Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности (в рамках ФГОС) «Народная игрушка»
18 минут 3074 980

Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности (в рамках ФГОС) «Народная игрушка»

Tuhtarova foto copyДорогие друзья, сегодня Тухтарова Мадина Даниловна, методист МБУ ДО «Детская художественная школа декоративно-прикладного искусства» г. Сургута Тюменской области, с радостью предлагает вашему вниманию Дополнительную образовательную программу по внеурочной деятельности (в рамках ФГОС) «Народная игрушка». Программа будет полезна для учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования.

Краткий комментарий к статье от Мадины Даниловны:

«Дополнительная образовательная программа «Народная игрушка» является программой культурологической направленности. Основное содержание программы составляет знакомство с художественными промыслами народной детской игрушки и ее образно-эстетическим богатством через практическое освоение обучающимися технологии ее изготовления и коллективный творческий труд. Таким образом, занятия по программе расширяют кругозор детей, приобщают их к отечественной культуре, содействуют их творческому развитию».

Творческого чтения…


Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности (в рамках ФГОС) «Народная игрушка»

Посмотреть Программу в полной версии

Пояснительная записка

Направленность программы, педагогическая целесообразность

Дополнительная образовательная программа «Народная игрушка» является программой культурологической направленности. Основное содержание программы составляет знакомство с художественными промыслами народной детской игрушки и ее образно-эстетическим богатством через практическое освоение обучающимися технологии ее изготовления и коллективный творческий труд. Таким образом, занятия по программе расширяют кругозор детей, приобщают их к отечественной культуре, содействуют их творческому развитию. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскать.

Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Именно лепка учит выражать свои чувства и мысли. Если хотите, чтобы ребёнок красиво писал, мастерил, рисовал, занимался рукоделием, дайте ему в руки пластилин, тесто, глину или другие пластичные материалы.

Новизна программы

В такой многонациональной стране как Россия особую актуальность приобретает сбалансированный подход к воспитанию у детей уважения к истории, традициям своего народа и народов, населяющих нашу страну. Знакомство с народным декоративно-прикладным творчеством России способствует формированию национального самосознания, взаимопроникновению культур, воспитывает чувство взаимопонимания между народами, формирует этническую толерантность.

Актуальность программы

Данная программа позволяет создать условия для самореализации  личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Исходя из этого, данная программа опирается на следующие принципы:

  • принципы культуросообразности  -  ориентация на потребности детей, адаптацию к современным условиям жизни общества, учитывая культурные традиции родного края;
  • принципы природосообразности  -  учёт возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в разные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка);
  • принцип дифференцированности и последовательности  -  в программе чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приёмов работы, разумно чередуется нагрузка;
  • принцип креативности  -  развитие творческих способностей ребёнка, выражающееся в том, что в ходе реализации данной программы доминирует творческое начало и творчество, рассматриваемое как критерий оценки личности и отношений в коллективе;
  • принцип гуманизации  -  ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческого социума, предполагает уважительное отношение к личности обучающегося.

Возраст обучающихся, режим занятий, сроки реализации программы.

Настоящая образовательная программа предназначена для обучения детей 7 лет и рассчитана на 4 года. Занятия проходят по один раз по 2 часа в неделю, что составляет по 72 часа на год обучения.

Цель программы:

раскрытие и развитие творческих способностей и задатков, через занятия лепкой народной игрушки и изучения устного народного творчества.

Образовательные:

  • Обогащать сведения детей о народном творчестве и культуре русского народа.
  • познакомить детей с народными промыслами: Филимоновская игрушка, Дымковская игрушка.
  • Познакомить с календарными праздниками и обрядами, происхождением праздников, их связь с природой.
  • познакомить их с основными способами и техническими приемами обработки глины и изготовления керамических изделий;
  • познакомить с историей возникновения древнеславянских оберегов.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, любознательность к русской народной культуре.
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать образное мышление, эмоциональную сферу, зрительную память, наблюдательность;
  • формировать художественный вкус,

Воспитательные:

  1. приобщать к труду через освоение народного промысла;
  2. воспитывать внимательность, терпение, старательность;
  3. воспитывать уважение к духовным и нравственным ценностям, к культуре русского народа.

