Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Картотека наблюдений в природе направленная на развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников
23 минуты 3125 517

Картотека наблюдений в природе направленная на развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников

Shirkovskaya foto copyДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Ширковской Еленой Анатольевной, воспитателем МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад № 3» р.п. Пышма Свердловской области. Сегодня Елена Анатольевна с удовольствием предлагает вашему вниманию Картотеку наблюдений в природе, направленную на развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников. Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Елены Анатольевны:

«На сегодняшний день все более актуальными становятся проблемы, касающиеся создания условий для познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста. Ранее развитие познавательно-исследовательской деятельности личности традиционно является одной из важнейших педагогических задач, не только в отечественной педагогике, но и в образовательных системах большинства стран мира. Одним из основных направлений образовательного процесса становится развитие способности учащихся к познавательно-исследовательской деятельности».

Полезного чтения…


Картотека наблюдений в природе направленная на развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников

Посмотреть приложение к статье

На сегодняшний день все более актуальными становятся проблемы, касающиеся создания условий для познавательно- исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста. Ранее развитие познавательно-исследовательской деятельности личности традиционно является одной из важнейших педагогических задач, не только в отечественной педагогике, но и в образовательных системах большинства стран мира.Одним из основных направлений образовательного процесса становится развитие способности учащихся к познавательно- исследовательской деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельностьпозволяет организовать наблюдения так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить ответы на них. Приобретая опыт использования процессов исследовательской деятельности, дети тренируются в построении концептуальных идей об окружающем мире и взаимодействии с ним.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ познавательно-исследовательской деятельности. Такие наблюдения не просто дают детям новую информацию, а помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в непосредственный диалог с ней. В “Концепции дошкольного воспитания” говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Поэтому в своей работе с детьми дошкольного возраста мы большое внимание уделяем организации наблюдений за природными объектами. Чаще всего наблюдения мы организуем на прогулке. Живое общение детей с природой помогает воспитывать у детей эстетические, патриотические, нравственные чувства. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Дошкольное детство- ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям, ценностной ориентации в нем. Работа по познавательно- исследовательской деятельности детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой. Цель экологического воспитания детей — формирование начал экологической культуры. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребёнка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке.

Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы. Это могут быть: занятия, систематизированные наблюдения, экспериментально-опытническая работа, моделирующая деятельность, труд в природе, экскурсии, чтение книг о природе, о животных и растениях, беседы, работа с родителями.

Наблюдение — один из методов непосредственного восприятия. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. У ребёнка с раннего детства следует развивать умение наблюдать: не просто смотреть на предмет, а видеть его, так чтобы затем отчётливо представить данный образ. Наблюдение — это дидактический метод обучения, средство развития интеллектуальной деятельности ребёнка, основа для формирования творческого воображения. В процессе наблюдения необходимо использовать дидактические приёмы, которые формируют у детей умения анализировать, синтезировать полученные в ходе наблюдений знания. Такими методическими приёмами являются: выявление признаков, сравнение, аналогия, постановка проблемы, выводы, обобщения. Эти методы способствуют формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологической культуры, так необходимых в настоящее время.

Картотека – это упорядоченное собрание данных, как правило на карточках малого формата. Представляет собой каталог. Каждая карта является информационной единицей и предоставляет сведения о каком-либо хранимом объекте, с целью облегчения поиска этого объекта по определённым признакам, в данном случае по временам года. Упорядочение осуществляется обязательно по логическим критериям, по алфавиту, дате и т. д.

Информационные карточки – давнее изобретение, без которого и сегодня практические невозможно написать книгу или провести научное исследование. Залог эффективной творческой работы – хорошо организованная и грамотно структурированная информация. С появлением электронных средств хранения и обработки информации возникли новые возможности для составления и ведения личной картотеки, но общие принципы упорядочивания информации не изменились.

Наблюдение как метод ознакомления с окружающим миром находит своё признание с давних времён. Ещё в ХVII веке его по достоинству оценил чешский педагог Я. А. Коменский. По его мнению, всякое учение надо начинать не со словесного объяснения, а с предметного наблюдения.

