Дорогие друзья, мы рады представить вам Гранчук Елену Александровну, педагога-психолога МДОАУ «Детский сад № 1 «Светлячок» общеразвивающего вида» г. Ясный Оренбургской области. Сегодня Елена Александровна предлагает вашему вниманию Программу социально-коммуникативного развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Живу Я, чувствуя Другого». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Елены Александровны:
«Данная программа направлена на развитие столь нового для дошкольного образования феномена, как эмоциональный интеллект. Работа будет интересна педагогам-психологам ДОУ. Работа по программе показала высокие результаты по развитию эмоционально-волевой сферы, дети стали больше разбираться в своих эмоциональных состояниях, научились продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми».
Полезного чтения…
Программа социально-коммуникативного развития эмоционального интеллекта детей
старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Живу Я, чувствуя Другого».
Посмотреть программу в полной версии с таблицами и приложением
Пояснительная записка
В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния.Эмоциональный интеллект– это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Р. Бар-Он, К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман и другие.
Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем. Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как “способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту” личности
Особую важность и актуальность развития эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства). Задачи развития эмоционального интеллекта тесно связаны с целями социально – коммуникативного развития. Данная область выделяется авторами ФГОС, как одна из приоритетных.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на создание условий развития ребенка, «открывающих возможности для его позитивной социализации». Ставятся новые для практики дошкольного образования задачи развития у детей социального и эмоционального интеллекта.
Феномен эмоционального интеллекта дошкольника для нашей страны является ещё достаточно новым. Но уже проводится много исследований в этом направлении, потому что данная тема максимально близко может приблизить нас к целям современного дошкольного образования.
У педагогов и психологов может возникнуть справедливый вопрос: а почему так важно развивать эмоциональный интеллект? Ответ дают многочисленные исследования ученых, свидетельствующие о том, что низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией.Алекситимия - затруднение в осознании и определении собственных эмоций – повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых.
Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка.А охрана и укрепление психического и физического здоровья детей является приоритетной задачей в деятельности психологов образовательных учреждений. Развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка выступает важнейшей составляющей программы педагога-психолога.
Кроме того, исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека (Тайлакер Й. Б., Визингер У.). Этот вывод ученых перевернул в середине 90-х годов XX века взгляды на природу личностного успеха и развития человеческих способностей. Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
- умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
- способностью сознательно влиять на свои эмоции;
- умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
- способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
- умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
- способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему
Что получает каждый из нас в результате развития эмоционального интеллекта:
- 1. Понимание и осознание эмоций освобождает нас от страхов и предрассудков, поэтому нам легче мыслить нестандартно, легче принимать решения.
- 2. Обладая высоким эмоциональным интеллектом, мы способны вести за собой, т.к. внушаем людям доверие, надёжность, вдохновение.
- 3. У нас много энергии благодаря эмоциональной гармонии.
Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявлялся и работал, он должен развиваться не путём тренингов и семинаров во взрослой жизни, а ещё в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости своих и чужих эмоций.
Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений – это отражение той действительности, которая происходит в жизни взрослого общества. В нашем обществе принято прятать и подавлять чувства и эмоции. Но отрицание в себе живого, неизбежно приводит к внутренним и внешним конфликтам. Таким образом, социально-психологическая сфера общества не совсем здорова. И здесь на наш взгляд необходимо лечение, но лечение психологическими методами и средствами.
Но какие, же средства для этого необходимы? Для этого рассмотрим опыт Отечественных педагогов и психологов. Яфальян А.Ф. подчеркивает взаимосвязь эстетических чувств и эмоционального интеллекта личности к тому же представляет классификацию эстетических чувств, а так же их влияние на развитие у дошкольников эмоционального интеллекта. Лыкова И.А. особое внимание уделяет чувству юмора в развитии эмоционального интеллекта. Юмор рассматривается как средство эмоциональной саморегуляции, а радость жизни — как индикатор гармонии мировосприятия. Особенно важно учитывать особенности детского юмора и понимать значение детского фольклора и литературы для развития чувства юмора у детей дошкольного возраста.