Отличительные особенности программы от аналогичных по профилю

Отличительными особенностями настоящей программы от аналогичных по профилю является следующее:

  • изучение народного прикладного творчества осуществляется во взаимосвязи с традиционным укладом жизни и в контексте народного календаря. Такой подход вводит детей в мир народного творчества как особое этнокультурное пространство и способствует формированию целостных представлений о национальной русской культуре, народном миропонимании, этических и эстетических ценностях.

Традиционный русский календарь с его мерным ритмичным чередованием труда и праздников сообразен естественным природным ритмам. Каждому времени года присущи свои особенные виды деятельности людей, в том числе и занятия народными промыслами. Исконно на Руси временем для творчества были долгие зимние вечера, а также периоды подготовки к большим христианским праздникам. Позже, с развитием капиталистических отношений отдельные народные промыслы получили широкое развитие и отошли от традиционного народного календаря (хохлома, гжель, плетение кружев и т.д.), однако их единение с духовными корнями народного творчества оставалось по-прежнему крепким.

Практический и теоретический разделы программы систематизированы с учетом основ народной педагогики, современной дидактики и возрастной психологии детей.

Основные содержательные блоки

Программа по художественной лепке из глины знакомит с традициями народных промыслов и технологией изготовления филимоновской, дымковской игрушки. Практическая часть занятий опирается на закономерности, лежащие в основе народных промыслов, и включает следующую технологическую последовательность в изготовлении глиняной игрушки: лепку, сушку, обжиг, побелку, роспись. Освоение промысла предваряют занятия, посвященные знакомству с основными способами лепки: пластическим, комбинированным, конструктивным.

В целом в компоновке содержания используется логика последовательного введения ребенка в мир культуры через познание культуры своего народа средствами художественной лепки, поэтому системообразующим элементом содержания является мир образов народной культуры, который представлен следующими сквозными тематическими блоками:

1 год обучения:

  1. Народный календарь (Осенины, Масленица);
  2. Мир традиционной филимоновской, дымковской игрушки.

2 год обучения:

  1. I.       Народный календарь (Рождество, Пасха);
  2. II.     Мир традиционной каргапольской игрушки и изделий по мотивам гжельских мастеров.

Форма занятий

Учебные занятия проходят в групповой форме, содержат теоретическую и практическую части. Основные разделы занятия: вводная часть (включающая в зависимости от темы урока рассказ о народных календарных традициях, об эстетических или технологических особенностях того или иного промысла и др.), объяснение и показ технологических приемов, эскизная работа, работа в материале (лепка), подведение итогов. Программа включает занятия в форме выставки, экскурсии в музеи, в форме народных праздников.

Методические рекомендации к организации занятий по программе.

Проведение занятий в кружке предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией старинных вещей, репродукций, посещение выставок, музеев, а так же практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации в виде занятий по декоративно-прикладному искусству (лепка народной игрушки), разучивания русских народных пословиц, поговорок, закличек.

Управление процессом осуществляется через создание условий, реализацию творческого потенциала детей, самостоятельную деятельность, приобретение навыков и умений. При этом следует учитывать желание и тягу каждого участника праздника, его психологический настрой.

Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов

На занятиях целесообразно применять поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических упражнений при работе в материале и творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого ребенка.

Подведение итогов по тематическим разделам проводится в следующих формах: творческая работа по определенному заданию (по модели или в стиле), авторская творческая работа (изделие) по самостоятельно изготовленному эскизу; коллективная многофигурная или сюжетная композиция, выставка (внутри школьная, городская). Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к народному творчеству, их участие в мероприятиях и жизнедеятельности в образовательных учреждениях.

Ожидаемые результаты обучения

К концу 1 года обучения дети будут:

  1. Иметь представления о народных календарных праздниках ( Осенины, Масленица).
  2. Иметь представления о своеобразии филимоновской, дымковской игрушек, особенностях ее росписи,
  3. Знать оборудование, необходимое для художественной лепки, и основные понятия технологии (глина, состав глины, цвета глины, кисти, краски, роспись, обжиг), технику безопасности;
  4. Уметь работать в материале пластическим способом лепки, разминание глины, применять основные технические приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, защипывание и др).

