Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Ведение живописи гуашью по фактурной поверхности с последующей проработкой мастихином и масляной пастелью
6 минут 3409 1118

Ведение живописи гуашью по фактурной поверхности с последующей проработкой мастихином и масляной пастелью

Mamonov fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Мамоновым Евгением Терентьевичем, преподавателем МБУ ДО "Детская художественная школа декоративно-прикладного искусства" г. Сургута Тюменской области. Сегодня Евгений Терентьевич с радостью предлагает вашему вниманию Мастер-класс «Ведение живописи гуашью по фактурной поверхности с последующей проработкой мастихином и масляной пастелью». Статья будет интересна преподавателям ДХШ и ДШИ.

Краткий комментарий к статье от Евгения Терентьевича:

«Социализация и интеграция подрастающего поколения с ограниченными возможностями в социум становится приоритетной задачей современного российского общества».

Творческого чтения…


Ведение живописи гуашью по фактурной поверхности с последующей проработкой мастихином и масляной пастелью

Посмотреть статью в полной версии с фотографиями

Цель: Знакомство с технологией выполнения живописи с последующей проработкой мастихином.

Задачи: Изучение ведения живописи с последующей проработкой мастихином, практическое освоение приемов исполнения.

Наглядный материал: работы худ. Мамонова Е.Т. и обучающихся выполненные в данной технике.

Оборудование: натюрморт из 2-3 предметов быта (фото № 2), бумага,  кисти, акриловый грунт, гуашь, масляная пастель, мастихины, тряпки, бумажные салфетки (фото № 1).

План проведения.

1) Вводная часть

2) Основная часть.

3) Практическая часть.

1) В вводной части мастер-класса рассказывается о живописи с последующей проработкой мастихином, показываются работы выполненные в этой технике. Суть техники состоит в том, что работа ведется по акриловой фактуре нанесенной на предварительный рисунок с последующим подмалевком кистью, проработкой мастихином и дополнительной цветовой и фактурной доводкой масляной пастелью.

2) В основной части рассказывается о технологии живописи по фактуре, чередовании работы кистью и мастихином, с последующей проработкой масляной пастелью.
Анализируя разнообразные живописные фактуры, мы раскрываем перед собой художественное произведение с нескольких сторон. В фактуре заложены знания и навыки ремесленные: как можно использовать те, или иные краски, грунты, основы, чтобы создать качественную живопись, которая могла бы просуществовать долгие годы. По состоянию живописной поверхности картины можно судить о склонностях художника к использованию различных материалов, свойственных ему приемах работы. Но в то же время, работая теми или иными материалами, учитывая их особенности, художник подчиняет их воплощению своего замысла, он предвидит результат - художественный образ. Значит, фактура не сводится к навыкам ремесла, она носит творческий характер. Художник видит свой замысел не только в композиционном построении, колористическом решении, но и в конкретной материальной форме. Оценивая, насколько содержательная сторона художественного произведения уравновешена и поддержана красивой и выразительной техникой, целесообразностью фактурных решений, можно определить уровень мастерства художника.

3) Начинаем работу с  подготовительного рисунка (фото №1).  Затем приступаем к нанесению фактурного фона. Для этого по предварительному рисунку с натуры наносим мастихином слои акрилового грунта по форме изображения в натюрморте (фото № 4, 5).  По фактурному слою  работаем красками цветом. Начинаем работу так же с фона. Для этого берем нужное количество краски на палитру и наносим ее  кистью  различными по направлению  движениями по форме изображаемых предметов, покрывая таким образом всю поверхность холста или картона (фото № 6,7).  Слой краски для фона должен быть не очень толстым, но достаточным, чтобы сквозь него не просвечивала рабочая поверхность.

Как работать мастихином.

Мастихин, как никакой другой инструмент позволяет выразить всю силу звучания той или иной краски, наиболее полно раскрыть цвета и их сочетания, создать красивую и сложную фактуру на поверхности картины, что позволяет моделировать и объем изображаемых образов и предметов, дает большие возможности для импровизации в ходе творческой работы.

Для нанесения краски мастихином возьмите два или три различных цвета (например, кадмий желтый и кобальт синий, или кадмий красный и белила, кадмий оранжевый и краплак и т.д.) и слегка их перемешайте (не полностью), до получения неоднородного мраморного эффекта. Полученную краску набираем на кончик мастихина, на его нижнюю часть, поставив мастихин торцом и как бы соскребая им краску с палитры, если краски набралось слишком много и она свисает с краев мастихина, ее излишки можно удалить о палитру.

Наносим цвет начиная с края и двигаясь к центральной части  изображаемого предмета.  Придерживая мастихин большим пальцем, ставим его в то место, где находится край предмета и плавным движением по направлению  формы наносим краску, растирая ее к центру, вначале только прикасаясь к картинной плоскости и постепенно как бы вдавливая мастихин (фото №8).

На завершающем этапе мы уточняем, прорабатываем форму изображаемых предметов, выявляем более детально светотеневые участки. Усложняем цвет.  На этом же этапе можно с помощью масляной пастели дополнительно проработать цветом фактуры, вылепленные мастихином, создать дополнительный рельеф  мастихином, или что-то подправить (фото №9).

Завершение работы (фото №10)

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2344 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2181 608