Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Игровой компонент в изобразительной деятельности как фактор развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
24 минуты 2496 575

Игровой компонент в изобразительной деятельности как фактор развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Fedorova foto copyДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Фёдоровой Галиной Анатольевной, воспитателем ГБОУ СОШ 1927   г. Москва. Сегодня Галина Анатольевна любезно поделится своими методами создания педагогических условий для развития творческих способностей детей. Статья будет интересна педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Галины Анатольевны:

«Создание оптимальных условий для развития творческих способностей (предметно-развивающая среда, организация интересной содержательной жизни ребёнка в ДОУ и семье), организация творческих заданий, формирующих познавательные интересы и совершенствующие сенсомоторный репертуар ребёнка, организация детско-родительских мероприятий с целью обучения родителей выстраиванию гармоничных отношений с детьми через совместную деятельность и творческие занятия».

Творческого чтения…


Игровой компонент в изобразительной деятельности как фактор развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Посмотреть статью в полной версии с фотографиями

Актуальность темы. В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Условия жизни, которая сложна и разнообразна, требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

Современный человек должен быстро ориентироваться и адаптироваться к новым условиям, должен обладать гибкостью мышления, творчески подходить к решению различных проблем. Во всех профессиях постоянно растёт доля умственного труда и творческих способностей человека. В современных условиях необходимо не только вооружить человека определённой суммой знаний, но и воспитывать самостоятельную, творчески развитую личность. Поэтому, проблема развития творческих способностей приобретает особое значение. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Отечественные психологи и педагоги: Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Н.А.Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина доказали, что творческие возможности  детей  проявляются  уже  в  дошкольном  возрасте.  Дети  делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, поделки.

Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

(В. А. Сухомлинский). В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Игра, а так же связанные с ней виды деятельности, и в том числе изобразительная, являются наиболее эффективными формами развивающего обучения дошкольников, которые очень часто преобразуют познавательную задачу в игровую или практическую, имеющую для них личностный смысл. Все игры в изобразительной деятельности носят эстетический характер и сочетаются с серьезным напряженным трудом, но не отвлекают от обучения, а наоборот - способствуют интенсификации деятельности. Именно в играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей, они становятся более целеустремленными, веселыми и сообразительными. В игре вырабатывается трудолюбие, смекалка, наблюдательность и настойчивость в достижении своей цели. В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и в связи с этим взрослые получают полную возможность воздействовать на ребенкаи тем самым развивать их творческие способности.

Изобразительная деятельность заключает в себе большие возможности. Она является средством умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития детей, что важно в любой профессии. В процессе этой деятельности совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, память, мыслительные операции. А развитие мелкой моторики руки развивает мышление и речь, ведь рука, по словам Канта, является выдвинутым вперёд мозгом человека. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления.

В изобразительной деятельности раскрываются творческие способности личности. Социокультурное значение изобразительной деятельности состоит в том, что она формирует определенную систему знаний и умений о культуре, национальных традициях.

Полученные  знания, умения и навыки позволяют  детям  изображать большой круг предметов и отражать различные явления, которые их заинтересовали. Появляется широкая возможность отражать в рисунках, лепке, аппликации свои творческие замыслы.

Вариативная программа «Играя, творим».

Программа направлена на  развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности с использованием игрового компонента. Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени изучения материала.

Программа включает в себя следующие виды изобразительного творчества: рисование, аппликацию, лепку из пластилина, конструирование из бумаги. Перечисленные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой и должны дополнять друг друга.  

Цель программы: создание оптимальных условий для развития творческих способностей (предметно-развивающая среда, организация интересной содержательной жизни ребёнка в ДОУ и семье),организация творческих заданий, формирующих познавательные интересы и совершенствующие сенсомоторный репертуар ребёнка, организация детско-родительских мероприятий с целью обучения родителей выстраиванию гармоничных отношений с детьми через совместную деятельность и творческие занятия.

