Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Игровые технологии на уроках ОБЖ
38 минут 4941 948

Игровые технологии на уроках ОБЖ

Yurin foto copyДорогие друзья, мы рады представить вам Юрина Романа Сергеевича, преподавателя - организатора ОБЖ МБОО «Новониколаевская СОШ № 2» п. Новониколаевский Волгоградской области. Сегодня Роман Сергеевич с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом по использованию игровых технологий на уроках ОБЖ. Статья будет интересна учителям, которые ведут поиск новых форм и приемов изучения основ безопасности жизнедеятельности.

Краткий комментарий к статье от Романа Сергеевича:

«Поиск новых форм и приемов изучения основ безопасности жизнедеятельности в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое, поскольку в современной школе, как и в современном обществе, к которому мы идем, каждый человек сможет учиться и работать исходя из своих приоритетов, используя максимально особенности своей личности. Наиболее результативно прививаются учащимся мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем - в обществе и на производстве, через общее образование на уроках ОБЖ».

Пзнавательного чтения…


Игровые технологии на уроках ОБЖ

Жизнедеятельность - это сложный процесс создания человеком условий для своего существования и развития, взаимосвязанный с окружающей природной средой и социальной реальностью. Современный человек живет и действует как бы в двух взаимосвязанных мирах - мире природы, и мире социума, сообщества людей. Оба эти мира самым тесным образом взаимодействуют между собой. Создавая условия для существования, удовлетворяя свои потребности, человек постоянно воздействует на окружающий мир, тем самым вызывая его противодействие (физическое, химическое, биологическое, социальное и пр.). В связи с этим можно сказать, что любая сфера человеческой жизнедеятельности является потенциально опасной, так как сопряжена с вмешательством в эти взаимосвязанные миры и не всегда предсказуемой реакцией их на это вмешательство.

Поиск новых форм и приемов изучения основ безопасности жизнедеятельности в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое, поскольку в современной школе, как и в современном обществе, к которому мы идем, каждый человек сможет учиться и работать исходя из своих приоритетов, используя максимально особенности своей личности.

Наиболее результативно прививаются учащимся мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем - в обществе и на производстве, через общее образование на уроках ОБЖ.

Формирование системы знаний о безопасной жизнедеятельности осуществляется в процессе воспитания и обучения в семье, дошкольных учреждениях, в школе. Однако наиболее интенсивно данный процесс осуществляется в ходе преподавания в общеобразовательной школе курса "Основы безопасности жизнедеятельности". Система таких знаний обосновывается учеными-методистами, реализуется в виде учебных программ, учебников, методических пособий для учителей. В соответствии с моделью таких знаний, изложенных в учебно-методических материалах, на школьных уроках, во внеклассной работе.

Рассматривая понятие игры как средства обучения можно сделать следующие выводы:

1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

На уроках ОБЖ создаются условия, благоприятствующих творчеству. Их развитие происходит в учебной деятельности, в которой ученик выражает свое отношение к ней.

Чтобы школьный урок основ безопасности жизнедеятельности облечь в игровую форму используется множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Отличительная черта игровой деятельности на уроках ОБЖ - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Эффективность развития творческих способностей школьников на уроке "Основы безопасности жизнедеятельности" связана с четкой, правильной постановкой задач. При постановке задач следует исходить из содержания тематического плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав учащихся, их подготовленность. Количество намечаемых задач определяется возможностями их реализации на одном занятии.

Игровые технологии на уроках ОБЖ можно применять на всех ступенях школьного образования. Правильный отбор игр позволяет их использовать на различных типах уроков: от изучения нового материала до уроков обобщения и систематизации знаний.

           Игровая деятельность на уроках ОБЖ используется в следующих случаях:

1) В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета.

Например, для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса ОБЖ: урок-игра «Дорожные знаки» для учащихся 5-6 классов; интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Брейн-ринг», «Звездный час» и др.

2) Как элементы более обширной технологии.

При проведении проблемного урока ОБЖ можно использовать ролевые игры, где учащиеся получают роли «Эксперта», «Хранителя времени», «Почемучки» и др.

3) В качестве технологии урока или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» на этапе введения учащимся предлагается вспомнить русские пословицы и поговорки о здоровье. Также можно широко использовать дидактические игры на разных этапах урока, например, игра «Хлопай в ладоши» (5 класс), игра «Выбери действие» (7 класс), серия дидактических игр по правилам дорожного движения в 5-6 классах на этапе повторения, закрепления, контроля знаний и многое другое. Также детям можно предложить разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, это всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению.

