Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Образовательная программа работы с детьми с особыми образовательными потребностями
28 минут 3575 874

Образовательная программа работы с детьми с особыми образовательными потребностями

Dyachkova foto2Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Дьячкову Валентину Ивановну, преподавателя МБУ ДО "Детская художественная школа декоративно-прикладного искусства" г. Сургута Тюменской области. Сегодня Валентина Ивановна с радостью предлагает вашему вниманию Образовательную программу работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Программа будет полезна педагогам дополнительного образования и воспитателям детских садов работающих в образовательных учреждениях с детьми инвалидами.

Краткий комментарий к статье от Валентины Ивановны:

«Программа для детей с ограниченными возможностями является комплексной, поскольку направлена на разностороннее развитие, воспитание и социализацию личности ребенка. Предполагается формирование и развитие психомоторных, художественно - эстетических и интеллектуальных способностей учащихся, их подготовка к самостоятельной жизни в обществе, создание материально-технической базы и психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие их потенциальных возможностей, социальную защищенность в процессе доступной для них деятельности».

Полезного чтения…


Образовательная программа работы с детьми с особыми образовательными потребностями

Посмотреть Программу в полной версии

1. Пояснительная записка

Основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья - создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе. Повышению роли дополнительного образования в работе с детьми данной категории способствует сложившаяся система мероприятий на федеральном уровне.  

Понимание данной проблемы на уровне государства выразилось в принятии Федерального закона от 22.08. 2004 года № 122-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который внес существенные изменения в действующее законодательство по защите инвалидов, утвердившее право на индивидуальную программу реабилитации (ИПР). ИПР – это комплекс оптимальных для инвалида мероприятий (услуг), соответствующих его индивидуальным потребностям. Право на ИПР является одним из основных прав инвалидов, которая направлена на предоставление им равных со «здоровыми» людьми возможностей участвовать в жизни общества.

Социально-экономические перемены, происходящие в на­шей стране, находят свое отра­жение и в системе образования. Социализация и интеграция под­растающего поколения с ограни­ченными возможностями в соци­ум становится приоритетной за­дачей современного российско­го общества. Средством решения этой задачи стало дополнитель­ное образование, поэтому в последние годы учреждения до­полнительного образования все большее внимание уделяют ра­боте с такими детьми, что объяс­няется несколькими причинами:

  • все более значимыми становятся вопросы реабилитации и адаптации детей и молодежи с ограниченными возможностями;
  • обучение в специализированных учреждениях и на дому не всегда дает желаемые результаты и, в определенной мере, препятствует интеграции больных детей в социум.

По официальным данным Управления по социальной защите населения г. Сургута в городе проживает 8429 инвалидов, что составляет примерно 3% от общего населения города. Из них - 871 ребенок-инвалид.

Данная проблема и поиск вариантов ее разрешения привел к необходимости создания и реализации программы, направленной на решение ряда задач, - таких, как обучение учащихся с особыми образовательными потребностями; развитие их психомоторных, интеллектуальных, художественно – эстетических возможностей; социализация личности ребенка; подготовка к самостоятельной жизни в обществе.

Сегодня у детей есть возможность реализовать все наклонности и способности, проявив самостоятельный выбор. Адаптации детей способствует дополнительное образование, которое расширяет их кругозор, формирует положительные качества личности, обогащает их жизнь новыми интересами. Обучение и воспитание детей в специализированной группе при учреждении дополнительного образования, организация совместной деятельности со здоровыми сверстниками (участие в выставках, школьных мероприятиях и др.) будет являться первым этапом на пути адаптации и социализации. Дети с ограниченными возможностями здоровья практически постоянно находятся в состоянии стресса, давления со стороны сверстников и взрослых. Между тем ребёнок - это особый мир, постоянно меняющийся, склонный к самоусовершенствованию. Познание для него является важнейшим фактором развития и адаптации к окружающей среде, формирования его как личности.