Психолого-педагогические задачи:

  • Формирование основ творческого мышления и его операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, анализ объекта, выделение главного.
  • Развитие мелой моторики рук, зрительно-двигательной координации.
  • Развитие творческого воображения.
  • Формировать у дошкольников умение   высказывать и придумывать оригинальные идеи и композиции.
  • Повышать возможность творчески использовать свой жизненный опыт.
  • Вызвать интерес к обучению.
  • Развивать умение сосредоточиться на задаче, доводить начатое до конца.
  • Раскрытие творческого и интеллектуального потенциала ребёнка.

Основными принципами обучения программы являются:

1. Принцип развивающего взаимодействия педагога, родителей и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

2. Принцип воспитывающего обучения. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие художественно-творческих способностей детей.

3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

4. Принцип сотрудничества, партнерства, предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности, создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

6. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами ДОУ, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

Формы организации деятельности детей: фронтальные, индивидуальные.

  • Фронтальная работа с детьми проводится в группе, оснащенной всем необходимым для занятия – дидактический, наглядный материал с целью рассмотрения, художественные разнообразные средства; также во время фронтальной работы проводится познавательная беседа и гимнастика для рук и тела.
  • Индивидуальная работа с детьми проводится   для формирования практических навыков работы и развития творческих способностей.

Методы и формы проведения работы:

  • Наблюдения, экскурсии, восприятие художественных образов искусства для обогащения впечатлениями и расширения представлений.
  • Создание проблемно-поисковых ситуаций.
  • Разработка занятий с использованием нетрадиционной техники рисования.
  • Постановка игры- драматизации.
  • Досуги и активный отдых с участием детей и родителей.

Методика проведения занятия:

Продумывается каждый этап занятия:

I этап.

В начале занятия обязательно проводится психологическое вхождение. Оно может быть музыкальным в виде прослушивания музыки или пения песенки,   в виде игры, или рассказывания сказки.

II этап. Познавательный:

1. На этом этапе раскрывается тема занятия в игровой форме, ставится учебная задача или создается проблемная ситуация.

2. Во время объяснения или повторения пройденного используются модели и алгоритмы, схемы и конструкции, предлагаются развивающие игры и упражнения, что не только помогает запомнить процесс изображения, но и приводит детей в состояние творческого подъема и желания творить.

III этап. Завершающий.

По окончании занятия проводится игра, или заканчивается сказка, начатая в начале занятия, иллюстрируя ее работами детей. Происходит логическое завершение проблемы, созданной в начале занятия. Можно провести психологическую разгрузку, следя за настроением детей. Например, пение веселой песенки, слушание веселой или спокойной мелодии при рассматривании готовых работ. Каждая работа оценивается только положительно, корректные замечания возможны только во время работы, иногда исходящие от игрового персонажа. Важным моментом в конце занятия является настроение ребенка, его эмоциональное состояние.

Обучение на занятиях по изобразительной деятельности строятся как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.Деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. Так, на занятиях дети попадают в интересные ситуации, в которых нужно придумать выход самим.

Во время занятия детям задаются вопросы: а как ты думаешь? А как ты бы поступил? А как ты представляешь, опиши и т.д. Готовясь к своим занятиям, мы постоянно думаем, как поступить, чтобы обучение изображению не порождало штампов и не лишало детей возможности самостоятельно изобразить что-либо?

Для того, чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, проводится работа по формированию игровой мотивации. Например, кратко, но убедительно рассказывается вымышленная история о проблемах какого-либо игрового персонажа, побуждая ему им помочь.

Важным моментом в структуре занятий является применение пальчиковой гимнастики, релаксации для расслабления мышц, физкультминутки. Игры на развитие мелкой моторики рук и имитационные двигательные упражнения перекликающиеся с темой занятия способствуют не только физической разгрузке, но и максимальному усвоению материала и развитию творчества.