Многие ученые высказывают мнение, что развитие ребенка происходит именно в познавательно – исследовательской деятельности, где формируется его познавательная активность, с помощью которой ребенок познает окружающий мир. Одним их эффективных приемов в работе по развитию познавательно – исследовательской деятельности дошкольников является организация элементарных наблюдений, которые дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта или предметах окружающего мира. Следствием является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и накопление фонда познавательно - исследовательских умений, что делает незаменимым детскую опытническую деятельность в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?) Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Считаю необходимым остановиться более подробно на характеристике этапов процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста с позиций личностного развития ребенка.

Первый этап характеризуется проявлением любопытства. А.Н. Леонтьев отметил, что ребенок появляется на свет, уже обладая определенными задатками, с «готовностью воспринимать мир» и «способностью приобретать человеческие способности». Ребенок - дошкольник в процессе восприятия окружающего мира одновременно организует свои психические функции, активно обследует свое окружение, сам ищет впечатления, необходимые ему как «питательный материал» для развития. Жизнь в дошкольном детстве, по мысли М. Монтессори, соответствует состоянию «психического эмбриона», а ребенок в этот период подобен «сухой губке», впитывающей влагу.

Отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности.

Основное значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Отсюда начинают закладываться основы логического мышления. Овладевая опытнической деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей, если ребенок действительно заинтересован в данном объекте, то он может без особого труда усваивать полученные понятия о нем и научиться использовать их при решении исследовательской деятельности.

Четвертый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности; используя разные способы действий, ребенок начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат, достижение которого приводит к тому, что он получает удовлетворение, в результате чего потребности становятся «ненасыщенными». У ребенка формируется механизм вероятностного прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности.

Следующий этап опытнической деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом действительности выступает познавательный, а не практический. Ребенок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен процесс или результат, а потому, что ему «это очень интересно». Цель и мотив деятельности ребенка слиты и выступают как направленность сознания и мышления на предмет или объект. Именно на этом этапе ребенок осмысленно принимает познавательную задачу. Познавательная направленность ребенка позволяет ему черпать различные сведения из окружающей действительности о тех или иных явлениях действительности, с которыми он сталкивается на каждом шагу.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания - не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, проводя простейшие опыты, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3–6 человек), так и со всей группой воспитанников.

Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик, кошка), сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т.д. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы (стадии) роста и развития растения или животного. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко.

В осеннее время года педагог ежедневно организует наблюдение за состоянием погоды. Для того чтобы дети научились обращать внимание на температуру воздуха, он предлагает им одеть куклу на прогулку. С детьми необходимо советоваться, что лучше надеть на куклу. По мере похолодания воспитатель обращает внимание на то, как одеты сами дети. Предлагает потрогать остывшие предметы: скамейку, стену дома, камешки и т.д. В дни, когда солнце то ярко светит, то прячется за тучи, необходимо «поискать» солнышко, спросить ребят, почему потемнело или стало светлее. Следует обращать внимание детей на ветер, а для этого полезно выносить на прогулку вертушки, бумажные ленточки, вместе с детьми надувать воздушный шарик. Осенью организуют наблюдение за дождем: слушают, как он стучит по крыше, в стекла окон; смотрят, как на улице появляются лужи

В зимнее время года воспитатели используют различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха: воспитатель вместе с ребенком одевает куклу, готовясь к прогулке, напоминая при э) том, что на улице холодно, сильный мороз и поэтому куклу нужно тепло одеть. На прогулке предлагает детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращает внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые. В начале зимы после снегопада рекомендуется провести целевую прогулку по участку и показать детям, как много вокруг снега, который лежит на земле, на деревьях, на скамейках, на заборе, на крышах домов.

В начале весны следует обращать внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким. Полезно понаблюдать за солнечным лучом (солнечным зайчиком). Весной организуются игры с водой. Воспитатель обращает внимание на ее свойства (течет, в ней отражаются предметы), пускает в ручеек пластмассовые, бумажные, деревянные лодоч и дети наблюдают, как они плывут. Большой интерес вызывает них игра-календарь «Какая сегодня погода?». Каждый день, вращаясь с прогулки, ребята переводят стрелку так, чтобы указывала на картинку, соответствующую данной погоде.