4) Как технология внеклассной работы.

В качестве примера может служить проведение различных сетевых игр по ОБЖ, проведение военно-спортивной игры «Зарница», и др.

Таким образом, результативность применения игровых технологий на уроках ОБЖ будет зависеть, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр - забота каждого учителя.

Процесс творческого развития школьников на уроках ОБЖ имеет большое значение. Активность и творческие способности школьника на занятиях "Основы безопасности жизнедеятельности" выполняют важную задачу - подготовки к безопасной жизнедеятельности. Для этой цели применяются различные методические приемы и средства обучения.

Игровая деятельность выступает как деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап.

Порядок проведения игры при отсутствии в классе компьютерного оборудования

С помощью двух помощников определяются три обучающихся, быстрее остальных поднявших руку. Первый из них  с места зачитывает ответ и, если он правильный, идет к доске. Если ответ неверный, без комментария дается слово второму претенденту. Если не второй, то третий, как правило, отвечает правильно. Победителю предлагается набрать в команду еще двух обучающихся (интересный момент в игре – лес рук, а кого выбрать, отличника или друга?). Помощники раздают на каждую парту листочки с вариантами ответов на восемь вопросов (без самих вопросов, чтобы заранее не искали ответы в учебнике) и каждому обучающемуся по четыре карточки с цифрами 1, 2, 3, 4.  Команда получает листок с вариантами ответов, и один из помощников  зачитывает первый вопрос. Команда совещается в течение минуты, и капитан дает ответ. Если  ответ окончательный, не комментируя его, предлагается «залу» ответить на этот вопрос поднятием карточек. Помощники ставят напротив заранее записанных фамилий обучающихся (удобнее по рядам), в зависимости от ответа, плюсы или минусы, что позволяет преподавателю оценить одновременно всех обучающихся. Подсказки «помощь зала», «50 на 50» и «звонок другу» вводятся в игру в зависимости от уровня подготовленности игроков и сложности вопросов. Условия проведения игры можно изменять таким образом, чтобы «зал» не имел возможности видеть и слышать  правильные ответы команды, набранной из отличников (например, расположить команду, отвечающую не вслух, а поднятием карточек, в конце класса).  

На игру затрачивается  20-25 минут, и остается достаточно времени для объяснения нового материала. За полугодие можно провести три урока в виде игры и выставить практически всем обучающимся по две-три оценки.

Вопросы составлены по учебникам «Основы безопасности жизнедеятельности» издательства «Дрофа», в соответствии с темами первой и второй четвертей. Правильные ответы, в целях экономии места, даны в скобках после вопроса.

5 класс   Игра № 1

       1. Что делать в первую очередь при возгорании телевизора? (2)

  • Выключить телевизор.
  • Обесточить телевизор.
  • Накрыть плотной тканью.
  • Сообщить в пожарную охрану.

       2. Какое действие неправильное при невозможности покинуть квартиру при пожаре в многоквартирном доме? (4)

  • Позвонить пожарным.
  • Создать запас воды в ванне.
  • Заткнуть щели тряпками.
  • Ждать прибытия пожарных в ванной комнате.

       3. Какая причина гибели людей при пожаре в местах массового скопления их считается основной? (2)

  • Пониженная концентрация кислорода.
  • Токсичные продукты горения.
  • Открытый огонь.
  • Задымление.

       4. Что нельзя делать при  выходе из задымленного помещения? (2)

  • Держаться за стены, поручни.
  • Быстро спуститься вниз на лифте.
  • Накрыться плотной влажной тканью.
  • Закрыть нос и рот мокрой тканью.

         5. Каким огнетушителем нельзя тушить бытовые электроприборы, находящиеся под напряжением? (3)

  • ОП-5(3).
  • ОУ-2.
  • ОХП-10.
  • ОУ-8.

         6. Что не рекомендуется делать при возгорании в квартире? (2)  

  • Вызывать пожарных.
  • Открывать окно.
  • Накрывать очаг возгорания одеялом.
  • Выходить из квартиры.

