Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Концептуальные основы развития МБДОУ центра развития ребенка – детского сада № 32
10 минут 2644 570

Концептуальные основы развития МБДОУ центра развития ребенка – детского сада № 32

Kaziryan fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Казарян Апрелей Николаевной, заведующим МБДОУ центра развития ребенка – детского сада № 32 пос. Горки-2 Московской области. Сегодня Апреля Николаевна в своей статье расскажет о концептуальных основах развития своего учреждения. Данный материал будет интересен руководителям ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Апрели Николаевны:

«Создание условий для взаимодействия и взаимообогащения детского и взрослого миров в обновленной образовательной системе на основе партнерских отношений, диалоге и гуманном отношении».

Интересного чтения…


Концептуальные основы развития МБДОУ центра развития ребенка – детского сада № 32

 Аннотация

Рассматриваются вопросы развития муниципального бюджетного дошкольного учреждения в современных условиях.

Ключевые слова: стратегические цели, тактические цели, дополнительные образовательные услуги, дополнительные образовательные программы дошкольного образования, социальные запросы населения, частно - государственное партнерство.

В настоящее время, одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования, является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе личностно-ориентированную модель образования, что предполагает существование между взрослыми и детьми, отношений сотрудничества и партнерства, нацеливает педагогов образовательных учреждений на творческое отношение к своей деятельности, к формированию у них потребность к постоянному саморазвитию и самостановлению.

Миссией МБДОУ центра развития ребёнка – детского сада № 32 является осуществление личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку, создание условий для удовлетворения потребностей детей дошкольного возраста и их родителей в качественном образовании. Основополагающим условием реализации миссии, является философия дошкольной организации, как система смыслов и ценностей, определяющих жизнедеятельность организации в целом и поведение каждого сотрудника.

В этой связи перед работниками детского сада стоит задача создания единой системы образовательно-оздоровительного процесса, построенной на интегративной основе, с чем должны быть разработаны не только принципы целостного подхода к содержанию образования и оздоровления, но и личностно-ориентированной организации педагогического процесса, направленного на оздоровление и развитие ребенка.

В детском саду, образователь­ная деятельность должна строиться вокруг ребенка, обеспечивая своевре­менное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой ак­тивности, гуманного отношения к окружающим, становле­ние личностной позиции, получение ребенком качественно­го образования, как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания.

Методологическую основу концепции составили положения, представленные в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, Ю.Ф. Змановского.

Проектирование личностно-ориентированной образова­тельно-оздоровительной системы начинается с выбора и осмысления базо­вых ценностей, которые отражают потребности и интересы развивающейся личности, связывают образовательный про­цесс с социокультурным окружением, задают ориентиры раз­вития образовательной организации в оптимальном направ­лении.

При разработке кон­цепции учитывались основополагающие ценности: ценность здоро­вья, ценность развития, ценность детства и ценность сотрудничества, которые, с одной стороны, выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой стороны, выступают содержанием ценностного освоения мира ребенком.

Ценность здоровья, требует создания в образовательной организации условий, для сохранения и укрепления здоровья детей (как физического, так и психического), приобщение их к ЗОЖ (здоровый образ жизни), формирования основ физической культуры и валеологической грамотности.

Ценность развития направляет внимание на построение развивающего образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и жизненный опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей и потребностей, формируется в условиях личностного выбо­ра, готовность детей к саморазвитию и самообразованию.

Ценность детства акцентирует внимание на том, что детство – это неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью, готовностью к образованию. Спе­цифика детства требует бережного отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру ребенка, а также со­здания условий для взаимодействия и взаимообогащения дет­ского и взрослого миров.

Ценность сотрудничества, как основной фактор образования и источник обновления образовательной системы, состоит в партнерстве, диалоге, гуманном отношении.

Основными целевыми установками ДОУ должны стать:

  • разработка и реализация комплексной образовательной программы, обеспечивающей равные стартовые возможности для всех детей раннего и дошкольного возраста, в общеразвивающих группах;
  • создание оптимальных условий для дифференциации и индивидуализации образовательного процесса посредством организации комплексного, медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанников ДОУ и их родителей (законных представителей), (комплексная диагностика, ведение индивидуальных паспортов и маршрутов развития и здоровья, введение портфолио дошкольника);
  • максимальное удовлетворение потребностей заинтересованного населения в новых формах дошкольного образования; расширение перечня дополнительных образовательных услуг за счет наиболее полного учета оздоровительно-образовательного потенциала социума;
  • модернизация системы управления дошкольной организации благодаря переходу на самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность;
  • достижение высокого качества образовательной услуги за счет совершенствования ресурсного обеспечения образовательного процесса (повышение профессиональной компетентности сотрудников ДОУ, укрепление межведомственных связей учреждения, подведение образовательного процесса под научные основы, совершенствование материально-технической базы и предметно-развивающей среды, модернизация нормативно-правовой базы организации образовательного процесса в режиме развития).

