Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Авторская рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10—11 классов общеобразовательных учреждений
15 минут 3280 757

Авторская рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10—11 классов общеобразовательных учреждений

Lisenko fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Лысенко Геннадия Петровича, преподавателя-организатора ОБЖ МБОУ «Алексеево - Тузловская СОШ» Ростовской области. Сегодня Геннадий Петрович с радостью предлагает вашему вниманию Авторскую рабочую программу курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10—11 классов общеобразовательных учреждений. Данный материал будет полезен педагогам СОШ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Геннадия Петровича:

«Программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Программа предназначена для углубленного изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства».

Полезного чтения…


Авторская рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10—11 классов общеобразовательных учреждений.

Посмотреть статью в полной версии

Пояснительная записка

Программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Программа предназначена для углубленного изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства. Программа состоит из шести разделов:

1. Пояснительная записка.

2. Тематический план.

3. Требования к уровню подготовки выпускников.

4. Оценка знаний.

5. Межпредметные связи.

6. Календарно-тематическое планирование программы 10 класса.

7. Календарно-тематическое планирование программы 11 класса.

Реализация программы позволит сформировать у обучаемых цельное представление по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности; поможет в определенной степени определить направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом своих возможностей и потребностей.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10—11 классах направлено на достижение следующих целей:

усвоение и закрепление учащимися знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного техногенного и социального характера, о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства; об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса; о государственной системе обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации; об организации подготовки населения страны к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; при угрозе террористического акта, о мерах профилактики наркомании; о роли здорового образа жизни по обеспечению демографической безопасности страны; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

усвоение учащимися содержания основных положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму; нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях и меры противодействия терроризму;

усвоение знаний о предназначении основных функций и задач Вооруженных Сил Российской Федерации; видах Вооруженных Сил Российской Федерации и родах войск; о руководстве и управлении Вооруженными Силами Российской Федерации; участии Вооруженных Сил России в контртеррористических операциях; Государственные и военные символы Российской Федерации;

формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином Российской Федерации Конституционного долга и обязанности по защите Отечества;

развитие у учащихся личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта; потребности в соблюдении норм здорового образа; потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России, в области безопасности жизнедеятельности; физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.

В программе реализованы требования Конститу­ции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О граждан­ской обороне», «О борьбе с терроризмом», «Об оборо­не», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об альтернативной гражданской службе», «О санитарно-эпидемиологи­ческом благополучии населения», «Основы законода­тельства Российской Федерации об охране здоровья граждан», а также Концепции национальной безопас­ности Российской Федерации.

В своей предметной ориентации предлагаемая про­грамма нацеливает педагогический процесс на реше­ние следующих задач:

  • освоение учащимися знаний о безопасном пове­дении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;
  • воспитание у школьников ценностного отноше­ния к здоровью и человеческой жизни, чувства ува­жения к героическому наследию России и ее государ­ственной символике, патриотизма и стремления вы­полнить долг по защите Отечества;
  • развитие у учеников черт личности, необходи­мых для безопасного поведения в чрезвычайных ситу­ациях и при прохождении военной службы, бдитель­ности в отношении актов терроризма, ведения здоро­вого образа жизни;
  • обучение учащихся умению оценивать ситу­ации, опасные для жизни и здоровья, правильно дей­ствовать в чрезвычайных ситуациях, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь пострадав­шим.

Тематический план

В программе представлены три раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.

Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного по­ведения в социальной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государст­венная система защиты и обеспечения безопасности населения».

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорово­го образа жизни» предусматривает изучение тем: «Ос­новы медицинских знаний», «Основы здорового обра­за жизни».

В разделе III «Основы военной службы» изучаются темы: «Основы обороны государства», «Воинская обя­занность», «Основы подготовки к военной службе»

Предлагаемый в программе объем материала явля­ется достаточным для завершения формирования у учащихся 10—11 классов основных понятий в облас­ти безопасности жизнедеятельности и предполагает, наряду с изучением проблем личной безопасности, получение школьниками определенных знаний по вопросам национальной безопасности.