В летние наблюдения педагог вместе с детьми по некоторым признакам начинают определять теплое и жаркое время дня. Воспитатель помогает им осознать это с помощью вопросов: почему ты сегодня снял теплую одежду? А вчера почему не снимал курточку? Почему сегодня такие горячие камни ? Продолжается наблюдение за ветром. Воспитатель выносит на прогулку вертушки, бумажные ленточки. Обращает внимание, как раскачиваются деревья, шумят и трепещут на ветру листья.

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым.

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система знаний, умений и навыков детей.

В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным.

Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

  1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
  2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
  3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.
  4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).
  5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
  6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.
  7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

Подготовка к наблюдению. Прежде всего воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы по ознакомлению детей с природой, задачи (содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности, Затем выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия.

Важно, чтобы растение или животное было в хорошем состоянии, чистым, здоровым. Животных перед наблюдением лучше не кормить. В этом случае они более активны: хорошо едят, двигаются. Это обеспечит лучшее сосредоточение детей на объекте, вызовет интерес к нему.

Воспитателю следует подготовить все необходимые в ходе наблюдения предметы: миски с кормом и водой, тряпочки, щеточки, которыми пользуются во время ухода за животными. Наблюдение может проходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т. д.). Необходимо продумать и организацию детей: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним — покормить, поиграть.

Наблюдение строится по определённой структуре: начало, основная часть и заключительная часть.

Перед началом наблюдений необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Здесь нецелесообразно   использовать, неожиданны эффекты, вызывающие сильные эмоции: эмоциональное возбуждение не позволит детям включиться в интенсивную работу. Наилучшими являются организованные приёмы, которые вызывают лёгкие положительные эмоции и готовность детей к совместной деятельности с педагогом:

  • Призыв вместе посмотреть что-то интересное;
  • Ласковая интригующая интонация;
  • Загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения.

Вторая –основная- часть обеспечивает детям самостоятельное получение чувственной информации. Педагог предлагает малышам посмотреть на объект и задаёт им вопросы. Между вопросами должны быть паузы в 2-3 секунды. Эти секунды молчания и тишины очень важны, они позволяют детям сосредоточиться и, наблюдая за рыбкой, камнем, растением, найти ответ на вопросы.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Её нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Но по прошествую нескольких секунд наблюдения можно предложить детям показать, как рыба открывает и закрывает рот, как прикрывает глаза птица. Наблюдения удачно сопряжённые с действиями, помогают детям понять механизмы жизнедеятельности наблюдаемых организмов, облегчают получение информации.

Завершать работу можно игрой или чтением сказки, стихотворения, рисованием.

В старшем дошкольном возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную взрослым, но и самостоятельно ставить ее во время разнообразной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной. Довольно часто самостоятельная постановка задач в старшем дошкольном возрасте связана и с познавательно- исследовательской деятельностью, возникновением в ходе ее вопросов, противоречий.

В старшей группе воспитатель знакомит детей с новыми объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении, и с теми, которые обитают в других климатических зонах. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание, сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие). Вместе с тем важной задачей, которую решает воспитатель, является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания. Организуются наблюдения и с использованием раздаточного материала.

Таким образом, можно сделать вывод что, познавательно-исследовательская деятельность находится в прямой зависимости от окружающей его среды и не может развиваться внесоциально обусловленного удовлетворения индивидуальных потребностей. Общественные зависимости, отношения, образующиеся в процессе познания ребенком окружающей действительности, являются питательной средой развития исследовательской деятельности. От богатства впечатлений, позитивных взаимоотношений личности ребенка с социальным окружением зависит ее богатство, а также возможность превратить потенциальные возможности личности в разносторонние творческие способности;

Познавательно-исследовательская деятельность ребенка, как и другие качества личности, не являются врожденными. Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольника идет по цепочке: любопытство – любознательность, связанная с познавательно-исследовательской деятельностью – познавательно-исследовательская деятельность к процессу и результату, обуславливающая познавательно-исследовательскую активность личности на решение исследовательских задач, которая реализуется в ходе целенаправленной и педагогически организованной деятельности.

Список использованной литературы

  1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007.
  2. Вахрушев А.А. Мир и человек. – М.: Дрофа, 1998.
  3. Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998.
  4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.      
  5. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е.
  6. Емельянова /Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
  7. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. −М.: Арена, 1994. −222 с.
  8. Поддъяков Н.М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1998.
  9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения.
  10. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 5635 673

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 5988 610