В течение года проводятся итоговые выставки по темам: «Филимоновская игрушка», «Рождество Христово», «Дымковская игрушка», «Пасхальное яйцо» (стилизация под Филимоновскую игрушку)».

К концу 2 года обучения дети будут:

  1. Иметь представления о народных календарных праздниках (Рождество, Пасха).
  2. Иметь представления о своеобразии каргапольской игрушки, изделий по мотивам гжельских мастеров, особенностях их росписи,
  3. Знать оборудование, необходимое для художественной лепки, и основные понятия технологии (глина, состав глины, цвета глины, кисти, краски, роспись, обжиг), технику безопасности;
  4. Уметь работать в материале скульптурным способом, комбинированным способом.
  5. Применять основные технические приемы лепки (лепка посуды из жгутов, пластин, глиняных шариков).

В течение года проводятся итоговые выставки по темам: «Каргапольская игрушка», «Рождество Христово», «Гжель».

Содержание программы 1 года обучения

Раздел 1. Введение. Русская культура – часть мировой культуры. Связь русской культуры с культурами других народов.2 час.

Раздел 2.Русский народный календарь. 8 час.

Тема 2.1. знакомство с календарными праздниками и обрядами, происхождением праздников, их связь с природой.

Тема 2.2. подготовка и проведение праздника «Осенины», связь праздника с окончанием полевых работ и христианским праздником «Покров»;

Тема 2.3. Знакомство с зимним праздником «Рождество». Происхождение праздника, его исторические корни.

Тема 2.4. Подготовка и проведение   праздника «Масленица»; сырная неделя, блины – символ Солнца.

Тема 2.5. Знакомство с календарными и христианскими праздниками и обрядами весеннего периода, происхождение праздников, их связь с природой.

Тема 2.6. «Пасхальный благовест».

Раздел 3. Народное искусство. 48 час.

Тема 3.1. Знакомство с народным творчеством. Лепка народных игрушек из глины.

Тема 3.2 Лепка из целого куска. Скульптурный способ лепки. Лепка петушка

Тема 3.3.Лепка из целого куска. Скульптурный способ лепки. Лепка петушка

Тема 3.4.Игрушка в русской народной культуре. Её бытовое назначение и символическое значение.

Тема 3.5. Знакомство с народной глиняной игрушкой (филимоновская).

Тема 3.6.Лепка игрушек по мотивам филимоновских мастеров.

Тема 3.7.Роспись игрушек по мотивам филимоновской игрушки.

Тема 3.8.Ознакомление с историей возникновения древнеславянских оберегов.

Тема 3.9.Лепка колокольчика в виде фигурки человека. Стилизация образа.

Тема 3.10. Знакомство с народной глиняной игрушкой (дымковская).

Тема 3.11. Лепка игрушек по мотивам дымковских мастеров.

Тема 3.12.Роспись игрушек по мотивам дымковских мастеров.

Раздел 4.Экскурсии. 2 час

Экскурсии в историю.

Раздел 5. Итоговые занятия. 6 час.

Осенины. Масленица

Материалы и оборудование для занятий по декоративной лепке

Материалом для декоративной лепки является глина — продукт разрушения горных пород.

Содержание программы 2 года обучения

Раздел 1. Введение. Русская культура – часть мировой культуры. Связь русской культуры с культурами других народов.2 час.

Раздел 2.Русский народный календарь. 8 час.

Тема 2.1. знакомство с календарными праздниками и обрядами, происхождением праздников, их связь с природой.

Тема 2.2. подготовка и проведение праздника «Сергей Капустник», связь праздника с окончанием полевых работ и христианским праздником «Покров»;

Тема 2.3. Знакомство с зимним праздником «Рождество». Происхождение праздника, его исторические корни.

Тема 2.4. Подготовка и проведение   праздника «Масленица»; сырная неделя, блины – символ Солнца.

