Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста
28 минут 3780 902

Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Akimova fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Акимовой Еленой Степановной, воспитателем МАДОУ ДС 68 «Ромашка» г. Нижневартовска Тюменской области. Сегодня Елена Степановна с удовольствием делится с нами полезным материалом об особенностях патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Статья будет интересна воспитателям ДОУ и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Елены Степановны:

«Процесс патриотического воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире».

Полезного чтения…


Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Процесс патриотического воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы понять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству .

Наследовать - значит делать своим, осваивать наследие -то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребёнку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает :

  • содержательный компонент - овладение детьми доступных их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни русского народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;
  • эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру (любви к родному городу (селу), краю, стране, гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому пропитому родной страны, восхищение народным творчеством, любви к родному языку, природе края.
  • деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности), наличие комплекса нравственно - волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

Уже с детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, увлекаться культурой, историей своего народа.

Период дошкольного детства по своим психологическим способностям наиболее благоприятен для воспитания патриотических чувств, потому что для детей дошкольного возраста характерны безграничная доверчивость к взрослым, стремления повторять их действия, эмоциональная доброжелательность, интерес к окружающему миру, искренность чувств.

Впечатления, пережитые в детстве, можно сравнить с буквами, высеченными на камне. Они остаются на всю жизнь, оказывая глубокое воздействие на развитие человека. Характерными чертами русских являются собранность и коллективизм, открытость и способность поглощать и растворять в себе духовные ценности других народов; отсутствие ярко выраженной этнической идентификации, понимания того, что мы - самобытная нация.

Чтобы в наше время воспитать патриота своей Родины, нужно с детского сада прививать детям - любовь к родному языку, к историческому и культурному наследию народа, к Отчизне.

Опираясь на возрастные особенности старших дошкольников, попытаемся выделить следующие особенности воспитания патриотизма старшего дошкольного возраста .

1.Воспитание патриотизма начинается с чувства любви к матери, к родным и близким, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. Воспитание патриотизма предполагает постепенное формирование сыновней любви, сочувствия другому человеку, дружеской привязанности и т.д.; эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Происходит своеобразный перенос этих возникших в раннем детстве человеческих эмоций с близкого на далекое, с узкой на более широкую область социальных отношений, приобретающих в ходе развития ребенка такой же глубокий личностный смысл, как и его взаимоотношения с родителями, с родственниками: «Любовь к матери: Любовь к Матери-Родине», «Любовь к отцу: Преданность Отчизне». Воспитание патриотизма у дошкольника означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился и где находятся могилы предков, что становится в будущем основой для преданности, любви, уважения к своей стране.

Воспитание патриотизма предполагает чувство удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми жителями дома, села, города, работниками зоопарка, музея, библиотеки, театра, от знакомства с местными достопримечательностями, с природой родного края. «Родился», «родители», «родственники», «родной дом», «родной детский сад, родная улица, село, город, край» - все эти и многие другие слова и выражения постепенно формируют в ребенке понятие и чувство Родины.

2.Образные выражения «Любовь к матери-Родине», «Преданность Отчизне», «Отчий край» и др. свидетельствуют о том, что истоки патриотических (от греческого patris - родина) чувств, высоких человеческих эмоций лежат в переживаниях раннего детства.

Зарождение таких чувств внутренне обусловлено, как показали исследования Я.З. Неверович. Развитие эмоций, как отмечают А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др., тесно связано с развитием мотивов поведения, с появлением у ребенка новых потребностей и интересов. На протяжении детства происходит не только глубокая перестройка органических потребностей, но и усвоение создаваемых обществом материальных и духовных ценностей, которые при определенных условиях становятся содержанием внутренних побуждений ребенка .

3.На каждом возрастном этапе дошкольного детства имеются свои приоритетные средства воспитания патриотизма. В младшем дошкольном возрасте это деятельность самого взрослого как носителя положительного способа поведения, а также произведения фольклора - потешки, песенки, сказки.

На следующем этапе воспитания, которое совпадает с возрастом 4-5 лет, происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе. Воспитатель привлекает внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, учит «читать» эмоции внешнего состояния растений, животных и побуждает ребенка к адекватной реакции (пожалеть, посочувствовать и помочь или порадоваться за него). В дополнение к практическим ситуациям, возникающим в жизни детей, их уже можно обучать решению вербальных логических задач («Как бы ты поступил, если»). Вербальное решение ситуаций очень полезно в этом возрасте: оно позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор способа поведения на основе как собственного жизненного опыта, так и других источников; способствует развитию воображения и мышления. Общеспецифическим средством воспитания патриотизма является деятельность ребенка, так как дети дошкольного возраста наиболее эффективно развиваются только в процессе собственной активности.