        7. Какой синоним у термина «экстремальная ситуация»? (3)

  • Катастрофическая ситуация.
  • Аварийная ситуация.
  • Опасная ситуация.
  • Чрезвычайная ситуация

         8. Как держать при тушении пожара углекислотный огнетушитель? (1)

  • Головкой вверх.
  • Горизонтально.
  • Головкой вниз.
  • За раструб.

5 класс   Игра № 2

       1. Что не рекомендуется делать при возникновении пожара квартире? (2)

  • Звать на помощь взрослых, если ты виновник пожара.
  • Начинать тушить пожар до вызова пожарных.
  • Проверить, не остался ли в квартире маленький братишка.
  • Покинуть помещение.

       2. Где нельзя стоять при заливании небольшого пламени на обесточенном телевизоре?(3)

  • Сзади.
  • С правой стороны.
  • Спереди.
  • С левой стороны.                          

       3. Какое действие неправильное для приведения в действие огнетушителя ОУ-3? (3)

  • Сорвать пломбу.
  • Выдернуть чеку.
  • Перевернуть головкой вниз.
  • Нажать на рычаг.

     4. Какого последствия не вызывает «любование» электрической дугой? (1)

  • Электрический удар.
  • Резь в глазах.
  • Воспаление наружных оболочек глаз.
  • Временная потеря зрения.

       5. Что делать, если из подвала вашей многоэтажки повалил дым и какие-то мальчишки выбежали оттуда?(3)

  • Подойти к мальчишкам и спросить, что там дымит.
  • Войти в подвал и посмотреть,  что там случилось.
  • Сообщить взрослым или позвонить в пожарную охрану.
  • Приступить к тушению пожара.

         6. Что означает термин «свищ»? (4)

  • Пар, выходящий со свистом из трубы.
  • Тонкий слой ржавчины в трубе.
  • Комкообразный нарост ржавчины в трубе.
  • Маленькое отверстие в трубе.

       7.   Что нельзя делать, если задымился магнитофон? (4)                          

  • Обесточить магнитофон.
  • Накрыть плотным пледом и залить водой.
  • При возгорании  вызвать пожарных.
  • Открыть окно, чтобы легче дышалось. 

       8. Что нельзя тушить огнетушителем ОУ-3 с дополнительной маркировкой «ВСЕ»? (1)

  • Горючие твердые вещества.
  • Горючие жидкости.
  • Горючие газы.
  • Электроустановки, находящиеся под напряжением.    

5 класс    Игра № 3

           1. Какой группы предметов бытовой химии не существует? (2)

  • Безопасные.
  • Временно безопасные.
  • Огнеопасные.
  • Ядовитые.

           2. Что не следует делать при запахе газа в квартире? (3)

  • Выключить электроприборы.
  • Выключить конфорки.
  • Закрыть окна и двери.
  • Перекрыть газовый кран.

             3. Что не относится к первым признакам пищевого отравления? (1)

  • Повышение температуры.
  • Колики в животе.
  • Слабость,
  • Головокружение.

             4. Что делать, если воспламенилось масло на сковороде? (3)

  • Залить водой.
  • Засыпать песком.
  • Закрыть крышкой.
  • Вылить в раковину

           5. На каком  расстоянии надо обходить в сырую погоду упавшие на землю провода, находящиеся под напряжением? (4)

  • Не ближе 2 м.
  • Не ближе 3 м.
  • Не ближе 4 м.
  • Не ближе 5 м

(хотя в рекомендациях Госпожнадзора – не ближе 8-10 м)

           6. Что не будет помехой в случае паники при большом скоплении людей? (3)

  • Развязавшийся шнурок.
  • Высокие каблуки.
  • Прочные застежки на куртках.
  • Длинный шарф.                                                                                              

7. Что не относится к правилам безопасного поведения в транспорте? (4)

  • Не садиться в транспорт до полной остановки.
  • Не высаживаться до полной остановки.
  • Не кричать в салоне.
  • Не садиться на первые шесть мест.

         8. Что нельзя делать, если вы оказались заложником в транспорте? (4)

  • Беспрекословно выполнять требования террористов.
  • Не выделяться своим поведением.
  • При штурме ложиться на пол.
  • Искать при выходе затерявшуюся сумку.

6 класс    Игра №1

         1 Что не относится к основным видам экстремальных ситуаций в природе? (1)

  • Потеря ориентировки на местности.
  • Резкое изменение природных условий.
  • Смена климатогеографических условий.
  • Вынужденное автономное существование.

