Дорогие друзья, мы рады вновь представит вам Редикульцеву Оксану Владимировну, заместителя заведующего по учебно – воспитательной работе МДОУ «Жемчужинка» п. Харп ЯНАО. Сегодня Оксана Владимировна с удовольствием делится с нами полезным материалом о выявлении, поддержке и развитии одарённых детей МДОУ «Жемчужинка». Статья будет интересна руководителям дошкольных образовательных организаций, педагогическим работникам.
Краткий комментарий к статье от Оксаны Владимировны:
«В эпоху становления постиндустриального общества, когда основной источник экономического прогресса смещается в область новых разработок и технологий, когда ощутимо возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала, работа с одаренными детьми выходит на приоритетные позиции современного образования. Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа"».
Познавательного чтения…
Концепция Модели выявления, поддержки и развития одарённых детей МДОУ «Жемчужинка»
Посмотреть статью в полной версии с таблицами
В эпоху становления постиндустриального общества, когда основной источник экономического прогресса смещается в область новых разработок и технологий, когда ощутимо возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала, работа с одаренными детьми выходит на приоритетные позиции современного образования. Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа"
Содержание вышеуказанных документов для педагогов МДОУ «Жемчужинка», работающим в условиях модернизации системы образования, стало основанием для пересмотра современных теоретических наработок для определения общей стратегии и конкретных тактических шагов в работе с одаренными дошкольниками.
Педагогическим коллективом МДОУ «Жемчужинка», каждый ребенок принимается как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями, и считаются одаренными в любом виде детской деятельности. Поэтому создание условий, обеспечивающих выявление и развитие потенциальных возможностей и способностей таких детей, является одной из важных задач дошкольного учреждения.
Концептуальную основу педагогической деятельности с одаренными детьми в МДОУ «Жемчужинка» составляют определенные подходы:
- инновационный подход – предусматривает перестройку педагогического сознания в работе с одаренными детьми, учитывая при этом психологические, дидактические и иные инновационные изменения в данной области.
- комплексный подход – представляет собой психолого-педагогический характер (знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения педагогами психологии и педагогики одаренности) и профессионально-личностный характер образования педагогов;
- диалектический подход - позволяет не только выявить исходную основу развития одаренности дошкольников, но и создавать условия для его развития и определять необходимые для этого средства;
- гуманный подход – гуманизация всех обучающих процедур, создание творческой и свободной атмосферы; опирается на восприятие человека как наивысшей ценности;
- создание образовательной инфраструктуры – данный подход характеризует особенности условий, в которых проводится работа с одаренными дошкольниками, связанные с наличием тех или иных компонентов воспитательно-образовательной системы, которые значимы для обучения и развития одаренных детей (необходимые научно-методические пособия, помещения, оборудования, кадровый потенциал и др.).
Выявление одаренных детей, организация и выстраивание деятельности педагогов по данному направлению в МДОУ «Жемчужинка» строится на интеграции следующих психолого-педагогических принципах:
- принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одаренностей для всех детей независимо от их социального положения и состояния здоровья;
- принцип дифференциации – при выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на определенном возрастном этапе; особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах детской деятельности; потенциальные возможности ребенка к развитию;
- принцип «принятия другого» - данный принцип предусматривает партнерские отношения педагога и ребенка, признание его неповторимости и уникальности, уверенность в его возможностях и потенциальных внутренних силах;
- принцип оптимальности – это принцип учета реальных возможностей ДОУ и семьи в работе с одаренными детьми;
- принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одаренными детьми на разных уровнях.
Сфера образования в муниципальном образовании п.Харп представлена 5 образовательными учреждениями различных типов и видов: 1 средняя школа, 1 начальная школа, 2 дошкольных учреждения (17 групп), 1 учреждение дополнительного образования.
Выявленные проблемы:
- не разработанность системы диагностических процедур и методов, направленных на выявление одарённых детей;
- отсутствие мониторинга продвижения одарённых детей в социуме;
- отсутствие системы в подготовке педагогических и управленческих кадров;
- географическая расположенность района, сложная транспортная схема, отдаленность населенных пунктов затрудняют проведение мероприятий в районе;
- недостаточное финансирование.