Для детей дошкольного возраста особенно важной для развития качеств личности и формирования эмоционально-действенного отношения к окружающим является совместная деятельность со взрослыми и сверстниками. В процессе совместной деятельности формируются зачатки коллективного мнения, повышается влияние группы на эмоциональное развитие ребенка.

Данные, полученные в результате исследований А. Д. Кошелевой, показывают, что формы совместной деятельности, где успехи одного зависят от достижений другого, где требуется координация усилий и согласование выполняемых действий, в общем способствуют установлению положительных эмоциональных отношений. Однако наблюдаются случаи, когда при хорошо налаженных деловых отношениях эмпатия, сочувствие друг к другу у детей недостаточно развиты.

Среди зарубежных социальных психологов распространена точка зрения, что межличностные отношения изначально предопределены эмоциональным отношением членов группы, симпатиями или антипатиями по отношению к лицам из собственного опыта, обладающими теми или иными свойствами .

Исследования отечественных ученых говорят, что исходными здесь является не прошлый опыт, а формы практического взаимодействия субъекта с окружающими, формы взаимодействия, направленные на достижение каких-либо практических целей, на оказание помощи другому человеку, на удовлетворение его потребностей, на облегчение его страданий и т. д., что необходимо требует ориентировки на состояние этого другого, на его нужды, на его радости и печали. На основе внешнего практического взаимодействия с окружающими, формы которого культивируются обществом, у ребенка вырабатываются внутренние эмоциональные отношения к людям, зарождаются эмпатийные переживания, играющие важную роль в развитии нравственных мотивов поведения.

Основным, а на ранних возрастных ступенях - единственным видом деятельности, определяющим развитие детских чувств, является практическая, чувственно-предметная деятельность, осуществляемая ребенком совместно и в процессе общения с другими людьми. Позднее на базе внешней, практической деятельности у ребенка складывается и особая внутренняя форма деятельного аффективно-образного воображения, этого, по определению Л.С. Выготского, «второго выражения» человеческих эмоций, в процессе которого они не только проявляются, но и трансформируются, развиваются.

Если на относительно ранних стадиях возрастного и функционального развития аффекты возникают, так сказать, post factum, когда ребенок уже столкнулся с определенной аффектогенной ситуацией или когда его действия уже привели к положительным или отрицательным результатам, то позднее возникает опережающая эмоциональная регуляция действий, основывающаяся на эмоциональном предвосхищении возможных последствий предпринимаемых действий и значения той ситуации, которая возникнет при их завершении для самого ребенка и для окружающих.

Развитие способности к эмоциональному предвосхищению позволяет ребенку заранее не только предвидеть, но и предчувствовать отдаленные результаты своих поступков, что дает возможность избежать ошибочных, не соответствующих его основным потребностям и ценностным установкам действий, которые легко могли бы возникнуть под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний, если бы их последствия не были заранее осмыслены и пережиты эмоционально. В основе такого предвосхищения лежит, по-видимому, та функциональная система интегрированных эмоциональных и когнитивных процессов, то единство аффекта и интеллекта, которое Л.С Выготский считал характерным для высших специфически человеческих чувств. Включаясь в эту систему, эмоции становятся умными, обобщенными, предвосхищающими, а процессы интеллектуальные, функционируя в данной ситуации, приобретают характер эмоционально-образного мышления, играющего столь важную роль в смыслоразличении и целеобразовании.

Л. С. Выготский, положив начало деятельностному подходу в психологии, считал, что психология без учения об эмоциях немного стоит и грозит превратиться в дисциплину, изучающую не человека, а некие хитроумные логические машины. Согласно его психологической концепции, сущность и источники происхождения самого глубинного и интимного, что есть в человеке, заключаются не в нем самом, не в его внутренних, телесных, внутриорганических процессах и не в имманентно присущих его духовной организации свойствах, а в его внешней, предметно-чувственной деятельности, во взаимоотношениях с другими людьми, в создаваемых обществом произведениях культуры, в том числе культуре художественной, в сокровищах искусства.

4. Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития в ребенке национальных особенностей. В.В. Зеньковский писал: «Никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа: Мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить свое развитие».

5.Воспитание патриотизма осуществляется через формирование в ребенке национального духовного характера. И.А. Ильин в этой связи писал: «воспитать (русского ребенка) и воспитать в нем характер - значит прежде всего, - открыть ему, его инстинкту, его глубокому иррациональному чувствилищу, его страсти способность и счастье беззаветно любить: Родину :и верить в нее».