         2. Какой синоним у термина «экстремальная ситуация»? (3)

  • Чрезвычайная ситуация.
  • Аварийная ситуация.
  • Опасная ситуация.
  • Несчастный случай

         3. Что не относится к непосредственным причинам вынужденного автономного существования? (1)

  • Резкое изменение природных условий.
  • Авария транспортного средства.
  • Потеря группы.
  • Потеря ориентировки на местности.

         4. Что является линейным ориентиром? (2)

  • Небольшая роща.
  • Просека в лесу.
  • Заброшенная шахта.
  • Холм.

           5. Что является стрессором выживания? (4)

  • Атмосферное давление.
  • Солнечная радиация.
  • Рельеф местности.
  • Уныние.

           6. Что является фактором выживания? (3)

  • Одиночество.
  • Холод.
  • Ветер.
  • Жара.

           7. Что не является стрессором выживания? (3)

  • Голод.
  • Холод.
  • Горная болезнь.
  • Физическая боль.

           8. Проявлением какого состояния является страх? (4)

  • Ужас.
  • Паника.
  • Растерянность.
  • Стресс.

6 класс    Игра №2

           1. Что не относится к причинам принятия решения о самостоятельном выходе группы из трех ребят к населенному пункту? (4)  

  • Взрослым неизвестно об их предполагаемом местонахождении.
  • Нет средств связи.
  • В лесу усиливается запах дыма.
  • Один из трех «путешественников» сломал ногу.

         2. Какое направление показывает стрелка, образованная двумя сходящимися тропками?(3)

  • К заброшенной шахте.
  • К грибному лесу.
  • К населенному пункту.
  • От населенного пункта.              

         3. В каком направлении продолжать идти, если тропа оборвалась? (2)

  • Вперед.
  • Назад.
  • Влево от тропы в поисках другой. 
  • Вправо от тропы.

         4. Когда легче перейти вброд горную речку? (2)

  • Безразлично.
  • Утром.
  • Вечером.
  • В полдень.

         5. На каких окраинах лесных полян трава гуще? (2)

  • Южных.
  • Северных.
  • Всех, кроме северных.
  • Безразлично.

         6. По какому признаку нельзя ориентироваться? (1)

  • По годовым кольцам деревьев.
  • По муравейникам.
  • По коре деревьев.
  • По лесным просекам.

           7. Шум поезда слышен за 10 километров. Для какого условия это утверждение верно? (2)

  • Местность холмистая, небо пасмурное.
  • Местность ровная, небо пасмурное.
  • Местность ровная, светит солнце.
  • Местность холмистая, сияют звезды.

       8. На каких окраинах лесных полян в жаркую погоду трава начинает желтеть раньше? (2)

  • На южных.
  • На северных.
  • Всех, кроме южных.
  • Безразлично.

6 класс    Игра №3

         1. Какой стороной рекомендуется ложиться к костру? (3)

  • Правым боком.
  • Левым боком.
  • Ногами.
  • Головой.

         2. Откуда следует начинать накрывание навеса ветками? (1)

  • Снизу вверх.
  • С середины.
  • Сверху вниз.
  • Безразлично.

         3. Что не следует делать при акклиматизации в горах? (2)

  • Пить как можно больше жидкости.
  • Чуть-чуть увеличить обычные физические нагрузки.
  • Пользоваться защитными кремами.
  • Вкладывать в обувь теплую стельку.

        4. Какое утверждение верное? (3) При акклиматизации в горах нельзя:

  • Носить солнцезащитные очки со стеклянными линзами.
  • Носить одежду из натуральных материалов.
  • Носить тесную обувь.
  • Пользоваться защитными кремами.

           5. Какой костер рекомендуется для быстрого кипячения одновременно двух котелков воды? (4)

  • «Шалаш».
  • «Звездный».
  • «Нодья».
  • «Колодец».

           6. Какой костер не относится к жаровым? ((1)

  • «Шалаш».
  • «Нодья».
  • «Таежный».
  • «Звездный».

           7. Какое требование к выбору места лагеря при ожидании спасателей не считается первоочередным? (4)

  • Рядом должна быть поляна для посадки вертолета. 
  • В лесу не располагаться среди сухостоя. 
  • В горах не располагаться под осыпающимся склоном.
  • Рядом должен быть источник воды.

         8. Почему чай в горах заваривается хуже? (2)

  • Из-за нехватки кислорода в горном воздухе.
  • Из-за пониженного давления воздуха.
  • Из-за низкой температуры.
  • Из-за слабого огня в костре.

