Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Тема: «Поделки из пластилина»
8 минут 2700 660

Тема: «Поделки из пластилина»

Maslakova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Маслакову Наталью Николаевну, преподавателя МБОУДО "ДХШ" г. Южно-Сахалинск Сахалинской области. Сегодня Наталья Николаевна с радостью предлагает вашему вниманию полезный материал по организации урока «Поделки из пластилина» для детей 9-10 лет общеразвивающей программы в ДХШ. Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования.

Краткий комментарий к статье от Натальи Николаевны:

«Лепка из пластилина больше подходит для детского творчества, ведь она учит детей быть старательными, аккуратными, изобретательными. Лепить из пластилина очень полезно потому, что это развивает координацию движений и мелкую моторику, заставляет пальчики усердно трудиться, развивает фантазию, и просто увлекает».

Творческого чтения…


Тема: «Поделки из пластилина»

Для детей 9-10 лет общеразвивающей программы в ДХШ

Посмотреть статью в полной версии с фотографиями

Пластилин, как материалом для детского творчества, дети начинают осваивать еще с детского сада. Это материал обладает целым рядом положительных качеств: он пластичен, легко соединяется в частях, имеет разнообразие цвета. Существует много видов пластилина.
Пластилин имеет множество преимуществ – он почти не пачкает кожу рук, может быть мягким и твердым, в зависимости от температуры воздуха, его можно применять многократно, он не портится и не теряет мягкости.
Пластилин пользуется популярностью, как у профессиональных скульпторов, так и у детей. Популярность объясняется его природными качествами, это устойчивость к высыханию и изменению температуры. В этом заключается отличие пластилина от глины.
Лепка из пластилина больше подходит для детского творчества, ведь она учит детей быть старательными, аккуратными, изобретательными. Лепить из пластилина очень полезно потому, что это развивает координацию движений и мелкую моторику, заставляет пальчики усердно трудиться, развивает фантазию, и просто увлекает.
Образовательные задачи:

  • знакомство с древней славянской мифологией;
  • научить работать с пластилином поэтапно;
  • показать возможности пластилина и приемы лепки.

Развивающие задачи:

  • развитие навыков и умений;
  • развитие чувства цвета, пропорций, композиции;
  • развитие пространственного мышления и творческих способностей;
  • эстетическое воспитание средствами изобразительного и декоративного искусства;
  • воспитание художественного вкуса;
  • развитие моторики пальцев рук.

Воспитательные цели:

  • воспитание аккуратности, трудолюбию, усидчивости.

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА
Организация и проведение урока эффективно отражается на получении знаний и умений. Поэтому задание на заданную тему можно предложить учащимся в начале как урок-беседа, где учащиеся включаются в обсуждение. Для настроя на выполнение задания необходимо активизировать мышление, творческое воображение. Для этого можно использовать иллюстративный материал, а также музыку.
Использование игровой формы ведения урока так же способствует более яркому творческому воображению учащегося. Для этого каждому предлагается придумать свою историю, дать словесное описание заданного образа. Предлагая игровую форму, учащимся задаются правила игры. Например, масштаб (дети склонны уменьшать изображение), ограничить цветовое решение (например, выполнить монохромно), ввести элементы декоративности и пр.
В данном задании для создания поделки учащимся предлагается на выбор взять небольшую коробочку или бутылочку в качестве основы, покрыть ее слоем пластилина и уже из этого создать сказочный образ. Это сразу задает масштаб, а также придает изделию устойчивость, ведь пластилин мягкий материал и поделки могут легко деформироваться.
Теоретическая часть урока переходит в практическую, когда ученики воплощают свои идеи в эскизе. Эскизов должно быть несколько. Часто бывает, что в комбинации из нескольких эскизных вариантов может получиться интересный образ. Образ интересен, если не содержит в себе повторение мультипликационных штампов, если он оригинален, содержит в себе пластику, целостность. Выполнение эскиза наиболее трудная и ответственная часть выполнения задания. Трудность ее заключается в том, что учащийся, сделав один, максимум два эскиза отказывается продолжать процесс поиска интересного образа. В этом случае можно предложить изменить какие-либо детали или полностью заменить форму, (взяв только детали) в разработанных эскизах.
Когда эскиз тщательно продуман, сначала линейно, затем в цвете, воплощение его в материале не вызывает большой сложности. В процессе самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь. Учащиеся анализируют и оценивают свои работы и работы своих одноклассников, а учитель делает обобщающие выводы.
Материалы и оборудование
1.    Бумага и карандаш для эскиза;
2.    Цветной пластилин;
3.    Стеки;
4.    Дополнительный материал (пустые бутылочки, флаконы для основы поделки, а также всевозможные мелкие предметы-бусы, бисер и прочее для оформления поделки);
5.    Клеенка на стол.
Вводная часть урока. Беседа.
1 часть урока.
Для активизации творческого мышления для выполнения задания по теме водно-болотные обитатели хорошо обратиться к славянской мифологии. Славянская мифология и религия славян слагалась из обоготворения сил природы и культа предков.
Мифология – одна из первых форм сознания, которая выражала отношение народов к миру. Другими словами МИФ – это народный способ описания мира, способ накопления знаний о природе.
В славянской культуре присутствует множество мистических существ которые обитали и в домах, и в водоемах и в полях, во всем, что окружало людей.
Славянская мифология имела три уровня: высший, средний и низший.
Высший уровень божеств это бог Перун, Велес. К среднему уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами.
На низшем уровне находились различные узкоспециализированные существа, менее уподобленные человеку, чем Боги высшей ступени. К ним относились домовые, лешие, русалки, упыри, банники и т. д. Они могли как помочь человеку, так и навредить.

Болото – типичное место действия рассказов о чёрте, что отражено и в поговорках "Было бы болото, а черти будут"; "Всякий чёрт своё болото хвалит"; "Не ходи при болоте - чёрт уши обколотит" (Даль, 1880 год); "В тихом омуте черти водятся, а в лешом болоте плодятся"

Согласно общераспространенным поверьям, нечистая сила, в том числе черт, "очень любит воду и не упускает возможности поселиться в ней"

2 часть урока

Каждый из учеников придумывает своего водно-болотного обитателя и историю связанную с ним. Пока каждый рассказывает, остальные делают наброски эскиза. Прежде чем сделать эскиз, учащиеся выбирают одну из разных форм в виде небольшой баночки или коробочки. С зарисовки выбранной формы начинается разработка сказочного образа водно-болотного обитателя.

Практическая часть урока

Баночка или другая основа покрывается тонким слоем пластилина. Можно использовать другой способ: жгутиками плотно прилегающими между собой, покрыть всю поверхность основы.

Урок № 2

На втором уроке учащиеся продолжают работу по эскизу, выделяя в поделке основные части тела: голову, конечности. Особое внимание необходимо уделить голове, глазам, как наиболее выразительная и главная деталь.

На завершающем этапе- украшение, как дополнение к поделке, которое подчеркивают декоративность сказочного образа.

В конце урока работы дети устраивают выставку-просмотр всех работ. Поделки анализируются, каждый высказывает свои замечания и пожелания.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2266 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2087 607