В МДОУ «Жемчужинка» на решение задач создания системы выявления, поддержки и развития одарённых детей направлена программа «Одарённые дети Приуралья». Мероприятия программы ориентированы на механизм поиска и поддержки талантливых детей на муниципальном уровне: совершенствование олимпиадного движения, участие во Всероссийской олимпиаде, формирование банка данных одарённых детей.
Доля воспитанников, получающих бесплатное дополнительное образование составляет 100%.
Нормативное обеспечение сопровождения одарённых детей в МДОУ «Жемчужинка»
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы;
- Приоритетный национальный проект «Образование»;
- Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа»;
- Закон «Об образовании» в Ямало-Ненецком автономном округе;
- Стратегия социально-экономического развития в Ямало-Ненецком автономном округе на период до 2020 года;
- Окружная целевая долгосрочная программа «Развитие системы образования на 2011-2015гг»
- Муниципальная целевая программа «Развитие системы образования муниципального образования Приуральский район на 2012-2015гг».
- Программа «Одарённые дети Приуралья».
Цель: формирование системы выявления, развития и адресной поддержки одарённых детей, обеспечение условий для их личной самореализации, успешной социализации.
Задачи:
- Создать систему непрерывного социально-педагогического сопровождения одарённых детей.
- Обеспечить участие одарённых детей в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, расширение возможностей для их самореализации и совершенствование способностей.
- Создать условия для повышения компетентности родителей (законных представителей).
- Формировать систему информационного обеспечения процесса выявления, поддержки и развития одарённых детей.
- Продолжать развивать меры социальной поддержки одарённых детей.
Ожидаемые результаты
- Создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей.
- Обогащение психодиагностического арсенала, направленного на выявление одаренных детей.
- Формирование информационных банков данных.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Увеличение количества одаренных детей, занявших призовые места на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, конкурсных мероприятиях.
- Увеличение числа детей, удовлетворенных своей деятельностью.
- Организация работы по адаптации детей к социуму.
- Повышение квалификации педагогов образовательных учреждений.
- Внедрение новых образовательных технологий.
- Расширение и систематизация методов работы с семьей одаренных детей по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии одаренного ребенка.
Список литературы
- Об образовании в Российской Федерации: федер.закон.(от 10.07.1992).– Режим доступа: http://www. mon.gov.ru
- Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе: закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 мая 2010 года №56-ЗАО.– Режим доступа: http://www.yamaledu.org
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. – Режим доступа: http://www. mon.gov.ru
- Приоритетный национальный проект Образование [Электронный ресурс]: постановление Правительства [от 05.09.2005] // Министерство образования и науки Российской Федерации: офиц. сайт – Режим доступа: http://www. mon.gov.ru
- Наша новая школа. Национальная образовательная инициатива [Электронный ресурс]: постановление Правительства [от 07.02.2010] // Министерство образования и науки Российской Федерации: офиц. сайт – Режим доступа: http://www. mon.gov.ru
- Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе [Электронный ресурс]: закон Ямало – Ненецкого автномного округа [от 25.05.2010 356-ЗАО] // Департамент образования Ямало – Ненецкого автономного округа: офиц. сайт – Режим доступа: http://www. yamaledu.org
- Стратегия социально-экономического развития в Ямало-Ненецком автономном округе на период до 2020 года [Электронный ресурс]: постановление Правительства Законодательного Собрания в Ямало – ненцком автономном округе [от 09.12.2009 №1990] // Департамент образования Ямало – Ненецкого автономного округа: офиц. сайт – Режим доступа: http://www. yamaledu.org.
- Об окружной целевой программе [Электронный ресурс]: закон Ямало – Ненецкого автномного округа [от 01.02.2006 №5-ЗАО] // Департамент образования Ямало – Ненецкого автономного округа: офиц. сайт – Режим доступа: http://www. yamaledu.org