В работах Зубачевской Н.А. большое внимание уделяется возможностям искусства (музыки, детской художественной литературы и др.) в развитии эмоционального интеллекта ребенка-дошкольника. Нефёдовой Л.К. представлен опыт формирования эмоционально-интеллектуальной сферы детей в процессе раннего обучения хореографии и вокалу на основе принципа импровизации. Очень интересной и новой оказалась на наш взгляд практика использования арт-методов, в частности метода песочного рисования «Sand-Art», в работе Тупичкиной Е.А. по развитию эмоционального интеллекта и профилактике эмоционального неблагополучия дошкольников.
Проанализировав данные работы, мы понимаем, что такая яркая и живая сфера, как эмоциональный интеллект отзовется только на столь же живые средства и формы работы. И здесь становится очевидным, что арт-терапия в данном случае является наиболее подходящим средством.
Понятие «арт-терапия» с английского языка буквально переводится как терапия (лечение) искусством. На практике арт-терапия не всегда связана с лечением в строго медицинском смысле слова. Therapeia (с греч.- забота, уход), забота о человеке и лечение понимается как «социально-психологическое врачевание», изменение стереотипов поведения и повышение адаптационных способностей личности средствами художественной деятельности. Под средствами понимается использование изобразительной деятельности, музыки, танца, песочной терапии, драматическое искусство и другие формы творческой активности человека.
В рамках психологического направления арт-терапия качественно изменяет состояние личности, так как при этом снижается тревожность, изменяется самоотношение, развивается творческое воображение. В социальной педагогике посредством арт-терапии обеспечивается социальная адаптация как здорового ребенка, так и ребенка с нарушениями в развитии преимущественно через развитие разнообразных форм коммуникации. В педагогическом направлении арт-терапия позволяет рассматривать не только художественное воспитание в рамках специального и дополнительного образования, но и развитие, обучение, формирование основ художественной культуры ребенка. Взаимодействие названных направлений применения художественной творческой деятельности в качестве отвлекающего и гармонизирующего фактора приводит к качественным позитивным личностным изменениям.
В модели предложенной эмоционального интеллект, предложенной Д .Майером и П. Саловеем (D. Maier, PSalovey) включены 4 составляющие:
- Точность оценки и выражения эмоций.
- Использование эмоций и мыслительной деятельности.
- Понимание эмоций
- Управление эмоциями.
Важен тот факт, что все 4 составляющие перекликаются со свойствами арт-терапии. Арт-терапия – один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
Арт-терапия, рассматривается как знание о себе. Любой человек способен выразить себя, свои чувства своё состояние мелодией звуком движением рисованием. Случается так, что для некоторых людей это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Задача арт-терапии - предоставить всем нуждающимся такую возможность. Арт-терапия напрямую, в обход эго-цензуры предоставляет уникальную возможность для выражения агрессии в социально приемлемой манере. Рисование, занятие живописью, лепка становятся безопасными способами снятия напряжения. Это позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми, развивая и усиливая внимание к ним. (Аллахвердова Н.)
Новизна данной программы заключается в изучении столь нового в современной практике феномена, как эмоциональный интеллект. Для коррекции и развития соответственно будут использоваться новейшие материалы, средства и методы: кинетический песок, метод рисования песком (sand-art), сказкотерапия, песочная терапия, терапия музыкой и цветом, элементы изотерапии.
На наш взгляд, нигде так явственно не проявляется эмоциональный интеллект, как в искусстве общения. Таким образом, направленность нашей программы заключается в социально-коммуникативном развитии эмоционального интеллекта детей 6-7 лет.
Итак, цель программы - развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии.
Задачи программы:
1. Научить понимать значение и предназначение эмоций;
2. Научить использовать эмоции для повышения эффективности мыслительной и речевой деятельности, а также для повышения качества общения;
3. Развивать навыки безошибочного распознавания собственных эмоции и эмоции других людей;
4. Сформировать навыки управления собственными эмоциями и поведением.
Концептуальными основаниями программы выступают следующие принципы:
1.Системность: в течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённый день недели. Конкретно запланированная тема может не ограничиваться рамками одного занятия, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций (таких как: дополнительные объяснения, ответы на вопросы, дополнительная игровая ситуация).
2. Преемственность взаимодействия взрослых с ребенком в условиях ДОУ и в семье: для эффективной реализации программы родители выступают активными участниками педагогического процесса и познания внутреннего мира своего ребёнка.
Это реализуется через беседы со своим ребёнком на конкретно предложенные педагогом темы; через родительские встречи содержательного характера, связанные с тематикой программы, на которых обсуждаются достижения детей; через индивидуальные беседы педагога с родителями, если возникают проблемные ситуации в воспитании или в семье; через совместную деятельность детей, родителей и педагога по темам программы; через проведение тренингов.
3. Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процессе занятий.
4. Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.
5. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком материалов, способов работы, и степени активности.
Реализация программного материала рассчитана на Планируется проведение одного занятия в неделю с детьми во второй половине дня, и одной встречи в две, три недели с родителями. (Количество встреч с родителями может варьироваться в зависимости от потребности).
Занятия с детьми проводятся с учётом индивидуальных особенностей детей. В занятия включены элементы: изотерапии, цветотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии, песочной терапии, игротерапии, что во многом повышает эффективность овладения детьми разными формами и средствами общения, открытого отношения к окружающему миру, выражению активной познавательной позиции, инициативности и независимости в суждениях, для полноценного развития эмоционального интеллекта.
Целевая группа и лица, непосредственно получающие помощь: дети 6-7 лет и их родители, педагоги, работающие с этими детьми.
Особенностями возраста детей 6-7 лет являются: возрастание потребности ребенка в общении со сверстниками, игровая деятельность по-прежнему остается ведущим видом деятельности. Старших дошкольников все больше интересует природа: животные, растения, камни, различные природные явления, появляются эмоционально яркие реакции на музыку, литературные произведения, предметы творчества. Учитывая особенности возраста, необходимо подбирать соответствующие методы коррекции и развития.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: программа рассчитана на 28 занятий. Из них 8 занятий – диагностических.
Продолжительность коррекционно-развивающего занятия: 20-30 минут
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Ориентировочное распределение времени:
- Введение и “разминка” -(5минут)
- Этап творческой коррекционно-развивающей работы -(15минут)
- Этап обсуждения -(10минут)
Формы работы: Программа «Знаю сердцем» предполагает работу с детьми, родителями и воспитателями группы, что является одним из главных критериев эффективности развивающего процесса и проводится по следующим направлениям:
- «Дети-педагог-психолог»
- «Родители-педагог-психолог»
- «Педагоги-педагог-психолог»
Работа в ключе «Дети - педагог-психолог» реализуется в рамках специально организованных занятий развивающей направленности.
Организация деятельности педагога-психолога по программе проводится в 3 этапа: вводный, коррекционно-развивающий этап и заключительный. На каждом этапе работа проводится в 3 направлениях.
Ожидаемые результаты:
- позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов;
- развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
- снижение эмоциональной тревожности;
- повышение самооценки;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие самосознания;
- улучшение детско-родительских отношений;
- закрепление положительных поведенческих реакций.
Способы проверки результатов
Исследователи предлагают различные варианты структуры эмоционального интеллекта. Нам наиболее близка позиция Р. Бояцис и Д. Гоулман, которые выделяют следующие компоненты эмоционального интеллекта:
1) самосознание (эмоциональное осознание себя, точная самооценка, уверенность в себе);
2) социальное осознание (эмпатия, организационное осознание, ориентация на обслуживание);
3) самоуправление (самоконтроль, адаптивность, инициатива, ориентация на достижение);
4) социальные навыки (развитие других, лидерство, влияние, коммуникация, катализация изменений, разрешение конфликтов, работа в составе группы, создание связей).
Для диагностики используется диагностическая модель Афонькиной Ю.А., в основу разработки которой положены критерии, определенные на основе обобщения подходов к эмоциональному интеллекту в дошкольном возрасте (Е.И. Изотовой, Е.В. Никифоровой, Нгуен Минь Ань, Л.П. Стрелковой), а именно:
- Дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
- Широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания;
- Выразительность передачи эмоции в речи, мимике, пантомимике;
- Способность эффективно контролировать свои эмоции, адекватное проявление эмоционального состояния в практической ситуации борьбы мотивов.
Для диагностического обследования предлагаются две методики.
Методика 1 предназначена для изучения эмоционального интеллекта у детей 5-7 лет, она направлена на выявление особенностей осознания, интерпретации и выражения эмоций.
Методика 2 предназначена для изучения механизмов саморегуляции в эмоциональной сфере.
В результате мы получаем данные, которые дают основания для проведения развивающих, коррекционных мероприятий.
В конце срока реализации программы организовывается выставка творческих работ, фотовыставка достижений, продуктов творчества и мероприятий.
Таким образом, компоненты эмоционального интеллекта объединяются в две подгруппы:
1.Самосознание и социальное осознание (интерпретация и выражение эмоций)
2.Саморегуляция и социальные навыки.
