Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Зиянгировым Маратом Динисламовичем, концертмейстером МБОУ ДОД ЦРТДиЮ «Гармония» г. Уфа Республики Башкортостан. Сегодня Марат Динисламович в своей статье расскажет о роли концертмейстера в жизни детского хореографического коллектива. Статья будет интересна молодым концертмейстерам, которые только встают на интересный творческий путь сотрудничества с педагогом.
Краткий комментарий к статье от Марата Динисламовича:
«Я решил поделиться своим опытом работы концертмейстером в детском хореографическом ансамбле для того, чтобы у молодых музыкантов не возникало первичного разочарования от работы, пройдет совсем немного времени, и как только педагог, концертмейстер и детский коллектив станут единым организмом, живущим и работающим в одном ритме, результаты будут обязательно! Моё пожелание коллегам - любите свою работу, творите и не останавливайтесь на достигнутом».
Полезного чтения…
Роль концертмейстера в жизни детского хореографического коллектива
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я хочу поделиться своим опытом работы в детском хореографическом ансамбле.
Мое знакомство с инструментом началось в 1976 году в Уфимской «Школе искусств», где по 1982 год я проходил обучение по классу баяна.
Затем, в 1982 году я поступил в «Уфимское училище искусств» на народное отделение по классу баяна. В мае 1986 года закончил его по специальности «Преподаватель музыкальной школы по классу баяна, руководитель самодеятельного оркестра русских народных инструментов». С тех пор, моя жизнь была связана с музыкой и музыкальным инструментом.
Концертмейстер и аккомпаниатор - самая распространенная профессия среди баянистов. Педагог и концертмейстер являются членами единого, целостного музыкального организма – детского коллектива. За время работы, в Центре детского творчества и во дворце культуры, мне довелось работать и с вокальными ансамблями (детскими и взрослыми), и с хоровым коллективом, но наибольшую эмоциональную отдачу и удовлетворение, я получаю от работы с хореографическим ансамблем. Здесь моя работа заключается в следующем: на репетиции я помогаю танцорам проводить разминку и разучивать движения танца, часто на выступлениях и на конкурсах требуется живой аккомпанемент, также я пишу фонограммы танцев, аранжировки. Иногда, одно движение приходится повторять раз за разом, и здесь выручает именно живой аккомпанемент, поскольку аккомпаниатор может повторять одну и ту же музыкальную фразу нужное количество раз, что неудобно делать с любым из музыкальных носителей. Помимо этого, работа концертмейстера включает в себя: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Также, первоочередной задачей концертмейстера является подбор музыкального репертуара, ведь именно музыка помогает понять эмоциональность танцевальных движений, сделать их более выразительными. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.
Для полноты самоанализа стоит рассмотреть следующие вопросы: Какими качествами и навыками должен обладать музыкант, чтобы быть хорошим концертмейстером и что же нужно знать, уметь современному концертмейстеру, чтобы достичь конечного результата в творческом тандеме с педагогом-хореографом?
Прежде всего, музыкант должен хорошо владеть инструментом – как в техническом, так и в музыкальном плане. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст, охватывая комплексно трехстрочную и многострочную партитуру и сразу отличая существенное от менее важного. Плохой исполнитель никогда не станет хорошим концертмейстером, с другой стороны, хороший исполнитель тоже не достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией аккомпанемента и хореографического ансамбля.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического развития ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и творческой одаренности.
В коллективе ребенок формируется как личность. Педагогу нужно стать человеком, открывающим воспитанникам просторы музыки и танца, человеческих взаимоотношений. Занятия по хореографии полностью строятся на музыкальном материале. Поэтому на занятиях в хореографических объединениях с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер, аккомпаниатор). На протяжении моей 20-летней работы в качестве концертмейстера детского хореографического коллектива, я пришел к выводу, что качественный подбор музыкального материала и хорошее сопровождение хореографической композиции на музыкальном инструменте основные, но далеко не все требования, предъявляемые к концертмейстеру хореографического ансамбля в современное время.
Анализируя этот вопрос, я пришел к выводу, что наряду с первостепенной задачей концертмейстера детского хореографического объединения осуществлять соответствующий аккомпанемент танцевальным композициям, также важной частью работы концертмейстера является следующее:
- научить детей слышать и слушать музыку, понимать ее и любить;
- развивать эмоциональную выразительность детей, тем самым помогать и содействовать в творческой работе педагога-хореографа;
- принимать активное участие во всех учебных и внеучебных мероприятиях, проводящихся в объединении;
- заниматься постоянным саморазвитием и самосовершенствованием;
- принимать участие в методической работе педагога-хореографа.
Иначе говоря, результативная работа в хореографических объединениях возможна только в содружестве педагога-хореографа и музыканта. Сотворчество педагога-хореографа и концертмейстера необходимо во всех сферах (планирование, реализация программ учебной и постановочной работы). Конечно, от концертмейстера не зависит построение занятий, это решает хореограф, но вот какова будет отдача, на каком эмоциональном уровне они пройдут, во многом зависит от музыканта, от подобранной и предложенной им музыки.
На занятиях, дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Органическое соединение движения и музыки формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка; что способствует развитию координации движений, совершенствованию двигательных качеств, возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Музыкальное сопровождение занятий развивает музыкальный слух, чувство ритма, учит согласовывать движения с музыкой, что помогает при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве.