Проектируемая нами модель образовательного процесса определяется концепцией, основные идеи которой:

  1. право каждого ребенка, как полноценное развитие, так и на оказание ему помощи в соответствии с функциональными отклонениями и интеллектуальными особенностями;
  2. признание самоценности периода детства каждого ребенка, его уникальности и неповторимости;
  3. деятельность организации в режиме обновления содержания (реализация различных по содержанию современных комплексных и парциальных программ и технологий, их адаптация к приоритетам и специфике работы ДОУ) и его организационных форм (новые формы дошкольного образования, комплекс дополнительных образовательных услуг).

В основе концепции развития ДОУ как адаптивной модели до­школьного образовательного учреждения лежит возможность:

  • диагностики и динамического наблюдения развития детей;
  • Комплексного медико-психолого-педагогического подхода к диагностической, образовательной, оздоровительной работе;
  • вариативного набора индивидуальных программ для детей с учетом их личностных особенностей и резервных возможностей;
  • интеграции детей с различным состоянием здоровья, уровнем раз­вития, степенью адаптированности к ДОУ   для достижения максимального качества образовательного процесса;
  • создания целостной системы, в которой все этапы работы с ре­бенком, были бы взаи­мосвязаны.

Эта система представляется в виде цепи:

  • комплексное обследование;
  •  заполнение индивидуального паспорта здоровья и развития;
  • разработка и реализация индивидуального маршрута с рекомендациями для воспитателей, специалистов и родителей; индивидуальная или дифференцированная работа в условиях интегрированного обучения и воспитания;
  • систематический анализ и уточнение индивидуального маршрута с обоснова­нием рекомендаций для дальнейшего воспитания, обучения и оздоровления ребенка.

Качество образовательного процесса в МБДОУ центра развития ребенка – детского сада №32 будет определяться следующими критериями:

  • уровнем здоровьесбережения дошкольников педагогическими работниками;
  • субъективной удовлетворённостью всех участников образовательного процесса его результативностью и условиями;
  • соответствием образовательного процесса федеральным     государственным стандартам условий его организации и ведения;
  • технологичностью и преемственностью, ориентированных на особенности возрастного развития воспитанников и на уровни продвижения по образовательной программе (модули, проекты, формы работы с информацией и пр.);
  • соответствием содержания образования консолидированному заказу на оказание образовательных услуг.

МБДОУ центр развития ребенка - детский сад № 32 открыто взаимодействует с другими образовательными организациями, культуры и спорта, родителями воспитанников (законных представителей).

В детском саду предоставляются   дополнительные образовательные услуги для неорганизованных детей. Педагоги и воспитатели готовы к изменению и совершенствованию педагогического процесса с учётом потребностей новой государственной образовательной политики, к использованию новых технологий, расширению перечня образовательных услуг в соответствии с интересами семей воспитанников:

  • к созданию условий соответствующих уникальности каждого воспитанника, обеспечивающих развитие его индивидуальных способностей;
  • самореализации педагогов, росту профессионализма и   качества образовательных услуг за счёт непрерывного повышения их профессионального уровня;
  • сотрудничеству с родителями в вопросах планирования, организации мероприятий, решения проблем в интересах детей, выбору форм участия в жизни детского сада в зависимости от возможностей и интересов и пр..

Таким образом, концепция развития МБДОУ центра развития ребенка – детского сада №32 направлена в конечном итоге на создание благоприятных социально-педагогических условий, для максимального развития ребенка, раскрытия его способностей и его самореализации; обеспечение чувства психологической защищенности воспитанников и педагогов, укрепление психологического и физического здоровья воспитанников и педагогов, развитие профессиональной ответственности, самостоятельности и творчества педагогов, специалистов для обеспечения дальнейшего роста качественных показателей развития воспитанников через систему коррекционно-развивающей работы, предусматривающей взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей ( законных представителей ) воспитанников.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 358 8

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 5862 676