Условия реализации программы и необходимое ресурсообеспечение.
Кадры:специалист, ведущий обучение по данной программе должен иметь квалификацию «психолог», «педагог-психолог» или «преподаватель психологии».
Учитывая принципы работы на занятия можно сформулировать требования к ведущему.
Общие требования:
- знание возрастных, психологических особенностей детей 6 – 7 лет;
- владение методическими основами работы с дошкольниками;
- опыт групповой, тренинговой работы;
- опыт научно-исследовательской работы;
- знание цели, задач, содержания программы.
Частные требования:
- уважительное, доброжелательное отношение к детям;
- эмпатийность;
- умение сопереживать, сочувствовать, сорадоваться;
- знание индивидуальных особенностей детей
Материально-предметная среда:
Для проведения занятий необходима отдельная комната, укомплектованная мебелью по росту детей.
Игровой материал подбирается по условиям необходимости применения его на занятиях.
Интеллектуальные ресурсы:знания, методические пособия (коррекционно-развивающая программа).
Материальные ресурсы:
- Технические средства обучения (ноутбук, аудио-аппарутура, запись спокойной, веселой, грустной музыки, проектор, мультфильмы, ящик с чистым прокалённым песком, таз для игр с водой, стол с подсветкой для рисования песком, пальчиковые краски, кинетический песок.)
- Мебель
- Мягкое покрытие.
Материалы:
Альбом для ребенка (при необходимости дневник общения с родителями)
Цветные карандаши, фломастеры — на каждого ребенка.
Тексты сказок.
Образовательный ресурс: квалификация ведущего, посещение курсов повышения квалификации.
Правовые ресурсы:нормативно-правовая база: наличие документов, сертификатов.
Организационные ресурсы:наличие организационных структур – методический совет д/с.
Технологические ресурсы:новые психологические и социальные технологии.(Деловые игры, песочная терапия, арт-терапия в психологии и др.)
Информационные ресурсы:методическая и специальная литература, периодические издания.
Продолжительность курса
Групповые занятия с детьми старшего дошкольного возраста 1 раз в неделю продолжительностью 30 минутв течение 1 учебного года (всего 21 коррекционно-развивающих занятие)
3. Учебно-тематический план.
В учебно-тематический план включены все 3 этапа:
- Вводный
- Коррекционно-развивающий
III. Заключительный.
Вводный и заключительный этапы являются диагностическими и подразделяются на 2 компонента изучения:
- Самосознание и социальное осознание
- Самоуправление и социальные навыки
Диагностика проводится среди всех детей подготовительной к школе группы. Из всей группы выбирается группа развития, состоящая из 6 - 8 человек.
Структурной особенностью коррекционно-развивающего этапа программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание всего основного коррекционно-развивающего этапа основывается на двух тематических блоках, которые объединяют в себе компоненты эмоционального интеллекта:
- Самосознание и социальное осознание.
- Самоуправление и социальные навыки.
Содержание программного курса
Коррекционно-развивающий этап состоит из 2 блоков. Каждый блок обединяет в себе по 2 компонента эмоционального интеллекта.
Блок №1 «Есть Я и есть Другие» объединяет в себе 2 компонента эмоционального интеллекта:
- самосознание
- социальное осознание
Важным направлением данного блока является формирование у детей навыка адекватного (релевантного) оценивания своих и чужих поступков. Работа по формированию адекватного самосознания является залогом понимания ребенком причинно-следственных отношений в поступках и поведении людей.
Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит, как мы уже знаем, далеко не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке («Я хороший, потому что мама так говорит»).
По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому оказывается гораздо труднее. Переживания, захватывающие ребенка, толкающие его на те, или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенных поступков, не позволяют беспристрастно их оценивать. Такая оценка становится возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других. Умением сравнивать себя с другими при правильном психолого-педагогическом подходе, ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту, и это служит основой правильной самооценки. Качества других в дошкольном возрасте лучше всего изучать на примере поступков сказочных персонажей.
В данном блоке целями деятельности педагога-психолога является расширение представлений детей в сфере эмоций и чувств, обучение навыкам распознавания и выражения эмоций на примере сказочных персонажей, мультипликационных героев, а также в различных видах игровой деятельности.