7 класс    Игра №1

         1. Что определяют по шкале Рихтера? (2)

  • Интенсивность землетрясения.
  • Магнитуду землетрясения.
  • Степень воздействия на окружающую среду.
  • Степень разрушения зданий.

           2. Что измеряют по шкале Меркалли? (3)

  • Силу подземных толчков.
  • Мощность землетрясения.
  • Интенсивность землетрясения.
  • Величину землетрясения

           3. Что не рекомендуется делать в классе в момент толчков при землетрясении? (3)

  • Залезть под парты.
  • Стать в дверной проем.
  • Стать у окна.
  • Стать к внутренней капитальной стене.

       4. Что не запрещается делать при первых толчках при землетрясении? (1)

  • Прыгать из окон первого этажа.
  • Пользоваться лифтом.
  • Создавать давку в дверях.
  • Бежать по ступенькам вниз.

           5. Что не относится к массовым инфекционным заболеваниям? (3)

  • Энзоотия.
  • Панзоотия.
  • Этиология. 
  • Эпифитотия.

           6. Как называется массовое инфекционное заболевание животных на территории нескольких стран? (1)

  • Панзоотия.
  • Энзоотия.
  • Эпизоотия.
  • Панинфекция.

          7. Как называется разрушение волнами берегов морей и озер?(2)

  • Эрозия.
  • Абразия. 
  • Склоновый смыв.
  • Осыпи.

           8. Как называется скопления каменных глыб в горах, возникающие при выветривании? (4)

  • Сталагмиты.
  • Сталактиты.
  • Карст.
  • Курумы

7 класс    Игра №2

       1. Как называется центральная часть циклона? (1)

  • Глаз бури.
  • Ухо бури.
  • Нос бури.
  • Хобот бури.

       2. Как переводится с арабского слово «сель»? (4)

  • Буйный поток.
  • Сильный поток.
  • Горный поток.
  • Бурный поток.

         3. Каких селей не бывает? (4)

  • Водно-каменных.
  • Грязекаменных.
  • Грязевых.
  • Водно-грязевых.

       4. Какова минимальная скорость урагана(2)

1. 27 м/с. 2. 32 м/с. 3. 37 м/с. 4. 48 м/с

         5. Каких бурь не бывает? (3)

  • Снежных.
  • Беспыльных.
  • Суховейных.
  • Шквальных.

         6. Что не является названием ветра на суше? (2)

1. Смерч. 2. Шквал. 3. Тромб. 4. Торнадо.

         7. Что не следует делать при внезапном приближении лавины? (4)

  • Ложиться на землю.
  • Укрыться за скалой.
  • Укрыться за большим деревом.
  • Закрепляться веревкой к большому камню.

           8. Где, как правило, не зарождаются тропические циклоны? (1)

  • Побережье Тихого океана у берегов США и Мексики.
  • Индийский океан.
  • Тихий океан у берегов Новой Гвинеи.
  • Тихий океан в районе Филиппин.

7 класс     Игра №3

         1. Какое утверждение неверное?(1)  Воздух в смерче:

  • Вращается по часовой стрелке.
  • Перемещается в горизонтальной плоскости со скоростью 50-60 км/час.
  • Поднимается по спирали.
  • Вращается со скоростью до 360 км/час.

           2. Что не относится к относительно безопасным местам в доме при урагане? (4)

  • Ниши стен.
  • Подветренная сторона дома.
  • Встроенные шкафы.
  • Наветренная сторона дома.

           3. Когда бывают половодья? (2)

  • Осенью.
  • Весной.
  • Летом.
  • В любой из указанных сезонов.

           4. Что не относится к основным поражающим факторам цунами? (2)

  • Размывание.
  • Эпидемия из-за массовой гибели людей и животных.
  • Наводнение. 4.Ударное воздействие волны.                                                

           5. Когда могут происходить паводки? (4)

  • Осенью.
  • Весной.
  • Зимой.
  • В любой из указанных сезонов.

           6. Какое действие считается неправильным при угрозе урагана? (3)

  • Отключить газ, воду, электричество.
  • Закрыть и укрепить двери.
  • Открыть окна с наветренной стороны.
  • Открыть окна с подветренной стороны.