Данная программа основана на принципах развивающего обучения и предназначена для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с такими нарушениями, как двигательная недостаточность, проблемы с произносительной стороны речи, нарушение психической деятельности в виде снижения интереса и потребности к любому активному действию и т.п.

Программа для детей с ограниченными возможностями является комплексной, поскольку направленана разностороннее развитие, воспитание и социализацию личности ребенка. Предполагается формирование и развитие психомоторных, художественно - эстетических и интеллектуальных способностей учащихся, их подготовка к самостоятельной жизни в обществе, создание материально-технической базы и психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие их потенциальных возможностей, социальную защищенностьв процессе доступной для них деятельности.

Основная цель программы - создание образовательной среды развития творческой личности ребенка с особыми образовательными потребностями.

Задачи программы:

  • Формирование интереса к познанию через творческую деятельность;
  • формирование навыков практической деятельности;
  • развитие художественного и эстетического вкуса;
  • развитие внимания, памяти, образного мышления;
  • развитие пространственного воображения;
  • развитие мотивации к профессиональной ориентации учащихся;
  • развитие и активизация двигательных возможностей, общей и мелкой моторики, зрительно–моторной координации, чувства ритма, умения ориентироваться в пространстве;
  • развитие дикционных и артикуляционных навыков и умений, активизация и обогащение словарного запаса;
  • развитие потребности к труду, к самообслуживанию и взаимообслуживанию;
  • формирование навыков адекватного восприятия окружающей действительности,
  • развитие коммуникативных навыков и дружеских отношений в коллективе

Программа включает в себя следующие дисциплины: музыкальные занятия, ритмика, театральные игры, изобразительное и декоративно - прикладное искусство.

Важнейшей характеристикой программы является её коррекционная направленность, т.е. нацеленность на приведение к норме состояний, вызванных различной   физической и психической недостаточностью (нарушение опорно–двигательной, эмоционально - психической систем, нарушение речи и мышления, отклонение в поведении, и др.). В связи с этим в содержание обучения включены разделы, направленные на формирование потребности в осуществлении доступных двигательных актов с активизацией и развитием двигательных возможностей, закрепление двигательных умений, полученных в результате специально проводимых ритмических движений с использованием звуков речи, а также воспроизведение интонаций, характера, композиции во время театрализованных представлений. Развитие восприятия, мышления, фантазии, художественного вкуса, пространственного воображения, мелкой моторики, формирование знаний и представлений об окружающем мире происходит посредством занятий изобразительным и декоративно–прикладным искусством, театральными играми и другими видами деятельности.  

В процессе обучения у детей с ограниченными возможностями здоровья появляются положительные эмоции (смех, радость, удивление), снимается напряжённость, беспокойство, озабоченность, нервозность. В коллективе налаживаются межличностные отношения, укрепляются дружеские связи, царит искренняя доверительная атмосфера. Благодаря таким занятиям, посредством творческой деятельности, ребёнок осознает и решает значимые для себя проблемы, приобретает опыт сопереживания.

Учитывая то обстоятельство, что группы формируются без соблюдения возрастной категории, укомплектованность группы должна быть от 3-х до 5 человек в зависимости от диагноза, поскольку таким детям требуется повышенное внимание преподавателей.

Индивидуальный подход создает более благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ребенка.

Программой предусмотрено объединение групп первого и второго года обучения во время проведения занятий по ритмике, театральных игр, музыкальных занятий, а также привлечение родителей и здоровых детей к участию во всех проводимых мероприятиях.Для проведения вышеперечисленных занятий необходимо «живое» музыкальное сопровождение, поэтому в учебном плане следует предусмотреть концертмейстерские часы в объеме 100% от времени, отводимого на предмет.

Занятия по изобразительному и декоративно-прикладному искусству допускается проводить как блоками (например: по четвертям – 1и 2 четверть – изобразительная деятельность, 3 и 4 – лепка; по месяцам, неделям– изо/ лепка, работа с шерстью/ кукольная мастерская и т. д .), так и в чередовании еженедельно -1 час в неделю изобразительная деятельность, 1 час в неделю работа с шерстью и т.д.