Социальное осознание ребенка заключается в понимании его социальных ролей в жизни и о ролях других людей, осознание себя во времени и пространстве. Понимание основных смыслообразующих закономерностей стабилизирует жизненное пространство дошкольника. Когда ребенок знает кто он, где он, с кем он, то формируются задатки социального осознания. В программе данная работа проводится посредством вовлечения родителей в совместную деятельность с детьми.
Блок № 2 «Творю Я, чувствуя Другого» объединяет в себе другие 2 компонента эмоционального интеллекта:
- Самоуправление
- Социальные навыки
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации, участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Они влияют на будущее поведение человека, способствуют социальному и нравственному развитию. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций - пресна и бесцветна. Именно поэтому так важно научить ребенка уже в дошкольном возрасте управлять своими чувствами и эмоциями, регулировать их самому. Самоуправление включает в себя саморегуляцию, то есть процесс управления собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Развитие саморегуляции - одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые предлагаются в данной программе, объединяет одно - в них формируется важнейшее личностное новообразование старшего дошкольного возраста - произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю. На каждом занятии используются приёмы и упражнения для формирования навыков саморегуляции, для развития эмоционально-волевой сферы.
Социальные навыки представляют собой широкое понятие, которое, как правило, охватывает любые навыки или поведение, затрагивающие других людей или оказывающие воздействие на других людей. Если рассматривать социальные навыки с такой точки зрения, становится понятным, насколько большим значением может обладать их неполноценное развитие.
Организация развивающего процесса по формированию у детей социальных навыков осуществляется успешно, если используются доступные возрасту дошкольников ресурсы детской деятельности, и, прежде всего игровой.
Именно в процессе игровой деятельности дошкольники приобретают первоначальный опыт выполнения элементарных игровых действий принятия и исполнения игровой роли социальной направленности, демонстрируют сформированные социальные навыки.
В качестве элементарных социальных навыков детей дошкольного возраста мы рассматривали:
- навык установления контактов со сверстниками и способность их поддерживать;
- умение принимать участие в коллективных делах, принимать и оказывать помощь;
- умение согласовывать и координировать свои действия и мнения с действиями и мнениями сверстников.
- умение договариваться со сверстниками в конфликтной ситуации.
Формирование и развитие социальных навыков происходит в незаметной и понятной для детей форме – в формах игры и тренинга.
Новизна данной коррекционной программы заключается в развитии столь важного феномена в дошкольной психологии – эмоционального интеллекта дошкольника. Доказанный факт: эмоциональный интеллект и связанные с ним качества личности способствуют не только нравственному развитию детей, но и их академическим достижениям. Эмоции направляют и организуют восприятие внимание память, мышление, пробуждают воображение, стимулируют творческое познание действительности. Данный подход позволяет использовать развитие эмоций детей, для развития интеллекта в целом.
Также в работе психолога используются новейшие и передовые средства арт-терапии:
Рисование песком («Sand-art»)
Данный метод был создан путем объединения двух методов: изотерапии и песочной терапии. Использовать песок в терапевтических целях предложил К.Г. Юнг. Разработанная им техника активного воображения может являться теоретическим фундаментом «Sand-art». Современное рисование песком — искусство достаточно молодое, появившиеся в 70-е годы XX столетия в Америке. Основателем данной техники по праву считается режиссер, художник-мультипликатор Кэролайн Лиф (CarolineLeaf), автор мультфильма «Песок, или Питер и волк» (1969). В нашей стране данное творческое направление используется лишь последнее десятилетие. А для работы в дошкольных образовательных учреждениях данный метод вообще является инновационным.
Психологи отмечают, что песок способен «заземлять», «забирать» негативные эмоции. Практика показывает, что в процессе создания песочных картин гармонично объединяются голова (разум), руки (тело) и сердце (душа).
Так, рисование песком развивает тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику пальцев рук; способствует активизации мыслительных резервов, пробуждает любознательность, развивает концентрацию внимания, усидчивость, творческое воображение, а если рисунок коллективный, то и умения общаться, сотрудничать, планировать свои действия и согласовывать их с другими детьми. Поскольку рассматриваемая техника позволяет рисовать двумя руками одновременно, можно успешно развивать у ребенка межполушарное взаимодействие.
Немаловажно и то, что в процессе создания изображения на песке у рисующего не напрягаются зрение, рука, ребенок имеет возможность занять любую позу: стоя или сидя, в зависимости от расположения песочного планшета, что делает технику рисования песком здоровьесберегающей и психологически безопасной.