Например, на занятии « Такие разные деревья», дети превращались по своему выбору в разные деревья, кто в могучий дуб, кто в стройный тополь, кто в раскидистый каштан, кто в задумчивую плакучую иву, кто в хрупкую белоствольную березоньку, кто в беспечный кудрявый клен, тонкую рябину, пушистую красавицу ель. Дети от имени дерева в словесной форме передавали внешнее сходство и характер дерева, описывали свои ощущения, делились мыслями. Ива: « я расту около воды и мне грустно от того, что я не могу поплыть по реке как большой корабль. Клен: «у меня листочки похожи на кисти рук и мне хочется все ими потрогать, погладить». Дуб: «я самый могучий, мудрый лесу, ко мне все приходят за советом и за помощью».

Обращая внимание на характерные особенности каждого дерева, дети рисовали деревья не по стандартной схеме рисования деревьев, а у каждого ребёнка получилось своё дерево. Всё это способствовало образному восприятию, развитию фантазии.

На следующем занятии: «С какого дерева листочек» дети учились передавать разные формы листьев, определять с какого дерева этот лист, закрашивать листья с помощью техники рисования по - мокрому, детям было интересно смешивать цвета осени на листочке.   В игровой форме дети закрепляли знания о том, что осень   окрашивает листья берёзы в жёлтый, золотой цвет, кленовые листочки превращаются осенью в разноцветные: желтые, оранжевые, красные и все эти цвета осени можно увидеть на одном листочке. Листочки рябины осень окрашивает в красные оттенки и т. п.

Всё это вызывает у детей желание наблюдать за окружающими миром вокруг, способствует развитию воображения, накоплению опыта. Детям было предложено из индивидуальных работ оформить красивую коллективную работу на тему «Осенний лес».

На этапе совместного творчества продумывали, обсуждали содержание картины, последовательность воплощения замысла (какие деревья выйдут на первый план, а какие - на дальний). Дети советовались друг с другом, выслушивали мнение товарища, аргументировали своё, демонстрируя удовлетворение, интерес и радость от участия в коллективной деятельности, также дети стремились выполнять изображение по-своему, «не так как другие», и было видно желание детей   заниматься   творческой деятельностью.

Всегда и везде присутствовал игровой компонент, и это создавало эмоционально-радостное настроение, царила творческая, непринуждённая обстановка. Например, во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты   рассматривают пейзаж, дерево, животных, «делают снимки», а придя в детский сад, «проявляют и печатают их», изображая воспринятое на рисунке. На основе наблюдения, чтения литературы, общения с произведениями изобразительного искусства, мы учили детей обогащать свой замысел, создавать разнообразные, неповторимые произведения.

Мы старались использовать разнообразные художественные материалы, комбинировали техники для создания более выразительного образа и показывали вариативность подходов при работе над одной и той же темой.

Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Всем детям нравилось работать в нетрадиционной технике.  

Особое внимание мы уделяли анализу детских работ. Достижения ребенка оценивались с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументировалась оценка, которой придавался позитивный характер. Мы не практиковали сравнение детских работ между собой, а старались отмечать индивидуальную манеру выполнения. Этому приему анализа обучали родителей воспитанников. Привлекали к анализу детей, обращая их внимание на то, что рисунки других надо оценивать не с позиции: «мне нравится этот рисунок потому, что я дружу с Лизой », а с позиции их выразительности. Кроме этого, регулярно организовывали творческие выставки работ детей. Были интересные и оригинальные находки, свежие идеи. Дети увидели, что продукты их труда значимы и интересны не только им, но и другим педагогам, родителям, сотрудникам.

Кроме того, в занятиях используются специально подобранные задания для развития креативности. Это такие упражнения, как « отгадай на что похоже?», «Многорукий рисунок», « Волшебные пятна», « Сложи картинку из геометрических фигур», « Нарисуй картинку из заданного элемента»

Взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности способствует повышению активности детей, вызывает у них положительное отношение к игре, рисованию, лепке, аппликации, углубляет образное познание действительности и искусства.Дети совместно с воспитателем сочинили сказку   про дружбу лесных зверей. Предлагая детям, нарисовать картинку о том, как они играли в сказку, вызвало у детей живой интерес; для каждого ребёнка возникает личностно значимый мотив творческого изображения. Ребятам было предложено стать фотографами и отобразить на листе бумаги понравившийся эпизод из сказки.   Каждый ребёнок изобразил себя в той роли, которую ребёнок сыграл в сказке. После того как детские работы были размещены на выставке, дети сами предложили создать по нарисованным сюжетам книгу.