Особое внимание уделяется положительному оцениванию результатов труда учащихся, так как это позволяет им ориентироваться на произведенное действие как на образец дальнейшей деятельности.

Темы   занятий   находятся   в   определённой   ритмической   последовательности.   Повторяясь,   они усложняются   и   дают возможность связать разрозненные   впечатления в   единое представление о предмете, ритме, мелодии, движении, импровизации, цвете, композиции, форме.

Методы и средства обучения направлены на достижения максимального педагогического эффекта, формирование у каждого учащегося адекватной мотивации деятельности. Для реализации самостоятельной творческой деятельности учащихся используются следующие методы и формы обучения:

  • Методы сотрудничества преподавателя и учащихся (ситуация взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества и т.д).
  • Методы стимулирования и мотивации (поощрения).
  • Методы контроля и самоконтроля (эффективность учебно–воспитательной деятельности).
  • Репродуктивные методы (формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний).
  • Частично–поисковый (постепенная подготовка к самостоятельному решению проблем)

Формы обучения:

  • Групповые:
  • Индивидуальные.
  • Дифференцированные (по способностям учащегося).
  • Интегрированные.
  • Организация игровой деятельности.
  • Тестирование, анкетирование, групповые тренинги.
  • Коллективные экскурсии, участия в выставках, беседы, обмен впечатлениями.
  • Досуговые мероприятия

Даная программа состоит из 3 блоков: образовательного, здоровьезберегающего и социализирующего.

Образовательный блок

Образовательный блок ориентирован на освоение и усвоение знаний, умений и навыков в области художественного и декоративно–прикладного искусства. Значительное внимание уделяется развитию музыкально-двигательных, ритмических, речевых возможностей; образного и пространственного мышления; развитию логического мышления – к которому относятся вывод, суждение и понимание, концентрации внимания, а также тому, чтобы у детей постоянно сохранялось стремление, интерес к овладению познавательными навыками.

Здоровьесберегающий блок

В процессе занятий по ритмике с применением элементов эвритмии для детей с ограниченными возможностями здоровья (с учетом их индивидуальных возможностей) работа начинается с расслабляющихся упражнений плечевого, локтевого и других суставов, - с целью активизации и закрепления двигательных возможностей и умений. В комплекс подобных упражнений включаются упражнения с использованием таких предметов как: мячи, гимнастические палки, обручи и др. Такие упражнения ведут к нормализации кровообращения, исправлению осанки, развитию чувства ритма, ловкости; способствуют развитию речи (упражнения с определенной последовательностью гласных и согласных звуков, заучивание стихотворений, песен, поговорок в различных темпах, ритмах, как с музыкальным, так и без музыкального сопровождения, с использованием ритмических упражнений).

Во время проведения занятий по изобразительному и декоративно–прикладному искусству в обязательном порядке проводится гимнастика на расслабление мышц рук, шеи, спины, глаз. Выполняются ритмические упражнения на развитие мелкой моторики (движения руками, пальцами, кистями рук, движения ног). Такая гимнастика позволяет учащемуся снять напряжение после кропотливой работы. Программой предусмотрены совместные походы на природу, что дает возможность ребенку раскрыть себя с другой стороны, развиваются коммуникативные способности.

Социализирующий блок.

Основными задачами этого блока является формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья коммуникативных умений, расширение круга общения, диагностика развития учащихся.

В основном развитие коммуникативных умений осуществляется в связи с определенным конкретным делом: совместное участие детей, преподавателей, родителей, друзей учащихся школы в театрализованных спектаклях, посещение выставочных залов, проведение досуговых мероприятий: «День именинника», Новый год, праздник Рождества, участие во внутришкольных, выставках, конкурсах, фестивалях разного уровня и т.д.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на четыре года обучения (238 учебных часов в год) и предназначена для детей 7-14 лет.