Создание песочных картин может также использоваться в диагностической работе. На песке могут быть реализованы многие графические методики: «Кактус», «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Дом. Дерево. Человек» и др.
Живой песок или работа с кинетическим песком
Необычный песок с необычными свойствами. Достаточно вязкий, чтобы дети могли лепить из него любые фигурки. В то же время он может сыпаться сквозь пальцы. Это одна из лучших развивающих игр для детей дошкольного возраста. Своей уникальной структурой живой песок идеально подходит для снижения уровня эмоционального напряжения, стабилизации состояний. Такой песок при использовании в контексте различных упражнений создаёт наилучшие условия для детского самовыражения. Данный материал благодаря разности своей фактуры идеально подходит как для детей неуверенных, тревожных так и для активных.
Техника рисования мандал (по Копытину)
Мандалы (рисунок в круге) очень полезны и для взрослых, и для детей. Они помогают полностью расслабиться и установить контакт с функциями правого полушария мозга, с бессознательным. По Кожохиной С.К., рисование мандалыспособствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распознаванию нюансов различных звуков, развитию интуиции и эмоционально-чувственного мира, т.е. становлению творческой личности.
Понятие мандалы внес в западную психологию К. Юнг. Он открыл ее, занимаясь собственным психоанализом.
Расстановки на песке (по Б.Хеллингеру)
Семейные расстановки на песке являются новейшим направлением в психологии. Данный метод эффективен и безопасен, благодаря тому, что жизнь ребенка проецируется на песочный лист через игрушечных заместителей. Ребенок выстраивает свою семейную систему и выстраивает в этом мире позитивное будущее. Данные сессии проводятся только индивидуально.
Краткое описание арт-терапевтических техник, направлений и подходов, используемых в программе.
Изотерапия
Данная техника арт-терапии способствует выражению чувств, мыслей и эмоций через рисунок. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях. Щадящая методика такой психотерапевтической практики позволяет успешно использовать изотерапию с дошкольниками.
Виды используемой в программе изотерапии:
Рисование на стекле, или прозрачном мольберте в отличие от рисования на бумаге стекло дарит новые ощущения. Сам процесс захватывает, поскольку используемые изобразительные средства скользят мягко, не впитываясь в поверхность, их можно размазывать кистью, пальцами, ладошками, кусочками поролона.
Используются также другие виды: монотипия, кляксография, рисование пальчиками, ладошками, оттиск печатками из картофеля,оттиск смятой бумагой,восковые мелки (свеча) и акварель, цветной граттаж,
Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В программе цветотерапия используется при проведении различных арт-терапевтических упражнений. Цветотерапия используется для формирования гармоничного состояния ребенка в ходе занятий.
Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок, метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. В ходе сказкотерапии, сказка может использоваться по-разному. Сказка используется в программе как для обучения так и для коррекции и развития детей.
Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. При помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.
Песочная терапия— один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Игротерапия — в программе используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие. Также большая часть коррекционно-развивающих и обучающих целей достигается при помощи самой подходящей детской деятельности – игровой.
Своеобразие подхода заключается в планомерном развитии всех компонентов эмоционального интеллекта. Развитие, обучение и коррекция тесно переплетены, что позволяет психологу получить высокие результаты по целям программы. Именно такой своеобразный и живой метод, как арт-терапия с его неисчерпаемыми возможностями наиболее близок к природе эмоционального мира.
Актуальность для нашей региональной системы образования заключается в особых климатических условиях, которые пагубно влияют на психическое здоровье дошкольников. Географическое положение и особенности климата нашего региона влияют на внутреннее эмоциональное состояние большинства жителей. Главной тенденцией и условием благоприятного психического развития человека с самого детства является его потребность в активном контакте со средой, причем постоянно на новом уровне. К неблагоприятным условиям жизни человека следует отнести среду, которая является слишком шаблонной и ригидной, или, напротив, слишком изменчивой и непредсказуемой вплоть до хаотичности. В Ясненском районе, к примеру, достаточно монотонные и скудные степные пейзажи, бедная растительность, обилие буранов, морозов и пасмурной погоды приводят к тому, что дети в недостаточном количестве общаются с живой природой. В нашем регионе особенно можно выделить холодное время года и межсезонье, которое длится около 9 месяцев, как фактор, обедняющий эмоциональную сферу воспитанников. Поэтому развитие эмоционального интеллекта предлагается развивать столь живыми и природосообразными средствами арт-терапии.