Поэтому главной функцией программы среднего (полного) общего образования является не только ориентация ее на личную безопасность человека в сре­де обитания, но и понимание школьниками проблем национальной безопасности страны и необходимости выполнения своего конституционного долга по защи­те Отечества. Старшеклассники получают знания об основных направлениях деятельности государствен­ных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного вре­мени, правовых аспектах обеспечения безопасности и защиты населения, о международном гуманитарном праве по защите жертв вооруженных конфликтов, знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций (РСЧС), Гражданской обороной (ГО) Российской Федерации как системой общегосударст­венных оборонных мероприятий, а также с государст­венными службами по охране здоровья и обеспече­нию безопасности граждан.

Большое внимание в программе уделено вопросам здорового образа жизни. Особый акцент сделан на практических навыках сохранения здоровья с учетом существующих опасных факторов среды обитания. Программа предусматривает целенаправленное и це­леустремленное освоение учащимися элементов здоро­вого образа жизни, а также методов укрепления здо­ровья и профилактики различных заболеваний для гармоничного, духовного и физического развития.

Программой предусмотрено совместное обучение юношей и девушек основам медицинских знаний. Это обусловлено тем, что приемами и навыками оказания помощи пострадавшим должны владеть не только юноши, но и девушки. Материал раздела выстроен в единой логической последовательности, обеспечи­вающей его системное изучение.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О во­инской обязанности и военной службе» в программу включен раздел «Основы обороны государства и воин­ская обязанность». При изучении этого раздела обу­чаемые получают необходимые знания об обороне и вооруженной защите государства, о положениях Конституции Российской Федерации и законов РФ по вопросам воинской обязанности, военной службы, альтернативной гражданской службы.

Программа рассчитана на 70 часов в 10 классе и 68 учебных часов в 11 классе. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме одного урока для закреп­ления знаний по наиболее сложным темам. Кроме то­го, в 10 классе предусмотрены 5-дневные практиче­ские занятия на базе воинской части или подразделе­ния РОСТО в объеме 40 часов во внеурочное время.

Реализация указанной программы предусматрива­ет использование учебно-методического комплекта, включающего учебные программы, учебники и учеб­ные пособия, методические и учебно-методические пособия, учебные наглядные (таблицы) и электрон­ные пособия.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности.

Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы.

Требования к уровню подготовки выпускников

В   результате   изучения   программы   среднего (полного) общего образования по основам безопаснос­ти жизнедеятельности ученик должен:

а) знать /понимать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность личности; основы ре­продуктивного здоровья и влияние на него различ­ных факторов;
  • потенциальные опасности природного, техноген­ного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  • основные задачи государственных служб по за­щите населения и территорий от чрезвычайных ситу­аций природного и техногенного характера;
  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан РФ;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации;
  • порядок первоначальной постановки на воин­ский учет, медицинского освидетельствования, при­зыва на военную службу;
  • основные права и обязанности граждан до при­зыва на военную службу, во время прохождения воен­ной службы и пребывания в запасе;
  • основные виды военно-профессиональной де­ятельности; особенности прохождения военной служ­бы по призыву и контракту, а также альтернативной гражданской службы;
  • требования, предъявляемые на военной службе к уровню подготовленности призывника;
  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;
  • предназначение, структуру и задачи Граждан­ской обороны РФ;

б) уметь:

  • применять основные способы защиты от чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного харак­тера;
  • практически использовать необходимые навыки в области гражданской обороны;
  • пользоваться средствами индивидуальной и кол­лективной защиты;
  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отно­шению к военной службе;

в) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсед­невной жизни:

  • для ведения здорового образа жизни;
  • при оказании первой медицинской помощи;
  • для развития у себя духовных и физических ка­честв, необходимых для военной службы;
  • при обращении в случае необходимости в служ­бы экстренной помощи.

Оценка знаний

Оценивая знания обучающихся, надо учитывать их глубину и полноту, аргументированность их изложения, умение обучающихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим действиям в повседневной жизни.

Оценка «5» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.

Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

Оценку «3» обучающиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.

Оценку «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Межпредметные связи

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» представляет собой совокупность фрагментов во всех образовательных областях и основного массива содержания, которое обобщает и систематизирует учебный материал других предметов. В естествознании это сведения из физики, химии, биологии, географии и экологии, которые изучаются в тематических линиях «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». В обществознании – сведения о человеке, обществе и государстве для раздела «Основы военной службы» и тем, связанных с изучением законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации. В физической культуре – основы знаний о здоровом образе жизни и правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом. Межпредметные связи реализуются за счет применения опорных знаний обучающихся, проведения интегрированных уроков и т.д.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 5453 673

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 5780 610