Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Цель работы педагога - превращение школы Знаний в школу Воспитания»
13 минут 2398 590

«Цель работы педагога - превращение школы Знаний в школу Воспитания»

Yurin fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Юрина Сергея Васильевича, учителя технологии МБОО «Новониколаевская СОШ № 2» Волгоградской области. Сегодня Сергей Васильевич предлагает вашему вниманию статью на тему «Цель работы педагога - превращение школы Знаний в школу Воспитания». Данный материал будет интересен педагогам СОШ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Сергея Васильевича:

«Вся работа школы в итоге направлена на то, чтобы помочь детям найти свое место в жизни, правильно выбрать профессию, которая бы приносила не только материальный достаток, но и удовлетворение, давала возможность реализовать свой творческий потенциал. Компетентность, профессионализм, конкурентоспособность – те качества, которые могут обеспечить профессиональный рост и материальный достаток».

Познавательного чтения…


«Цель работы педагога - превращение школы Знаний в школу Воспитания»

Школа – храм науки, в которой каждый ученик получает образование и формируется как личность. Цель нашей работы - превращение школы Знаний в школу Воспитания.

  1. Эстетическое воспитание – воспитание чувства прекрасного, общей культуры труда.
  2. Воспитание творческого начала личности, инициативного отношения к труду, свободной импровизации.
  3. Воспитание нравственных и правовых качеств: гуманизма, милосердия, чувства долга, ответственности за свою учебу и работу, поведение дома, в школе, на улице; осознание своих прав и обязанностей; овладение эстетическими нормами поведения человека в обществе.
  4. Формирование привычки к труду, практических умений и навыков; понимание необходимости труда, как для общества, так и для полноценной, достойной жизни самого человека. Формирование потребности в профессиональном самоопределении и последующем совершенствовании.
  5. Экономическое воспитание учащихся (бережное отношение к природе и вещам).

Но главной задачей воспитания является выработка у ребенка стремления к самовоспитанию, самосовершенствованию, которое начинается с самопознания. Процесс самопознания и самовоспитания непрост. Только в активной разносторонней деятельности может проходить подлинный процесс самопознания. Ребенок постепенно вырабатывает правильную самооценку путем анализа своих действий и поступков, сравнения своих результатов с результатами сверстников, существующими нормами и правилами. Учителю нужно как можно раньше учить ребенка умению анализировать свои действия, знакомить с нравственными нормами поведения, так как нравственность – сердцевина личности.

Вся работа школы в итоге направлена на то, чтобы помочь детям найти свое место в жизни, правильно выбрать профессию, которая бы приносила не только материальный достаток, но и удовлетворение, давала возможность реализовать свой творческий потенциал. Компетентность, профессионализм, конкурентоспособность – те качества, которые могут обеспечить профессиональный рост и материальный достаток.

Трудовая деятельность – основное условие для развития профессиональных способностей. А отличительной чертой образовательной области «Технология» является ее практическая направленность, что позволяет соединять теорию с практикой, соотносить возможности учащихся с требованиями различных профессий.

Одной из первостепенных задач как учителя технологии я считаю дать возможность детям попробовать себя в различных видах деятельности. При проведении уроков в игровой форме ученики могут попробовать себя в роли различных специалистов. Наряду с этим в реальном трудовом процессе проявляется ценностное отношение личности к труду. Через приобщение учащихся к делу происходит выявление их интересов, индивидуальности, уровня творческого потенциала. Выявив положительный интерес в какой-либо области у учащихся, очень важно проследить, чтобы он был закреплен в практической деятельности. Моя роль, как учителя технологии, является ключевой в проведении профориентационной работы с учащимися, в формировании положительной мотивации труда. Поэтому тщательно отбираю учебный материал, дифференцируя его по степени сложности, стараюсь подходить к каждому ученику индивидуально, слежу за методикой объяснения и спроса. В конце каждого урока мы выясняем с учащимися: пригодятся ли им данный урок в быту?

Я считаю, что воспитательный эффект урока во многом зависит от того как полученные учащимися знания и умения могут быть использованы ими в жизни. Но в тоже время нельзя превращать предмет в ремесленнический, сводя его к обучению элементарным работам в домашнем быту. В своей работе я ориентируюсь на развитие личности, формирование эстетических вкусов и нравственных ценностей, трудового образа жизни.

Каждый учитель или невольно создает свои традиции на уроке требования, которые я предъявляю, постепенно, становятся нормой поведения для учащихся: культура труда, культура поведения, высокая производительность труда.

Занятия по технологии я начинаю с организации рабочего места. Я напоминаю, что должно находиться на столе на данном занятии. Ученики знают, что в конце занятия они обязательно получают оценку. Некачественная работа не оценивается – ее нужно переделать. Каждый ребенок получает принадлежности, я даю все необходимое. Если заняты все инструменты – выполняют ручную работу, изучают инструкционные карты или работают по карточкам-заданиям. В конце работы – самоконтроль и взаимоконтроль, выставление оценок, уборка рабочих мест и кабинета. Каждый ученик знает свои обязанности и без напоминаний делает все, что положено.

Традиции поведения учащихся на уроке складываются постепенно, с 5-го класса. На своих уроках я стараюсь добиваться выполнения своих требований. Это работа не одного года. К 7-му классу учащиеся привыкают к моим педагогическим требованиям, видят их обоснованность. Они принимают их как должное, а не как каприз. Происходит формирование нравственных привычек: обязательности, трудолюбия, ответственности, добросовестности, желания работать с полной отдачей сил и с хорошим качеством, умения уважать свой и чужой труд, ценить время, соблюдать правила техники безопасности и дисциплину.