Программа основана на апробированных диагностических моделях и методиках. Коррекционно-развивающий блок выстроен с учётом возрастных особенностей старшего дошкольника. Индивидуальный подход заключается в вариативности содержания программного материала. Коррекционно-развивающая деятельность выстроена с использованием проверенных и безопасных методов, приемов, техник и средств. Программа успешно апробирована в МДОАУ «Детский сад № 1 «Светлячок» общеразвивающего вида муниципального образования Ясненский район» в 2013-2014 учебном году. Для использования программы необходимы те ресурсы, которые имеются в большинстве детских садов. Таким образом, данная программа достаточно воспроизводима.
Эффективность программы заключается в сравнении результатов диагностики входящей и заключительной. Результаты апробации в МДОАУ «Детский сад № 1 «Светлячок» общеразвивающего вида муниципального образования Ясненский район» в 2013-2014 учебном году показали результативность работы по программе. Помимо количественного анализа проводился и качественный анализ, который производился путем обработки результатов наблюдения психолога и анкет для родителей и педагогов. То есть критериями эффективности программы будут следующие показатели:
- Дети коррекционно-развивающей группы понимают значение и предназначение эмоций;
- Дети используют эмоции для повышения эффективности мыслительной и речевой деятельности, а также для повышения качества общения;
- Владеют навыками безошибочного распознавания собственных эмоции и эмоции других людей;
- Дети владеют навыками управления собственными эмоциями и поведением.
В исследовании принимали участие 23 ребенка подготовительной группы, в возрасте 6-7 лет (13 девочек и 10 мальчиков) Цель нашего диагностического исследования заключалась в изучении уровня развития эмоционального интеллекта дошкольников. Из всей группы были отобраны 8 человек, которые имели низкий уровень развития эмоционального интеллекта.
Для диагностики использовались новейшие методики исследования эмоционального интеллекта (2014 г.). Автор методик Ю.А. Афонькина. Методики позволяют изучить абсолютно все компоненты эмоционального интеллекта.
По результатам диагностики эмоционального интеллекта по первой методике, мы получили следующие данные:
- Использование мимики и пантомимики при демонстрации заданных эмоций: повышение по уровням развития в целом на 100% (8 человек из 8)
- Использование речевых средств при демонстрации заданных эмоций:
повышение по уровням развития в целом на 75% (6 человек из 8)
- Идентификация графического изображения эмоций: повышение по уровням развития в целом на 100% (8 человек из 8)
- Понимание эмоциональных состояний людей: повышение по уровням развития в целом на 87,5 % (7 человек из 8)
То есть результативность в коррекционной работе составила в среднем 91 %.
При сравнении с результатами диагностики остальных детей, не вошедших в группу коррекции, разница в приросте составила 31%. Повышение в остальной группе составило 60% (9 детей из 15 повысили уровень со среднего до высокого без специального программного сопровождения, 20 % (3 из 15 – остались на прежнем среднем уровне, и ещё 20% -3 человека показали по-прежнему высокий уровень)
По результатам диагностики эмоционально-волевой саморегуляции по второй методике, мы получили следующие данные:
- Саморегуляция поведения: повышение по уровням развития в целом на 87,5% (7 человек из 8)
- Использование речи, как средство саморегуляции: повышение по уровням развития в целом на 75% (6 человек из 8)
- Эмоции: повышение по уровням развития в целом на 100% (8 человек из 8)
То есть результативность в коррекционной работе составила в среднем 87,5 %.
При сравнении с результатами диагностики остальных детей, не вошедших в группу коррекции, разница в приросте составила 42%
По завершении программы дети группы развития стали лучше понимать значение и предназначение эмоций, стали использовать эмоции для повышения эффективности мыслительной и речевой деятельности, а также для повышения качества общения. Само общение качественно изменилось, дети научились прислушиваться друг к другу, выражать более ясно собственные мысли и чувства. Они овладели навыками распознавания собственных эмоции и эмоции других людей. Самой сложной задачей оказалось научить детей управлению собственными эмоциями и поведением.
По результатам анкетирования воспитатели отметили значительное снижение конфликтности в детском коллективе и повышение качества общения.
Родители по результатам анкетирования выразили свои положительные эмоции по поводу участия в программе. Они также отметили положительные изменения в личностной сфере детей, стабилизацию эмоциональных состояний. Большая часть родителей выразила благодарность за полученные знания и новый опыт общения с собственными детьми.