       7. Как называется скопление ледового материала во время ледостава? (1)

1. Зажор. 2. Забор. 3. Затор. 4. Запруда

       8. Какое название неверное по классификации смерчей по происхождению? (3)

1. Невидимые. 2. Водяные. 3. Воздушные. 4. Огненные.

8 класс   Игра №1

         1. Что не является поражающим фактором пожара? (2)

  • Токсичные продукты горения.
  • Радиоактивное облако.
  • Пониженная  концентрация кислорода.
  • Открытый огонь

         2. Что не следует делать, если на вас загорелась одежда? (3)

  • Упасть и перекатываться по земле.
  • Забежать в водоем.
  • Побежать, срывая на ходу одежду.
  • Завернуться в покрывало.

         3. Что не относится к характерным особенностям взрыва? (1)

  • Радиационное загрязнение местности.
  • Большое количество газообразных продуктов.
  • Мощное дробящее действие.
  • Большая скорость химических превращений.

       4. Какое условие протекания процесса горения не следовало указывать? (2)

  • Наличие горючего вещества.
  • Наличие химического соединения, содержащего кислород.
  • Наличие окислителя.
  • Наличие источника воспламенения.

           5. Какую территорию охватывает региональная ЧС? (3)

  • Одного поселения.
  • Двух и более поселений.
  • Одного субъекта РФ.
  • Двух и более субъектов РФ.      

           6. Что не является окислителем? (3)

  • Кислород воздуха.
  • Селитра.
  • Соляная кислота.
  • Азотная кислота

           7. В каком регионе РФ больше химически опасных объектов? (4)

  • В Северо-Западном.
  • В Северо-Кавказском.
  • В Уральском.
  • В Центральном.

           8. Какой запах у фосгена? (1)

  • Гнилых фруктов.
  • Горького миндаля.
  • Мочевины.
  • Нет запаха.

8 класс    Игра № 2

           1. Какое опасное химическое вещество легче воздуха? (1)

  • Формальдегид.
  • Сернистый ангидрид.
  • Пары дихлорэтана.
  • Пары метилового спирта.

           2. Какой газ имеет цвет? (3)

  • Сернистый ангидрид.
  • Аммиак.
  • Хлор.
  • Угарный газ.

           3. Какое опасное химическое вещество не имеет запаха? (1)

  • Угарный газ.
  • Дихлорэтан.
  • Метиловый спирт.
  • Синильная кислота.

           4. Что по площади охвата больше? (4)

  • Первая зона химического заражения.
  • Вторая зона химического заражения.
  • Третья зона химического заражения.
  • Очаг химического заражения.

           5. При поражении каким газом при оказании первой помощи не требуется промывать глаза? (2)

  • Аммиаком.
  • Угарным газом.
  • Формальдегидом.
  • Сернистым ангидридом.

           6. При опасности поражения каким газом не обязательно пользоваться средствами защиты кожи? (3)

  • Угарный газ.
  • Хлор.
  • Окислы азота.
  • Сернистый ангидрид.

         7. От чего не защищает платок, смоченный 2%-ным раствором питьевой соды? (2)

  • Формальдегид. 
  • Фосген.
  • Хлор.
  • Пары дихлорэтана.

         8. От чего может временно защищать платок, смоченный 5%-ным раствором лимонной кислоты? (4)

1. Хлор. 2. Фосген. 3. Угарный газ. 4. Аммиак.

8 класс    Игра № 3

         1. В какую сторону надо выходить из зоны химического заражения? (1)

  • Перпендикулярно ветру.
  • По ветру.
  • Против ветра.
  • Безразлично.

         2. Какой газ вызывает отек легких?(3)

1. Окислы азота. 2. Аммиак. 3. Фосген. 4. Хлор.

         3. Когда произошла авария на ЧАЭС? (4)

1. 7.12.1988г. 2. 22.06.1980г. 3. 16.05.1984г. 26.04.1986г.

           4. Какое облучение считается однократным? (4)

  • Полученное в течение одного часа.
  • Полученное в течение одних суток.
  • Полученное в течение трех суток.
  • Во всех перечисленных случаях.

       5. Концентрация какого газа  летом будет больше на верхних этажах? (3)

  • Хлор.
  • Фосген.
  • Аммиак.
  • Сернистый ангидрид.  

       6. Симптомами какого отравления является дрожание рук, век, а в тяжелых случаях – и ног? (2)

  • Хлором.
  • Ртутью.
  • Окислами азота.
  • Аммиаком.

