том, что данная система работы является достаточно эффективной формой работы ДОУ с семьей, способствующей повышению педагогической осведомленности родителей, а наиболее эффективными методами являются интерактивные методы работы.

Также в работе с родителями мы используем

Индивидуальные и групповые беседы

  • Родительские собрания
  • «Круглые столы»
  • Выпускаем газету
  • Информационные листки в родительский уголок
  • Чаепития
  • Спортивные соревнования, КВНы
  • Экскурсии
  • Привлекаем родителей в работу над проектами, проходящими в группе

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.

Дети активных родителей становятся уверенней в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видят тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подьем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

Особой популярностью в нашем ДОУ пользуются всевозможные спортивные детско-родительские мероприятия, такие как «Дни именинника», «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Малые олимпийские игры», «Недели здоровья» и различные спортивные соревнования с участием родителей.

Нетрадиционные формы, которые мы используем в своей работе это

«Педагогическая лаборатория» рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская конференция»

За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание во 2 младшей группе «Кризис 3-х лет». Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют, как онипонимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка семейных советов».

«Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенности их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка                (нестандартного). Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использоватьследующие методыактивизации родителей.

«Мозговой штурм»- метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Список прилагательных и определений».Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики   (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигаются пути реализации цели.

«Коллективная запись».Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует ихи группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят записьнаиболее важных моментов по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.

«Мини - эксперимент».Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Список литературы:

1. Арнаутова Е.П. «Преемственные связи ДОУ, школы и родителей», М., 2006.

2. Бейн К. «Доброе утро! Мы рады, что ты здесь!», Самара, 2004.

3. Волкова В.А., Соколова Н.Б. «Воспитательная система ДОУ», М., 2007.

4. Данилина Т.А., Ладога Т.С., Зуйкова М.Б. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом», М., 2003.

5. Дронова Т.Н. «Вместе с семьей», М., 2005.

6. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ», М., 2005.

7. Зенина Т.Н. «Родительские собрания в детском саду», М., 2007.

8. Козлова А.В., Демеулина Р.Т. «Работа ДОУ с семьей», М., 2004.

9. Козырева О.В. «Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников», М., 2007.

10.Мушенок Н.И. «Роль семьи в формировании социально активной личности», Самара, 1992.

11.Т. Доронова, С. Доронова «Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования» Дошкольное воспитание № 1, 2014.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 5615 673

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 5971 610