В первом классе учащиеся получают элементарные основы по преподаваемым предметам, а во втором и последующих классах знакомятся с более сложными приемами работы, углублённо изучают виды изобразительного и декоративно- прикладного искусства. Во втором полугодии 4 класса выполняют самостоятельную практическую работу по выбору. Выполняют более сложные ритмические упражнения, связанные с опорно–двигательной, слуховой, речевой системой.

Занятия   проводятся 4 раза в неделю (7 учебных часов).

Образовательный блок:

  • Музыкальные занятия                                   - 1 час в неделю;
  • Театральные игры                                         - 1 час в неделю;
  • Работа с шерстью                                           - 1 часа в неделю;
  • кукольная мастерская                                   - 1 часа в неделю;
  • Изобразительное искусство                         - 1 часа в неделю;
  • Лепка                                                               - 1 часа в неделю;

Здоровьесберегающий блок:

  • Ритмика (с элементами эвритмии)     -1 час в неделю

Социализирующий блок (беседы, экскурсии, выставки, театрализация) – реализуется в течение учебного года.

Задачи первого года обучения:

  1. Познакомить учащихся с художественно - эстетическим и декоративно – прикладным искусством;
  2. познакомить с терминологией, простейшими способами и приемами работы;
  3. познакомить с основами изобразительной грамоты, опирающейся на художественную специфику реалистического искусства;
  4. формировать навыки использования инструментов, материалов, составления эскизов с помощью преподавателя;
  5. развивать художественно – творческую способность зрительного восприятия, чувство цвета, композиционную культуру, пространственное мышление, фантазию;
  6. формировать и развивать общую музыкальность;
  7. развивать общую и мелкую моторику, чувство ритма;
  8. развивать речевые и двигательные умения;
  9. формировать навыки общения с взрослыми и сверстниками;
  10. развивать память, произвольное внимание, воображение;
  11. прививать устойчивый интерес к занятиям.
  12. прививать умение работать в коллективе;
  13. способствовать воспитанию культуры поведения, формированию коммуникативных навыков.

Предполагаемые результаты                   

К концу 1 года обучения учащиеся:

Знают:

  • элементарные термины, предусмотренные программой;
  • способы и приемы работы;
  • способы получения составных цветов, оттенков одного и того же цвета, светлых и темных оттенков;
  • начальные основы цветоведения и композиции;
  • предусмотренные программой музыкально-двигательные упражнения и игры;
  • тексты песен, попевок.

умеют:

  • правильно заполнять всю поверхность листа элементами изображения, с расположением создаваемого рисунка на плоскости;
  • передавать смысловые связи предметов в сюжетном  рисунке;
  • выполнять зарисовки несложных эскизов (схем) с помощью преподавателя;
  • работать с лекалом, инструментами;
  • выбирать величину изображения предметов в соответствии с размером работы;
  • передавать плановость пространства (ближе - ниже, дальше - выше);
  • выполнять по показу преподавателя несложные музыкально-ритмические движения;
  • исполнять с помощью преподавателя попевки с музыкальным сопровождением и без него;
  • работать в коллективе.

   Задачи второго года обучения:

  1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
  2. изучать новые способы и приемы работы, закреплять и отрабатывать изученные приемы;
  3. познакомить с простейшими характеристиками материаловедения (растительные,     животные, искусственные, синтетические, натуральные);
  4. развивать эстетический вкус в процессе творческого поиска;
  5. развивать и совершенствовать общие музыкальные способности;
  6. закреплять и совершенствовать ранее приобретенные музыкально-двигательные умения и навыки;
  7. развивать музыкальную память, слуховое и зрительное внимание;
  8. развивать образное мышление и воображение;
  9. формировать художественно-эстетический вкус;
  10. развивать чувство ритма, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;
  11. развивать эмоциональную сферу учащихся;
  12. создавать благоприятную атмосферу, способствующую творческому труду;
  13. воспитывать потребность работать в коллективе.