Поэтому еще в семье, в детском саду необходимо создавать условия для возникновения и развития у детей уважения к трудовым умениям и творческим ремеслам предков русского народа (использовать семейные архивы, экспонаты музеев) . Надо знакомить детей с характерными традициями и обычаями русского народа, вызывать интерес и стремление соблюдать их. Очень важно приобщать детей дошкольного возраста к основополагающим нравственным ценностям своего народа, формировать положительное отношение к ним и желание блюсти их в повседневной жизни.

Соблюдение национальных традиций и обычаев обеспечивает связь, преемственность поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Например, народные традиции дают почувствовать и понять национальные особенности своего народа (у русских людей - доброту, щедрость, оптимизм). Атмосфера праздника сближает, роднит людей, позволяет понять, почему они такие, где их корни. К. Д. Ушинский писал: «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в годовой детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события в нашей жизни до другого: и так тускло и серо было бы детство, если бы из него выбрать праздники». Душа народа, высокие традиционные национальные ценности: открытость, совестливость, ответственность и справедливость - успешно познаются детьми через народную песню и сказку, а народная мудрость легко входит в жизнь и память ребенка через приметы, пословицы, поговорки.

6.Важным фактором патриотического воспитания является природа. Природе отводят особую роль в воспитании патриотизма, так как она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Он чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, сохранить жизнь. Ребенок начинает понимать, что он - созидатель, у него появляется ответственность, повышается самооценка.

Жизнь ребенка в гармонии с природой способствует укреплению его здоровья, благотворно влияет на умственное развитие. Природа и жизнь признаются народом лучшими воспитателями. Свободный труд, как учил К.Д. Ушинский, нужен человеку сам по себе, для поддержания в нем чувства человеческого достоинства. На лоне природы ребенок побуждается подолгу и нераздельно отдаваться наблюдению одного какого-нибудь явления, одного впечатления. В нем воспитываются в результате этого сосредоточенность и глубина мысли. Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и благодаря этому способствует более широкому и всестороннему росту интеллектуальных сил детей. По мнению Г.Н. Волкова, «природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она - не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания.

Поэтому вполне правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества - экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии этнических образований. И самых маленьких в том числе. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом немало смысла, причем это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогики - с естественностью народного воспитания. Природа - это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство. Даже звезды на небе родины - родные. Вспомним их народные названия: «Медведица» (Большая и Малая), «Млечный путь». По звездам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода, по их расположению находится дорога к родному дому". Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде, родник – «журавлиный глаз...» .

Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитию - как зло и извращение. Этот педагогический принцип был глубоко и всесторонне обоснован Я. А. Коменским. В традиционной педагогике слова «хороший», «естественный» и «природосообразный» и, наоборот, «плохой» «злой», «неестественный» или «противоестественный» считаются синонимами. На тех же позициях стояли Руссо, Песталоцци, Ушинский, Толстой. Что же касается системы воспитания В. А. Сухомлинского, то она вся насквозь природосообразна, жизнесообразна, и в этом ее сила. «Высочайшая жизненная мудрость состоит в том, чтобы человек вверил себя природе, прошел бы жизнь, опираясь на нее, предоставил бы ей руководить собой. Принцип природосообразности является высшим, основным принципом всего воспитания» (А.М. Кушнир), всей человеческой жизни.

На эффективность воспитания патриотизма детей дошкольного возраста влияют и внешние факторы. В период дошкольного возраста формирование качеств личности ребенка фактически полностью определяется внешними воспитательными воздействиями. Направление внутренних, присущих ребенку побудительных стремлений определяется характером и направленностью воспитательных влияний среды, воспитателей и особенностями наследственной генетической структуры организма (последние тоже можно отнести к внешним факторам по отношению к формирующейся личности: ребенок их не выбирает, повлиять на них не в состоянии). Деятельность детей в этом возрасте организуется взрослыми, возможности детей здесь еще настолько незначительны, что в практическом плане можно допустить утверждение о почти полной зависимости ребенка от внешних факторов. Процесс детского развития, обусловленный воспитанием и условиями жизни, характеризуется вместе с тем и своей собственной логикой, побуждается внутренними противоречиями и их разрешением. Эта особенность детского развития делает чрезвычайно актуальной задачу создания тех педагогических условий, которые благоприятствуют качественному изменению личности ребенка, его отношений с окружающими, первоначально в совместной деятельности со взрослым и под его влиянием, а затем и в свободной самостоятельной деятельности ребенка.

В.Г. Нечаева выделяет две группы методов патриотического воспитания дошкольников: организация практическо¬го опыта общественного поведения (метод приучения, по¬каз действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); (формирование у дошкольни¬ков нравственных представлений, суждений, оценок (бесе¬ды, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко вто¬рой группе автор относит метод убеждения, положитель¬ный пример, поощрение и наказание.

