Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Экологическая тропа на участке детского сада
17 минут 3435 1079

Экологическая тропа на участке детского сада

Muteva fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Мутеву Марину Степановну, старшего воспитателя МБДОУ д/с № 27 «Звоночек» п. Суворов-Черкесский Краснодарского края. Сегодня Марина Степановна любезно поделится методами создания педагогических условий в детском саду для экологического воспитания детей. Статья будет интересна как методистам ДОУ, так и воспитателям детского сада.

Краткий комментарий к статье от Марины Степановны:

«Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быть «Экологическая тропа на участке детского сада», экологический проект которой разработан и осуществлён с учётом ФГОС и ОП ДОУ реализуемой в детском саду».

Полезного чтения…


Экологическая тропа на участке детского сада

Посмотреть статью в полной версии с приложениями

Посмотреть презентацию к статье

Введение

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Нам близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

Коллектив МБДОУ д/с №27 «Звоночек» стремится к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быть «Экологическая тропа на участке детского сада», экологический проект которой разработан и осуществлён с учётом ФГОС и ОП ДОУ реализуемой в детском саду.

Цели проекта:

  • создать в дошкольном учреждении условия для подготовки детей 3–7 лет в летний период к обучению основам экологии, природопользования;
  • сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные образовательные области:
  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • речевое развитие;
  • физическое развитие.

Актуальность проблемы     

  • «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение  страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
  • Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности.         
  • Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача  .
  • В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
  • Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна:  первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
  • Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.                        
  • Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в   процессе   проектно-исследовательской  деятельности.  В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Главная цель проекта: создание условий в ДОУ в рамках работы на экологической тропе для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и  фауны.

Участники проекта:

 - дети   старшей, подготовительной  группы  детского сада;
 - воспитатели;         
 - родители;

Руководитель проекта:    

старший воспитатель Мутева Марина Степановна

Вид проекта:

долгосрочный (2 года), досугово-познавательный

Цель  проекта:       
Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование  в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи проекта:

1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.     
3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.      
4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.           
5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе
6. Воспитывать чувство сопереживания  и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным,  птицам, человеку.
 Продукты проекта:

Хозяйка тропы фея Флора, макеты природных объектов, стенды, фотографии, папки-проекты, рисунки, исследовательские работы,  схемы, выставки, карта экологической тропинки, скворечник, кормушки, цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группе, новые деревца на участке детского сада, фонотека дисков с познавательным материалом о природе, экологические знаки.

Этапы проекта:

Проект  включает три основных этапа:

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение  направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов;         
3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Предполагаемые результаты:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного Краснодарского края, Утришского заповедника.
2. Ребята будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.          
4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственны связи.
5. Дети будут уверенно отличать  и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.
6. Ребята узнают значение воды в жизни всех  живых объектов природы  и ее свойства.
7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.
8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
9.  Ребята  узнают много интересного из жизни растений   (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений); исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).       
10. Дети закрепят представления о животных : условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных  районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.    
 11. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы.
 12. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы :         

  • Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
  • В природе все взаимосвязано.       
  • В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.   

13. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.        
14. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности  в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

15. Познакомятся с растениями и животными занесенными в красную книгу Краснодарского края, Утришского заповедника.
16. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада

Ресурсы проекта:

1.  Материал флоры и фауны Краснодарского края, заповедника «Утриш»: иллюстрации, макеты, коллекции, проспекты, гербарии.
2. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова « Экологическое развитие детей в  детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.     
3. Уголки природы в каждой возрастной группе. 
4. Цветник и огород  для организации труда в природе. Зеленая зона на участке детского сада.      
5. Вся территория вокруг сада с природными объектами.
6. Опытническая  зона в  группе.  Огород на окне в группе.
7. Видеотека  с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям объектов природы.      
 План действий по реализации проекта    
1 этап. Подготовительный.

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

Сроки: апрель  2012
2 этап. Собственно исследовательский.

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

Сроки : июнь - октябрь 2012.

1.Организация в группах познавательно - экологической среды.

2.Создание экологической развивающей среды в ДОУ.

3. Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы: растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы.

4. Детские исследовательские проекты , исследовательские работы по различным экологическим направлениям. Конкурс презентаций исследовательских детских работ, семейных проектов.

5. Разработка экологической тропинки и объектов наблюдения.  Наблюдение и помощь объектам экологической тропинки. Оформить карту экологической тропинки в групповом  уголке  природы.

6. Посадка цветника, уход за цветами.

7. Уход за саженцами(выпускников)

8. Изучение флоры Краснодарского края, Утришского заповедника на занятиях по экологии, наблюдения на прогулках, экскурсиях.
9.Выпуск экологических газет.

10.Оформление макета «Заповедный уголок Утриша». 
11. Цикл практических занятий по изучению запрещающих и разрешающих экологических знаков.

12. Акция «Помоги природе". Цель: уборка определенных уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.

13. Акция "Подкормка". Изготовление скворечников и кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада.

14.Познавательное развлечение "Птичьи заботы" - в старшей и подготовительной группах.

15. Викторина " Знаем ли мы растения нашего края?"- в старшей и подготовительной группах.

16.Акция «Давайте беречь воду!»

17.Акция «Встречаем птиц»

18.Акция «Земля наш общий дом»

19.Ручной труд с экологическим уклоном. Изготовление макетов природных объектов.
Выставка макетов о родном  крае: флора, фауна, неживая природа, труд людей и др.

20. Оборудование в саду уголка "Детская лаборатория" для опытов и экологических исследований.

21. Фотовыставка "Природа просит помощи" с описанием содержания фотографий. Привлечь родителей к участию в фотовыставке.

22. Организация в ДОУ видеотеки с помощью родителей "Это интересно. Из жизни природы." (О насекомых, птицах, животных, растениях, климатических поясах мира, обитателях моря, о временах года и т.д)

23. Викторина между старшими группами "Лучший знаток красной книги Краснодарского края".

24. Составление гербария «Наши растения».

3 этап. Обобщающий.

Обобщение результатов работы  по экологическому проекту "Экологическая тропа". Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Защита детских исследовательских проектов. Педагогический Совет по итогам проекта.        

До апреля 2014 г.    
Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Экологическая тропа"

1. Диагностирование уровня экологического развития дошкольников с заполнением диагностических карт на каждого ребенка.

2. Просмотр презентаций детских исследовательских работ. Определение участников на региональный  конкурс детей - исследователей.

3. Обобщение уровня обогащения предметно - развивающей среды в группе и в целом в детском саду.

4. Педагогический Совет по обобщению результатов работы  по проекту, составление рекомендаций по дальнейшей работе  по экологическому воспитанию   дошкольников              

Риски.

1. Низкое познавательное развитие детей.

2. Низкая заинтересованность родителей.

3. Не высокая профессиональная компетентность отдельных воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников.

4. Не все воспитатели могут организовать и руководить детскими исследованиями на высоком методическом уровне.

5. Могут быть упущены отдельные направления экологического проекта из-за большого объема изучаемого материала

Предупреждение рисков.

1. Распределить среди членов педагогического коллектива ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.

2. Организовать методическую помощь воспитателям по организации детских исследовательских проектов.

3. Провести цикл консультаций для воспитателей в целях повышения профессиональной компетентности по экологическому воспитанию дошкольников.

4. Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группах родительские собрания по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту "Экологическая тропа", привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

Обследование детей показали, что уровень усвоения экологической грамотности воспитанниками подготовительной к школе группы на конец 2014 учебного года составляет 75%

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2267 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2087 607