Предполагаемые результаты

К концу 2 года обучения учащиеся:

Знают:

  • элементарные термины, предусмотренные программой;
  • способы и приемы работы;
  • характеристику натуральных и искусственных тканей;
  • названия изучаемых литературных и музыкальных произведений;
  • первоначальные приемы игры на ударных музыкальных инструментах;

умеют:

  • умеют изобразить пейзаж характерный для данного времени года;
  • передавать зрительное уменьшение удаленных предметов;
  • оформлять края изделий;
  • с помощью преподавателя составлять несложные композиционные решения;
  • самостоятельно решать поставленные преподавателем задачи;
  • с помощью преподавателя выполнять музыкально-ритмические и игровые действия под музыку; простейшие ритмические рисунки на музыкальных ударных инструментах;
  • воспринимать и стараться передавать в движении характер музыки;
  • вместе с преподавателем исполнять несложные попевки и песни с музыкальным сопровождением;
  • ориентироваться в пространстве;
  • уверенно работать в коллективе со сверстниками.

Задачи третьего года обучения:

  1. Развивать стремление к творчеству, саморазвитию и самореализации;
  2. изучать новые способы и приемы работы, закреплять и отрабатывать изученные приемы в работе с шерстью, тканью, в живописи;
  3. развивать умение передавать пространство с учетом линии горизонта;
  4. формировать умение находить композиционно – смысловой центр, для создания единого целого через выразительную роль деталей;
  5. развивать музыкально-эстетическое сознание учащихся через воспитание умения эмоционально воспринимать, эстетически переживать музыку;
  6. формировать новые музыкально-ритмические и игровые умения, закреплять ранее изученные;
  7. способствовать укреплению и развитию опорно – двигательного аппарата,
  8. совершенствовать общую и мелкую моторику учащихся;
  9. способствовать развитию речевого аппарата учащихся, расширять и активизировать их словарный запас;
  10. формировать умение выполнять образно-игровые действия с куклами (с помощью преподавателя);
  11. развивать эмоционально-волевую сферу, коммуникативные навыки учащихся;
  12. развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку,

музыкально-ладовое чувство);

  1. формировать навыки самостоятельной работы и проектирования;
  2. развивать художественно-эстетический вкус; воображение, ассоциативное мышление;
  3. воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, умение проявлять выдержку и терпение в работе.

Предполагаемые результаты

К концу 3 года обучения учащиеся:

Знают:

  • законы доминанты, пропорциональность с композиции;
  • правила объемного изображения предметов;
  • музыкальные и литературные произведения, ритмические упражнения и игры, предусмотренные программой.

умеют:

  • передавать пространство с учетом линии горизонта;
  • находить композиционно – смысловой центр для создания единого целого через выразительную роль деталей;
  • передавать возможности световой среды и цветовых нюансов;
  • изготавливать без помощи преподавателя различные панно в различной технике;
  • свободно составлять схемы и эскизы работ;
  • действовать по сигналу педагога, уверенно ориентироваться в пространстве;
  • самостоятельно или с помощью педагога исполнять ритмические и музыкальные композиции, образно-игровые действия под музыку;
  • самостоятельно или с помощью педагога исполнять небольшие музыкальные произведения на ударных музыкальных инструментах;
  • вести беседу со сверстниками и взрослыми;
  • с помощью взрослых руководить куклами;
  • пользоваться атрибутикой для миниспектаклей;
  • правильно оценивать свои и чужие поступки, адекватно реагировать на замечания педагога.

Задачи четвертого года обучения:

  1. Содействовать развитию мыслительной и творческой активности учащихся при реализации творческих замыслов;
  2. приобщать к традициям русской культуры, воспитывать уважительное отношение к разным видам народных промыслов;
  3. создавать условия для приобретения навыков и умений самостоятельной работы;
  4. развивать музыкальный слух, интонационно-ладовое чувство.
  5. совершенствовать приобретенные навыки в музыкально-ритмической и театрально-игровой деятельности;
  6. учить создавать собственные музыкально- ритмические композиции и игры на основе ранее полученных знаний и умений;
  7. учить импровизировать на музыкальных ударных инструментах;
  8. активизировать интерес к отечественному и зарубежному музыкальному искусству.