Тема 2.5. Знакомство с календарными и христианскими праздниками и обрядами весеннего периода, происхождение праздников, их связь с природой.

Тема 2.6. «Пасхальный благовест».

Раздел 3. Народное искусство. 50 час.

Тема 3.1. Знакомство с народным творчеством. Лепка народных игрушек из глины.

Тема 3.2 Лепка из целого куска. Скульптурный способ лепки. Лепка петушка

Тема 3.3.Лепка из целого куска. Скульптурный способ лепки. Лепка петушка

Тема 3.4.Игрушка в русской народной культуре. Её бытовое назначение и  символическое значение.

Тема 3.5. Знакомство с народной глиняной игрушкой (каргапольская).

Тема 3.6.Лепка игрушек по мотивам каргапольских мастеров.

Тема 3.7.Роспись игрушек по мотивам каргапольской игрушки.

Тема 3.8.Ознакомление с историей возникновения древнеславянских оберегов.

Тема 3.9.Лепка колокольчика в виде фигурки человека. Стилизация образа.

Тема 3.10. Знакомство с народной глиняной игрушкой (гжель).

Тема 3.11. Лепка игрушек по мотивам гжельских мастеров.

Тема 3.12.Роспись игрушек по мотивам гжельских мастеров.

Раздел 4.Экскурсии. 2 час

Экскурсии в историю.

Раздел 5. Итоговые занятия. 6 час.

Сергей Капустник.

Список использованной литературы.

  1. Алексеев С.П. 100 рассказов из русской истории. М.: Просвещение. 1991г.
  2. Аникин А. Русские пословицы и поговорки. – М.,1988.
  3. Астапенко М.П. Краткое пособие по истории донского края, - Ростов н/Д: изд. Рост. Ун-та, 1995г.
  4. Бесова М.А. Сценарии праздников в начальной школе. – Ярославль, Академия холдинг, 2002г.
  5. Будур Н, Панкеев И. Праздник Рождества, Москва, Бета – Сервис, 1998г.
  6. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России – М., 1994.
  7. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. – М., 1981.
  8. Закон РФ «Об образовании».
  9. Календарные обычаи и обряды. М.: Наука, 1978г.
  10. Каршинова Л.В. Народная культура. Методическое пособие. – М., 2001.
  11. Круглый год. Русский земледельческий календарь. /Сост.А.Ф.Некрылова. – М., 1991.
  12. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987.
  13. Народная культура: Авторские программы. /Под ред. Т.Пигиловой. Подольск, 1994.
  14. Науменко Г.М. Народное детское поэтическое творчество, М.: Центрполиграф, 2001г.
  15. Науменко Г.М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках, М.: Центрполиграф, 2001г.
  16. Науменко Г.М. Русские народные детские песни и сказки с напевами, М.: Центрполиграф, 2001г.
  17. Науменко Г.М. Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы. – М., 1996.
  18. Панфилов В.В. По старому русскому обычаю. Сборник обрядовых представлений и праздников.- М.: РИГ, 1997г.
  19. Петровский В.А. Быть личностью. – М.,1990.
  20. Петровский В.А. Личность в психологии. – Ростов-на-Дону,1996.
  21. Петровский В.А. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.,1996.
  22. Потешки. Считалки. Небылицы. /Сост. А.Н.Мартынова. – М., 1989.
  23. Праздников праздник. Православный сборник о Пасхе, Москва: Молодая гвардия, 1993г.
  24. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. /Собранные М.Забылиным: Репринтное воспроизведение издания 1880 года. – М., 1989.
  25. Русские народные песни: Сб. /Сост. Ю.Зацарный. – М., 1979.
  26. Русский фольклор. /Сост. В.Аникин. – М., 1986.
  27. Сборник русских народных пословиц и поговорок. /Сост. А.Жигулев. – М., 1989.
  28. Тарабарина Т.И. Елкина Н.Р. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки.- Ярославль: Академия развития, 1997г.
  29. Янин В. История и культура древнерусского города. – М., 1989.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2346 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2185 608