Программа выстроена в соответствии с принципами сохранения психо-физиологического здоровья детей, каждое из направлений работы организуется педагогом-психологом в соответствии со стандартами дошкольного образования. Работа по программе ведется с учетомподдержкиуникальности, самоценности и разнообразия дошкольногодетства. Психологическая безопасность детей обеспечена педагогом-психологом через индивидуальный подход, выстраивание содержания в соответствии с возрастом.
Таким образом психолого-педагогическая экологичность, то есть отсутствие риска причинения вреда детям обеспечена.
Список литературы
- Андреева И.Н.Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопр. психол. 2006. № 3. С. 78-86.
- Афонькина Ю.А.Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников//Детский сад. Теория и практика №4 2014 с. 6-17.
- Бабаева Ю.Д.и др. Эмоции и проблемы классификации видов мышления // Вести МГУ. Сер. 14. Психология. 1999. №2. С. 91-96.
- Вайсбах X., Дакс У.Эмоциональный интеллект. Душа и тело. Пер. с нем. – М.:Лик Пресс, 1998. – 160с.
- Виноградова А.Д.Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5-7 лет (методическое пособие). – СПб.: Образование, 1992. – 85с.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Учим общаться детей 3-7 лет. Методическое пособие.-М,:ТЦ Сфера, 2014.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М. :Союз, 2006
- Гоулман Д. Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем IQ/перевод с английского А.П. Исаевой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013
- Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком.Так? М.:АСТ; Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
- ГрабенкоТ.М. Основы сказкотерапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.-СПб.:Детство-Пресс,2006
- Долженко Л.В. Объективация эмоций детей-персонажей в детской художественной литературе: аспект //Детский сад. Теория и практика.2014 № 4. С.66-75.
- Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста/О.Ю Епанчинцева.- СПб.:Детство-Пресс,2006
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1:Психическое развитие ребенка/Под редакцией В.В.Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986.
- Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. М.: ИНТ, 2010.
- Зубачевская Н.А. Развитие эмоционального интеллекта средствами музыки//Детский сад. Теория и практика.2014 № 4. С.58-65
- Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии/Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Т.М. Грабенко.- СПб.:Речь, 2010
- Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по креативной терапии- СПб.:Речь, 2001
- Изард К. Е.Эмоции человека. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.
- Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: «Академия», 2004.
- Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.:Когито-Центр, 2010.
- Медведева Е.А., И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / - М.: Академия, 2001. – 248 с.
- Мухина В.С. Детская психологи: учебник для студентов пед. Институтов/Под редакцией Л.А. Венгера М.:просвещение,1985
- Нгуен Минь Ань. Развитие эмоционального интеллекта//Ребенок в детском саду. 2007. № 5. с 80-87
- Нефёдова Л.К., Новикова Е.Б.. Импровизация в развитии детского интеллекта//Детский сад. Теория и практика.2014 № 4. С.46- Кравцов Г.Г.Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей // Вопр. психол. 1996. № 6. С. 53-64.
- Орме Г.Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. – М.: “КСП+”, 2003.
- Паршина Т.Б., Корнеева Т.П., Лупанова Е.В. и др. Использование арт-терапевтических средств в работе с дошкольниками: Методическое пособие .:– Пенза, 2014. – 62 с.
- Прусакова О.А., Сергиенко Е.А.Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопр. психол.. 2006. № 4 С. 24-35
- Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития:Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2007.
- Семенака С.И. Использование проблемных ситуаций в развитии эмоционального интеллекта дошкольника//Детский сад. Теория и практика.2014 № 4. С.86-95
- Тупичкина Е.А. Рисование песком как средство развития эмоционального интеллекта и профилактики эмоционального неблагополучия дошкольников//Детский сад. Теория и практика.2014 № 4. С.76-85
- Федосеева М.А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт.-сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2015.
- Худик В.А., Тельнюк И.В. Роль эмоций в социализации личности старшего дошкольника. //Детский сад. Теория и практика.2014 № 4. С.96-103
- Шорыгина Т.А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. – М.:ТЦ Сфера, 2014.
- Яковлева Е.Л.Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопр. психол. 1997. № 4. С. 20-27.
- Яфальян А.Ф., Влияние эстетических чувств на развитие у ребенка эмоционального интеллекта:теоретический аспект//Детский сад. Теория и практика.2014 № 4. С.18-2чы