Сценарий сказки вызвал у детей желание больше узнать о жизни животных, а также желание научиться рисовать их.

Дети создавали рисунки, лепку, аппликации, которые затем использовались в разных играх. Систематически используя интересные игровые ситуации в изобразительной деятельности, дети создавали выразительные коллективные работы.

В качестве примера приведем работу по теме «Архитектура Москвы», включающая в себя следующие этапы работы:

I этап- подготовительный , в ходе которого   было проведено ряд занятий и бесед по теме: « Архитектура - как вид искусства», «Профессия-архитектор», «Дома бывают разные», «В каждом городе своя архитектура». «Москва – главный город России: памятники архитектуры».

Дети знакомились с различными сооружениями Москвы, Рассматривали фотографии, иллюстрации из книг, знакомились с литературными произведениями о Москве.

Дети играли в сюжетно – ролевую игру « юные архитекторы», где они учились воспроизводить различные сооружения, детские площадки   города в игре, при этом воспитывалось чувство коллективизма.

На II этапе работа проходила в форме игровых ситуаций, которые перерастали одна в другую. Дети выступали в роли архитекторов, которые разрабатывают с помощью линейки, простого карандаша и ластика   проекты своего собственного здания, то дети в роли художников, которые изображают известные архитектурные сооружения Москвы, то дети в роли конструкторов, которые сооружают из бумаги белокаменный Кремль.

Также активно в проект были включены родители, которым было рекомендовано посетить с детьми памятные и известные места Москвы. И подготовить с детьми мини доклад с фото на тему: “Любимое место в Москве”, а также была проведена викторина совместно с родителями и с детьми на тему: « Знаем ли мы свой родной город».

III этап- итоговый .Дети предложили создать книгу «Моя Москва» из своих работ (дети совместно с родителями). Дети с удовольствием показывали книгу родителям. Выполненная каждым ребёнком работа бала включена в общую книгу, вложена в общее дело. Такая работа помогает формировать навыки сотрудничества, положительное эмоциональное отношение к совместной деятельности, повышает эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию.

С большим интересом и удовольствием дети воспринимали предложение воспитателя создать рисунки на тему: «Зимние забавы». Предложение нарисовать, как дети играли, было воспринято с радостью и интересом. Изображение игровых образов и ситуаций вызывает более яркий эмоциональный отклик. Дети рисовали себя в движении, представляли во что они одеты в зимний период, во что любят играть зимой, что активизирует работу воображения. Игра «оживляла» образ, а это определяет образное, эмоциональное восприятие, представления о предметах и явлениях окружающего мира.

Занятия по изобразительной деятельности тесно связаны с ознакомлением детей с окружающим. Например, знакомя детей с природой севера, с условиями климата, с животным миром той местности, детям было предложено сделать макет   океана, рядом « пляж» для пингвинов, снежные сугробы. Создаётся проблемно-поисковая ситуация, из которой дети с большей или меньшей долей самостоятельности должны были найти выход,необходимо было придумать, из чего можно сделать снежные горки, море.   Детям пришлось подумать. Были варианты: нарисовать, слепить из белого пластилина, сделать комки из белой бумаги, склеить из них   горку использовать пенопласт, и они обрадовались такому выбору. На одном занятии дети создавали макет пляжа, на другом дети лепили пингвинов, так как на «пляже» поселился один пингвин и ему скучно одному. И к тому же пингвины живут стаями. Кто-то изобразил целое семейство пингвинов, кто-то слепил, как пингвины катятся с горки в воду, кто-то слепил как пингвины ныряют за рыбой, фантазии ребят не было предела, они играли с   пингвинами, которых слепили сами, и это им доставляло ещё больше удовольствия. Создание персонажа игры, а затем, использование его в игре, которую дети придумывают по ситуации способствует развитию образного мышления, воображения.