         7. Какую форму будет иметь зона химического заражения при ветре 1 м/с? (2)

  • Круг.
  • Полукруг.
  • Сектор с углом 90 градусов.
  • Сектор с углом 45 градусов.

         8. Концентрация какого газа летом будет больше на нижних этажах? (4)

  • Метил хлористый.
  • Сероводород.
  • Формальдегид
  • Фосген.

Литература:

Учебник по ОБЖ 5 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М.: Просвещение

Учебник по ОБЖ 6 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М.: Просвещение

Учебник по ОБЖ 7 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М.: Просвещение

Учебник по ОБЖ 8 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М.: Просвещение

Учебник по ОБЖ 9 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М.: Просвещение

Учебник по ОБЖ 10 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М.: Просвещение

Учебник по ОБЖ 11 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М.: Просвещение

Учебник по ОБЖ 10 класс А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. М.: Просвещение

Учебник по ОБЖ 11 класс А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. М.: Просвещение.

Программа общеобразовательных учреждений

Основы безопасности жизнедеятельности 8,10-11 классы

Под общей редакцией А.Т. Смирнова. М.: Просвещение

1. Конституция Российской Федерации.http://www.constitution.ru/2
2. «О гражданской обороне» (1996 год).http://www.mchs.gov.ru/mchs/law/index.php?ID=4426 
3. «О безопасности» (1992год).http://www.mchs.gov.ru/mchs/law/index.php?ID=8251 
4. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 год ).http://www.mchs.gov.ru/mchs/law/index.php?ID=4433 
5. « О пожарной безопасности» (1994 год). http://www.mchs.gov.ru/mchs/law/index.php?ID=4432 
6. «О безопасности дорожного движения» (1995 год). http://www.gibdd.ru/documents/ 
7. «О радиационной безопасности населения» (1996 год). http://www.mchs.gov.ru/mchs/law/index.php?ID=8496 
8. «Об обороне» (1996 год ). http://www.mchs.gov.ru/mchs/law/index.php?ID=4430 
9. «О воинской обязанности и военной службе» (1998 год ).
http://www.old.mil.ru/articles/article3718.shtml 
10. «О статусе военнослужащих» (1998 год). http://www.old.mil.ru/articles/article3648.shtml 
11. «Об образовании» (1992 год ). http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/ 
12. «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ;http://www.consultant.ru/popular/terror/73_1.html 
Постановления Правительства Российской Федерации.
1. «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (№ 547 2003 год).http://www.mchs.gov.ru/mchs/law/index.php?ID=4283 
2. «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к службе в Вооруженных Силах» (№1441 1999 год).http://www.school.edu.ru/laws.asp?cat_ob_no=5966&ob_no=4350&oll.ob_no_to 
3. «О внесении изменений в Федеральный закон « О воинской обязанности и военной службе» и статью 14 Закона РоссийскойФедерации «Об образовании» (№100-ФЗ 2005 год). 
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» ( №422 от 11 июля 2005г.). http://krstur.cross-edu.ru/gos%20programma.htm 
Программно — методическое обеспечение предмета.
1.Приказ Министра Обороны Российской Федерации №203 и Министерства образования Российской Федерации №1936 от 3 мая 2001 года « Об утверждении инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы». http://www.uraledu.ru/node/4500 
2. Региональная учебная программа по курсу ОБЖ ( Информационный бюллетень Департамента образования администрации Владимирской области №7 2007год). 
3.Региональный базисный учебный план (Приказ Директора департамента образования администрации Владимирской области №528 от 25. 07. 2007 года» 
4.Методическое письмо управления общего среднего образования Минобраза России №811.14-12 от 22.05.1998 год «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России».http://infopravo.by.ru/fed1998/ch04/akt17969.shtm 
5. Постановление Министерства труда РФ «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик подолжностям работников учреждений образования Российской Федерации» от 17 августа 1995 года №46.http://www.spbustavsud.ru/printdoc?tid=&nd=9013548&nh=0&ssect=0 
6.Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312». (Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни» № 11 ноябрь 2008г.). http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_08/m241.html 
7.Проект БУПа второй ступени общего образования. (Журнал. «ОБЖ.Основы безопасности жизни» № 6 июнь 2008 года).http://www.bezopasnost.edu66.ru/cont.php?rid=12&id=6

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 5457 673

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 5803 610