Классификация, предложенная В.И.Логиновой, вы¬строена на том же основании, что и у В.Г.Нечаевой , - на активизации механизма патриотического воспитания, - но она полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы: методы формирования патриотического поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); ме¬тоды формирования патриотического сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулиро¬вания чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).

Вероятно, можно избрать и другие основания для клас¬сификации методов патриотического воспитания, хотя наибо¬лее целесообразна та, которая соответствует его механизму.

Как бы хороши ни были методы, эффективный резуль¬тат они дают лишь при определенных условиях:

  • любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это от¬носится к детям любого возраста - и младенческого, и до¬школьного, и школьного;
  • метод должен быть реальным, осуществимым, он тре¬бует логического завершения;
  • для использования метода должны быть заранее под¬готовлены условия, средства;
  • метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратить¬ся в назидание и перестанет приносить нужный результат;
  • методы воспитания следует применять тактично. Вос¬питанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие- большое искусство, кото¬рым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;
  • при подборе методов следует учитывать степень слож¬ности формируемого качества;
  • проектируя, подбирая методы, важно предвидеть воз¬можные результаты воздействия их на конкретного ребен¬ка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слиш¬ком сильную реакцию - от выбранного метода следует от¬ыматься;
  • применение методов патриотического воспитания требу¬ет терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка до¬школьного возраста, нельзя рассчитывать на моменталь¬ный и постоянный результат.

Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с понима¬нием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том каче¬стве, каких мы ожидаем;

  • преобладающими в патриотическом воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на осознание, понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет. Так, обратимся к хорошо известному методу примера взрослого как образца для подражания. Рассчитывать на воздействие этого методе без организации наблюдения, а также практики поведение ребенка нельзя. Сами по себе положительные поступки взрослого не гарантируют таких же поступков у ребенка;
  • методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, лежат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

Таким образом, особенностями патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, по нашему мнению, являются:

  • формирование интереса к истории своей семьи, родословной, истории города, села, где ребенок живет, чувства сопричастности к ним; бережного отношения, проявляющегося в делах и поступках; интереса к традициям семьи, города и желания им следовать; уважения к защитникам семьи и города и заботливого отношения к ним;
  • формирование интереса к народной культуре, духовной связи с родным народом;
  • воспитание высоких человеческих эмоций, которые лежат в переживаниях раннего детства;
  • формирование в ребенке национального духовного характера;
  • развитие способности замечать состояние окружающей природы и адекватно реагировать на него, потребности выразить свои эмоции, отношение к природе родного края в музыкально-поэтических образах, в творческо-продуктивной, игровой деятельности; формирование бережного отношения к природе родного края;
  • совместная эмоционально-чувственная деятельность детей и взрослых;
  • тесное взаимодействие воспитателей с родителями, работниками музеев, библиотеки;
  • создание эвристической среды в детском саду и в семье;
  • создание педагогических условий для воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. — М., 1988.

2.Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания. //Педагогика. 2006. № 2. С. 37-42.

3.Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. — М., 1993.

4.Дмитриева В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. - 2003. - № 3. - С. 2.

5.Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 3 - С. 6-13.

6.Жуковская Р.И. О воспитании чувства патриотизма у детей дошкольного возраста // Советская педагогика. - 1974. - № 4.

7.Зурабова К. Как воспитывать защитника. //Дошкольное воспитание. 2003. - №2. С.39 – 42.

8.Из детства — в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т. Н. Доронова, Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева и др. — М.: Просвещение, 2006.

9.Калугина Н. Патриотическое воспитание дошкольников из опыта работы. //Дошкольное воспитание. 2008. - №4. С.66-70.

10.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 2002. – 416с.

11.Козлова С.А. Нравственное воспитание в процессе ознакомления до школьников с социальной действительностью. — М., 1988.

12.Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников. //Дошкольное воспитание. – 2005. № 10. С.10-19.

13.Коргажинская С. Воспитание патриота. //Дошкольное воспитание. 2006. №6. С.27-30.

14.Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия. //Воспитание школьников. 2007. № 5. С.2-8.

15.Нестеркина Л. День защитника Отечества. //Дошкольное воспитание. 2007. - №2. С.119-120.

16.Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. — М.: «Академия», 2002. — 192 с.

17.Лесняк В.И. Патриотическое воспитание проблемы и пути их решения. //Педагогика. 2006. -№5. С.52-60.

18.Лутовинов В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня. //Педагогика. 2006. -№5. С.110-114.

19.Лутовинов В.И.Проблемы воспитания патриотизма. //Педагогика. 2008. -№7. С.50-54.

20.Родной край. //Под ред. С.А.Козловой. — М., 1987.

21.Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики. //Педагогика. 2007 - №1.С.93-102.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2266 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2087 607