Таким образом, на занятиях по хореографии осуществляются следующие задачи музыкального воспитания:
- Расширение музыкального кругозора детей;
- Повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения эмоционально воспринимать ее;
- Ритмичное исполнение движений под музыку;
- Развитие музыкального восприятия метроритма;
- Умение согласовывать характер движения с характером музыки;
- Развитие воображения, художественно-творческих способностей.
В процессе занятий (у нас в объединении это происходит во время теоретической части занятия) концертмейстер знакомит детей происхождением музыки народа, танец которого они сейчас изучают, вместе в педагогом они знакомят детей с особенностями быта этого народа, его традициями, что, несомненно развивает детское воображение, восприятие, фантазию.
Объединение «Байрам» - это ансамбль народного танца. На занятиях народными танцами дети знакомятся с музыкой, содержащей разнохарактерные образы – от веселых беззаботных, лиричных, нежных и до энергичных волевых. Сопоставление конкретных музыкальных образов помогает детям сильнее и глубже переживать и четче выражать их, обогащает и организует эмоциональный мир детей. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях.
Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений.
Основным методическим приемом по-прежнему остается выразительное исполнение музыки. От того, как исполнено музыкальное произведение, зависит восприятие музыки и понимание музыкального образа, и, в конечном итоге, качество выполняемых движений.
Основным моментом в работе концертмейстера, является музыкальное сопровождение на репетициях вживую как разминочных упражнений, так и прогон танцевальных композиций.
Музыкальное сопровождение на занятиях в объединении проводится на баяне, и в оркестровой записи. При помощи музыкального инструмента проходит каждое занятие, разучивание любого танца: классического, характерного; а также любые технические упражнения.
Подбор музыкального материала на занятиях хореографии ведется концертмейстером в соответствии с программными требованиями хореографа. Изучение любого – и классического и народного танца начинается с экзерсиса. Экзерсис у станка состоит из конкретных упражнений, к каждому из которых предъявляются свои определенные музыкальные требования.
Музыкальное оформление уроков классического танца должно быть весьма разнообразно как по мелодике, так и ритму. Помимо использования нотного материала, возможны и желательны музыкальные импровизации.
Для многих танцев необходимо озвучивание, т.е. имитация звуков тематического танца при помощи музыкального инструмента. Для детских игровых танцев используются веселые легкие наигрыши, для танцев с военной тематикой – маршевая музыка, для исполнения матросского танца в большинстве случаев используются различные вариации из музыкальной композиции «Яблочко». В лирических танцах в основном главная роль отводится девушкам, поэтому музыка для них мелодичная и плавная, для мальчиков же более характерными являются быстрые, тяжелые, воинственные танцы с использованием таких элементов как подскоки, тяжелые прыжки. Татарские этюды – легкие, игровые, подвижные. В народных танцах преобладают игровые элементы. Характерные танцы отличаются наличием всевозможных звуков: трель соловья, голос кукушки. В башкирских танцах, как и в танцах кантри требуется музыкальное изображение топота копыт.
Еще одним важным элементом работы музыкального руководителя является разработка музыки для того или иного танца или целой композиции. Он расписывает ноты на каждый инструмент для записи вживую на оркестр, т.е. делает аранжировку. Есть несколько способов записи фонограмм. Основными из них являются два: это запись на синтезаторе (эти записи используются для исполнения детских танцев) и оркестровые записи, где концертмейстер играет основную роль как исполнитель главного инструмента и аранжировщик.
Также во время выступления на концертах, работа концертмейстера заключается в игре на баяне. Если это большой концерт, то он полностью отвечает за качество и чистоту записи, за продолжительность звучания композиции.
В профессиональных танцевальных ансамблях работает целый штат сотрудников: это и директор ансамбля, и репетиторы, и швея, и костюмер, и звукорежиссер, и водитель. В детском же объединении все эти обязанности ложатся на плечи педагога и концертмейстера. Узнать о проведении конкурсов, найти положения об условиях участия, найти транспорт, сопровождающих, найти финансы; составить эскизы костюмов, получить их перед конкурсом, привести в достойный вид. На самих же конкурсах приходится помогать детям одеваться в костюмы, гримироваться, проконтролировать, чтобы ни одна деталь костюма в спешке не была потеряна, забыта или перепутана; во время выступления нужно осуществлять фото-видеосъемку. Помимо этого проследить, чтобы никто из детей не потерялся, не ударился, не остался голодным. Особенно это касается выездов в другой город.
Вот такое разнообразие профессий должны освоить концертмейстер и педагог-хореограф для получения высоких результатов образовательного процесса.
А результаты действительно есть!
За время работы в ансамбле «Байрам», при моем непосредственном участии, ансамбль принимал участие во многих районных, городских и республиканских мероприятиях, и участвовал в различных конкурсах и фестивалях от районного до международного уровня, с переменным успехом, но всегда с благодарностью зрителей. За последнее время, в 2013-2014 и 2014-2015 уч.году ансамбль принял участие в Международных фестивалях в Италии и Испании, он является постоянным участником и победителем республиканского телевизионного конкурса «Баик», телеканал «Тамыр» снимал об ансамбле уже 2 полномасштабных программы. Я считаю, что не только победы в конкурсе это показатель хорошей работы педагогов ансамбля, но и приглашение принять участие в мероприятиях районного, городского и республиканского уровня – это прекрасный результат и показатель качества работы.
Напоследок хочу пожелать как своим опытным коллегам, так и тем, кто только начинает свой путь в качестве концертмейстера: Не бойтесь творить, экспериментировать, не останавливайтесь на достигнутом, любите свой ансамбль и наградой вам будут счастливые глаза детей! Творческих вам успехов!