Предполагаемые результаты

К концу 4 года обучения учащиеся:

Знают:

  • всю предусмотренную программой терминологию;
  •  алгоритм разработки творческих работ;
  • правила поведения в коллективе.

Умеют:

  • самостоятельно выполнить творческую работу;
  • создавать композиционное и цветовое решение;
  •  самостоятельно разработать изделие с элементами авторского решения;
  • исполнять самостоятельно и с помощью педагога выученные песни, попевки, хороводы;
  • создавать собственные музыкально- ритмические композиции и игры на основе изученного материала;
  • создавать несложные импровизации на музыкальных ударных инструментах, играть в оркестре;
  • составлять с помощью взрослых короткие сценарии для изготовленных самостоятельно кукол;
  • принимать участие в творческом показе для родителей.

По окончании изучения каждой темы проводится анализ проделанной работы, -   как преподавателем, так и учащимися, что дает детям возможность выразить свое мнение по поводу достигнутого результата и отметить успехи друг друга.

На протяжении четырех лет ведется наблюдение и контроль за развитием учащихся, их личными достижениями. Отслеживается также результат выполнения поставленных целей и задач программы по каждому году обучения. Регулярно проводится индивидуальная и коллективная рефлексия, тестирование, интервьюирование родителей и учащихся.

Диагностика

Программой предусмотрены следующие методы диагностики: анкетирование, беседа, наблюдение с целью выявления уровней развития коммуникативных способностей обучающихся.

Результаты освоения программы

  1. Приобретение учащимися умений и навыков по предлагаемому виду искусств.
  2. Развитие творческих способностей детей.
  3. Осознанный выбор собственного образовательного маршрута.
  4. Создание обучающимися творческих работ по собственному замыслу.
  5. Формирование и развитие общекультурного уровня.
  6. Формирование и развитие коммуникационных навыков.
  7. Повышение уровня самооценки и уверенности в себе.

Критерии оценки результатов

  1. Способность ребенка с ОВЗ к общению со сверстниками и участниками образовательного процесса.
  2. Проявление самостоятельности и активности в творческой деятельности.
  3. Стремление к самореализации.
  4. Адекватная положительная самооценка.
  5. Положительная динамика (улучшение состояния) физического и психологического здоровья.

Условия реализации программы

  1. Наличие отдельного кабинета для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Контингент детей.
  3. Спонсорская и родительская помощь.
  4. Связи с общественностью.
  5. Наличие методической и дидактической литературы по каждому блоку программы.
  6. Обеспечение квалифицированными кадрами (преподаватели по профилю, концертмейстер)
  7. Материально-техническое обеспечение.
  8. Материалы и реквизит для работы (шпагат, веревка, бисер, кольца, шерсть, ткань, синтепон, коврики, спортивные палки, кольца, мячи, флажки, видео- и аудиозапись музыкальных произведений и др.)
  9. Наличие автотранспорта.

Литература

Для преподавателей:

  1. Загвозкина В.К. Учебные программы вольдорфских школ. М.: Народное образование, 2005г.
  2. Кенинг К.,Фон Армин Г., Хербегр У. Понимание речи и лечение речи. Антропософский центр социальной терапии, 2006г.
  3. Кулькова Е.Я., Бартенева С.Г., Шишнанцева Э.А. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями. Сургут, 2000г.
  4. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. М.:Академия, 2001г.
  5. Дети – инвалиды. Федеральная программа.
  6. Вестник лечебной педагогики и социальной терапии №1. Изд-во «Деметра», 2007г.
  7. Карин Нойфюту. «Оживи куклу». Москва , 2002г.
  8. Народное искусство в воспитании детей/Под ред. М.М. Комаровой. М.: Российское педагогическое агентство, 1997г.
  9. Шпикалов Т.Я., Г.А. Поровский. Возвращение к истокам. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000г.
  10. И.М. Галичев, Е.А., Забара, В.М. Ипполитова. Дети с отклонением в развитии. Методическое пособие/ Составитель Н.Д. Шматков. М.: «Аквариум», 1997г.
  11. Т.Г. Григорьева. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1999г.
  12. Г.А. Карпова. Педагогическая диагностика семьи. Екатеринбург, 1995г.
  13. М. Калинин. Детский церебральный паралич с психофизическими нарушениями, СПБ: Питер Ком, 1998г.
  14. И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. Технологии обучения и воспитания детей с нарушением опорно–двигательного аппарата. Учебное пособие для студентов. М.: Издательский центр «Академия», 2001г.
  15. А.С. Прудченков. Тренинг коммуникативных умений. Методические разработки занятий. М.: Новая школа, 1993г.
  16. И.П. Подласый. Учебное пособие для студентов. М.: «Владос», 2001г.
  17. Д.Б Аттие Литхарт, Живопись в образовании, 2006г.
  18. К. Наири. Опыт вальдорфской школы. М.,2005г.
  19. С. Ловяги., А. Куцын, В. Загвордкин. Театр в школе. М.: Центр вальдорфской педагогики, 1996г.
  20. К. Кениг. Развитие чувств и телесный опыт. Калуга: «Духовное познание», 2002г.
  21. М.Глеклер. Способности и нарушения. Практические указания по вопросам воспитания и судьбы. Екатеринбург, 2004г.
  22. Е.Мейс-Кристеллер. Художественная терапия на практике. Екатеринбург, 2002г.
  23. О. Кооб. Темная ночь души/ Пути выхода из депресии. М.: Просветительский фонд «Эвидентис», 2006г.
  24. Романов А.А. Направленная игровая терапия агрессивности у детей. – М., 2004г.
  25. Дыкман Л.Я. Гармоничный ребенок. Как этого достичь?.. Труд, игры, творчество, праздники года. СПб., 2003г.
  26. Домогацкая И.Е. Программа по предмету «Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет». М., 2004г.
  27. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль, 2006г.
  28. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М., 2005г.
  29. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. СПб., 1997г.
  30. Нотная хрестоматия к учебному комплекту «Музыка». 1,2,3,4 классы / Сост.: Надолинская Т.В., Лушкина А.В. Таганрог, 2000г.
  31. Музыка в школе: Песни и хоры для учащихся начальной школы / Сост. Г.П. Сергеева. М., 2000г.
  1. Медведева Е.А., Шашкина Г.Р., Комиссарова Л.Н., Сергеева О.Л. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. – М., 2002г.
  2. Касицына М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. – М., 2007г.
  3. Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста. -           СПб., 2004г.
  1. Терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусства. – М., 2006г.
  2. Титова О.В. Справа – слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. М., 2004г.
  1. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М.,1999г.
  1. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа. Методическое пособие. СПб., 2002г.
  1. Метиева Л.А., Удалова Э.Я.Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. М., 2008г.
  2. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения (Основы коммуникации): Программа развития личности ребенка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). СПб., 1996г.
  3. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками. СПб., 2006г.

Для детей

  1. Синицина Е. Умелые пальчики. М.: Цитадель, 1998г.
  2. Соколовская М.М. Узелок на память. Школа декоративного плетения. М.: Прометей, 1990г.
  3. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1981г.
  4. Кузьмина Азбука плетения. Легкомбытиздательство,1991г.
  5. С. Калмыков. Азбука бисероплетения. СПб.: Велена, Практическое пособие. 1998г.
  6. Н.В.Малеванная. Рукоделие. Ижевск: Алфавит, 1998г.
  7. Х.Рос, П. Эстаделла. Давайте поиграем с цветом. Клуб семейного досуга. Белгород, 2007г. 

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2000 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6534 677