При ознакомлении детей с правилами дорожного движения, было предложено каждому ребёнку изобразить дом, машину, пешехода, потом вырезав свои изображения, создать коллективную работу на тему « Наша улица», поиграть в сюжетную игру, используя вырезанные фигурки пешеходов, тем самым закрепляя полученные знания о правилах поведения на дороге. ( В каком месте лучше переходить улицу? Где можно играть в мяч? и т.п.).

В теплый период года, в парке было   организованно детское мероприятие совместно с родителями на интересующую тему детей « Жизнь индейцев». Дети и родители тщательно готовились к этому мероприятию. Было изготовлено много бутафорских предметов - топоры, сумки с дротиками, из разноцветных перьев были изготовлены головные уборы, атрибуты для игр, декорации. Заранее была выбрана лесная поляна, где было организованно мероприятие. Родители расположили лагерь индейцев,  поставили палатки (вигвамы), развели костер. Помогли детям изготовить луки и стрелы, чтобы охотиться. Дети играли в различные игры, были творческие задания, где дети могли проявить свои творческие способности. Дети и родители получили массу удовольствия от проведённого мероприятия. После проведённых выходных, придя в детский сад, дети активно обсуждали это мероприятие. Им хотелось рисовать, лепить на эту тему. Поиграть ещё раз в индейцев, но уже с нарисованными, вылепленными персонажами. Дети сами проявляли желание и интерес творить.

Вариативная программа «Играя, творим» на развитие творческих способностей детей, доказывает возможность и эффективность развития творческих способностей детей на занятиях изобразительной деятельности с использованием игрового компонента. Дети стали проявлять больший интерес к изобразительной деятельности, к разнообразным художественным материалам, техникам рисования. К процессу изготовления атрибутов, персонажей для игр и развлечений.В процессе интеграции двух видов деятельности игровой и изобразительной в большей степени развиваются познавательные процессы (восприятие, воображение и мышление). В процессе деятельности ребенок расковывается, снимается напряжение, уходят страх и неуверенность.   Ребенок активно вводит собственный творческий продукт, видит ценность своих усилий, благодаря чему у дошкольника формируются система мотивов, позволяющих активно преобразовывать действительность.

В результате выполненного исследования разработана модель и технологические этапы творческого развития личности дошкольника. Ход и результаты исследования доказывают, что игровая и изобразительная деятельность обладает большим педагогическим потенциалом для раскрытия творческих проявлений у дошкольников.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты и выводы были использованы в практике эстетического воспитания дошкольников.

Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на педагогических советах ГБОУ СОШ №1927 г. Москвы;

Результаты исследования внедрены в практику в виде методических рекомендаций автора для воспитателей ДОУ.

Проведена работа с родителями: консультации, театральный досуг с участием, как детей, так и родителе, тематический досуг с походом в парк.

Литература:

  1. Ветлугина Н.А. Художественное   творчество   и   ребёнок. М.: Просвещение, 1974г. - 287с.
  2. Выготский Л. С, Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997г. - 96с.
  3. Ермолаева-Томина Л.Б. психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. -М.: Академический проект, 2003г.- 304с.
  4. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. Изд. «Карапуз-дидактика», Москва,2006г.-192с.
  5. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Изд-во «Мозаика-Синтез», Москва, 2010г.
  6. Косминская В.В., Халезова Н.Б.Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М., 2001г.
  7. Маклаков А.Г. Общая психология.   СПб.: Питер, 2001г. - 592с.
  8. Межиева М.В. Развиваем творческие способности у детей 5-9лет . Ярославль, 2002г.
  9. Платонов К.К., Проблемы способностей. М.: Наука,1977г.-312с.
  10. Скворцова В.О. «Интеллект + креатив: развитие творческих способностей дошкольников» Феникс, 2009г

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 4214 672

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 4339 609