Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мир на кончиках пальцев
8 минут 2708 882

Мир на кончиках пальцев

Ershova fotoДорогие друзья, сегодня педагоги ГБОУ СОШ № 1927 (дошкольное отделение) г. Москва Снытникова Светлана Анатольевна, учитель-логопед и Ершова Татьяна Сергеевна, воспитатель, с радостью предлагают вашему вниманию свой опыт работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Данный материал будет интересен педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от авторов:

«К сожалению, многие родители осознают важность развития мелкой моторики только тогда, когда сталкиваются с трудностями обучения ребенка в школе. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных руках ручку и карандаш. Целью нашей работы стало развитие мелкой моторики у детей во взаимодействии с семьей».

Увлекательного чтения…


Мир на кончиках пальцев

Посмотреть статью в полной версии с фотографиями

Сегодня у большинства современных детей отличается общее моторное отставание. Родители стараются покупать обувь на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки, теплые куртки на молнии, и не надо перебирать пальцами и искать пуговицу и петельку. А еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось многое делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать. К сожалению, многие родители осознают важность развития мелкой моторики только тогда, когда сталкиваются с трудностями обучения ребенка в школе.Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных руках ручку и карандаш.

В нашу среднюю группу с ОНР пришли дети « домашние», у них не были сформированы навыки самообслуживания, а формируются эти навыки под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука у ребенка в 4 года несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития, поэтому работу по развитию мелкой моторики и по просвещению родителей в данном вопросе с детьми мы считаем актуальной и своевременной.

Целью нашей работы стало развитие мелкой моторики у детей во взаимодействии с семьей.

Перед родителями на родительском собрании в сентябре мы поставили задачи: учитывая опыт детей, приобретаемый в детском саду, создавать в семье благоприятные условия для развития мелкой моторики.

Интегрируя работу воспитателя, учителя-логопеда, преподавателей музыки, физкультуры, был составлен перспективный план совместной работы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной жизни детей в разных видах деятельности индивидуально и со всей группой. Для того, чтобы работа была результативной, в группе создали развивающуюсреду, приобрели игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых сделаны нами самостоятельно.

Предметно-развивающая среда включает в себя такие компоненты:

  • зона изодеятельности, которая содержит все необходимое для развития руки (различные лекала, трафареты, предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, краски, штамповки и др.).
  • зона экспериментирования, где сосредоточены разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый и природный материал, инструменты.
  • театрально-музыкальная зона, в которой есть аксессуары для развития ручного праксиса (пальчиковые театры, ширма для теневого театра, куклы, сделанные из ниток и других материалов своими руками), а также игры и аксессуары, развивающие темп речи, тембр, силу голоса, интонацию.

Учитывая, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений, мы постарались подобрать максимально эффективные методы и средства.

Средства достижения поставленных целей.

1.Массаж и самомассаж кистей рук с использованием чистоговорок и скороговорок (массаж каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; массаж грецкими орехами, шестигранным карандашом, бусами,прищепками, скрепками и пр.)

2. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

3.Игры с песком и водой (песочная терапия). Детям показываем, как можно глубоко погрузив руки в чистый речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, т. е делать самомассаж. На песке учим рисовать (пальцем или палочкой). Пальцы «ходят гулять» по песку, прыгают, отыскивают в песке спрятанные предметы.

4.Использование продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение). Эти виды деятельности нашли широкое применение не только на занятиях, но и в свободное от них время. Ребенок берет необходимые для него материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью.

5.Шнуровка – дело знакомое еще с младшей группы.

6.С помощью семян и плодов создаем узоры и пейзажи, развиваем творческое воображение.

7.Камушки помогают нам не только развивать координацию движений и глазомер, но и закрепить зрительные образы букв.

8.Макароны и крупа – это не только вкусно, но еще и красиво. Дети могут превратиться в Золушку и разложить в разные кружечки фасоль и горох, которые мы перемешали заранее.

9.Какая модница откажется от украшений, созданных своими руками (нанизывание бусинок, пуговиц и пр).

10.Складывание забавных фигурок, букв из счетных палочек и спичек.

11.Игры в мозаику, пазлы, с конструктором.

12.Игры с болтиками и гайками.

13.Дидактическая игра «Сказка про мишку Топтыжку», помогающая сделать индивидуальную работу с детьми интересной и разнообразной, сочетая в ней разные виды деятельности: артикуляционную гимнастику, развитие мелкой моторики, работу над звукопроизношением и связной речью.

14.Работа с бросовым материалом и бумагой (бумагу мнем, рвем, разглаживаем, режем – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей).

15.Игры с прищепками (прищепки превращаются в волшебных птиц, садятся на дерево) помогают не только развивать мелкую моторику, но также закрепляют сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение.

Ознакомившись с работой, проводимой в группе по развитию мелкой моторики рук, родители стали принимать активное участие в коррекционном процессе, использовать опыт, наработанный воспитателями, в своих семьях.

Создав в группе необходимую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности наших детей, получив поддержку и помощь родителей, мы продолжаем добиваться поставленной цели.

При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формируются психические процессы, развиваются коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует формированию этих качеств, но и постепенно готовится к успешному школьному обучению (к письму).

Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогают нам добиваться хороших результатов. Эти результаты дают положительную динамику, приводят в гармоничное отношение тело и разум.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2411 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2272 608