На занятиях я ставлю перед собой конкретные учебные и воспитательные задачи. В процессе работы учащиеся проявляют творчество и эстетический вкус. Коллективно ищут лучший вариант, советуясь друг с другом, анализируют трудовой процесс. При этом они начинают понимать, что трудиться – значит обдумывать тот или иной способ действий, операций, их последовательность, проявлять смекалку и умение.

При выполнении практических заданий я стараюсь не навязывать учащимся готового решения, а предлагаю найти другой способ выполнения поставленной задачи. И если кому-нибудь удается найти новое решение, не такое, которое описано в инструкционной карте, я обязательно хвалю этого ученика. Похвала стимулирует дальнейшее творческое развитие учащегося.

Часто бывает, что в результате овладения знаниями и умениями у учащихся появляется желание получить дополнительную информацию, желание выполнять своими руками более сложные изделия, чем предусмотренные программой. На этот уровень способны подняться, конечно же, не все. Я стараюсь вовремя заметить таких учеников, поддержать их и поощрять их стремление. Начинаю работать с ними по индивидуальному плану. Лучшие работы учащихся ежегодно принимают участие в школьной выставке детского творчества «Умелые руки».

Отмечу, что жизнерадостные дети проявляют большую любознательность, инициативность, более догадливы, много фантазируют. Такими их делает уверенность в том, что их любят.

Дети нетерпеливы. Глядя на образы, которые я демонстрирую в процессе урока, учащимся хочется побыстрее сделать такие же вещи. Я стараюсь объяснить, что сначала они должны достичь определенного уровня знаний, умений и навыков, а потом уже воплощать в жизнь свои смелые творческие замыслы.

Творчески работающие люди редко повторяются. В любую работу они вносят что-то свое, свойственное только им. Автоматизация и механизация производства избавляют человека от тяжелого ручного труда, чрезмерных физических нагрузок, тем самим, расширяя возможности для применения его творческих способностей. Общество всегда нуждалось в высококвалифицированных специалистах. И какого бы высокого уровня развития не достигла техника, все равно потребность в «золотых» руках не отпадет. Высокий профессионализм в сочетании с деловитостью всегда высоко ценились в людях. Эти качества являются основными для достижения успеха.

Ни о какой воспитательной работе не может идти речь, если на уроках нет дисциплины. Не той дисциплины, которая построена на авторитаризме, на окриках и наказаниях, а сознательной дисциплины, предполагающей соблюдение общепринятых норм поведения: не опаздывать на уроки, выполнять свои обязанности без напоминаний и нареканий, переговариваться вполголоса и только по делу, причем доброжелательным тоном, без крика и грубости, с уважением относиться к товарищам, к учителям, не мешать и не отвлекать от работы других. Настоящая дисциплина есть активное устремление соблюдать нормы поведения, которые уже делаются «второй натурой», побуждают в человеке корректировать свои поступки без непременного понукания свыше.

В целях сохранения духовного и психического здоровья, как своего, так и окружающих, на протяжении всего периода обучения я прививаю учащимся навыки бесконфликтного общения. Умение по-хорошему решать все спорные вопросы поможет им в будущем создать счастливые семьи, добиться успехов в работе, понимания во взаимоотношениях с людьми.

В настоящее время, когда страна осваивает рыночные отношения, чрезвычайно актуально стоят вопросы организации и проведения экономического, правового, а также, экологического воспитания учащихся. Одной из насущных задач является воспитание практического человека, умеющего заботиться о благосостоянии своей семьи, рационально вести домашнее хозяйство, экономно распоряжаться бюджетом семьи, уметь принимать важные решения.

На уроках технологии важно уделить внимание организации семейного бюджета: каковы источники дохода, распределение расходов на текущие и долговременные нужды, как использовать и как экономить деньги.

Правовое воспитание является одним из важных аспектов нравственного воспитания. Поэтому я объясняю учащимся их права и обязанности, стремясь воспитать законопослушных граждан. Знание прав своих и обязанностей позволит в дальнейшем избежать многих неприятностей по незнанию. Совершенно недостаточно донести правовые, нравственные и другие знания до учащихся — это только первый этап. Самое важное, чтобы эти знания перешли в убеждения и проявились в поступках. Словесным воспитанием здесь не обойтись. Решающую роль играет организация ученической деятельности и взаимоотношения между учеником и учителем.

Важным аспектом нравственного воспитания учащихся является экологическое воспитание. Экологическое воспитание подразумевает не только бережное отношение к природе. Это еще и знания, связанные со здоровым образом жизни. На уроках технологии и есть возможность для проведения этой работы.

Таким образом, организация занятий, личность учителя, методы, которые он применяет, знание индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и умение их учитывать в воспитательной работе являются основными условиями, определяющими успешность проведения работы по трудовому воспитанию учащихся на уроках. Будем великодушны, терпеливы и отзывчивы. Будем воспитывать, опираясь на хорошее в ученике, с верой в достижение успеха.

Еще И.Г. Песталоцци писал: “Воспитание и только воспитание — цель школы”. Эту мысль подтверждают и слова писателя А.Сент-Экзюпери:         «Человек создает воспитание». Оно признано обеспечить развитие и духовное обогащение личности. Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает учащимся познавать себя как личность, помогает становлению Человека.

Литература:       

1). Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.: Просвещение, 2002.

2). Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002.

3). Петрусинский В.В.  Игры - обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994

4). Громова О.К. «Критическое мышление - как это по-русски? Технология творчества. //БШ № 12, 2001

5). Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду.- М.: Педагогика, 1988

6). Шевелёв А.Н. Отечественная школа: история и современные проблемы.- СПб.: КАРО, 2003

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2266 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2087 607